|
|
|
||||||
|
|
|
Адаптированная программа (8 ВИД)
Предмет Чтение |
|
Класс 8 А |
|
Образовательная область Язык и речевая практика |
|
МО Гуманитарного цикла |
|
Учебный год 2022-2023 |
|
Срок реализации 1 год |
|
Учитель (ФИО) Солодякова Ольга Викторовна |
|
п.Кондинское
2022
Пояснительная записка
Адаптированная программа создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», с требованиями ФГОС ОВЗ. Программа предназначена для учащихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает требования адаптированной основной общеобразовательной программы предметной области «Язык и речевая практика».
Программа разработана на основе Примерной программы 5-9 классов специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой.
Цель: развитие речи и совершенствование техники чтения через понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
§ формирование чтения про себя, увеличение объема читаемого текста;
§ развитие восприятия художественных произведений;
§ развитие умения отвечать на вопросы, ставить вопросы к тексту, читать по ролям, пересказывать текст от лица различных героев;
§ освоение навыков нравственного поведения на основе произведений художественной литературы.
Место предмета
На изучение чтения в 8 классе отводится 140 часов (4 часа в неделю)
При реализации программы используется учебник Чтение 8 класс, автор и составитель З. Ф. Малышева, М.: Просвещение, 2019.
Планируемые результаты
1. уровень
читать вслух и про себя правильно, бегло, выразительно доступные по содержанию тексты; выделять тему и определять идею произведения;
определять черты характера главных героев и с помощью учителя выражать свое отношение к ним; самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста; отбирать опорные слова для пересказа и употреблять их в пересказе; пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова; ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам; выделять незнакомые слова и с помощью учителя давать им объяснения; заучить наизусть 10 стихотворений; читать внеклассную литературу и принимать участие в их обсуждении.
2. уровень
читать вслух и про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно; пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя); находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников); участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Содержание
Устное народное творчество. (9 часов)
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Произведения русских писателей 19 века (40 часов)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Произведения русских писателей 1 и 2 половины 20 века
Биография и творчество А. П. Чехова, В. Г. Короленко, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. Т. Твардовского, К. Г. Паустовского, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. А. Суркова.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом. Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельный подбор заголовков данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа. Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приѐмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Виды учебной деятельности:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок). Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Комбинированный урок, урок-беседа. Повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Кор-ка |
1 2 3 |
Устное народное творчество. (9 часов) |
Сказки. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» |
3 |
2.09 6.09 7.09 |
|
4 5 |
|
Пословицы и поговорки. |
2 |
8.09 9.09 |
|
6 |
|
Баллады. В. А. Жуковский «Перчатка» |
1 |
13.09 |
|
7 |
|
И. З. Суриков «Нашла коса на камень» |
1 |
14.09 |
|
8 9 |
|
Былины. |
2 |
15.09 16.09 |
|
10 |
|
Былина «Садко» (отрывок) |
1 |
20.09 |
|
11 |
|
Урок внеклассного чтения. «Любимые сказки» |
1 |
21.09 |
|
12 13 |
Произведения русских писателей XIX века. (40 часов) |
А. С. Пушкин. Биографические сведения. |
2 |
22.09 23.09 |
|
14 |
М. Я. Басина «Публичное испытание» |
1 |
27.09 |
|
|
15 16 |
|
И.И. Пущин «Записки о Пушкине» |
2 |
28.09 29.09 |
|
17 18 |
|
А. С. Пушкин «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…» |
2 |
30.09 4.10 |
|
19 |
|
А. С. Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
5.10 |
|
20 21 |
|
А. С. Пушкин. Стихотворения – посвящения «И. И. Пущину», «Няне» |
2 |
6.10 7.10 |
|
22 23 |
|
А. С. Пушкин. Любовная лирика: «Сожженное письмо» (отрывок), «Я вас любил» |
2 |
11.10 12.10 |
|
24 25 26 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» |
3 |
13.10 14.10 18.10 |
|
27 28 |
|
Просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» |
2 |
19.10 20.10 |
|
29 30 |
|
Урок внеклассного чтения. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
2 |
21.10 25.10 |
|
31 32 |
|
М. Ю. Лермонтов. Биографическая справка. |
2 |
26.10 27.10 |
|
33 34 35 |
2 четверть |
М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Родина» |
3 |
28.10 8.11 9.11 |
|
36 37 |
|
Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Парус», «Сосна». |
2 |
10.11 11.11 |
|
38 39 40 41 |
|
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок) |
4 |
13.11 -18.11 |
|
42 |
|
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. |
1 |
22.11 |
|
43 44 |
|
И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова. |
2 |
23.11 24.11 |
|
45 46 |
|
И. А. Крылов «Волк на псарне» |
2 |
26.11 29.11 |
|
47 |
|
И. А. Крылов «Осел и соловей» |
1 |
30.11 |
|
48 |
|
И. А. Крылов «Муха и пчела» |
1 |
1.12 |
|
49 |
|
Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А. Крылова. |
1 |
2.12 |
|
50 |
|
Н. А. Некрасов. Биографические сведения. |
1 |
6.12 |
|
51 52 |
|
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) |
2 |
7.12 8.12 |
|
53 54 |
|
Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…» |
2 |
9.12 13.12 |
|
55 56 |
|
Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок) |
2 |
14.12 15.12 |
|
57 58 |
|
Н. А. Некрасов «Русские женщины» |
2 |
16.12 20.12 |
|
59 60 |
|
И. С. Никитин. Биографическая справка. «Русь» (отрывок) |
2 |
21.12 22.12 |
|
61 |
|
И. С. Никитин «Утро на берегу озера» |
1 |
23.12 |
|
62 |
3 четверть |
Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов "Крестьянские дети". |
1 |
10.01 |
|
63 |
|
И. С. Тургенев. Биографическая справка. |
1 |
11.01 |
|
64 65 66 67 |
|
И. С. Тургенев «Муму» |
4 |
12.01 13.01 17.01 18.01 |
|
68 |
|
И. С. Тургенев «Муму» Проверка техники чтения. |
1 |
19.01 |
|
69 |
|
Л. Н. Толстой. Биографическая справка. |
1 |
20.01 |
|
70 71 |
|
Л. Н. Толстой «После бала» (в сокращении) |
2 |
24.01 25.01 |
|
72 |
Произведения русских писателей 1-й половины XX века. (23 часа) |
А. П. Чехов. Биографическая справка. |
1 |
26.01 |
|
73 74 |
|
А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» |
2 |
27.01 31.01 |
|
75- 81 |
|
В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (отрывки). |
7 |
1.02-10.02 |
|
82 |
|
Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант» |
1 |
14.02 |
|
83 |
|
Урок внеклассного чтения |
1 |
15.02 |
|
84 85 86 |
|
М. Горький. Биографическая справка. «Макар Чудра» (отрывок) |
3 |
16.02 17.02 21.02 |
|
87 |
|
Просмотр фильма по повести «Макар Чудра» «Табор уходит в небо» |
1 |
22.02 |
|
88 89 |
|
С. Есенин. Биографическая справка. «Спит ковыль…» |
2 |
28.02 1.03 |
|
90 |
|
С. Есенин «Пороша» |
1 |
2.03 |
|
91 |
|
С. Есенин «Отговорила роща золотая…» |
1 |
3.03 |
|
92 93 94 |
|
А. П. Платонов. Биографическая справка. «Разноцветная бабочка» |
3 |
7. 03 9.03 10.03 |
|
95 96 97 98 |
|
А. Н. Толстой. Биографическая справка. «Русский характер» |
4 |
14.03 -17.03 |
|
99 100 |
|
Н. А. Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка» |
2 |
21.03 22.03 |
|
101 |
|
Урок внеклассного чтения. Стихи С. А. Есенина. |
1 |
23.03 |
|
102 103 104 105 |
Произведения русских писателей 2-й половины XX века. (30 часов) 4 четверть |
К. Г. Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма» |
4 |
24.03 4.04 5.04 6.04
|
|
106 |
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. |
1 |
7.04 |
|
|
107- 111 |
|
Р. И. Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки) |
5 |
11.04- 18.04 |
|
112- 114 |
|
Л. А. Кассиль. Биографическая справка. «Пекина бутсы» |
3 |
19.04 -21.04 |
|
115- 117 |
|
А. Т. Твардовский. Биографическая справка. «Василий Теркин» (отрывки из поэмы) |
3 |
25.04- 27.04 |
|
118 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
28.04 |
|
119- 122 |
|
В. М. Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин» |
4 |
2.05 -5.05 |
|
123- 125 |
|
В. П. Астафьев. Биографическая справка. «Далекая и близкая сказка» |
3 |
10.05 11.05 12.05 |
|
126 |
|
Урок внеклассного чтения. Произведения о войне. |
1 |
16.05 |
|
127- 131 |
|
Р. П. Погодин. Биографическая справка. «Альфред» |
5 |
17.05 19.05-23.05 |
|
132 133 |
|
А. А. Суриков. Биографическая справка. «Родина» |
2 |
24.05 25.05 |
|
134- 136 |
|
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. |
3 |
26.05 30.05 31.05 |
|
137-138 |
|
Итоговые уроки |
2 |
|
|
139-140 |
|
Резерв |
2 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.