Адаптированная индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Подготовительная к школе группа
Оценка 4.6

Адаптированная индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Подготовительная к школе группа

Оценка 4.6
Документация
pdf
дефектология
6 кл—7 кл
24.05.2021
Адаптированная индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Подготовительная к школе группа
Цель реализации Программы: психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития познавательных процессов личности ребенка с ТНР. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: - Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений. - Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием. - Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Обеспечение условия для социализации детей. - Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ТНР у детей. - Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества. - Взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребёнка.
АОП.pdf

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края 

 

 

 

Принято:                                                                                    Утверждаю: Педагогическим советом                                                               Заведующий МБ ДОУ 

Протокол № 1 от                                                                         д/с № 18 «Непоседа»

«____» _______ 2019г.                                                                  Ромах И.Н._________

                                                                                          «____» _______ 2019г.

                                                                     

                                                                                                                       

 

 

 

Адаптированная индивидуальная образовательная программа  дошкольного образования для ребенка с ОВЗ  (тяжёлое нарушение речи). 

Подготовительная к школе группа

 

 

Учитель-логопед: Чернецкая Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

г.Ипатово

2019-2020уч.г.

 

                                                     

Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР

 

 

И.Ф. ребенка - П.К

Дата рождения 25.03. 20013 г.  

Срок реализации  2019- 2020 уч. г.

Согласованно (подпись родителей, законных представителей)_____________

   

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

                I.       Целевой раздел                                                                         

1.1.  Пояснительная записка адаптированной     индивидуальной образовательной      программы для ребенка с    

                ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)                                                          

1.2.  Цели и задачи реализации Программы       1.3.  Принципы и подходы к реализации Программы  

                   1.4.  Характеристики, значимые для разработки и реализации         

Программы

1.5.  Планируемые результаты как целевые ориентиры  освоения воспитанником Программы 

                II.      Содержательный раздел                                                         

2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в    соответствии с                    направлениями развития ребенка с       ТНР, представленными в пяти образовательных областях  2.2. Вариативные формы, способы, методы, средства        реализации Программы          

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и  культурных практик      

2.4. Организация коррекционно-развивающей деятельности для  ребенка           с ТНР      

                III.    Организационный раздел                                                       

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения и воспитания           

                Список использованной литературы                                                   

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.Пояснительная записка

  Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ТНР МБ ДОУ д/с№ 18 «Непоседа» г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (далее – Программа) разработана на основании     нормативно-правовых документов,         регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

-        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. 

-        Приказ Минобрнауки России от 17октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

-        Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от

28.02.2014 г. № 08-249. 

-        Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 

-        Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». 

-        Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». 

-        Постановление главного государственного санитарного врача Российской

Федерации         от       15       мая       2013       года       №26       «Об       утверждении

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

-        Индивидуальная программа ребёнка с ТНР. 

-        Основная образовательной программа дошкольного образования МБ ДОУ д/с № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края. 

-        Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ(ТНР)МБ ДОУ д/с № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края. 

 Данная рабочая программа предназначена для работы с ребенком возраста 6 лет с ТНР.  Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.  

 Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда  в установлении продуктивного взаимодействия с  семьей дошкольника для максимальной профилактики отставания в познавательном и речевом  развитии.

     Программа  разработана  на основе  примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебного- методического объединения по общему образованию, примерной общеобразовательной программой  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с  рекомендациям «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкиной, Г. Г. Голубевой и др., под редакцией профессора Л.В. Лопатиной, а также  на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

 Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для ребенка с ТНР:

-  развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер ;

-  развития позитивных качеств личности;

-  формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

  

1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной  образовательной программы для ребенка с ОВЗ

 Цель реализации Программы: психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития познавательных процессов личности ребенка с ТНР.

 Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: - Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений.

-                Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы  учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием.

-                Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Обеспечение условия для социализации детей.

-                Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ТНР у детей.

-                Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 

-                Взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребёнка. 

 

 

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы   Программа построена на следующих принципах:

-                коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;

-                учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

-                психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

-                интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями

образовательных областей;

 Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:

-                Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

-                Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

-                Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.

 Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

-                Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

-                Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.

  Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования  единой темы на занятиях воспитателя, логопеда дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.

 Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Такой подход обеспечивает: ­ ­ «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; ­ поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; ­ ­ многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; ­ возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); ­ выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

 

1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы         Особенности контингента детей с ТНР

 Дети с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16)

  Понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

 Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.        

 

 

 

 

Общая характеристика речевого развития детей с ТНР

 В классической литературе выделено 4 уровня, характеризующих речевой статус детей с общим недоразвитием речи (ОНР):

-           Первый уровень развития речи характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована;

-           На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают. Дети начинают общаться не только с помощью жестов, лепетных слов, как на первом уровне, но и с 7 помощью достаточно постоянных, хотя и искажённых в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. 

-           Третий уровень речевого развития характеризуется более или менее развёрнутой обиходной речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. У детей отмечаются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.

-           Для детей четвёртого уровня речевого развития характерны нередко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий.

 

Характеристика воспитанника П.К. 6 лет

Процесс адаптации прошел спокойно. Мелкая моторика развита слабо. На музыкальном и физкультурном занятиях ребенок, выполняя задание ориентируется не на правило, а на эмоциональное заражение, транслируемое детьми, может орать, не слушаться и не обращать внимание на замечания или призывы взрослого. На занятиях основного блока образовательной программы сидит с отсутствующим видом, может не участвовать в происходящем. Преобладает непроизвольное внимание, общий уровень развития психических процессов в пределах нормы, не полное понимание ребенком обращенной речи взрослого, предъявляемой инструкции. В отношениях со взрослыми склонен к отказным реакциям, возбудимости. Если нуждается в помощи взрослого, то привлекает к себе с помощью действия (толкнуть рукой, попытаться встать, уйти). Ребенок иногда может вести себя по отношению к детям неадекватно ситуации: толкнуть, разрушить постройку, отнять игрушку, т.о. пытаясь привлечь к себе внимание, вступить в контакт. Игровые навыки не сформированы, игра сугубо манипулятивная. Навыки самообслуживания сформированы.

 Недостаточный уровень словарного запаса: затрудняется при образовании родственных слов, при подборе синонимов, антонимов, приставочных глаголов. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, в употреблении сложных предлогов. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).

Среди ошибок грамматического оформления речи выявлены: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия проявляется в затруднении различения акустически и арткуляторно близких звуков.

Связная речь. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется организующая, обучающая помощь, наблюдается трудность программирования связных высказываний.

Заключение ПМПК от 26.09.2017. Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального компонента.

 

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной индивидуальной образовательной программы  Целевые ориентиры для воспитанника с ТНР:

-  обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

-  усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

-  употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

-  умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

-  умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

-  правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели

-  умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

-  умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

-  составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

-  умеет составлять творческие рассказы;

-  осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

 

 

 

 

-  владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

-  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

-  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

-  умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

-  знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

-  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

-  воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Предполагаемый результат работы психолого-педагогической служб Программа помогает старшему дошкольнику развить социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить учебную мотивацию.

 

2. Содержательный раздел

2.1 Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий:

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных адаптированной образовательной программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий всех специалистов.

Ведущим специалистом,     проводящим        и       координирующим коррекционно-педагогическую работу с ребенком, является учитель – логопед. Задачи  логопедической работы.

1.  Привлекать ребёнка к совместной деятельности на занятиях с другими детьми.

2.  Работать над накоплением активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам. 

3.  Учить формировать обобщающие понятия.

4.  Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

5.  Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами. 

6.Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

 

 

7.  Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными мужского и женского рода. 

8.  Формировать умение образовывать названия детёнышей животных и птиц. 

9.  Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа. 

10.        Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. 

11.        Формировать фонематическое восприятие (учить произносить слоги и слова с оппозиционными звуками). 

12.        Научить выделять гласные из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.  13. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов. 

14.   Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из двух, трех звуков. 

15.   Научить подбирать слова с заданным звуком. 

16.   Постановка, автоматизация шипящих звуков [ш], [ж], [щ], в слогах, словах, предложениях, фразах. 

17.   Дифференциация звуков [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях, фразах.

18.   Постановка, автоматизация сонорных звуков [р], [р`], [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах. 

19.   Дифференциация звуков [р] — [р`] в слогах, словах, предложениях, фразах. 

20.   Дифференциация звуков [л] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах. 

21.   Дифференциация звуков [р] — [л] в слогах, словах, предложениях, фразах. 

22.   Дифференциация звуков [р`] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах. 

23.   Формирование навыка пересказа небольших текстов, сказок: - с использованием серии сюжетных картин.

24.   Формирование умения составлять описательный рассказ - по игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план) - по картинке (с опорой на схематичный рисуночный план) 

25.   Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине (по серии) картин.

2.2. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника с ОВЗ, специфики его образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей).

 

 

 

 

 

 

 

Виды детской деятельности

Образовательная область

Формы организации детских видов деятельности

Социально-коммуникативное развитие

     Игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.

  Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и другие индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный труд и др.

Познавательное развитие

  Непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты и др.

Речевое развитие

  Непосредственно образовательная деятельность, ситуация общения, игры, учебно-игровые ситуации, экскурсии, проекты, проблемные ситуации, лего-элементы и др. (определяет учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями

учителя-логопеда;

Художественно-эстетическое развитие

 Непосредственно        образовательная деятельность.

Выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы, беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания и др.

 Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические 

 

 

 

движения, музыкальные       игры и импровизации и др.

Физическое развитие

 Непосредственно образовательная деятельность, утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, соревнования, праздники, эстафеты, и др.

 

Для решения образовательных задач Программы используются следующие методы обучения:

Методы по источнику знаний

Методы по характеру образов деятельности

Словесные

Наглядные

Практические

Информационно-рецептивный;

 Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый;  Исследовательский; Активные методы. 

 

  Формы организации непосредственно образовательная деятельность групповая – 25- 30 минут, индивидуальная, продолжительностью 10-15 минут.

 Коррекционно-развивающая работа с дошкольником с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с воспитанником, используют в разных формах организации детской деятельности именно игровой метод как ведущий.  В середине каждой непосредственно образовательной деятельности статического характера педагог проводит физкультурные минутки. Обязательны десятиминутные перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности.

 

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

 С целью обеспечения воспитаннику радостно и содержательно прожить период дошкольного детства ритм жизни ребенка в детском саду задается чередованием различных видов деятельности.  Ритмическая структура дня  День делится на три блока:

  1. Утренний образовательный блок – продолжительность с 07.15 до 09.00 часов, включает в себя:

-  самостоятельную деятельность;

-  образовательную деятельность ребенка в ходе режимных моментов;

-  взаимодействие с семьей.

  Организуется в виде группового сбора «Утро радостных встреч». Его задачи:

-  установить комфортный социально-психологический климат;

-  пообщаться с ребенком, посмеяться и повеселиться; - познакомить ребенка с новыми материалами; - ввести новую тему и обсудить ее.

  2. Развивающий блок – продолжительность с 09.00 до 12.30 часов, включает в себя:

-  организованную образовательную деятельность;

-  образовательную деятельность в ходе режимных моментов.

  3.  Вечерний образовательный блок – продолжительность с 15.00 до 17.45 часов - включает в себя:

-  организованную образовательную деятельность;

-  самостоятельную деятельность;

-  образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

-  взаимодействие с семьей. Организуется в виде группового сбора «Вечер воспоминаний». Задачи вечернего сбора:

-  пообщаться по поводу прожитого дня;

-  обменяться впечатлениями;

-  пообщаться с ребенком, посмеяться и повеселиться;

-  подвести итоги разных видов активности в течение дня.

 

2.4.  Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с

ТНР

 Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с ТНР являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов, и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

 Цель коррекционной работы – это освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально- волевой сферы ребенка с ТНР.

 Для определения наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в ДОУ функционирует психолого- медико- педагогический консилиум.

 В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

-  системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

-  сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

-  систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

-  интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;

-  использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

 Коррекционная работа включает время, отведенное на:

-  индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда; - непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,      познавательно-исследовательской,       продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

-  образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-  самостоятельную деятельность ребенка;

-  взаимодействие с семьей воспитанника по реализации адаптированной индивидуальной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.

 Структура коррекционной работы представлена блоками: консультативная работа, информационно-просветительская      работа,       коррекционно-развивающий, диагностическая.

 I блок. Диагностический

 Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

-                выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР; -          спланировать      коррекционные   мероприятия,         разработать         программы коррекционной работы;

-                оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; - определить условия воспитания и обучения ребенка; - консультировать родителей ребенка.

  Одним из основных принципов диагностики, является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ТНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.

 Обследование ребенка проводится индивидуально  учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной индивидуальной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.

  В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы.

    Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи ребенка, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.  Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.

 Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.  

II блок. Коррекционно-развивающий

   Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется как в групповой деятельности, так и индивидуально.

 Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 20-25 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты.

 Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.

 Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.

 Коррекционно-развивающая        работа        строится     на      основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний ребенка и его психических процессов.

 Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы     является     создание     адекватной возможностям     ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

 Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.

 Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.  III блок. Информационно просветительская работа

 Информирование родителей (законных представителей) по социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с ТНР.  Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно-просветительской работы: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель.

 Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с ТНР. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, учителем-логопедом, семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, детской психологии.

 IV блок. Консультативная работа

 Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР через взаимодействие учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателями с семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

      

III Организационный раздел

 Организационный раздел адаптированной индивидуальной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР, предполагающий режим дня воспитанника; материально-техническое обеспечение; особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; организацию развивающей предметно-пространственной среды соответствует организационному разделу адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово, Ипатовского района Ставропольского края и  основной образовательной программе  дошкольного образования  МБ ДОУ д/с

№18 «Непоседа»  г.Ипатово, Ипатовского района Ставропольского края. 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. для студентов . – М.: Классикс Стиль, 2003.- 160 с.

2.Примерная адаптированная основная образовательная программа для до- школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.

Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида Москва. 3 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с

4. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. - 3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Непоседа» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Непоседа» г

Ипатово 2019-2020уч.г.

Ипатово 2019-2020уч.г.

Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с

Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2

Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с

Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с

Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы: -

Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы: -

Характеристики, значимые для разработки и реализации

Характеристики, значимые для разработки и реализации

На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают

На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Предполагаемый результат работы психолого-педагогической служб

Предполагаемый результат работы психолого-педагогической служб

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже

Формирование умения составлять описательный рассказ - по игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план) - по картинке (с опорой на схематичный рисуночный план) 15

Формирование умения составлять описательный рассказ - по игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план) - по картинке (с опорой на схематичный рисуночный план) 15

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Словесные Наглядные Практические

Словесные Наглядные Практические

Вечерний образовательный блок – продолжительность с 15

Вечерний образовательный блок – продолжительность с 15

Коррекционная работа включает время, отведенное на: - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда; - непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,…

Коррекционная работа включает время, отведенное на: - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда; - непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,…

Обследование ребенка проводится индивидуально учителем-логопедом, воспитателем

Обследование ребенка проводится индивидуально учителем-логопедом, воспитателем

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности,…

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности,…

МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово,

МБ ДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово,

Адаптированная индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Подготовительная к школе группа

Адаптированная индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Подготовительная к школе группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021