Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Оценка 4.6

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—5 кл
13.03.2018
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.doc
Малый педсовет по теме  «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям  среды.    Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и  включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и  социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки  формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии  здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом,  одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных  знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций  свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших пятиклассников. В ходе нашего  расширенного педагогического совета мы должны решить следующие задачи:   выявить основные проблемы, появившиеся у пятиклассников в    адаптационный   период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 5­го класса. Для этого на нашем педагогическом совете присутствуют: администрация школы, в лице: директора школы, зам директора по воспитательной работе,  заместитель директора по УВР, классный руководитель 5­го класса, учителя­предметники,  работающие в 5 классе, социальный педагог, врач педиатр и родители учащихся 5­го класса. Рассматриваемые вопросы:  Организация учебного процесса в 5 классе. Зам.директора по УВР.  Характеристика 5 класса. Классный руководитель.  Психологическая диагностика пятиклассников. Социальный педагог.  Здоровье пятиклассников. Врач педиатр.   Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР «Из начальной школы в основную». Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее  сложных проблем, а период адаптации в 5­м классе – один из труднейших периодов школьного  обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников и родителей, но и для  педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи,  научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и  наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил  школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями,  умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что  пятиклассники ­ это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в  соответствии с этим возрастным периодом. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о  сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный  кризис развития детей 9­10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с  педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда  недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической –  снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при  обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно  важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в  среднее звено. Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках  образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах социально­ педагогической службы.  Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: • сменой социальной обстановки; • изменением роли учащегося; • увеличением учебной нагрузки; • изменением режима дня; • разностью систем и форм обучения; • нестыковкой программ начальной и основной школы; • различием требований со стороны учителей­предметников; • изменением стиля общения учителей с детьми. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень  растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования  обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со  стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными  для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего  эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера –  основная цель сегодняшнего педсовета.      Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается  кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов  свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя  бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы,  необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.  Организация   образовательного   процесса  в   5   классах   соответствует   утвержденным режимным моментам, учебно­методическое обеспечение – заявленным учебным программам, учебному плану. Кадровое   обеспечение   способствует   положительному   решению   вопросов   учебно­ воспитательного процесса. Из 10 работающих учителей 2 имеют высшую категорию, 3­ имеют 1­ю   квалификационную   категорию;   3–   вторую   и   2   учителя   вновь   прибывших   не   имеющих категории.  В ходе классно­обобщающего контроля проведена диагностика ЗУН учащихся по русскому языку и математике, проверена техника чтения. У обучающихся 5 классов была проведена техника чтения. Проверка показала, что выполняют норму чтения 12 обучающихся из 26. Не   выполняют   норму   чтения   14   обучающихся.   Средняя   скорость   чтения   –   74   слова   в минуту (что соответствует «2»).  Анализ   входных   контрольных   работ,   проведенных   на   начало   2011­2012учебного   года показал, что качество знаний по русскому языку составляет 65%, на конец 4 класса – 50%, общая успеваемость – 74%, на конец 4 класса – 97%.  Допустили в диктанте 6 и более ошибок 7 человек. Анализ итогов контрольных работ показал, что качество знаний в 5 классе по математике составляет – 64%, общая успеваемость – 89%. В сравнении с прошлым учебным годом на конец 4 класса качество 69%, успеваемость 95%. На «2» выполнили контрольную работу 3 учащихся. В   ходе   классно­обобщающего   контроля   руководителями   МО   была   проведена  проверка тетрадей по русскому языку и математике. Цель проверки: 1. Соблюдение обучающимися класса единого орфографического режима. 2. Регулярность проверки работ обучающихся учителями­предметниками. 3. Объективность выставление отметок. 4.   Работа   учителей­предметников   с   обучающимися,   не   выполняющих   единый орфографический режим. Проведенная проверка показала, что в тетрадях по русскому языку учителями проводится работа   по   выполнению   обучающимися   единого   орфографического   режима.   Внешний   вид тетрадей не у всех аккуратный, имеются небрежные тетради и не у всех тетради обернуты. Все тетради правильно подписаны. Работы проверяются учителем в соответствии с требованиями. В тетрадях по математике большим количеством обучающихся класса единые требования к ведению   тетрадей   выполняются.   Однако   некоторые   обучающиеся   забывают   оставлять соответствующие пропуски клеток и строк между работами и заданиями. Учителями тетради проверяются   в   соответствии   с   нормами   проверки   в   5­м   классе   (каждая   работа).   Оценки выставлены объективно.  Контроль за ведением дневником проведен заместителем директора по УВР. Не все дневники   учащихся   5   класса   в   хорошем   состоянии,   не   всегда   своевременно   учителя­ предметники выставляют отметки. Отдельные дневники неаккуратны, имеются неисправленные ошибки. Классные руководители следят за своевременным заполнением дневников.  На основании работы, проведенной в рамках классно­обобщающего контроля, можно сделать следующие выводы: 1. В основном адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы,  но среди учащихся пятого класса наблюдаются случаи  временной дезадаптации. Дети с признаками дезадаптации  включены в «группу риска». 2. Выявлены  «проблемные» предметы и   негативное  отношение к некоторым  учителям, работающим в классе. 3. Все   учителя   используют   различные   формы   и   методы   преподавания   для   успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы, но результаты бесед всё же свидетельствуют о наличии временной дезадаптации отдельных учащихся, что является показателем недостаточности работы в этом направлении.  2. Выступление классного руководителя 5­го класса. Портрет класса. 3. Выступления учителей­предметников…….. Сложности организационного и учебного характера. Поэтому  смысл адаптационного  периода  в школе состоит в том,  чтобы обеспечить его  естественное протекание и благополучные результаты. Вывод: Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис одиннадцати лет, помочь адаптироваться к школьным   условиям,   необходимо   понимание  и   чуткое  отношение  учителя,  внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости ­ консультации профессиональных психологов. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.  Закон 1    Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не  делайте необдуманных шагов! Закон 2   Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык  унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что  это будете Вы. Закон 3    Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого  приводят к боязни и ненависти. Закон 4    Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не  забывайте об этом. Закон 5    Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность  маленькому человеку самостоятельно стать большим. Закон 6   Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей  родительской ответственности. Закон 7   Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем  над ним будут смеяться другие люди. Закон 8 Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Закон 9   Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и  «нет». Закон 10   Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть  попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во  время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может  обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители! Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Решение: 1. Учителям ­ предметникам с целью предупреждения перегрузок нужно:   Строго   регламентировать   подачу   нового   учебного   материала,   соблюдать   нормы домашних   заданий,   дифференцировать   задания   на   всех   этапах   урока,   регулярно проводить физкультминутки. 2. Разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения   изученного   материала,   в   системе   учитывать   психолого­возрастные   и индивидуальные особенности учащихся. 3. Родителям рекомендовать придерживаться нижеперечисленным советам  Советы родителям:  Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку.   Оставьте   за   порогом   школы   ваши   проблемы   и   плохое   настроение.   Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.   С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.   Как   бы   ни   были   ужасны   “прегрешения”   ребенка,   никогда   не   распекайте   его   в присутствии   учительницы.   Поговорите   с   ним   наедине   и   объясните,   что   у   вас   был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.   Родители,   которые   общаются   между   собой   и   знакомы   с   одноклассниками   ребенка, всегда   достигнут   больших   успехов   в   воспитании   своих   детей,   будут   лучше ориентироваться в школьных проблемах.   Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с  учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть  вопроса и изменить свою точку зрения.

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018