Идем в детский сад!
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более легким?
Многие мамы, приводя малышей в сад
впервые, удивляются тому, как легко они
заходят в группу и, казалось бы, совсем не
переживают их уход. Но следующие дни
показывают, что не все так просто и
малыш очень переживает. Конечно, есть
дети, которые плачут с первого дня.
Встречаются также дети,
которые
действительно не плачут и радостно бегут
в группу, как в первый, так и в
последующие дни. Но таких детей очень
мало. У остальных процесс адаптации
проходит совсем не просто.
Адаптация – это приспособление
организма к изменяющимся внешним
условиям. Психологи и врачи различают
три стадии адаптации ребенка к детскому
саду: легкую, среднюю и тяжелую. При
легкой адаптации поведение ребенка
нормализуется в течении месяца. Аппетит
достигает нормального уровня в течении
первой недели, сон
налаживается в
течении 12 недель. Острых заболеваний
не возникает. Во время адаптации средней
тяжести сон и аппетит восстанавливается
через 2040 дней, в течении месяца
настроение может быть не устойчивым.
Тяжелая адаптация
приводит к
длительным и тяжелым заболеваниям.
Могут замедляться
темпы развития.
Причиной болезней становится то, что все
силы организма направлены на борьбу с
ежедневным стрессом, что приводит к
ослаблению иммунитета.
Кому легко, а кому трудно?
Часть детей адаптируются относительно
легко, и негативные моменты у них уходят в
течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и
адаптация может длиться около 2 месяцев, по
истечении которых их тревога значительно
снижается. Если же ребенок не адаптировался по
истечении 3 месяцев, такая адаптация считается
тяжелой и требует помощи специалиста
психолога.
Кому адаптироваться легче?
Детям, чьи родители готовили их к
посещению сада заранее, за несколько
месяцев до этого события. Эта подготовка
могла заключаться в том, что родители читали
сказочные истории о посещении садика,
играли «в садик» с игрушками, гуляли возле
садика или на его территории, рассказывая
малышу, что ему предстоит туда ходить.
т.е.
Детям,
физически здоровым,
не
имеющим ни хронических заболеваний, ни
предрасположенности к частым простудным
заболеваниям.
В адаптационный период все силы организма
напряжены, и когда можно направить их на
привыкание к новому, не тратя еще и на
борьбу с болезнью, это хороший «старт».
Детям,
имеющим
навыки
самостоятельности. Это одевание (хотя бы
в небольшом объеме), «горшечный» этикет,
самостоятельное принятие пищи.
Если
ребенок это все умеет, он не тратит силы на
то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется
уже сложившимися навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада.
За месяц до посещения сада родители должны
начать приводить режим ребенка к тому,
какой его ждет в саду: 7:30 – подъем,
умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для
прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 –
прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки,
12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон,
15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать
утром, лучше лечь не позже 20:30.
Детям, чей рацион питания приближен к
садовскому. Если ребенок видит на тарелке
болееменее привычную пищу, он быстрее
начинает кушать в саду, а еда и питье – это
залог более уравновешенного состояния.
Основу рациона составляют каши, творожные
запеканки и сырники, омлет, различные
котлеты (мясные, куриные и рыбные),
тушеные овощи и, конечно, супы.
Эмоции ребенка
В первые дни пребывания в саду гораздо
сильнее выражены отрицательные эмоции: от
хныканья, «плача за компанию» до постоянного
приступообразного плача. Особенно яркими
являются проявления страха (кроха явно боится
идти в садик, боится воспитателя или того, что
мама за ним не вернется), гнева (когда малыш
вырывается, не давая себя раздеть, или даже
может ударить взрослого,
собирающегося
оставить его),
депрессивные реакции и
«заторможенность», как будто эмоций нет
вообще. В первые дни ребенок испытывает мало
положительных эмоций. Он очень расстроен
расставанием с мамой и привычной средой. Если
малыш и улыбается, то в основном это реакция
на новизну или на яркий стимул (необычная
игрушка, «одушевленная» взрослым веселая
игра). Наберитесь терпения!
придут
На смену отрицательным эмоциям
положительные,
обязательно
свидетельствующие
завершении
адаптационного периода. А вот плакать при
расставании кроха может еще долго, и это не
говорит о том, что адаптация идет плохо. Если
оребенок успокаивается в течение нескольких
минут после ухода мамы, то все в порядке.
Чем может помочь мама?
Каждая мама, видя, насколько ребенку
непросто, желает помочь ему быстрее
адаптироваться.
И это замечательно.
Комплекс мер состоит в том, чтобы создать
дома бережную обстановку, щадящую нервную
систему малыша, которая и так работает на
полную мощность.
Будьте терпимее к капризам. Они
возникают изза перегрузки нервной
системы. Обнимите кроху, помогите
ему успокоиться и переключите на
другую деятельность (игру).
Дайте в сад небольшую игрушку
Малыши этого возраста могут
нуждаться в игрушке – заместителе
мамы. Прижимая к себе чтото
мягкое, которое является частичкой
дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Муниципальное
автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Башкирский детский сад № 308»
городского округа город Уфа Республики
положительно
В присутствии ребенка всегда
о
отзывайтесь
воспитателях и саде. Даже в том
случае, если вам чтото не понравилось.
Разговаривайте об этом не только с
крохой. Расскажите комунибудь в его
присутствии, в какой хороший сад
теперь ходит малыш и какие
замечательные воспитатели там
работают.
В выходные дни не меняйте режим дня
ребенка. Можно позволить поспать ему
чуть дольше, но не нужно позволять
«отсыпаться» слишком долго, что
существенно
сдвинуть
распорядок дня.
может
Постарайтесь, чтобы дома малыша
окружала спокойная и бесконфликтная
атмосфера. Чаще обнимайте малыша,
гладьте по головке, говорите ласковые
слова.
Отмечайте его успехи,
улучшение в поведении. Больше хвалите,
чем ругайте. Ему так сейчас нужна
ваша поддержка!
и надевать.
Надевайте в садик только ту
одежду, в которой ребенок сможет
чувствовать себя раскованно и
свободно,
которую будет в
состоянии самостоятельно легко
снимать
Не
обязательно она должна быть
новой и дорогой. Время, проводимое
ребенком в группе в первые недели,
следует
очень
постепенно, возможно, вначале по
началу стоит оставлять только до
обеда. Увеличить время пребывания
ребенка в саду можно только при
хорошем эмоциональном состоянии
ребенка.
увеличивать
Рахматуллина Лилия
Составитель:
Рамиловна,
первой
категории МАДОУ «Башкирский детский
сад №308»
педагогпсихолог
Башкортостан
Идем в детский сад!
Ваш малыш совсем скоро впервые
пойдет в детский сад. Конечно, вы очень
волнуетесь,
как он отреагирует на
перемены в его жизни, понравится ли ему
в саду, быстро ли он привыкнет. Выпредставляете массу проблем и пытаетесь
их разрешить в своем воображении. С
какими реальными проблемами возможно
придется столкнуться вам и малышу и как
сделать процесс адаптации более легким?