Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажное чудо»
Срок реализации: 1 год
Составила Мухаметшина Эльвира Рашитовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 Н - 09-3242);
5. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
8. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 27 мая 2000года).
Актуальность
В настоящее время огромное количество детей относится к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с
тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Федеральные государственные образовательные стандарты и личностно-ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребёнка с ОВЗ, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и поэтому данная программа востребована родителями, заинтересованными в развитии своих детей с отклонениями здоровья. Одним из ведущих направлений развития ребёнка с ОВЗ является художественно-эстетическое, в которое входит образовательная область декоративно - прикладного творчества. Прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью и привлекательностью для детей.
Программа направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
Отличительные особенности программы является то, что она адаптирована к определенной категории детей с ОВЗ с учетом их психологических, возрастных и индивидуальных особенностей. Адаптированная программа определяет пути решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы.
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы «Бумажное чудо» включает:
1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы:
Адресат программы
Программа «Бумажное чудо» разработана для детей с ОВЗ младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития (далее ЗПР) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].
Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность, задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.
Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны: низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития. Коррекционное обучение, направленное на оптимизацию мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей (Лубовский, 1979).
Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых (Усанова, 2006).
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев сформированности компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации (Усанова, 2006)
Программа построена с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы – 7-10 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют дефекты в развитии как физическом, так и психологическом и предусматривают особый подход в обучении, с помощью которого ребенок развивает необходимые жизненные навыки.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Поэтому программа основана на таких принципах:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоемкой работе, для них велика потребность в игре (ролевой, сюжетной, познавательной). Для них даются специальные задания в игровой форме, предлагаются упрощенные модели поделок из бумаги. В этом возрасте для ребёнка очень важна оценка его деятельности, поэтому в обучении используется метод поощрения.
Срок реализации дополнительной адаптированной общеобразовательной программы «Бумажное чудо» – 1 год.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса
Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Специфика форм организации деятельности по программе «Бумажное чудо» состоит в том, что поделки, выполняемые воспитанниками, могут быть изготовлены как индивидуально, так и микрогруппой, члены которой выполняют часть общего замысла или самостоятельно завершенное задание. При распределении заданий учитываются возрастные особенности, способности ребёнка, его интересы.
Во время занятий по программе «Бумажное чудо» для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Организуя деятельность, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Для этого используются различные по уровню сложности поделки.
При организации образовательного процесса создаются специальные условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала:
- постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне «учитель — ученик». На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия в группе.
- возможность чередования сложных и легких заданий.
- объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала.
- формирование учебного и временного стереотипа: у обучающегося должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания.
- дозированное введение новизны.
- Принципы построения программы:
- постепенность;
- возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов;
- единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
- Методы обучения, способствующие организации и реализации программы являются методами, активизирующими творческое мышление:
•вербальные методы: рассказ, беседа, дискуссия;
• наглядные методы: демонстрация, наблюдение, работа по схемам, образцам;
• практические методы;
• метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.
Эти методы побуждают познавательную активность воспитанников, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и умении выполнять различные поделки из бумаги.
Методы используются в комплексе. При этом на каждом этапе те или иные методы играют первостепенную роль.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут, с обязательным включением в структуру занятия двух физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии (34 часа в год).
Цель и задачи программы
Цель:
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи:
Личностные: формировать
- установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Метапредметные: формировать
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умения работать с учебной книгой для решения
коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся;
- умения использования элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Предметные: формировать
- навыки самообслуживания; усвоения правил техники безопасности;
- навыки трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,
- навыки использования приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.
Содержание программы
Учебно-тематический план для обучающихся с ЗПР
№ |
Название раздела и тем |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Организационное занятие. |
1 |
1 |
- |
|
Материалы, инструменты, ТБ. |
|
|
|
2. |
Обрывная аппликация. |
11 |
1 |
10 |
3. |
Простая аппликация. |
10 |
2 |
8 |
4. |
Оригами. |
11 |
3 |
8 |
5. |
Итоговое занятие. |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
34 |
7 |
27 |
Содержание программы:
1. Организационное занятие.
2. Теоретическая работа.
Знакомства с ребёнком, родителями. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правил техники безопасности, ПДД,.
3. Обрывная аппликация.
· Теоретическая работа.
· Ознакомить с обрывной аппликацией.
· Практическая работа.Изготовление работ в технике обрывная аппликация. Изготовление открыток в технике аппликация.
4. Простая аппликация.
· Теоретическая работа.
· Ознакомить с простой аппликацией. Дать понятие шаблон, контур. Практическая работа.
· Изготовление работ в технике простая аппликация. Изготовление работ из кругов. Оформление открыток к различным праздникам в технике простая аппликация.
5. Оригами.
· Теоретическая работа.
· Дать понятие оригами. История возникновения оригами. Рассказ о технике, основных приемах изготовления, базовых формах.
· Практическая работа.
· Изучение схем. Изучение геометрических форм: деление отрезка пополам, деление угла пополам. Изготовление несложных фигурок. Изготовление деталей орнамента в традиционной форме оригами с подбором цветового решения
6. Итоговое занятие.
· Практическая работа.
· Подготовка работ к выставке. Оформление готовых работ.
Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок: |
В результате обучения по программе у ребенка: |
-будет знать и соблюдать правила техники безопасности; -научится работать с различными инструментами; -будет уметь подготавливать все необходимое для работы с бумагой; -будет уметь читать схему изготовления поделок; -будет уметь подбирать подходящие формы для изделий; -будет уметь создавать различные изделия из бумаги в технике: простая и обрывная аппликация, оригами; - будет уметь оформлять поделки; -будет знать и называть геометрические фигуры. |
-будут сформированы простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; -улучшается координации и точность движений рук, концентрация внимания; -улучшаются коммуникативные навыки, повышается степень адаптации ребёнка в социуме; -раскрываются потенциальные способности; -развивается интерес к предмету через результаты своего труда; -будут развиты творческие способности. |
Комплекс организационно - педагогических условий
Условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей с ОВЗ.
Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядных пособий.
Занятия проходят в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников.
Предусмотрены места для выставки готовых изделий.
1. Наличие материалов и инструментов. Инструменты размещаются в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).
2. Информационный стенд, на котором размещены правила техники безопасности при работе с инструментами. Правила противопожарной безопасности.
Информационное обеспечение содержит: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото, демонстрационный материал: изделия, таблицы, показывающие последовательность изготовления поделок из бумаги и их оформления.
Методы отслеживания результативности:
• творческая работа;
• выставка;
• конкурс;
• педагогическое наблюдение;
• педагогический анализ результатов: выполнения обучающимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, спектаклях), активности обучающихся на занятиях.
• мониторинг: для отслеживания результативности используются дневники достижений воспитанников, портфолио, учащихся с ОВЗ и т.д.
Оценка результативности для обучающихся с ЗПР
Технология определения обученности ребенка по программе дополнительного образования.
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества
|
1.Теоретическая подготовка обучающихся.
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы)
1.2.Владение специальной терминологией.
|
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
|
1-3 балла – обучающийся не овладел знаниями предусмотренных программой и не знает терминологии; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой и избегает употреблять специальные термины; 7-9 баллов – объем усвоенных знаний составляет более ½ и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов – обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов – обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии. |
2.Практическая подготовка обучающихся. 2.1.Практические и умения, и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы)
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.
2.3. Творческие навыки.
|
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствия затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. Креативность в выполнении практических заданий.
|
1-3 балла – обучающийся не овладел умениями и навыками предусмотренных программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; 7-9 баллов – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов – обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. |
3.Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.2. Умение организовать свое рабочее место. 3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат.
|
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.
Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой.
Аккуратность и ответственность в работе. |
1-3 балла – обучающийся не знает правилбезопасности, не умеет готовить рабочее место и не аккуратен в работе. 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов – обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более ½, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 10-12 баллов – обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов – обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратен и ответственный при выполнении задания.
|
1-3 балла – низкий уровень 4-6 балла – ниже среднего уровня 7-9 балла – средний уровень |
10-12 балла – выше среднего уровня 13-15 балла – высокий уровень
|
Мониторинг развития и воспитания обучающихся
1. Самостоятельность |
Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей. Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения. Низкий 1-3 б. – при выполнении работ нуждается в руководстве. |
2.Инициативность и творчество |
Высокий 13-15 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), помогает товарищам при разработке эскизов. Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), но не помогает товарищам при разработке эскизов. Средний 7-9 б. – в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету). Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в основном работает по образцу. Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля. |
3.Осознание значимости деятельности |
Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…) и побуждение к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества. |
Отношение к людям |
|
2.Отношение к сверстникам |
Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых. Выше среднего 10-12 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам. Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен. Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками. Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками. |
Отношение к себе |
|
1.Соблюдение правил культуры поведения |
Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. Выше среднего 10-12 б. – соблюдает правила культуры поведения. Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения. Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при наличии контроля. Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения. |
2. Самооценка |
Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях) Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная самооценка Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная самооценка Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная самооценка Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я – лучше всех») заниженная (неуверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях) |
3.Стремление к самосовершенствованию |
Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим. Выше среднего 10-12 б. – знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону. Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога. Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств.
|
|
Календарно-тематическое планирование «Бумажное чудо» |
|
||
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведен |
|
1 |
Организационное занятие. Материалы, инструменты, ТБ. |
1 |
|
|
Тема: «Обрывная аппликация» - 11ч. |
||||
2 |
Сгибание листа бумаги. |
1 |
|
|
3 |
Разрывание бумаги по линии сгиба. |
1 |
|
|
4 |
Отрывание мелких кусочков от полоски бумаги. |
1 |
|
|
5 |
Обрывание бумаги по контуру рисунка. |
1 |
|
|
6 |
Сминание и скатывание бумаги пальчиками. |
1 |
|
|
7 |
Скатывание бумаги ладошками. |
2 |
|
|
8 |
Соединение частей при помощи клея: |
1 |
|
|
|
- «точечное» |
|
|
|
|
- «сплошное» |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Из предложенных картинок выбрать овощи. |
1 |
|
|
10 |
Из предложенных картинок выбрать фрукты. |
1 |
|
|
11 |
Группировка предметов по цветам. |
1 |
|
|
|
Тема: «Простая аппликация» - 10 ч. |
|
|
|
12 |
Узнавание основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник). |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Разметка по шаблонам простой конфигурации. |
1 |
|
|
14 |
Разметка по шаблонам сложной конфигурации. |
1 |
|
|
15 |
«Разрез по короткой прямой линии». |
1 |
|
|
16 |
«Разрез по короткой наклонной линии». |
1 |
|
|
17 |
«Разрез по незначительно изогнутой линии». |
1 |
|
|
18 |
«Вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму. |
2 |
|
|
19 |
«Вырезание по совершенной кривой линии (кругу)» |
2 |
|
|
Тема: «Оригами» - 12 ч. |
||||
20 |
Приемы сгибания бумаги: |
2 |
|
|
21 |
«Сгибание треугольника пополам». |
2 |
|
|
22 |
«Сгибание квадрата с угла на угол». |
1 |
|
|
23 |
«Сгибание квадрата пополам». |
1 |
|
|
24 |
«Сгибание сторон к середине». |
2 |
|
|
25 |
«Сгибание углов к центру». |
3 |
|
|
26 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Методические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала в работе с детьми ОВЗ используются методические разработки, методические пособия и наглядные пособия следующих видов:
- объемный (образцы изделий);
- схематический или символический (схемы, рисунки, шаблоны);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические
задания).
№ |
Раздел или тема программы |
Форма занятий |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
1 |
Организационное занятие. Инструктаж. |
Инструктаж по технике безопасности, беседа. Игра. |
Наглядный материал. |
Игра. |
2 |
Обрывная аппликация |
Рассказ, практическая работа. |
Цветная бумага. наглядный материал.
|
Выставка изделий.
|
3 |
Простая аппликация. |
Рассказ, практическая работа. |
Цветная бумага. наглядный материал.
|
Конкурс на лучшее изделие. |
4 |
Базовые формы оригами |
Рассказ, практическая работа. |
Квадраты разного размера, разных цветов, наглядный материал. |
Выставка изделий.
|
5 |
Итоговое занятие. Выставка. |
«Путешествие в город мастеров» |
|
Итоговая выставка творческих работ. |
Информационное обеспечение
Список литературы для педагога:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. -
М., «Оникс», 2008г.
2. Выгонов В. Оригами. - Москва, издательский Дом МСП, 2006 г.
3. Волков И. П. Учим творчеству. М., 1983г.
4. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. - М., 1978г.
5. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк, Сталкер, 2007 г.
6. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги, природных материалов. – М., Мой мир, 2006 г.
7. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000 г.
8. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М. «АСТ-Пресс», 2010 г.
9. Способности вашего ребенка. - М., 1974г.
10. Тхоржевский Д. А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. - Мн., 1986г.
Список литературы для родителей и детей:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. -
М., «Оникс», 2008г.
2. Выгонов В. Оригами. - Москва, издательский Дом МСП, 2006 г.
3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк, Сталкер, 2007 г.
4. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги, природных материалов. - Москва, Мой мир, 2006 г.
5. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М. «АСТ-Пресс», 2010 г.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.