Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями слуха.
Вариант 2.3. по ФГОС. Очная форма обучения
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся направлена на разностороннее развитие личности обучающихся (нравственное, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Общая характеристика АООП НОО
Вариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
Нормативный срок обучения - 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса.
Обязательным является постоянное пользование обучающимися звукоусиливаюшей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру, например, на радио принципе, стационарную аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами и другими.
Вариант 2.3. реализует индивидуальный клинико-психолого-педагогический подход к обучающимся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, что позволяет выявить и развить их потенциальные возможности. Некоторый рост учебных достижений такого школьника может обеспечить его максимальное личностное развитие, которые позволят ему посильно адаптироваться в социуме. Особая роль при реализации данного подхода отводится учителю.
Вариант 2.3 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребёнка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.
Важное значение придаётся реализации принципа коррекционной направленности предполагает использование компенсаторных возможностей обучающегося, а именно всех сохранных анализаторов: зрительного, двигательного, вибрационного или их остаточных функций. Развивающееся в процессе целенаправленного обучения слуховое восприятия, развитие личного «житейского» опыта, с широкой опорой на предметно-практическую деятельность способствует в определённой мере включению слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с легкой формой умственной отсталости в разноплановую учебную и внеурочную деятельность. Эта детская деятельность, организованная под руководством сурдопедагога в течение полного дня, способствует развитию коммуникационной компетенции, формированию «речевого поведения» глухого школьника.
Такая деятельность активизирует возможности психофизического развития каждого ребёнка и, несмотря на его особенности ССД позволяет расширить его познавательную сферу, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на личностное развитие, социализацию обучающихся в целом.
Принципы и подходы к формированию Программы
В основу Программы положена программа ОВЗ вариант 2.2., утвержденной Методическим объединением учителей РФ, которая разработана на основе деятельностного и дифференцированного подхода, осуществление которых предполагает:
· признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно - практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
· признание того, что развитие личности слабослышащего и позднооглохшего обучающихся зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
· развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
· разработку содержания и технологий НОО обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
· разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
По варианту 2.3 обучаются слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся с легкой формой интеллектуального нарушения, и слабослышащие и позднооглохшие школьники с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
Эта неоднородная группа детей относится к категории детей со сложной структурой дефекта. При сложной структуре дефекта нарушения слуха сочетаются с другими нарушениями и хроническими заболеваниями, такими как: нарушения зрения, интеллекта, остаточные проявления детского церебрального паралича (ДЦП) или нарушения мышечной системы, врожденный порок сердца, соматическими заболеваниями: почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем организма.
Психическое развитие детей с сочетанными (комплексными) нарушениями происходит замедленно; при этом наблюдается значительное отставание познавательных процессов, детских видов деятельности, речи. Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании наглядно-образного мышления.
Многие из этих детей имеют слабое физическое здоровье. Это дополнительно затрудняет их развитие, так как обуславливает повышенную утомляемость, нарушения внимания, памяти, поведения и требует медикаментозной коррекции и щадящего режима, как в повседневной жизни, так и в занятиях.
Для этой категории школьников характерны детерминирующиеся особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за не сформированности познавательных потребностей, а также из-за не высокого уровня волевого развития.
Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальные условии организации педагогического пространства, то есть наличие специальной полифункциональной образовательной среды в образовательной организации. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуального клинико - психолого- педагогического подхода, учитывающего особенности сложной структуры нарушения каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Обучение и воспитание таких детей может проходить по адаптированным основным общеобразовательным программам, ориентированным на ведущее нарушение развития.
Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ученика позволяет определить прогноз его развития, организовать процедуру его клинико-психолого-педагогического сопровождения на разных этапах образования, как в школе, так и в семье.
Структура особых образовательных потребностей обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей входят:
• раннее получение специальной помощи средствами образования;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
• увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
• формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи;
• формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;
• специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира - слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
• специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
• повышение уровня общего развития;
• коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическое обучение;
• обеспечение формирования жизненных компетенций, способствующих получению образования и социальной адаптации обучающихся: формирование жизненных компетенций: формирование элементарной картины мира: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания, привитие простых социо-культурных и трудовых до профессиональных навыков, воспитание культуры межличностных отношений: поведения со взрослыми и сверстниками в школе, дома, на улице и т.д.
• учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;
• специальная помощь в умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей;
• обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
• развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой.
Индивидуальные сведения о ребёнке
Фамилия, имя, отчество ребёнка |
Степанько Руслана Васильевна |
Дата рождения |
20.03.2010 года |
Место жительства |
г. Томск, ул. Иркутский тракт, дом 198/1, стр.2, кв. 7 |
Адрес регистрации |
г. Томск, ул. Говорова, дом 16, квартира 88 |
Родители (законные представители) |
Мама – Степанько Екатерина Сергеевна Отчим – Ефремов Сергей Анатольевич |
Телефон |
8-923-416-89-38 |
Психолого-педагогическая характеристика
Руслану воспитывают мама – Степанько Екатерина Сергеевна и отчим – Ефремов Сергей Анатольевич. Девочка активная, легко идёт на контакт, не замкнута, открыта для общения. Отмечается чрезмерная возбудимость с преобладанием неадекватных эмоциональных реакций. Руслана в поведении беспокойная, двигательно расторможена.
По заключению ЦПМПК обучающейся поставлен диагноз F-78,8. Другие формы умственной отсталости, с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная другими уточнёнными причинами.)
H-90.3. Хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени справа, IV степени слева.
G 80.2 ДЦП, гемиплегическая форма (легко выраженный правосторонний гемипарез).
G 40.2 Локализованная симптомическая эпилепсия с судорожными припадками.
H-50.1 Расходящееся косоглазие.
Нарушения моторной функции GMFCS II степени
91.8 Гидроцефалия левосторонняя, неокклюзивная
В соответствии с реабилитационным потенциалом и образовательными возможностями Русланы, обучающейся определён вид образовательной программы: АООП ОО для слабослышащих обучающихся и УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3.по ФГОС для обучающихся с ОВЗ по слуху и УО (интеллектуальными нарушениями), форма получения образования: очная (индивидуальное обучение).
Успеваемость неудовлетворительная, навык письма и чтения не сформирован. Бедный словарный запас. Самообслуживание находится в стадии формирования.
Особенности восприятия.
Частично сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, также частично сформирован зрительный синтез и целостное восприятие предмета. По форме различает только круглые предметы. Не соотносит цвет и форму.
Особенности памяти.
Цель задания принимает и понимает. При работе с карточками не может обозначить названия расположенных предметов. Низкий уровень развития памяти.
Особенности внимания.
Объём внимания недостаточен, наблюдаются трудности сосредоточения, при увеличении объёма стимульного материала, переключаемость внимания не затруднена.
Особенности мышления.
Навыки обобщения, сравнения, классификации не сформированы. При выполнении заданий требуется помощь взрослого.
Особенности воображения.
Преобладает репродуктивное воображение, отмечается бедность фантазии.
Особенности речевого развития.
Бедный словарный запас. При описании сюжетных картинок с заданием не справляется, требуется помощь взрослого. Считает в пределах 5-ти.
Характеристика моторики.
Отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации.
Эмоционально-волевая сфера и особенности личности.
Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, помощь и поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточна, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.
Навыки самообслуживания сформированы слабо, постоянно требуется контроль и помощь со стороны взрослого.
Индивидуальный учебный план обучающейся 2 «а» класса, находящейся на индивидуальном обучении, (по ФГОС НОО ОВЗ, вар. 2.3) на 2019/2020 учебный год
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю
|
Обязательная часть |
||
Язык и речевая практика |
Обучение грамоте |
3 |
|
Развитие речи |
1 |
Математика |
Математические представления |
2 |
Естествознание |
Ознакомление с окружающим миром |
1 |
Технология |
Труд |
1 |
Итого |
8 |
|
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) |
||
Коррекционно развивающая область |
Развитие познавательных процессов |
1 |
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (инд. занятие) |
1 |
|
Всего к финансированию |
10 |
Расписание индивидуальных занятий обучающейся 2 «а» класса Степанько Русланы
№ |
Время |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1. |
10:20-11:00 |
Математические представления |
Обучение грамоте |
|
Математические представления |
Обучение грамоте |
2. |
11:20-12:00 |
Развитие речи |
Развитие познавательных процессов |
|
Обучение грамоте |
ИЗО (класс) |
3. |
12:10-12:50 |
Физкультура (класс) |
Труд |
|
Внеурочная деятельность |
ОЗМ |
4. |
13:00- 13:40 |
Внеурочная деятельность (класс) |
Муз. ритмика (класс) |
|
ФРС и ПСР (инд. занятие) |
РСВ и ТР (класс) |
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить АООП НОО (цензовый уровень).
В силу сложности структуры нарушения, ребёнок значительно отстаёт от возрастной нормы. В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающий его жизненный опыт и взаимодействие со слышащими сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерно, подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей с нормальным и нарушенным слухом.
Данная учебная программа составлена для обучающейся с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Степанько Руслана нуждается в особом образовательном пространстве, которое диктует необходимость адаптированной индивидуальной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет обучаться ей в условиях класса.
Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов вдоступных для каждого обучающегося.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребёнка с нарушениями слуха, с учётом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данной обучающейся материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученицы, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Каждые полгода делается анализ достигнутых результатов и по необходимости программа корректируется. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
· Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
· Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
· Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.
· Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
· Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
· Бытовая ориентация и социальная адаптация – как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков-занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
· практические упражнения;
· упражнения с картинками;
· «письменные» упражнения.
Виды деятельности учащейся на уроке:
· наблюдение;
· упражнения по подражанию, по инструкции, двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
· игры-имитации, сюжетно - ролевые игры;
· рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
· обводка, письмо цифр, письмо элементов букв;
· решение примеров с использованием счётного материала и линейки;
· решение простых задач с опорой предметный на рисунок.
Сроки освоения образовательной программы
определяются индивидуальными возможностями конкретного ребёнка.
Ожидаемые результаты освоения программы
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задаёт структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребёнка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребёнка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребёнок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей слухо-речевой образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, подготовку к интеграции в общество.
Принципы адаптированной индивидуальной образовательной программы
· Принцип учёта социальных факторов в формировании личности слабослышащего школьника. Этот принцип предполагает, что педагогический процесс, построенный на специально разработанном содержании обучения, обеспечивает высокий уровень развития личности слабослышащих учащихся, подготовку их к жизни и трудовой деятельности.
· Принцип обучения основам наук в единстве с усвоением родного языка как средства общения. Сущность обучения на основе данного принципа заключается в том, что и овладение языком, и усвоение знаний и навыков по основам наук организуются и протекают в условиях широкой и разнообразной речевой практики.
· Принцип максимального обогащения речевой практики. Этот принцип предусматривает систематическую работу по созданию условий для расширения возможностей обогащения речи учащихся не только на уроках, но и на внеклассных и внешкольных мероприятиях.
· Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Этот принцип один из важнейших, так как особенности детей данной категории проявляются в сферах, имеющих решающее значение для успешного выполнения всех учебно-воспитательных задач. Неоднородность состава учащихся одного класса (группы) обязывает каждого учителя и воспитателя проводить в процессе обучения и воспитания систематическое психолого-педагогическое изучение детей, и прежде всего их речевого развития.
· Принцип компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих детей. Данный принцип является базой для совершенствования деятельности всех анализаторов, формирования на полисенсорной основе знаний, умений и навыков. В связи с этим в учебный процесс включаются специальные занятия по обучению произношению, а также по развитию слухового восприятия и использованию остаточного слуха.
· Принцип единства практического овладения системой научных знаний и обучения основам наук. Данный принцип обеспечивает в процессе обучения решение пропедевтических задач, что способствует подготовке детей с нарушением слуха к осознанному овладению системой школьных знаний и навыков. Этот принцип реализуется в учебных планах и программах школы слабослышащих, в которых отражается концентрическое расположение материала с учётом пропедевтической работы на каждом этапе обучения.
Цель и задачи адаптированной индивидуальной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Социальная адаптация и успешность в обучении детей с нарушением слуха осложняется вторичным нарушением развития речи, нарушением в физическом развитии и двигательной сфере, ограничениями социальной компетентности. Обеспечение обучающихся с нарушением слуха специальной коррекционной помощи позволяет решить проблему их социальной реабилитации, определить жизненные позиции и цели и успешно интегрироваться в общество слышащих.
Цель коррекционно-развивающего процесса – разработка и реализация целевой и комплексной программы социальной адаптации и реабилитации обучающейся с нарушением слуха, развитие личности с помощью личностно-ориентированного обучения.
Основная задача образовательного процесса – усвоение обязательного минимума содержания образовательных программ. Основная задача включает определённые направления:
· формирование коррекционно-компенсаторных слуховых и речевых навыков;
· преодолении недостатков развития, связанных с нарушением слуха;
· социальной адаптации и реабилитации обучающейся с нарушением слуха;
· успешной интеграции в социум.
Модель непрерывной комплексной социальной адаптации и реабилитации объединяет в себе комплекс учебных коррекционно-развивающих программ и внеклассную воспитательную работу по социальной адаптации и реабилитации. Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребёнка.
Содержание коррекционной работы
I. Коррекция памяти:
· вырабатывать навык запоминания;
· постепенное увеличение объёма памяти;
· развитие механической памяти;
· развитие смысловой памяти;
· развитие сознательного запоминания;
· тренировка прочности и точности запоминания.
II. Коррекция внимания:
· воспитывать целенаправленное внимание;
· воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться), наблюдательность;
· расширять объём внимания.
III. Коррекция ощущений, восприятий, представлений:
· работать над расширением зрительных восприятий, восприятием и осмыслением изображенного на картине;
· развивать зрительное восприятие образного слова и моторного акта, связанного с его записыванием;
· учить соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов);
· развивать представления и творческую активность;
· увеличивать скорость ориентации движений взора.
IV. Коррекция мышления:
· классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака;
· называть группы предметов (однородных) обобщенными словами;
· развивать умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу;
· развивать гибкость мышления; конкретизировать понятия.
V. Коррекция воображения:
· развивать воображение;
· формировать навык воображения оригинальности, необычности образов воображения; формировать эмоциональности образов.
VI. Коррекция эмоционально-волевой сферы:
· формировать навыки нравственных и культурных потребностей;
· воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений;
· воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений;
· воспитывать чувство коллективной ответственности (личной «перед» коллективом), бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию), честность и доброжелательность при проведении игр.
VII. Развитие моторики:
· развивать общую и мелкую моторику;
· обучать пальчиковой гимнастике;
· развивать артикуляционную моторику.
Система оценки достижения
АООП НОО призвана решить следующие задачи:
· закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
· обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального общего образования;
· позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
Личностные результаты слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школы не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов по отношению к слабослышащим и позднооглохшим обучающимся с интеллектуальной недостаточностью.
Для полноты оценки личностных результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с интеллектуальными нарушениями АООП в плане овладения ими жизненной компетенцией следует учитывать и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц:
0 баллов - нет продвижения;
2 балла - минимальное продвижение;
3 балла - среднее продвижение;
4 балла - значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.
Усвоенные даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию предметные знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность общеобразовательной организации и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью данной общеобразовательной организации.
Коррекционный раздел
Учебный план (вариант 2.3)
Примерный учебный план начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Учебный план должен соответствовать действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план начального общего образования и план специальных коррекционных предметов и внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Для развития потенциала обучающихся могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальной недостаточностью определяет образовательная организация.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
• формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В первом дополнительном и 1 классах в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
· на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
· на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, развитие речевого слуха и неречевых звучаний, формирование произносительной стороны устной речи и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
· на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: компьютерные технологии, деловое и творческое письмо и др.);
· на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся с учётом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя, учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), так же и медицинские работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка — 10 ч, из них 7-8 ч отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, определяя формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Расписание уроков составляется отдельно для уроков и внеурочных занятий.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первого дополнительного и 1 классов продолжительность занятий внеурочной деятельности не должна превышать в первом полугодии 35 минут.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательная организация.
График учебного процесса
Школа-интернат осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с действующим законодательством образовательная организация имеет право самостоятельно определять продолжительность учебной недели (5-дневной, либо 6-дневной учебной недели).
Продолжительность учебного года – для обучающихся первого дополнительного -1 класса — 33 недели, для 2-5 классов — не менее 34 недель.
В первом дополнительном - 1 классе обучающимся устанавливаются дополнительные каникулы в третьей четверти. Продолжительность каникул для обучающихся во 2-4 (5) классах не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом - не менее 8 недель.
При максимально допустимой нагрузке в течение учебного дня количество уроков не должно превышать: в первом дополнительном - 1 классе - 4 уроков в день, один день в неделю -5 уроков, во 2-5-ых классах - не более 5 уроков в день.
Возможно использование в первых классах «ступенчатого» режима обучения. В сентябре, октябре проводится ежедневно 3 урока по 35 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения обучающихся, предлагается на четвертых уроках использовать не только классно-урочную, но и иные формы организации учебного процесса.
Обучение учащихся первого дополнительного - 1 класса проводится без балльного оценивания знаний.
Расписание в образовательной организации для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями строится с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционально - психического развития, интересов и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени с учётом специфики, направленной на преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития обучающихся.
В учебном плане дополнительно предусмотрены занятия коррекционно-развивающей области. В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно - развивающую область.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной части учебного плана, коррекционно-развивающей области, направлений внеурочной деятельности. Между началом выше перечисленных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Наполняемость специального класса не может превышать по варианту 2.3. 6 детей с нарушением слуха.
Особенностями учебного плана для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2.3.)
Включение в образовательную область «язык и речевая практика» специальных предметов:
· «Формирование грамматического строя речи»,
· «Развитие речи»,
· «Предметно-практическое обучение».
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов, входящих в «Русский язык» («Обучение грамоте», «Формирование грамматического строя речи»), а также учебных предметов «Чтение», «Развитие речи», «Предметно-практическое обучение» может корректироваться в рамках предметной области «Язык и речевая практика» с учётом психофизических особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебный предмет «Предметно-практическое обучение» включён в план первого дополнительного класса с целью формирования у слабослышащих и позднооглохших обучающихся основ речевой деятельности. Ситуативность предметно-практической деятельности обеспечивает активное овладение обучающими с нарушением слуха речевыми навыками.
Коррекционно-развивающее направление представлено:
· обязательными индивидуальными занятиями по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи;
· занятиями по развитию познавательных процессов;
· фронтальными занятиями по развитию слухового восприятии и технике речи;
· музыкально-ритмическими занятиями и социально-бытовой ориентировкой.
Часы коррекционно-развивающей области обязательны и проводятся в течение всего учебного дня.
Методический материал
1. Горецкий В.Г., Илюхина В.А. Универсальная пропись для 1 класса №1. «Молодая гвардия». Москва. 2015 г.;
2. Зыкова Т.С., Руленкова Л.И. Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Москва «Просвещение». 2013 г.;
3. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Часть I. Материал для фронтальной работы с учащимися 1-2 классов. Пособие для логопеда. Москва. «Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС». 2014 г.;
4. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Пракьтичес5ое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. Москва. «Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС». 2014 г.
5. Моро М.И., Волкова С.И. Математика (рабочая тетрадь). Учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть I. Москва «Просвещение» 2016 г.;
6. Предметные картинки с изображением овощей, фруктов, предметов мебели, учебных принадлежностей, игрушек;
7. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Морева Н.А. Букварь. Для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Москва «Просвещение». 2017 г.;
8. Раздаточный материал (предметный картинки, речевые карточки, счётный материал);
9. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.П. «Солнечный зайчик». Ознакомление с окружающим миром. Учебник для подготовительного и первого классов специальных (коррекционных) школ I-II вида. Москва. «Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС». 1012 г.;
10. Сухова В.Б. Математика. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждение I вида. Допущено Министерством образования РФ. Москва «Просвещение» 2011 г.;
11. Худенко Е.Д., Кремнёва С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. – Москва. АРКТИ. 2017 г.
Предметная область – язык и речевая практика (136 часов в год, 4 часа в неделю)
Обучение грамоте (3 часа в неделю), развитие речи (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Обучение обучающейся общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у неё потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребёнка. Организуется специальная работа по введению обучающейся в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребёнку пределах, организованное включение в общение.
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре.
Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учётом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов («на столе», «около дома», «на верхней полке»). Понимание слов, указывающих на объекты (я, ты, свой, мой, это). Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Моторная (экспрессивная) речь – произнесение звуков речи самим человеком. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов («на столе», «около дома», «на верней полке). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Определение последовательности событий. Работа с картинками. Договаривание слов в предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие). Узнавание и различение букв.
Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти).
Предметная область – математика (68 часов в год, 2 часа в неделю)
Математические представления (2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Обучающийся с выраженным нарушением интеллекта не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении, с этой целью важно использовать начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
В конечном итоге важно, чтобы обучающийся научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающейся в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испечённых пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребёнок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса и т.д.
Изучаемый материал в течение года:
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств.
Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Пересчёт предметов.
Узнавание цифр.
Соотнесение цифры с количеством предметов.
Написание цифры.
Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Сравнение предметов по величине.
Сравнение предметов по длине.
Сравнение предметов по ширине.
Сравнение предметов по высоте.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел.
Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).
Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»).
Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»).
Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Предметная область – естествознание (34 часа в год, 1 час в неделю)
Ознакомление с окружающим миром (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Ознакомление с окружающим миром» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
проводить наблюдения в окружающем мире;
различать прошлое, настоящее, будущее;
различать животных холодных и жарких районов;
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
формирование временных представлений;
формирование представлений о растительном и животном мире;
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно переходить улицу;
различать флаг и герб России.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающаяся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Содержание предмета.
Растительный мир.
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, ель, сосна. Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан,). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина).
Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон).
Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей)
Социальный мир.
Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности происходит при условии активности ребёнка, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении
Содержание предмета.
Представления о себе. Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки, юноши или девушки). Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Рассказ о себе. Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения формируются представления о родном городе, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребёнок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, обучающийся учится соотносить своё поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения.
Он учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определённым правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно формировать типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине.
Школа. Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей.
Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
Предметная область – технология (34 часа в год, 1 час в неделю)
Труд (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Обучение по предмету включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, после того как обучающийся их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования трудовых навыков. Формирование действий основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.
Содержание предмета. Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами.
Обращение с одеждой и обувью.
Расстегивание липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки, развязывание шнурков. Снятие предмета одежды (например, кофты, захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).
Снятие обуви (например, ботинок, захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).
Соблюдение последовательности при раздевании (например, верхней одежды, снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды. Обувание обуви.
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, колготки, юбка, футболка, кофта).
Застегивание (завязывание): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка. Контроль своего внешнего вида.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и справление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов; сидение на унитазе/горшке, справление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды – трусов, колготок, брюк; нажимание кнопки слива воды, мытье рук).
Приём пищи.
Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку). Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку).
Использование салфетки во время приёма пищи, накладывание пищи в тарелку. Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений, использование приобретённых знаний, навыков и умений расширит повседневные практические задачи обучающейся.
Коррекционно-развивающая область (34 часа в год, 1 час в неделю)
Коррекционно-развивающее занятие (1 час в неделю)
Развитие познавательных способностей
Пояснительная записка
Специфика коррекционно-развивающей области
Ребёнок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного социума понятие. Учебным планом образовательной организации предусмотрено проведение специальных занятий, направленных на коррекцию психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий.
Соответствие ФГОС
Программа по коррекции психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушениями слуха, разработана с учётом особенностей обучающихся, имеющих аномальное развитие слухового анализатора, соответствует их возможностям, в полной мере отвечает современным требованиям ФГОС НОО ОВЗ, вар.2.3.
Актуальность данного направления обусловлена тем, что почти в каждом классе, есть дети, которые испытывают определённые трудности при усвоении школьной программы в силу дефицитарного развития, несформированности определённых психических функций и нуждаются в своевременной нейро-психолого-педагогической коррекции, которую в полной мере обеспечивает данная программа.
Реалистичность с точки зрения времени. Работа выстроена таким образом, что в процессе занятий ребёнок отрабатывает приёмы умственной активности, речевого оживления в соответствии с личной траекторией индивидуального развития. Это позволяет постепенно повышать обучаемость, а включение в задания нейропсихологических методик, материала, направленного на развитие логического мышления и творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной сфере обучающихся и является существенным моментом формирования их личности. Программа обладает чёткой структурой и содержанием занятий, в которых обобщены техники и приёмы коррекции слухового анализатора.
Занятия адресованы обучающимся с нарушениями слуха, имеющим умственную отсталость. Речевые затруднения в общении «особенных» детей и обусловленное ими нетрадиционное языковое развитие определяют важнейшие цели и задачи данной программы:
· формирование и обогащение словаря;
· знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями;
· овладение навыками и умениями оформить свои мысли в связной речи.
Все эти стороны речевой и языковой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников. Создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка, для принятия и отражения материала, для формирования психологических процессов, способствующих активизации когнитивных аспектов саморегуляции.
Развивающие задачи:
развивать самостоятельность, ответственность в процессе образования;
активизировать познавательную мотивацию, интерес к самосовершенствованию;
совершенствовать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику;
активизировать слуховые функции.
Воспитательные задачи:
корректировать недостатки познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве и др.
Специально-коррекционные:
обогащать и пополнять словарный запас через игровые приёмы на основе нейропсихологических методик, игр-упражнений с мелкой моторикой.
Структура и составляющие занятий
Каждое занятие состоит из 4 этапов и 9 составляющих компонентов. В нём объединены арифметический и геометрический материал, языковая и речевая направленность, чувственное познание окружающего мира, предметно-практическая деятельность.
Этапы
1-ый этап – разминка. Включает в себя задания для создания положительного эмоционального настроя,
2-ой этап – развитие познавательных процессов – ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Включает в себя нейропсихологические упражнения, игры, задания, способствующие коррекции и развитию когнитивной сферы
3-ий этап – развитие творческих способностей, пространственных представлений, психомоторики, обучение приёмам учебной деятельности, а так же навыкам нервно-мышечной релаксации
4-ый этап - подведение итогов, анализ и обсуждение результатов занятия
Основные формы, методы и приёмы обучения:
· дифференцированное и индивидуализированное обучение, уроки диагностики знаний и умений контрольно-проверочного характера, устный ответ, практические занятия, наглядные, невербальные формы;
· метод сопряжённой и отражённой речи;
· инновационно-образовательные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные приёмы обучения.
Личностные универсальные учебные действия:
· проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой социально-бытовой, жизненной задачи, обрамлённой в игру;
· ориентироваться на понимание причин успеха в любой деятельности, на понимание предложений и оценок учителей, родителей и других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
· принимать и сохранять предложенную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по личному результату.
Познавательные универсальные учебные действия:
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· формулировать собственное мнение и позицию, уметь задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия (уметь оречевлять любые свои действия).
Основные виды деятельности.
Учебная и игровая деятельность (принятие и реализация готовых заданий и правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам, выполнение учебной задачи).
Творческая деятельность (выполнение элементов художественного творчества, конструирования, оригами).
Предметно-практическая деятельность (манипуляции с предметами, обеспечивающие ребёнку чувственное (сенсорное) познание действительности).
Планируемые результаты освоения курса на основе требований ФГОС НОО ОВЗ.
Раздел 1. «Развитие произвольности психической деятельности»
Обучающаяся должна знать и уметь:
слушать и понимать простые словесные инструкции учителя;
ориентироваться в задании по данному плану;
выполнять упражнения на дыхание и расслабление.
Раздел 2. «Развитие движений, различных видов праксиса»
Обучающаяся должна знать и уметь:
выполнять движения по показу и словесной инструкции на слух;
плавно переключаться с одного движения на другое;
ритмично двигаться под музыку, речевое сопровождение;
воспроизводить ряд из 3-5 движений;
застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты;
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять графические работы под диктовку педагога за экраном;
резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;
пользоваться элементами расслабления;
распознавать основные эмоции, уметь их показывать.
Раздел 3. «Развитие перцептивно-гностических функций»
Обучающаяся должна знать и уметь:
узнавать предметы на картинках;
составлять предметы из 2-6, 2-8, 2-10 частей;
находить часть от целого предмета и предмет по данной части;
различать и называть основные цвета и оттенки;
различать геометрические фигуры и называть их;
классифицировать предметы по различным признакам,
Раздел 4. «Развитие пространственного восприятия»
Обучающаяся должна знать и уметь:
распознавать и называть части тела и лица;
усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа, между и соответствующие ориентировки относительно себя;
различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;
ориентировать на листе бумаги;
Результативность коррекционно-развивающих занятий (ожидаемые результаты)
Развитие психических познавательных процессов предположительно будет способствовать повышению учебной мотивации и школьной успеваемости.
Коррекционно-развивающая область (34 часа в год, 1 час в неделю)
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Развитие слухового восприятия и формирование (обучение) устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Коррекционно-развивающая область «Формирование слухового восприятия и обучение устной речи» предполагает:
· восприятие на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата и импланта, или двух имплантов текстов знакомого значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно-делового характера;
· различение, опознавание и распознавание на слух знакомого по значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);
· восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные коммуникативные ситуации в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий;
· произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе или темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики и т.п.);
· применение отработанных приёмов самоконтроля произносительной стороны речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно).
Работа по формированию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.
Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.
Организуя индивидуальные занятия, нужно учитывать, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.
Во время обучения в упражнения включаются фразы, содержащие отдельные незнакомые слова, словосочетания, а также тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом.
Знакомый по значению речевой материал даётся на слух. Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных условиях: в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);в изолированных от шума помещениях; в условиях, близких к естественным.
Обучение произношению. Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведётся на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
Программа по обучению устной речи состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза. В программу включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом программы. Также ведётся целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз, а также в процессе речевого общения с педагогом.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.