Презентация предназначена для родителей, учителей и учащихся. В ней рассказывается о сложностях с которыми сталкиваются 5-ти клашки, проблемы с которыми должны помочь им разобраться родители, учителя. А еще лучше они должны научиться помогать себе самостоятельно. Чтобы дальше идти по жизни с гордо поднятой головой.
адаптация пятиклассников к школе презентация .ppt
Адаптация пятиклассников к школе
Родительское собрание в
5 классе
"Адаптация
пятиклассников
к новым
условиям
учёбы"
Адаптация пятиклассников к школе
Возрастные особенности
младшего подростка:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в
отдаленном будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту;
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Адаптация пятиклассников к школе
Какими должны быть
пятиклассники?
Пятиклассники должны:
•
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и
формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать
отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять
самостоятельность в своих делах и в случае необходимости
обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь
заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и
девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания,
помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный,
правильный выбор.
•
•
•
•
•
•
Адаптация пятиклассников к школе
Критерии готовности к
обучению в средней школе:
• сформированность основных компонентов
учебной деятельности, успешное усвоение
программного материала;
• новообразования младшего школьного
возраста – произвольность, рефлексия,
мышление в понятиях (в соответствующих
возрасту формах);
• качественно иной, более «взрослый» тип
взаимоотношений с учителями и
одноклассниками.
Адаптация пятиклассников к школе
Вопросы родителям:
• Сколько учебных предметов изучалось
Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
• Какова недельная учебная нагрузка была у
Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
• Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в
4 классе? В 5 классе?
• Сколько времени в среднем тратил Ваш
ребёнок на подготовку домашних заданий в 4
классе? В 5 классе?
Адаптация пятиклассников к школе
Сравнительная таблица
4 класс
5 класс
1
2
3
4
8 – 9
предметов
20 – 22
часа
1 – 3
учителя
1 2
часа
12 – 14
предметов
30 – 33
часа
8 – 10
учителей
2 2,5
часа
Адаптация пятиклассников к школе
Возникающие проблемы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных
педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
•
•
темпу, особенностям речи учителей;
•
•
•
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Адаптация пятиклассников к школе
Признаки успешной
адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом
обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при
выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ
попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными
отношениями – с одноклассниками и
учителем.
Адаптация пятиклассников к школе
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими
впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных
событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы,
учителей, одноклассников.
•
•
•
•
•
•
•
•
• Жалобы на те или иные события, связанные со
школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Адаптация пятиклассников к школе
Возможные реакции:
• Интеллектуальная нарушение интеллектуальной
деятельности. Отставание в развитии от
сверстников.
• Поведенческая несоответствие поведения
ребёнка правовым и моральным нормам
(агрессивность, асоциальное поведение).
• Коммуникативная затруднения в общении со
сверстниками и взрослыми.
• Соматическая отклонения в здоровье ребёнка.
• Эмоциональная эмоциональные трудности,
тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Адаптация пятиклассников к школе
Опросник «Чувства в школе»
Из 16
перечисленных
чувств выбери
только 8,
которые ты
наиболее часто
испытываешь в
школе.
Уверенность в себе Тревогу за будущее
Беспокойство
Неудовлет
воренность собой
Раздражение
Благодарность
Симпатию к учителям
Желание приходить
сюда
Скуку
Радость
Обида
Страх
Спокойствие
Сомнение
Усталость
Чувство унижения
Адаптация пятиклассников к школе
Методика изучения удовлетворенностью
учащихся школьной жизнью.
Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с
предложенными утверждениями по следующей шкале:
0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас хороший классный руководитель
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится
(или нравится) в школе (что?)
Адаптация пятиклассников к школе
Результаты 5 «Д » класса:
№ Вопрос
Да
Нет
Не всегда
радостью
коллектив
хорошее настроение
1 Я иду в школу с
2 В школе у меня обычно
3 У нас хороший классный
4 У меня есть любимые
школьные предметы
5 Я привык к новым
6 В начальной школе было
7 На летних каникулах я
8
скучал по школе
учителям
лучше
18
18
18
26
24
3
20
5
3
1
2
17
2
3
5
7
6
4
Адаптация пятиклассников к школе
Чем можно помочь?
• Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное
принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже
столкнулся или может столкнуться.
• Если вас, чтото беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как
можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем
или психологом.
• Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на
психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую
командировку когото из родителей, рождение еще одного ребенка и
тд.) сообщите об этом классному руководителю.
• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные
ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное
общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью
ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему
контролю.
• Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Адаптация пятиклассников к школе
Чем можно помочь?
• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность
общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в
адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек,
дедушек, сверстников).
• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий,
физические и психические наказания.
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному
обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее
привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со
стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и
организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное
стимулирование достижений ребенка.
• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются
терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать
благоприятный климат в семье для ребенка.
Адаптация пятиклассников к школе
Чем можно помочь?
• Создавайте условия для развития самостоятельности в
поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть
домашние обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
• Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник
нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей,
поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых
требованиях школьной жизни.
• Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый
авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать
критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины
его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
• Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе,
многим в школе интересно бывать потому, что там много
друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить
свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с
родителями.
Адаптация пятиклассников к школе
Слова, которые поддерживают и
которые разрушают его веру в
себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
• Зная тебя, я уверен, что вы
все сделали, хорошо.
• Ты делаешь это очень
хорошо.
• У тебя есть некоторые
соображения по этому
поводу? Готов ли ты
начать?
• Это серьезный вызов. Но я
уверен. Что ты готов к нему.
• Зная тебя и твои
способности. Я думаю.
Ты смог бы сделать это
гораздо лучше.
• Эта идея никогда не
сможет быть
реализована.
• Это для тебя слишком
трудно, поэтому я сам
это сделаю.
Адаптация пятиклассников к школе
Способы преодоления
тревожности:
• Не сравнивайте ребенка с окружающими.
• Доверяйте ребенку.
• Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
• Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем
примером ребенку.
• Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
• Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте
без всяких причин того, что разрешали раньше.
• Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
• Используйте наказание лишь в крайних случаях.
• Не унижайте ребенка, наказывая его.
• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых
взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много
ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
• Помогите ему найти дело по душе.
Адаптация пятиклассников к школе
«Открытое письмо родителям»
Дорогие _________________________________________________________________
Вот я и учусь в 5 классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________.
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________.
Иногда я _______________________________________________________________________.
Самый интересный для меня предмет _______________________________________________.
А ещё я ________________________________________________________________________.
Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Больше всего я хочу _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________
_______________________________________________________________________________.
А наш классный руководитель _______________________________________________.
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________
_______________________________________________________________________________.
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
_______________________________________________________________________________.
В 5 классе меня удивило ______________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________
_______________________________________________________________________________.
Жаль, но меня торопят _______________________________________________.
Крепко ______________________________________________.
Дата _________________
Имя __________________
Адаптация пятиклассников к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.