Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества г.Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогический совет Директор МБУ «ЦДТ»
Протокол №________ _______________ «____»_____________ г. «____»__________ г.
М.П.
Адаптированная образовательная программа
дополнительного образования детей
«Театральный коллектив «Фигаро»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Новицкая
Светлана Валерьевна,
рук. театрального коллектива «Фигаро»
Феодосия
Пояснительная записка
Художественная литература, театральное искусство, искусство чтеца являются источниками обогащения культуры.
Для выразительности, действенности художественного слова на сцене нужны артистическая одаренность, работа над произведениями литературы, совершенное овладение профессиональной, живой мастерством словесного воздействия. Сценическая речь влияет на слушателей правдой мыслей, искренностью переживаний, внутренним ощущением.
Занятия овладение сценической речью, художественным словом, культурой речи и общения должны стать составной частью творческого и профессионального воспитания, активным стимулом развития эстетического творчества индивидуальности ребенка.
Программа театрального кружка ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста.
Актуальность программы заключается в сочетании норм литературного произнесения (орфоэпия) с речевым этикетом, элементами риторики, стилистики, техники речи. Предусмотрены занятия по развитию творческого представления детей с элементами актерского мастерства, формирования культурного восприятия окружающего мира.
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Отработка практического материала проходит в игровых формах: занятиях на этюдах, игре в предложенных обстоятельствах и т.д.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся 11 – 16 лет. Количество детей в одной группе до 15 человек.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Всего - 216 часов.
В кружке дети учатся:
¾ совершенствовать свой язык в соответствии с требованиями культуры речи;
¾ обобщать сведения о том или ином качестве языка;
¾ анализировать и редактировать тексты с нарушениями культуры речи;
¾ использовать нормы речевого этикета в соответствии с ситуациями;
¾ выразительно, четко, грамотно читать;
¾ владеть техникой речи;
¾ владеть нормами литературной речи;
¾ владеть элементами риторики, навыками общения;
¾ развивать навыки межличностного общения и сотрудничества;
¾ развивать самоуважения и взаимоуважения учащихся;
¾ повышать уровень учебной мотивации;
¾ пробуждать потребности в самосовершенствовании;
¾ развивать основных высших психических функций:
¾ внимания, памяти, мышления, воображения воспитание самостоятельности и ответственности.
Учебно-тематическим планом предусмотрены индивидуальные занятия, их цель:
¾ обогатить творческую фантазию ребенка;
¾ научить работать в подтексте;
¾ научить работать над произведением, определять тему, основную мысль произведения, логические связи, ударение, паузы;
¾ работать над созданием внутреннего образа произведения.
В конце обучения дети овладеют техникой речи, риторикой. После второго года-дети раскованные, эмоциональные, готовые для концертной деятельности для участия в фестивалях, конкурсах чтецов конкурсах театральных коллективов
В конце учебного года проводятся итоговые занятия в виде конкурса чтецов, показа лучших отрывков из спектаклей и постановок, капустников.
Учебно-тематический план
№№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вступительное занятие |
2 |
- |
2 |
2 |
Культура речи, общения. Риторика. |
10 |
20 |
30 |
3 |
Беседы о театре. Театральные профессии. |
10 |
- |
10 |
4 |
Техника сцены. Сценические эффекты. Художественное оформление спектакля. |
8 |
2 |
10 |
5 |
Техника речи. Актерское мастерство. |
- |
35 |
35 |
6 |
Логическое чтение, подтекст. |
- |
25 |
25 |
7 |
Культура речевого поведения. Этикет и речь. |
12 |
18 |
30 |
8 |
Работа над репертуаром, работа по подготовке к конкурсам |
- |
72 |
72 |
9 |
Итоговое занятие. |
- |
2 |
2 |
|
Итого: |
42 |
174 |
216 |
Программа
1. Вступительное занятие (2 часа.)
Цель и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения в актовом зале школы и правила техники безопасности.
2. Культура речи и общения. Риторика (30 час.)
Виды общения: контактное и дистанционное, телефонный разговор, переписка; непосредственный обычный разговор, беседа, доклад: опосредованное (передача информации по радио, телевидению); устное и письменное, диалогическое и монологическое. Устная и письменная речь, их особенности. Понятие о монолог и диалог.
Основные критерии культуры речи - грамотность, содержательность, богатство, выразительность.
Риторика
Разговоры. Тембр. Мимика. Жесты. Интонация. Рима. Опорные слова. Пояснение незнакомых слов, построение текста. Выбор обращения. Составить рассказ.
3. Беседы о театре. Театральные профессии. (10 час.)
Общие понятия о театре (драматический, музыкальный, оперный, балет, театр музыкальной комедии). Театр и различные виды искусства. Детские театры – кукольный, драматический, музыкальный.
Понятия драматургии и ее жанры (комедия, трагикомедия, трагедия, драма, водевиль).
Понятия об античном театре. Характеристика древнегреческого театра, зарождение трагедии и комедии. Театры средневековья и Возрождения и их общая характеристика. Английский театр (Шекспир), испанский театр (Лопе де Вега). Театры эпохи классицизма. Мольер как комедиограф, актер, театральный деятель. Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.
«Отец русского театра» Волков Ф.Г.
Современный русский театр, популярные режиссёры, актеры, деятели искусств.
4. Техника сцены. Сценические эффекты.(10 час.)
Строение театра. Возникновение и развитие современной сценической площадки. Краски жизни сцены.
Партер, балкон, ложа, фойе, малая сцена.
Современная сцена. Сценическая техника. Театрально-постановочная терминология.
Общие сведения о звукотехническом обеспечении. Особенности озвучивания постановок (музыкальное, шумовое). Механические эффекты (движение декораций, полеты, провалы, мельницы, карусели, корабли, лодки).
Общие понятия о сценографии (декорация, костюм, свет, постановочная техника).
Театральный костюм – важнейший компонент в постановке спектакля. Значение декораций, костюма, грима для характеристики персонажа. Театральная бутафория. Грим (парики, изменения внешности актера с помощью гримировальных красок).
5. Техника речи. Актерское мастерство (35 час.)
Дыхание. Голос.
Дикция.
Артикуляция.
Нормы российского литературной речи.
Нормы ударения (акцентология).
Скороговорки на подтекст. Чистоговорки на подтекст.
Этюды на творческое воображение. Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства.
6. Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст (25 час.)
Логика чтения. Логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия.
Художественные паузы (межстиховые паузы, цезура, психологическая пауза, начальная пауза).
7. Культура речевого поведения. Этикет и речь (30 час.)
Речевой этикет и вежливость.
Употребление речевого этикета общения. Средства обращение к знакомому и незнакомому адресату. Формы поздравления, пожелания, извинения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы.
8. Работа над репертуаром, работа по подготовке к конкурсам (72 час.)
9. Итоговое занятие (2 часа.)
Конкурс чтецов, показ лучших отрывков из спектаклей и постановок, капустников.
План работы над репертуаром и по подготовке к конкурсам
№№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Работа над репертуаром |
- |
40 |
40 |
2 |
Работа по подготовке к конкурсным программам |
- |
32 |
32 |
|
Итого: |
- |
72 |
72 |
Основная цель программы.
Дети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою. Проявляют инициативу, творчество. Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности. Формируется интерес к театральному искусству, музыке, поэзии.
В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:
1. Читать, грамотно артикулируя.
2. Осуществлять разбор сценарного материала.
3. Двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощника.
4. Классифицировать знания о формах и жанрах театральных постановок.
5. Активизировать свою фантазию.
6. Перевоплощаться с помощью изменения своего поведения.
7. Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
8. Коллективно выполнять задания.
Материально – техническое обеспечение
¾ Актовый зал.
¾ Ноутбук с программным обеспечением.
¾ Звуковая аппаратура, микрофоны.
¾ Мультимедийная установка, экран.
¾ Декорации. Бутафория
¾ Театральные костюмы.
Список литературы
1. Э.Розенталь «Культура речи», изд. МУ, 1960
2. «Искусство звучащего слова» вып. № 26, 1982 М. «Советская Россия »Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»
3. И. Промптова «Речевая культура русского театра», 1989 М. «Советская Россия » Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»
4. В.Е. Гольдин «Речь и этикет», 1983 М. Просвещение
5. Д.Н. Журавлев «Беседы об искусстве чтеца» № 18, 1977 М. «Советская Россия » Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»
6. «Беседы К.С. Станиславского» №№ 10, 11, 1990 М. «Советская Россия » Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»
7. К. Корякин, Д. Тихомиров «Как оформить самодеятельный спектакль» 1963 Профиздат
8. Р.В. Захаржевская «Костюм для сцены» ч.1, 2 , 1974 «Советская Россия»
9. «В школьном театре» 1971, Детская литература.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.