Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:
· Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»;
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;
· учебного плана образовательного учреждения.
· Т. В. Алышевой «Математика»: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2-х частях - М: «Просвещение», 2011.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» является одной из важных, так как готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить с «дочисловыми» представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов, уточнить и развивать их количественные, пространственные, временные представления, развивать моторику и речь;
· формировать доступные математические знания и умения, практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
· формирование осознанных и прочных во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, представлений о геометрических фигурах.
Коррекционно-развивающие:
· развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· совершенствование навыков связной устной речи,
· обогащение и уточнение словарного запаса;
· коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Воспитательные:
· формирование духовно-нравственных ценностей;
· воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
· воспитание интереса и увлеченности к изучаемому предмету;
· повышение уровня общего и культурного развития.
Основные направления коррекционной работы
1. Повышение общего развития учащихся и корректировка недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
2. Развитие абстрактных математических понятий.
3. Развитие зрительного восприятия и узнавания; пространственных представлений и ориентации.
4. Развитие основных мыслительных операций; наглядно-образного и словесно-логического мышления.
5. Корректировка и развитие речи.
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Технологии:
· разноуровневого и дифференцированного подхода;
· здоровьесберегающие;
· игровые;
· личностно-ориентированные;
· информационно-коммуникативные;
Методы:
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
· словесные методы: беседа, объяснение;
· практический метод;
· наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
· работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
1. методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
2. методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
1. устные или письменные методы контроля;
2. итоговые и текущие.
Формы обучения
1.По охвату детей
в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные).
2.По месту организации (школьные).
3.Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа).
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины;
уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности:
1. действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
2. устное решение примеров и задач;
3. практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
4. работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
5. развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
6. самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
7. индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
1. замедленный темп усвоения программного материала;
2. нецеленаправленность и слабая активность восприятия;
3. замедленный темп усвоения доступных количественных, пространственных, временных и геометрических представлений.
4. Трудности в осознанном и прочном во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, представлений о геометрических фигурах.
5. нарушения развития мелкой моторики;
6. нарушение пространственной ориентировки;
7. несформированность каллиграфических умений.
В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
1 группа |
Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
2 группа |
Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
3 группа |
Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
4 группа |
Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Математике» формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
· осознание себя как ученика, заинтересованного · посещением школы; · способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; · самостоятельность в выполнении учебных заданий; · самостоятельность в выполнении поручений; · стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту – РУД) |
· самостоятельно организовывать своё рабочее место; · элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; · элементарной самооценке результатов своей деятельности; · воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
· ориентироваться в учебнике; · отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; · выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; · делать элементарные выводы под руководством учителя; · использовать повторение при запоминании; · ориентироваться в пространстве и во времени. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
· высказывать свое мнение при обсуждении задания. · работать индивидуально, в паре; · участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; · читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Математика»
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· знание счета в пределах 10 по единице и равными числовыми группами; · знание названий компонентов сложения, вычитания; · понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; · математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; · цвет, величину, форму предметов; · положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; · части суток, порядок их следования; · знаки арифметических действий сложения и вычитания. · количественные, порядковые числительные в пределах 10; · Умениевыполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток, |
1. сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; 2. сравнивать предметы по одному и нескольким признакам; 3. называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.; 4. изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие; 5. образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10; 6. считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10; 7. оперировать количественными и порядковыми числительными; 8. заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.); 9. сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы; 10. решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий; 11. пользоваться переместительным свойством сложения; 12. пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых; 13. пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; 14. заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 15. 10 к.), бумажную купюру 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. 1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет); 16. решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера; 17. отображать точку на листе бумаги, на классной доске; 18. строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию; 19. проводить прямую линию через одну и две точки; 20. обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету; 21. усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
|
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
· Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
· Развитие мыслительной деятельности;
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
· Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 100 часов, по 3 часа в неделю.
Образовательная область – математика.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционные цели |
оборудование |
|
I |
Пропедевтический период |
|
|
|
|
|
1. |
Выявление знаний и умений. |
1 |
2.09 |
Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы (или познавательную потребность; потребность в саморазвитии; познавательные интересы; |
Счетный материал, учебники, презентация
|
|
2. |
Цвет, назначение предметов. Круг. |
1 |
5.09 |
Формировать у учащихся умения: ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме; |
Счетный материал, учебники, презентация, геометрические фигуры |
|
3. |
Большой – маленький. Одинаковые равные по величине. |
1 |
6.09 |
Формировать у учащихся умения: ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме; идентифицировать основные цвета; соотносить объекты по размеру |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
4. |
Слева – справа. В середине, между. |
1 |
9.09 |
Анализировать расположение частей собственного тела по оси «право-левой» ориентировки. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
5. |
Квадрат. Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. |
1 |
12.09 |
Соотносить объекты по форме; подбирать к образцу эталоны формы (квадрат); осуществлять выбор заданной формы; называть эталоны формы (квадрат); |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
6. |
Длинный – короткий. Внутри – снаружи, в, рядом, около. |
1 |
13.09 |
Вербализовывать (или обозначать словесно) отношения между предметами по величине. Ориентироваться в понятиях внутри - снаружи, в, рядом, около. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
7. |
Треугольник. Широкий – узкий. |
1 |
16.09 |
Соотносить объекты по форме; подбирать к образцу эталоны формы (треугольник); осуществлять выбор заданной формы; называть эталоны формы (треугольник); |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
8. |
Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник. |
1 |
19.09 |
Размещать объекты в трехмерном пространстве в заданном местоположении по отношению к собственному телу: далеко – близко, дальше – ближе, к, от. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
9. |
Высокий – низкий. Глубокий – мелкий. |
1 |
20.09 |
Находить предметы с заданными признаками величины; называть признаки величины объектов. Находить предметы с заданными признаками величины; называть признаки величины объектов. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
10. |
Впереди – сзади, перед, за. Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. |
1 |
23.09 |
Ориентироваться во взаиморасположении объектов в ряду (или в колонне) при заданном направлении впереди, сзади, перед, за). |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
11. |
Толстый – тонкий. Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
1 |
26.09 |
Находить предметы с заданными признаками величины; называть признаки величины объектов. Устанавливать (или определять) последовательность частей суток; составлять временные ряды: части суток (утро, день, вечер, ночь). |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
12. |
Рано – поздно. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
1 |
27.09 |
Ориентироваться во временных отношениях: рано, поздно. Ориентироваться во временных отношениях: вчера, сегодня, завтра (или на следующий день). |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
13. |
Быстро – медленно. Тяжелый – легкий. |
1 |
30.09 |
Определять быстрое и медленное движение. Распознавать предметы с заданными признаками. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
14. |
Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. |
1 |
3.10 |
Определять количество предметов и сравнивать по количеству предметов. |
|
|
15. |
Давно – недавно. Молодой – старый. |
1 |
4.10 |
Ориентироваться во временных отношениях: давно, недавно. Ориентироваться в возрасте людей, устанавливать отношения старше — моложе. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
16. |
Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. |
1 |
7.10 |
Соотносить объекты по количеству, сравнивать. Сравнивать объем жидкостей, сыпучих веществ. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
II |
Числа. Величины. |
77 |
|
|
|
|
17. 18 |
Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду. |
2 |
10.10 11.10 |
Познакомить детей с числом и цифрой 1. Формировать умение использовать в речи количественные, порядковые числительные; соотносить предмет и число. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
19. |
Число и цифра 2. Место числа 2 в числовом ряду. |
1 |
14.10 |
Познакомить детей с числом и цифрой 2. Формировать умение использовать в речи количественные, порядковые числительные; соотносить предмет и число. Формировать умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания; |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
20 |
Числа 1, 2. Соответствие количества, числительного, цифры. Сравнение чисел 1, 2.
|
1 |
17.10 |
Формировать умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания; в ориентироваться в двухмерном пространстве: над, под, вверху, внизу (или перед, за, спереди, сзади; справа, слева; близко, далеко); различать (и/или использовать в речи) пространственные |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
21. |
Арифметическое действие: сложение «+». Понятие «пара предметов».
|
1 |
18.10 |
Формировать умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания; ; различать (и/или использовать в речи) пространственные предлоги и понятия вертикальной оси (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между); использовать в речи количественные, порядковые числительные; узнавать предметы на реалистичных изображениях; |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
22. |
Арифметическое действие: вычитание «-». |
1 |
21.10 |
Формировать умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания; в ориентироваться в двухмерном пространстве: над, под, вверху, внизу (или перед, за, спереди, сзади; справа, слева; близко, далеко); различать |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
23 |
Простые задачи на нахождение суммы. Простые задачи на нахождение остатка. |
1 |
24.10 |
Формировать умение устанавливать последовательность событий, отраженных в серии сюжетных картинок к задаче: что было сначала, что потом; формировать вычислительные навыки; дифференцировать зрительные образы цифр. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
24. |
Структура задачи Закрепление. Решение простых задач. |
1 |
25.10 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
25. |
Геометрическая форма: шар. |
1 |
28.10 |
Формировать умение находить предметы с заданными признаками величины, формы; умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
26 27 |
Число и цифра 3. Место числа 3 в числовом ряду. Прямой и обратный счёт 1-3, 3-1.
|
2 |
7.11 8.11 |
Формировать умение дифференцировать зрительные образы цифр. Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
28 |
Числа 1, 2,3. Соответствие количества, числительного, цифры. Сравнение состава чисел 1, 2, 3. |
1 |
11.11 |
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Формировать вычислительные навыки. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
29 |
Составление и решение примеров с числами 1-3 на сложение. |
1 |
14.11 |
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Формировать вычислительные навыки. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
30 |
Составление примеров на сложение с использованием счетного материала |
1 |
15.11 |
Формировать вычислительные навыки.
|
Счетный материал, учебники, презентация |
|
31 |
Переместительное свойство. |
1 |
18.11 |
Формировать умение замечать изменения, происходящих с объектом;умение соотносить результаты наблюдения с поставленной целью. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
32 |
Простые задачи. Структурные части задачи. |
1 |
21.11 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
33 |
Арифметическое действие: вычитание |
1 |
22.11 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
34 |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. Составление задач по сюжетным картинкам. |
1 |
25.11 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
35 |
Решение простых задач. |
1 |
28.11 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
36 |
Геометрическая форма: куб.
|
1 |
29.11 |
Формировать умение находить предметы с заданными признаками величины, формы; умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
37 |
Число и цифра 4. Нумерация, счет, состав чисел 1-4 |
1 |
2.12 |
Знать место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Уметь соотносить число и цифру |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
38
|
Образование числа 4 Числа 1-4. Соответствие количества, числительного, цифры. Сравнение чисел 1-4. |
1 |
5.12 |
Знать место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Уметь соотносить число и цифру. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
39 |
Составление и решение задач. |
1 |
6.12 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. Формировать представление о мерах стоимости: рубль (1р., 2р.) |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
40 |
Составление и решение примеров на сложение и вычитание. |
1 |
9.12 |
Формировать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 4. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
41 |
4 Состав числа 4 |
1 |
12.12 |
Знать место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Уметь соотносить число и цифру. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
42 |
Решение задач на нахождение суммы. Составление задач на сложение по рисункам. |
1 |
13.12 |
Формировать умение решать задач на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по предложенному сюжету. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
43 |
Решение задач на нахождение остатка |
1 |
16.12 |
|
|
|
44 |
Геометрическая форма: брус. |
1 |
19.12 |
Формировать умение находить предметы с заданными признаками величины, формы; умение удерживать цель деятельности до конца выполнения задания. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
45 |
Число и цифра 5. Числа 1-5. Соответствие количества, числительного, цифры.
|
1 |
20.12 |
Формировать умение считать предметы в пределах 5, использовать в речи количественные и порядковые числительные, различать графические образы цифр. Формировать умение считать предметы в пределах 5, |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
46 |
Прямой и обратный счет 1-5, 5-1. Состав чисел 1-5.
|
1 |
23.12 |
Формировать умение считать в пределах 5 с опорой на наглядность и без нее. Знать место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Уметь соотносить число и цифру. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
47 |
Сравнение чисел в пределах о 1 до 5. Число 5. Отсчитывание и присчитывание по 1. |
1 |
26.12 |
Формировать умение сравнивать числа путём установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Формировать умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 5. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
48 |
Примеры на сложение и вычитание. Прибавление и вычитание числа 1. |
1 |
27.12 |
Формировать знание состава чисел 1-5. Уметь решать примеры на сложение и вычитание числа 1. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
49 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 1-4. Закрепление. |
1 |
9.01 |
Знать место каждого числа в числовом ряду. Уметь сравнивать числа, устанавливать отношения больше, меньше, равно. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
50 |
Сложение и вычитание в пределах 5. Закрепление. |
1 |
10.01 |
Знать состав числа 4. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 5. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
51 |
Образование числа 5. Состав числа 5. |
1 |
13.01 |
Знать место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Уметь соотносить число и цифру. Уметь использовать таблицы состава чисел при выполнении действия вычитания. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
52 |
Решение задач на нахождение суммы числами 1-5 Задачи на нахождение остатка с числами1-5.. |
1 |
16.01 |
Уметь решать простые арифметические задачи на нахождение суммы с числами 1-5. Уметь решать простые арифметические задачи на нахождение остатка с числами 1-5. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
53 |
Решение примеров с числами 1-5. |
1 |
17.01 |
Знать приёмы сложения и вычитания, таблицы сложения и вычитания. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
54 |
Точка. Линии.Овал. |
1 |
20.01 |
Знать кривые и прямые линии. Уметь вычерчивать с помощью линейки прямую линию. Уметь различать геометрические фигуры, выделять овал. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
55 |
Число и цифра 0. |
1 |
23.01 |
Знать место каждого числа в числовом ряду. Уметь писать цифру 0. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
56 |
Решение примеров на вычитание с результатом 0. |
1 |
24.01 |
Уметь сравнивать числа , устанавливать отношения больше, меньше, равно. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
57 |
Задачи на нахождение остатка с результатом 0. |
1 |
27.01 |
Уметь решать задачи, выделять структурные части, записывать решение и ответ. Формировать представление о мерах стоимости: рубль (1р., 2р..5 р.) |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
58 |
Число и цифра 6. Прямой и обратный счет 1-6, 6-1. |
1 |
30.01 |
Знать счёт предметов в пределах 6. Уметь писать цифру 6. Уметь считать на наглядной основе 1-6 и 6-1, выделять «соседей» числа. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
59 |
Место числа 6 в числовом ряду. Разложение числа на два слагаемых. |
1 |
31.01 |
Знать названия, обозначения чисел, счёт по 1 (счёт предметов и отвлечённый счёт),место каждого числа в числовом ряду в прямой и обратной последовательности. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
60 |
Образование числа 6. Решение примеров и задач. |
1 |
3.02 |
Знать состав числа 6. Уметь решать примеров в пределах 6. Уметь решать задачи на нахождение суммы, остатка; иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
61 |
Сравнение чисел 1-6. Получение числа 6.
|
1 |
6.02 |
Уметь устанавливать отношения больше, меньше, равно Знать место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Уметь соотносить число и цифру. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
62 |
Состав числа 6. |
1 |
7.02 |
Знать состав числа 6. Уметь считать на наглядной основе 1-6, 6-1. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
63 |
Составление и решение примеров и задач. |
1 |
10.02 |
Уметь составлять и решать примеры и задачи, устанавливать отношения больше, меньше, равно. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
64 |
Решение примеров на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. |
1 |
13.02 |
Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
65 |
Построение прямой линии через одну точку, две точки. |
1 |
14.02 |
Уметь вычерчивать прямую линию с помощью линейки. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
66 |
Число и цифра 7. Место числа 7 в числовом ряду. |
1 |
17.02 |
Знать образование числа 7, прямой и обратный счет 1-7, 7-1 Знать счёт предметов в пределах 7, соотносить количество, числительное, цифру. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
67 |
Получение числа 7. Сравнение чисел.
|
1 |
27.02 |
Уметь практически применять переместительное свойство сложения и таблицы сложения и вычитания. Знать способы получения числа 7. Уметь сравнивать числа. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
68 |
Решение задач на нахождение суммы с числами 1-7. Задачи на нахождение остатка с числами 1-7. |
1 |
28.02 |
Уметь решать задачи на нахождение суммы, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков.
|
Счетный материал, учебники, презентация |
|
69 |
Состав числа 7. |
1 |
3.03 |
Знать состав числа 7. Уметь решать задачи и примеры. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
70 |
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. |
1 |
6.03 |
Знать состав чисел в пределах 7. Уметь искать число приемом подбора. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
71 |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
1 |
7.03 |
Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 7. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
72 |
Сутки, неделя. |
1 |
10.03 |
Знать единицы времени. |
календарь |
|
73 |
Отрезок. |
1 |
13.03 |
Уметь измерять отрезок, вычерчивать отрезок заданной длины. |
Линейка,Счетный материал, учебники, презентация |
|
74 |
Число и цифра 8. Место числа 8 в числовом ряду. |
1 |
14.03 |
Знать счёт предметов в пределах 8, количественные и порядковые числительные, цифры. Уметь писать цифру 8. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
75 |
Образование числа 8. Прямой и обратный счет. |
1 |
17.03 |
Знать способы образования числа 8. Уметь выделять «соседей» числа 8, соотносить количество, числительное, цифру. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
76 |
Решение задач с числами 1-8. |
1 |
20.03 |
Уметь решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, примеры на сложение и вычитание. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
77 |
Решение примеров на увеличение и уменьшение на несколько единиц |
1 |
21.03 |
Знать состав числа и место чисел 1-8 в числовом ряду. Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 8. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
78 |
Составление и решение задач изученного типа |
1 |
3.04 |
Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
79 |
Решение примеров на сложение и вычитание с числами 1-8. |
1 |
4.04 |
Знать приемы сложения и вычитания. Уметь присчитывать и отсчитывать числовые группы. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
80 |
Отсчитывание и присчитывание от числа по единице. |
1 |
7.04 |
Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 8. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
81 |
Состав числа 8.
|
1 |
10.04 |
Уметь использовать таблицы состава чисел при выполнении действия вычитания. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
82 |
Закрепление. Получение числа 8. |
1 |
11.04 |
Знать состав числа 8. Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
83
|
Образование числа 9. |
1 |
14.04 |
Знать счет предметов в пределах 9. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 9. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
84 |
Состав числа 9. |
1 |
17.04 |
Знать способы получения числа. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
85 |
Решение примеров и задач с числами 1-9. |
1 |
18.04 |
Знать соответствие числительного, количества и цифры. Уметь устанавливать отношения больше, меньше и равно. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
86 |
Счёт равными группами. Решение примеров. |
1 |
21.04 |
Уметь считать равными группами. Знать приёмы сложения и вычитания, таблицы сложения и вычитания. Уметь писать цифры 1-9. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
87 |
Мера длины – сантиметр.
|
1 |
24.04 |
Знать понятие сантиметр. Уметь измерять, вычерчивать и обозначать отрезки. |
линейки |
|
88 |
Число 10.
|
1 |
25.04 |
Знать число 10-десять единиц –десяток. Уметь писать цифру 10. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
89 |
Прямой и обратный счет: 1-10, 10-1 |
1 |
28.04 |
Знать состав чисел первого десятка из двух слагаемых, место каждого числа в ряду. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
90 |
Состав числа 10.
|
1 |
2.05 |
Знать место каждого числа в ряду. Уметь выделять предыдущее и последующее числа. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
91 |
Решение примеров на сложение и вычитание с числами 1-10.
|
1 |
5.05 |
Знать место каждого числа в числовом ряду. Уметь сравнивать числа, устанавливать отношения больше, меньше, равно. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
92 93 |
Простые задачи на нахождение суммы, остатка. |
2 |
12.05 15.05 |
Знать структурные части задачи, последовательность работы по решению задачи. Умение записывать решение. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
94 |
Меры стоимости. |
1 |
16.05 |
Уметь решать примеры и задачи с мерами стоимости. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
95 |
Мера массы – килограмм. |
1 |
19.05
|
Уметь решать примеры и задачи с мерами массы. |
Счетный материал, учебники, презентация |
|
96 97 |
Мера емкости – литр.
|
2 |
22.05 23.05 |
Уметь решать примеры и задачи с мерами емкости. |
Работа с учебником. |
|
III. |
Повторение изученного. |
|
|
|
|
|
98 |
Годовая контрольная работа. |
1 |
26.05 |
Развивать умение работать самостоятельно. |
Самостоятельная работа. |
|
99 |
Работа над ошибками. |
1 |
29.05 |
Уметь решать примеры и задачи |
|
|
100 |
Повторение изученного за год |
1 |
30.05 |
Решать примеры и задачи |
карточки |
|
|
Итого |
99ч |
|
|
|
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
I |
Пропедевтический период. |
16 |
II |
Числа. Величины. |
81 |
III. |
Повторение изученного |
3 |
|
ИТОГО: |
100 |
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
2. Т.В.Алышева. Математика.Учебник для 1 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. Москва.«Просвещение», 2012 г.
Дополнительная литература:
3. «Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы». Пособие для учителя под редакцией доктора психологических наук В.Г.Петровой. Москва. Просвещение. 1982. 256с.
4. 3. В.В. Волина. «Праздник числа». Занимательная математика для детей. Москва. Издательство « Знание» 1993. С.В. Кудрина «Уроки математики» конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2014
Оборудование и приборы:
2.1.1. Мультимедийный проектор
2.1.2. Мультимедийная доска
2.1.3. Компьютер
Дидактический материал:
Комплект счётного материала на магнитах, комплект учебно-наглядных пособий «Сказочный счёт», касса цифр, карточки с цифрами, признаки геометрических форм, образцы печатных и письменных букв, математический планшет «Школа интересных наук», предметные картинки.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Итоговая контрольная работа по математике.
Вариант 1.
№ 1.
Задача.
На полке БЫЛО 10 книг. Потом туда ПОСТАВИЛИ еще 8 книг.
Сколько книг СТАЛО на полке?
№ 2.
Примеры.
5 + 3 = 17 – 1 = 16 – 1 =
9 – 2 = 10 + 9 = 7 + 10 =
4 + 5 = 12 + 1 = 10 – 6 =
№ 3.
Вставь пропущенные числа. Подчеркни числа, которые вставил.
8, __ , __ , 11, 12, __ , 14, __ , 16, __ , __ , 19, __ .
18, __ , __ , 15, __ , 13, 12, __ , 10, __ , __ , 7, 6 .
№ 4.
Сравни числа. Поставь знак < ,> или = .
10 7 18 13 3 9
11 19 16 17 6 2
№ 5.
Начерти 2 отрезка длиной 7 см и 11 см. Выдели отрезок длиной 7 см –синим цветом, а отрезок длиной 11 см – красным.
Вариант 2.
№ 1.
Задача.
На полке БЫЛО 10 книг. Потом туда ПОСТАВИЛИ еще 8 книг.
Сколько книг СТАЛО на полке?
№ 2.
Примеры
5 + 3 = 17 – 1 =
9 – 2 = 10 + 9 =
№ 3.
Вставь пропущенные числа. Подчеркни числа, которые вставил.
8, __ , 10 , __ , 12, __ , 14, __ , 16, __ , 18 , __ , 20 .
№ 4
Сравни числа. Поставь знак < ,> или = .
10 7 18 13 3 9
№ 5.
Начерти отрезок длиной 7 см. Выдели его синим цветом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.