Адаптированная программа кружка социально- правового направления
«ПОМОГИ СЕБЕ САМ»
для учащихся 5-9 классов
Пояснительная записка.
Одной из приоритетных задач нашего государства является воспитание здорового и хорошо развитого умственного молодого поколения.
Образовательная область объединения дополнительного образования призвана способствовать решению проблем социальной адаптации ребёнка, предоставляя новые возможности взаимодействия, ориентирована на приобщение к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение.
Программа направлена на поэтапное эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, путём активного включения детей в разнообразную по форме игровую деятельность, выступающую в качестве" инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях - к серьёзной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, социальному взаимодействию как возможности выхода из сложных жизненных ситуаций.. Программа призвана активизировать сознание подростка, формировать осознанное отношение к выбору модели социального поведения, выявлять позицию, уровень осведомлённости, активности подростка, воспитывать неравнодушное отношение к социальным бедам, позитивное изменение его умонастроений.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Отличительные особенности программы - это свободная (досуговая) деятельность, которая имеет особую психолого-педагогическую ценность в воспитании ребёнка. В ней заложены все этапы, необходимые для полноценного формирования личности: целеполагание, планирование, реализация намеченных целей, анализ и оценка результатов. Досуг - школа поддержки, одобрения и ободрения ребёнка, а тем более слабого, «трудного», так как его успех и активное участие в коллективном деле - это здоровье, добрые положительные эмоции, шанс реализоваться.
Ценностное содержание знаний, навыков и умений, заложенное в программе, способствует осознанию и пониманию каждым ребёнком себя, своих прав и обязанностей, своего места в общественно-культурном контексте, что является актуальным в наше время.
Основными положениями программы являются:
- принцип реализации разнообразных детских интересов;
- принцип развития в каждом ребёнке желания стать лучше, знать больше, познать себя;
- принцип качественных изменений, происходящих с каждым ребёнком, включённым в коллективную деятельность;
- принцип сотрудничества ребят и взрослых при подготовке и проведении различных мероприятий;
- принцип культуры межличностных отношений.
Цели программы:
- содействие развитию личности ребёнка средствами досуговой деятельности;
- формирование доминанты на здоровый образ жизни;
- получение учащимися базовых знаний по правовому воспитанию с умением применять их в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
- развивать навыки социального взаимодействия на основе соотношения индивидуального и коллективного;
- научить основам правовой грамотности;
- включить подростка в активное познание мира, этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремления разобраться в себе и окружающих;
- научить навыкам ведения конструктивного диалога, публичных выступлений;
- научить проводить различные творческие дела;
- научить применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- научить анализировать собственное поведение, определять результативность, эффективность различных видов и форм коммуникаций.
В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
- человек в общении с другими людьми, значение языка как основы человеческих взаимоотношений;
- достоинство, смысл и величие жизни человека;
- внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начала в нём;
- деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место где человек родился и познал счастье жизни.
Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
- создание специальной обстановки для успешной социализации ребёнка;
- учёт уровня развития и воспитанности ребёнка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путём включения культурно - эстетического, духовно-нравственного, психологического и других компонентов;
- динамичность деятельности объединения;
- учёт возрастных и психолого-физиологических особенностей ребёнка:
Сотрудничество с КДН, ПДН, Ювенальной службой, детским врачом-наркологом, психиатром.
совершенствование ЗУН речевой культуры.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих основных педагогических принципах: целостность, гуманизация, деятельностный подход, интеграция различных знаний, возрастной и индивидуальный подходы.
Характеристика детей с ЗПР.
Задержка психического развития – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы - ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Учащиеся значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Речевые проблемы- связаны в первую очередь с темпом ее развития. Отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Эмоциональная сфера – у учащихся с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот. Отмечается нестойкость к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ученик то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих. Учащиеся с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.
Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения). Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н. Л. Белопольская). В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений учащихся. Это приводит к различным трудностям - повышением тревожности, появление неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных
Методы достижения поставленных задач:
1. Теоретические уроки нравственности чередуются с практическими занятиями: собеседованиями, диспутами, игровыми тренингами, проигрыванием этических ситуаций
2. Проведение тестирований и их анализ
3. Широко используются афоризмы, примеры из классической и художественной литературы, истории, рассматриваются и анализируются репродукции картин известных художников, просмотр тематических фильмов
4. Систематически проводится повторение ранее изученного, самопроверка знаний.
5.Выпуск газет способствует практическому сплочению в группе и проявлению творческих способностей.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы это:
- тестирование
- здоровый образ жизни, как условие для успешного развития личности;
- высоконравственные, этические нормы поведения - необходимость для продуктивного социального общения;
- правовые знания как база для успешной адаптации и социализации учащихся.
-отсутствие или снижение правонарушений и конфликтных ситуаций
- повышение у учащихся гражданских чувств
- развитие самостоятельных суждений о назначении человека, счастье и смысле жизни
В результате освоения программы дети должны:
- знать о роли и значении здорового образа жизни в полноценном развитии личности;
- овладеть навыками продуктивного социального взаимодействия;
- самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях;
- познакомиться с основными приёмами решения конфликтных ситуаций;
- знать базовые положения Конвенции о правах ребёнка;
- владеть основной терминологией правового характера;
- свободно владеть приёмами ведения мероприятий различной направленности;
- уметь выступать как в роли участника деловой игры, так и её организатора, ведущего;
- анализировать мероприятие, собственный вклад в его подготовку и проведение.
- ответственно относиться к порученному делу.
Программа рассчитана на два года обучения. Возраст учащихся 11-15 лет. На первом году обучения продолжительность одного занятия 3 часав неделю, на втором году обучения – 4 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название темы |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Комплектование группы. |
2 |
- |
2 |
2. |
Знакомство и организация. |
3 |
3 |
6 |
3. |
Детская конституция прав ребёнка. |
4 |
5 |
9 |
4. |
Правонарушения. «Дети и милиция». |
6 |
6 |
12 |
5. |
Семейный климат и ребёнок. |
4 |
5 |
9 |
6. |
Подростковый алкоголизм и никотиновая зависимость. |
4 |
5 |
9 |
7. |
«Трудные дети» |
4 |
5 |
9 |
8. |
Суицидное поведение подростков. |
3 |
3 |
6 |
9. |
«Поверь в себя, познай себя!» |
4 |
5 |
9 |
10. |
Школьники и неформальные группы общения. |
1 |
2 |
3 |
11. |
Террористические акты. |
3 |
3 |
6 |
12. |
Тренинги. |
2 |
10 |
12 |
13. |
Час дружеского общения. |
1 |
9 |
10 |
|
Итого: |
41 |
61 |
102 |
Содержание изучаемого материала I год обучения.
Знакомство и организация.(6)
Тренинги: «Доверие и комфорт.»
«Собственные чувства. Чувство уверенности.»
«Собственная уникальность.»
Детская конституция прав ребёнка.(9)
- Права и обязанности учеников.
- Равенство всех детей на земле.
- Право на образование.
- Воспитание уважения к окружающей природе.
- Ответственность за вред причинённый детьми до 14 лет.
Правонарушения. «Дети и милиция.»(12)
- Правонарушения: общие понятия, терминология, систематика, распространённость.
- Факторы влияющие на формирование противоправного поведения.
- Встреча с милицией. Не наломай лишних дров.
- Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
- Это то, что говорит закон.
- «Вместе мы сильней беды.»
Семейный климат и ребёнок.(9)
- Воспитание и уважение в семье.
- Как закрепляется неправильное поведение.
- «Шустрики» и «мямлики».
- Детские страхи.
- Город в котором мы живём.
Подростковый алкоголизм и никотиновая зависимость.(9)
- Формирование никотиновой зависимости у детей.
- Таксикомания и дети.
- Формирование алкогольной зависимости у детей.
- Основные направления профилактики курения и алкоголизма у детей.
«Трудные дети»(9)
- Основные причины появления «трудных» детей и подростков.
- Неорганизованные школьники.
- Отношения в группе сверстников.
- «Почему жестокий человек- всегда трус.»
Суицидное поведение подростков.(6)
- Что такое суицид?
- Формирование суицидального поведения.
- Профилактика суицида.
«Поверь в себя, познай себя.»(9)
- Отношение к себе.
- Ты можешь стать сильнее.
- Если кто- то…или ты.
- Что такое «Интересная жизнь».
Школьники и неформальные группы общения.(3)
- История неформальных молодёжных групп.
- Молодёжные группы нашего времени.
Террористические акты.(6)
- Что такое террористический акт?
- Угрозы террористического акта и меры предосторожности.
- Чтобы это не случилось.
Тренинги.(12)
Час дружеского общения.(10)
- Беседы.
- Календарные праздники.
- Просмотр видеотеки.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ |
Название темы |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Комплектование группы. |
2 |
- |
2 |
2. |
Знакомство и организация. |
3 |
3 |
6 |
3. |
Детская конституция прав ребёнка. |
6 |
8 |
14 |
4. |
Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних. |
7 |
11 |
18 |
5. |
Семейный климат и ребёнок. |
4 |
6 |
10 |
6. |
Ребёнок на работе. |
2 |
4 |
6 |
7. |
Алкоголь, курение, наркомания. |
5 |
5 |
10 |
8. |
Суицидное поведение подростков. |
2 |
6 |
8 |
9. |
Школьники и неформальные группы общения. |
2 |
4 |
6 |
10. |
Террористические акты. |
2 |
4 |
6 |
11. |
Отклонения в сексуальном поведении. |
2 |
2 |
4 |
12. |
«Трудные дети» |
6 |
10 |
16 |
13. |
«Поверь в себя, познай себя!» |
2 |
8 |
10 |
14. |
Тренинги. |
1 |
9 |
10 |
15. |
Час дружеского общения. |
1 |
9 |
10 |
|
Итого: |
47 |
89 |
136 |
Содержание изучаемого материала II год обучения.
Знакомство и организация.(6)
Тренинги:- «Доверие и сплочённость.»
- «Я и не- я.»
- «Чувство уверенности. Обобщение опыта.»
Детская конституция прав ребёнка (14)
- Права и обязанности учеников.
- Право жить и воспитываться в семье.
- Право на имя отчество и фамилию.
- Право на защиту.
- Право выражать своё мнение.
- Опёка и попечительство.
- Ответственность за вред причинённый детьми от 14 до 18 лет.
Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.(18)
- Административные правонарушения несовершеннолетних.
- Вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.
- «Если взрослый позвал за черту.»
- «Встреча с милицией. Не наломай лишних дров.»
- Ответственность за вред причинённый несовершеннолетними.
- Уголовно- процессуальное задержание.
- Презумция невиновности и право на молчание.
- «Вместе мы сильней беды.»
- Просмотр видеотеки.
Семейный климат и ребёнок. (10)
- Как закрепляется неправильное поведение.
- Откуда берутся двойки.
- Характеристика группы сверстников.
- Как помогать в учёбе.
- Особенности малого города.
Ребёнок на работе.(6)
- Общие вопросы.
- Трудоустройство несовершеннолетних.
- «Ночью детям надо спать…и не ворочать тяжести.»
Алкоголь. Курение. Наркомания.(10)
- Никотиновая зависимость.
- Формирование алкогольной зависимости у подростков. Особенности пьянства.
- Основные направления профилактики алкоголизма у подростков.
- Профилактика наркомании.
- Просмотр видеотеки.
Суицидное поведение подростков.(8)
- Суицид: общие понятия, терминология, распространённость.
- Формирование суицидального поведения.
- Мотивы, причины, поводы суицидов.
Школьники и неформальные группы общения.(6)
- История молодёжных неформальных групп.
- Молодёжные неформальные группы в России.
Террористические акты.(6)
- Угрозы террористического акта.
- Предмет похожий на взрывное устройство. Обнаружение и действия.
- Захват заложников. Предупредительные меры.
Отклонения в сексуальном поведении.(4)
- Общие понятия, терминология.
- Сексуальные девиации. Формы девиантной сексуальной активности.
«Трудные дети».(16)
- Основные причины появления «трудных» детей и подростков.
- Неорганизованные школьники.
- Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети.
- Гиперсексуальность и отклоняющееся поведение подростков и старшеклассников.
- Межличностные отношения в группе.
- Гуманные отношения между педагогом и учеником.
«Поверь в себя, познай себя!» (10)
- 7 ступенек к себе.
- Твоя жизнь состоит из поступков.
- Здравый смысл и разумная осторожность.
- Ты можешь победить свои слабости.
- Что такое «Интересная жизнь»
Тренинги.(10)
Час дружеского общения.(10)
- Беседы.
- Календарные праздники.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.