Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—5 кл
13.03.2018
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.doc
Малый педсовет по теме
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и
обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям
среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и
включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и
социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки
формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии
здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом,
одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных
знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций
свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших пятиклассников. В ходе нашего
расширенного педагогического совета мы должны решить следующие задачи:
выявить основные проблемы, появившиеся у пятиклассников в адаптационный
период;
определить направления дальнейшей работы с учащимися 5го класса.
Для этого на нашем педагогическом совете присутствуют:
администрация школы, в лице: директора школы, зам директора по воспитательной работе,
заместитель директора по УВР, классный руководитель 5го класса, учителяпредметники,
работающие в 5 классе, социальный педагог, врач педиатр и родители учащихся 5го класса.
Рассматриваемые вопросы:
Организация учебного процесса в 5 классе. Зам.директора по УВР.
Характеристика 5 класса. Классный руководитель.
Психологическая диагностика пятиклассников. Социальный педагог.
Здоровье пятиклассников. Врач педиатр.
Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР
«Из начальной школы в основную».
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее
сложных проблем, а период адаптации в 5м классе – один из труднейших периодов школьного
обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников и родителей, но и для
педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи,
научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и
наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил
школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями,
умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что
пятиклассники это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в
соответствии с этим возрастным периодом. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о
сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный
кризис развития детей 910 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований
для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с
педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда
недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической –
снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при
обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно
важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в
среднее звено.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках
образовательного процесса:
учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах социально
педагогической службы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителейпредметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень
растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования
обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со
стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными
для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего
эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера –
основная цель сегодняшнего педсовета.
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается
кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов
свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя
бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы,
необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Организация образовательного процесса в 5 классах соответствует утвержденным
режимным моментам, учебнометодическое обеспечение – заявленным учебным программам,
учебному плану.
Кадровое обеспечение способствует положительному решению вопросов учебно
воспитательного процесса. Из 10 работающих учителей 2 имеют высшую категорию, 3 имеют
1ю квалификационную категорию; 3– вторую и 2 учителя вновь прибывших не имеющих
категории.
В ходе класснообобщающего контроля проведена диагностика ЗУН учащихся по русскому
языку и математике, проверена техника чтения.
У обучающихся 5 классов была проведена техника чтения.
Проверка показала, что выполняют норму чтения 12 обучающихся из 26. Не выполняют норму чтения 14 обучающихся. Средняя скорость чтения – 74 слова в
минуту (что соответствует «2»).
Анализ входных контрольных работ, проведенных на начало 20112012учебного года
показал, что качество знаний по русскому языку составляет 65%, на конец 4 класса – 50%,
общая успеваемость – 74%, на конец 4 класса – 97%.
Допустили в диктанте 6 и более ошибок 7 человек.
Анализ итогов контрольных работ показал, что качество знаний в 5 классе по математике
составляет – 64%, общая успеваемость – 89%. В сравнении с прошлым учебным годом на конец
4 класса качество 69%, успеваемость 95%.
На «2» выполнили контрольную работу 3 учащихся.
В ходе класснообобщающего контроля руководителями МО была проведена проверка
тетрадей по русскому языку и математике.
Цель проверки:
1. Соблюдение обучающимися класса единого орфографического режима.
2. Регулярность проверки работ обучающихся учителямипредметниками.
3. Объективность выставление отметок.
4. Работа учителейпредметников с обучающимися, не выполняющих единый
орфографический режим.
Проведенная проверка показала, что в тетрадях по русскому языку учителями проводится
работа по выполнению обучающимися единого орфографического режима. Внешний вид
тетрадей не у всех аккуратный, имеются небрежные тетради и не у всех тетради обернуты. Все
тетради правильно подписаны.
Работы проверяются учителем в соответствии с требованиями.
В тетрадях по математике большим количеством обучающихся класса единые требования к
ведению тетрадей выполняются. Однако некоторые обучающиеся забывают оставлять
соответствующие пропуски клеток и строк между работами и заданиями. Учителями тетради
проверяются в соответствии с нормами проверки в 5м классе (каждая работа). Оценки
выставлены объективно.
Контроль за ведением дневником проведен заместителем директора по УВР. Не все
дневники учащихся 5 класса в хорошем состоянии, не всегда своевременно учителя
предметники выставляют отметки. Отдельные дневники неаккуратны, имеются неисправленные
ошибки. Классные руководители следят за своевременным заполнением дневников.
На основании работы, проведенной в рамках класснообобщающего контроля, можно сделать
следующие выводы:
1. В основном адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах
допустимой нормы, но среди учащихся пятого класса наблюдаются случаи временной
дезадаптации. Дети с признаками дезадаптации включены в «группу риска».
2. Выявлены «проблемные» предметы и негативное отношение к некоторым учителям,
работающим в классе.
3. Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной
адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы, но результаты бесед
всё же свидетельствуют о наличии временной дезадаптации отдельных учащихся, что
является показателем недостаточности работы в этом направлении.
2. Выступление классного руководителя 5го класса. Портрет класса.
3. Выступления учителейпредметников……..
Сложности организационного и учебного характера. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его
естественное протекание и благополучные результаты.
Вывод: Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис одиннадцати лет, помочь адаптироваться к
школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность,
большая любовь и терпение родителей, а при необходимости консультации профессиональных
психологов.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила,
которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих
одноклассников в школе в период адаптационного периода.
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не
делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык
унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что
это будете Вы.
Закон 3
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не
забывайте об этом.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность
маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей
родительской ответственности.
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем
над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и
«нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и
непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть
попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во
время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может
обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители! Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и
благодарных детей!
Решение:
1.
Учителям предметникам с целью предупреждения перегрузок нужно:
Строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы
домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно
проводить физкультминутки.
2. Разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы
повторения изученного материала, в системе учитывать психологовозрастные и
индивидуальные особенности учащихся.
3. Родителям рекомендовать придерживаться нижеперечисленным советам
Советы родителям:
Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь
сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку.
Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте
внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до
собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили
больше времени.
Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в
присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был
неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в
ситуации.
Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка,
всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше
ориентироваться в школьных проблемах.
Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с
учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть
вопроса и изменить свою точку зрения.
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.