"Граждан своей страны"
(3 - 4 класс)
Проанализировав анкеты и тесты
учащихся моего класса, я выявила следующие проблемы:
§ учащиеся
не могут с достоинством выйти из конфликтной ситуации, не обидев своего
сверстника;
§ в
классе проявляется слабый интерес к истории, традициям своего посёлка;
§ у
некоторых детей наблюдается неуважительное отношение к своим родителям, не понимание
того, какова их роль в семье.
Цель:
Воспитание гражданина, с
высокой культурой, умеющего защищать своё человеческое право, любить и
беречь свой край, относится с любовью и пониманием к близким людям.
Задачи:
- Познакомить учащихся с
нормативно-правовой базой в доступной для их возраста форме.
- Способствовать
формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу
Родины, родного поселка.
- Способствовать
усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей.
- Воспитывать
патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к семье.
- Расширять и углублять
товарищеские взаимоотношения в коллективе.
- Воспитывать
потребность в здоровом образе жизни.
- Способствовать
личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Направления воспитательной работы:
1. Я и Отчизна (патриотическое,
гражданское воспитание, знакомство с символикой Родины, с историей края,
посёлка).
2. Я и природа (экологические
беседы, игры, праздники, викторины, КВН, экскурсии, охрана природы).
3. Я и моя школа (знакомство
с правилами поведения в школе, с уставом, с эмблемой школы, с
обязанностями ученика, с сайтом школы).
4. Я и моя семья (работа
с родителями: родительские собрания, спортивные праздники, родительский
комитет, совместные классные часы, коллективные работы, поездки).
5. Я и моё Я (научная
организация труда, режим дня, здоровый образ жизни, культура поведения,
КВН, праздники, игры, беседы, практикумы).
6. Я и право
(знакомство с нормативно-правовой базой: с Конституцией России, с
Декларацией прав ребёнка, с семейным кодексом, с Конвенцией о правах
ребёнка).
Ожидаемые результаты:
1. Знание учащихся
нормативно-правовой базы, изученные за данный год.
2. Владение основными
понятиями, терминами изучаемых областей знаний.
3. Убеждённость
учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею.
4. Понимание учащимися
ценностей человеческой жизни, справедливости, уважения, способности к
сопереживанию, милосердию.
5. Умение видеть и беречь
прекрасное в окружающей жизни.
6. Представление
учащихся о роли детей в семье.
Пояснительная записка.
Содержание данной программы
рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “Граждан своей страны ”
направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на
формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в
дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой
мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение
полученных знаний.
Данная программа даёт первоначальные
представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине,
законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе
патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе,
Законе об Образовании.
Проект “Гражданин своей страны”
тесно связан с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным
воспитанием и направлен на гуманистическое воспитание личности с опорой на
общечеловеческие ценности.
Отличительной особенностью данной программы
– продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной
деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой
интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать
увлечённо. Также к урокам можно привлекать сотрудников музея, родителей, учителей
истории и обществознания.
Проблемы, поднятые на данных
занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и
взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение
педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных
классов.
Курс рассчитан
на 2 года обучения.
Я и Отчизна
Цели:
1.
Знакомство с интересными историческими событиями,
культурой, бытом своего посёлка.
2.
Знакомство с историческими памятниками и
достопримечатель-ностями своего края, посёлка.
3.
Воспитание у учащихся патриотического чувства, гордость
и уважение за свой народ.
Задачи:
1. Познакомить детей с
историей России, Пермского края, посёлка Яйва.
2. Развивать чувства
единения, братства, гордости за свой народ.
Формы:
1. Классные часы
«Символы России»,
«Правительство России»,
«Парламентский час» (выборы в Цветочном
городе),
«Я – гражданин великой страны!»
2. Беседы: «Москва –
столица великой страны»,
«Кем и чем славен наш посёлок?»,
«Яйва – вчера и сегодня»,
«Реки Александровского района»,
«Почему их (реки) так назвали?».
«Яйвинский ДСК», «Яйвинский госпиталь»,
«Они сражались за Родину» (о героях - яйвинцах).
3. Конкурс рисунков
«Яйва – посёлок родной!».
4. Заочные
игры-путешествия:
«Я люблю тебя, Россия!»,
«Крупные реки России»,
5. Поэтический урок
«Поэтическая тетрадь» (стихи о Яйве).
6. Интеллектуальная
игра по краеведению «Мой край» (с использованием ПК)
Я и природа
Цели:
1.
Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное
отношение к ней.
2.
Знакомство с историческими памятниками и
достопримечательностями своего края, посёлка.
3.
Воспитание у учащихся патриотического чувства, гордость
и уважение за свой народ.
Задачи:
1.
Продолжить знакомство детей с природными зонами нашего
края, с её обитателями, растительным миром.
2.
Воспитывать чувство любви к родному краю, посёлку,
бережного отношения к природе.
Формы:
1.
Игра- викторина «Мы в ответе за тех, кого приручаем».
2.
КВН Птичьи разговоры».
3.
Беседа: «Опасный мусор».
4.
Экскурсия в лес «Жёлтые листья, о чём они шепчут».
5.
Конкурс аппликаций из жёлтых листьев «Осенний вальс».
6.
Праздники: Праздник русской берёзки», «ЛЕС – наше
богатство».
7.
Игра – путешествие «В гости к Лесовичку».
Я и моя школа
Цели:
1.
Формирование у учащихся гражданского отношения в школе,
осознания принадлежности к школьному коллективу.
2.
Формирование у детей стремления к сочетанию личных и
общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и
дружбы в коллективе.
Задачи:
1.
Познакомить детей с уставом общеобразовательной школы,
с правилами поведения для учащихся школы.
2.
Развивать чувства товарищества, дружбы в коллективе.
Формы:
1.
Классные часы:
«Знакомство
с Уставом школы»,
«Эмблема
школы и нашего класса»,
«Мой
сосед по парте»,
«Лучше
слово о дружбе»,
2.
Беседы: «Теперь я – третьеклассник!» (с использованием
видеожурнала с фотографиями).
3.
Конкурс рисунков:
«Семейная
символика»,
4.
Репортаж «Правила обязательные для каждого школьника».
5.
Устный журнал «Наша школьная организация».
Я и моя семья
Цели:
1.
Формирование у учащихся уважения и любви к членам своей
семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, отца,
матери.
2.
Воспитание семьянина, любящего своих родителей.
Задачи:
1.
Познакомить детей с обязанностями каждого члена семьи.
2.
Воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к
своей семье, к близким родственникам.
Формы:
1.
Игра с родителями: «Играем вместе»,
«Счастливый
случай» (вместе с родителями).
2.
Беседы: «Выходной в семье»,
«Орден
в моём доме».
3.
Диспут: «Кто в семье главный?».
4.
Конференция пап «Роль отца в воспитании детей».
5.
Конференция мам «Роль матери в воспитании детей».
6.
Конкурс сочинений:
«История
одной фотографии»,
«История
моей семьи» (о знакомстве родителей).
7.
Круглый стол: дети и родители «Права и обязанности
родителей».
8.
Лыжная прогулка в лес «Вместе с семьёй».
9.
Праздник семьи (с родителями).
10.
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья».
Я и мое Я
Цели:
1.
Формирование у учащихся самооценки, самодисциплины, стремления
к самопознанию, самосовершенству, понимания ценности человеческой жизни.
2.
Воспитание у учащихся потребности к здоровому образу
жизни и культуры поведения через игровые ситуации.
Задачи:
1.
Познакомить детей с правилами поведения в общественных
местах, с правилами безопасности.
2.
Формировать у учащихся способность к сопереживанию,
милосердию, уважению человеческого достоинства, чувства самоуважения,
самопознания, самодисциплины, самооценки
Формы:
1.
Классный час: «Как принять правильное решение?».
2.
Беседа: «Не начинай курить!»
3.
Игры: «Мистер 3 «Б» кл.», «Танковое сражение»,
«Мисс
3 «Б» класса», «Супершкольница».
4.
Праздники: «Праздник вежливых ребят».
5.
Экономическая игра «45 минут взрослой жизни».
6.
Конкурс рисунков: «Я – здоровый».
7.
Заочные игры-путешествия:
«Путешествие
в страну Здоровья»,
«Путешествие
в страну Знаек»,
«Круглый
год: как рождаются опасные ситуации на дорогах» (ПДД).
Я и право
Цели:
1.
Знакомство с учащихся с нормативно-правовой базой в
доступной для из возраста форме.
2.
Формирование у учащихся таких понятий, как
правосознание и гражданская ответственность.
3.
Способствование усвоению и реализации ребёнком своих
прав и обязанностей, умение защищать своё человеческое право.
Задачи:
1.
Познакомить детей с основными статьями Конституции РФ, с
Семейным Кодексом, с Конвенцией о правах ребенка, с Декларацией прав
ребёнка через игровые ситуации.
Формы:
1.
Игры: с Всеобщей декларацией прав Человека «Все люди –
братья» (статья 30, 1, 2),
«Защита
своих прав и обязанностей» (статья 8, 9, 10),
«Наши
обязанности» (статья 29)
2.
Круглый стол: «Человек – это звучит гордо!» (статья 3,
4, 5, 6, 7),
«Право
на труд и право на отдых» (статья 23, 24) и «Право на образование» (статья
26),
3.
Беседы: «Российская Конституция – основной закон твоей
жизни» (знакомство с основными статьями Конституции).
4.
Диспут: «Что такое преступление?»
5.
Практикум «Я знаю Конституцию!»
Тематический план занятий (30 часов)
(3 класс)
№
|
Название
темы занятия.
|
Форма
проведения.
|
1.
|
«Играем
вместе». День знаний.
|
Игра
с родителями.
|
2.
|
“Кем
и чем славен наш посёлок?”
|
Беседа.
|
3.
|
«Яйва
вчера и сегодня».
|
Беседа.
|
4.
|
«Яйва
– посёлок родной!»
|
Выставка
рисунков.
|
5.
|
«Творчество
П.А. Литвиненко».
|
Презентация
книг автора.
|
6.
|
Знакомство
с Конституцией России.
|
Беседа.
|
7.
|
Правительство
России.
|
Беседа.
|
8.
|
«Выборы
в Цветочном городе»
|
Парламентский
час.
|
9.
|
Крупные
реки России.
|
Заочное
путешествие по карте.
|
10.
|
«Реки
Александровского района»
|
Беседа.
|
11.
|
«Почему
назвали так реки?»
|
Устный
журнал.
|
12.
|
«Яйвинский
ДСК».
|
Экскурсия
в музей.
|
13.
|
Поэтическая
тетрадь (стихи о Яйве).
|
Поэтический
урок.
|
14.
|
«Жёлтые
листья о чём они шепчут!»
|
Экскурсия
в лес.
|
15.
|
«Теперь
я – третьеклассник!»
|
Урок
– беседа с использованием фотоальбома класса.
|
16.
|
Знакомство
с Уставом школы.
|
Беседа.
|
17.
|
«Правила
обязательные для каждого школьника»
|
Репортаж.
|
18.
|
«Мой
сосед по парте».
|
Беседа.
|
19.
|
Знакомство
с Всеобщей декларацией прав Человека «Все люди - братья» (статья 30, 1,
2)
|
Деловая
игра.
|
20.
|
«Человек
– это звучит гордо» (статья 3, 4. 5, 6, 7)
|
Круглый
стол.
|
21.
|
«Как
принять правильное решение?»
|
Беседа.
|
22.
|
«Защита
своих прав и свобод» (статья 8, 9, 10)
|
Игра.
|
23.
|
«Что
такое преступление?» (статья 11)
|
Диспут.
|
24.
|
«Путешествие
в страну Здоровья»
|
Игра-путешествие.
|
25.
|
«Мы
в ответе за тех, кого приручили»
|
Игра
– викторина.
|
26.
|
«Право
на труд и право на отдых» (статья 23, 24)
|
Круглый
стол.
|
27.
|
Право
на образование (статья 26).
|
Беседа.
|
28.
|
«Мистер
3 «Б» класса»
|
Игра
для мальчиков.
|
29.
|
«Мисс
3 «Б» класса»
|
Игра
для девочек.
|
30.
|
«Птичьи
разговоры»
|
КВН
|
31.
|
«Наши
обязанности» (статья 29).
|
Игра.
|
32.
|
«Я
– гражданин своей страны!»
|
Беседа-диалог.
|
33.
|
«Они
сражались за Родину».
|
Беседа
о героях- янйвинцах.
|
34.
|
«Я
люблю тебя, Россия!»
|
Итоговое
занятие, игра-путешествие.
|
Тематический план занятий (30 часов)
(4 класс)
№
|
Название
темы занятия.
|
Форма
проведения.
|
1.
|
«Вместе
дружная семья»
|
Игра
с родителями.
|
2.
|
Москва
– столица великой страны.
|
Заочное
путешествие.
|
3.
|
Государственная
символика Российской Федерации.
|
Беседа.
|
4.
|
“Символы
России”
|
Игра.
|
5.
|
“О
Государственном флаге и гимне России”
|
Музыкальный
урок.
|
6.
|
“Опасный
мусор”
|
Беседа.
|
7.
|
“Эмблема
школы и нашего класса»”
|
Беседа-диалог.
|
8.
|
Семейная
символика.
|
Конкурс
рисунков.
|
9.
|
«Наша
школьная организация».
|
Устный
журнал.
|
10.
|
“Лучшее
слово о дружбе”.
|
Беседа.
|
11.
|
Российская
Конституция – основной закон твоей жизни. Знакомство с основными статьями
Конституции.
|
Деловая
игра.
|
12.
|
“Я
– гражданин великой страны”
|
Диспут.
|
13.
|
«Не
начитай курить!»
|
Беседа.
|
14.
|
«Права
и обязанности родителей»
|
Круглый
стол: дети и родители
|
15.
|
«Я
знаю Конституцию»
|
Занятие
- практикум.
|
16.
|
«Вместе
с семьёй».
|
Лыжная
прогулка в лес.
|
17.
|
«Выходной
в семье».
|
Беседа
по сочинениям.
|
18.
|
«Праздник
вежливых ребят»
|
Праздник.
|
19.
|
Роль
отца в воспитании детей.
|
Конференция
пап.
|
20.
|
Роль
матери в воспитании детей.
|
Конференция
мам.
|
21.
|
«Кто
в семье главный?»
|
Диспут.
|
22.
|
«Танковое
сражение»
|
Игра
для мальчиков.
|
23.
|
«Супершкольница»
|
Игра
для девочек.
|
24.
|
«История
одной фотографии»
|
Конкурс
сочинений.
|
25.
|
Старт
поисковой операции «Как образовалась моя семья?»
|
Подготовка
к классному часу с родителями.
|
26.
|
«45
минут взрослой жизни».
|
Экономическая
игра.
|
27.
|
«Лес
- наше богатство»
|
Праздник.
|
28.
|
В
гости к Лесовичку»
|
Игра-путешествие.
|
29.
|
«История
моей семьи»
|
Конкурс
сочинений.
|
30.
|
Праздник
семьи.
|
Праздник
для родителей.
|
31.
|
«Круглый
год: как рождаются опасные ситуации на дорогах»
|
Игра.
|
32.
|
«Орден
в твоём доме»
|
Беседа.
|
33.
|
«Путешествие
в страну Знаек»
|
Итоговое
занятие.
|
34.
|
Прощание
с начальной школой «Листая страницы ушедших лет!»
|
Праздник
для детей и родителей.
|
Содержание проекта.
Программа “Гражданин своей страны”
рассчитана на два года. Участники программы – учащиеся 3 и 4 класс. В её основе
лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина:
ü нравственной,
ü правовой.
ü политической.
Главное в программе – системный подход
к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его
самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический
потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно –
исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
В 3 классепрограмма знакомит
учащихся с историей России и Конституцией РФ, формирует у детей гражданское
отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию
атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знакомство с
Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С. Шабельник,
Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для
данного возраста, дети знакомятся со своими правами. На занятиях
используется следующий наглядный материал и издания:
Учитывая возрастные особенности и
руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию,
ученики знакомятся с историческим наследием своей страны. Перед учащимися
ставятся следующие задачи:
- воспитание любви к родному
краю, её природе и бережное отношение к ней,
- знакомство с интересными
историческими событиями, культурой, бытом своего народа,
- знакомство с историческими
памятниками и достопримечательностями своей страны,
- воспитывать у учащихся
патриотические чувства, гордость и уважение за свой народ,
- вырабатывать начальные навыки
работы с географической картой
На уроках используется следующий наглядный
материал:
- Устав общеобразовательной
школы,
- Правила для учащихся
общеобразовательной школы,
- Конвенция о правах ребёнка,
- Набор карточек для
индивидуальной работы.
- Всеобщая декларация прав
человека.
Предполагаемый
результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий
гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко–культурное,
духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите
Отечества, а также высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание
учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия,
уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности,
способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни
В 4 классе происходит
знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции
Российской Федерации, с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. На
основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к
отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и
гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона
государства, происходит знакомство с символикой России. Также на данном
этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности
основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается
семьянин, любящий своих родителей. Для достижения поставленных целей
предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и
учащихся. В связи с этим особое место в проекте занимают следующие формы
обучения:
- диспут;
- беседа;
- спортивное соревнование;
- конференция пап и мам;
- выставка творческих работ;
- практическое занятие.
Занятия проводятся в форме заочных
путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д.
На уроках используется следующий наглядный
материал:
· Серов Б. Н.
Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб.
Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,
· Мультимедийный диск
“Символика России”,
· Конституция
Российской Федерации. 1993 г.,
· Декларация прав
ребёнка. 1959 г.
Предполагаемый
результат деятельности: формировать у подрастающего поколения
чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между
человеком и обществом, представление о качествах и достоинствах женщин и
мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника;
дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать
конфликтов, уметь держать данное слово.
Основные методы
обучения: монологический, диалогический, показательный:
Основные методы
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий,
иллюстративный;
Основные методы
учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый,
поисковый;
Основные методы
воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: компьютер,
мультимедийный проектор, диски.
Психологическое обеспечение проекта:
Психологическое обеспечение программы
включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной,
доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение творческого
воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных,
групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на
разных психологических уровнях.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
- историко-культурное, духовное
наследие своей страны,
- нормативно-правовые документы, изученные
в данной программе,
- основные категории, понятия,
термины изучаемых областей знаний;
Должны уметь:
- применять полученные знания на
практике;
- работать с дополнительной
литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную
позицию;
- вырабатывать и отстаивать свою
точку зрения.
|