Адаптированная программа по биологии в 9 классе
Оценка 4.8

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Оценка 4.8
docx
06.12.2019
Адаптированная программа по биологии в 9 классе
биология-9.docx

           Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская основная общеобразовательная школа»

 

Согласовано

Зам. дир. по УВР: __________/И.Е. Потапкина/

Утверждаю

Директор МБОУ______________/Н.Т. Орехова/

Приказ № 165    от  02.09.2019г.

 

 

 

Адаптированная рабочая программа по биологии

для обучающегося с ЗПР

к образовательной программе ФГОС ООО

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Колчанова Ольга Ивановна

 

                                           

 

 

                                                

Рассмотрено

на заседании ШУМО учителей естественно-научного цикла

Протокол №1   от 27.08.19

 

                                              2019 – 2020 уч. год


 Пояснительная записка

       Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии, учебника Л.Н.Сухорукова, В.С.Кумченко.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Программа учитывает особенности обучающегося с ЗПР (задержка психического развития) недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение химических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса биологии в 8 классе были внесены изменения в требования к уровню подготовки учащегося с ЗПР, основное содержание и тематическое планирование соответствует рабочей программе.

Целью данной программы является:

·         формирование на базе полученных знаний и умений научной картины мира как общечеловеческой культуры;

·         гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

·         установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми организмами как главной ценностью на Земле;

·         подготовка учащихся к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

 

Основные задачи:

·         познакомить обучающегося с науками, изучающими человека, методами этих наук и их значением для каждого человека;

·         сформировать знания о клетке, тканях, органах и системах организма человека;

·         познакомить с врожденными и приобретенными формами поведения, рассмотреть как общие свойства высшей нервной деятельности, так и специфические формы, свойственные людям: речь, трудовую деятельность, социальный образ жизни;

·         сформировать основы функциональной грамотности;

·         скорректировать отставание обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для этих обучающихся и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, регуляции поведения.

Для обучающегося ЗПР  характерны следующие специфические особенности

·         недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе;

·         отсутствие учебной мотивации;

·         недостаточная организованность и ответственность;

·         неумение общаться и адекватно вести себя;

·         низкая познавательная активность;

·         ограниченный кругозор;

·         низкий уровень развития речи;

·         несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;

·         несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;

·         недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

·         недостаточное развитие мелкой моторики руки;

·         несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука- глаз»;

·         низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Условия обучения детей с ЗПР

·         создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

·         обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;

·         использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

·         дифференциация требований и индивидуализация обучения;

·         модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

·         организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

·         учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей;

В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям.

Основными направлениями коррекционно-развивающего обучения являются:

·         развитие речи, владение техникой речи;

·         совершенствование сенсорного развития;

·         коррекция отдельных сторон психической деятельности,

·         развитее зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания;

·         формирование обобщенных представлений о явлениях;

·         развитие пространственных представлений и ориентаций;

·         развитие представлений о времени;

·         развитие слухового внимания и памяти.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Развитие и коррекция речи

На уроках биологии ученику с нарушением интеллекта бывает трудно выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи обучающегося должна занимать на уроках большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (таблицы, картинки, иллюстрации учебника).

Отмечая у ребенка, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, можно сократить количество вопросов и формулировать их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно приближаются к самому рассказу.

Развитие и коррекция внимания

Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушением интеллекта, необходимо проводить работу по его развитию и коррекции внимания, важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение и его переключение.

Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности  и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках. Для этого на уроках необходимо разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Так, например, от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, рассмотрению таблицы или иллюстрации, что бы затем провести беседу по обсуждению изученного материала.

Приемы развития внимания

·         использование инструкций, опорного конспекта;

·         включать игровые моменты;

·         использовать яркую наглядность;

·         обязательный этап работы на уроке это организация самопланирования, самопроверки, а также озвучивание учеником своей деятельности.

Развитие и коррекция восприятия

Обучающийся  на каждом уроке биологии знакомится с разнообразными организмами,  явлениями, закономерностями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому биология относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития природы, особенности и разнообразие организмов). Учитывая имеющиеся у обучающегося нарушения восприятия, прежде всего, необходимо сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому необходимо тщательно подходить к наглядному оформлению уроков. Для развития восприятия  используются также игровые  упражнения.

Развитие и коррекция памяти

Обучающийся должен осмыслить, запомнить множество определений, биологических понятий и воспроизводить имеющиеся знания, отличается слабой памятью, имеет тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления.

При организации обучения  с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления:

·         опора на зрительную или слуховую память;

·         смысловое запоминание на основе выделения главного;

·         давать им доступные инструкции по отдельным звеньям содержания материала;

·         визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, опорных конспектов;

·         многократное повторение материала и распределение его на части;

·         рациональный объем запоминаемой информации (обязательный для запоминания);

·         эмоциональное богатство передаваемого материала.

Развитие и коррекция воображения

Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать в процессе обучения.

Биология знакомит школьников с экологическими явлениями и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащегося, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или по их исправлению, давая, прежде всего точное описание организмов, явлений и закономерностей в развитии природы, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов.

Развитие и коррекция мышления

Основные технологические требования для формирования индивидуального подхода при развитии мыслительной деятельности:

·         Увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование часов школьного компонента для индивидуальных занятий;

·         Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний;

·         Использование проблемных заданий;

·         Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций;

·         Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания;

·         Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения;

·         Подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам.

Для развития и коррекции мышления необходимо ставить перед учащимися такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставили бы думать ребенка.


МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ С ЗПР

 

Наиболее распространённой классификацией методов обучения остаётся классификация по источникам приобретения знаний. Она включает следующие методы обучения биологии:

·         Методы устного сообщения;

·         Методы наглядного обучения;

·         Методы работы с текстом.

В предложенной классификации отсутствуют практические методы. Практический
метод – это умение применять знания. Каждый из методов обучения предполагает практический метод. Он сопровождает все остальные методы.

Так, например, слушая изложение материала учителем, ученик может составить план его рассказа; читая текст учебника, он заполняет сравнительную таблицу, просматривая видеофильм, выписывает основные понятия и определения.

При организации обучения  с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления:

·         опора на зрительную или слуховую память;

·         смысловое запоминание на основе выделения главного;

·         давать им доступные инструкции по отдельным звеньям содержания материала;

·         визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части;

·         рациональный объем запоминаемой информации (обязательный для запоминания);

·         эмоциональное богатство передаваемого материала.

Необходимо продумывать не только методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке. Достигается это с помощью следующих приемов: излагаю материал по плану, четкое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность; установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно; хорошо проведенное закрепление материала на уроке, неоднократное возвращение к пройденному, в связи с изучением нового материала, обязательное выполнение домашних заданий, систематизация знаний учащихся на повторно-обобщающем уроке по теме программы, опора на знакомые средства - опорный конспект или план при воспроизведении знаний учащимися, использование в этих целях памяток.

 

 Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1 ч в неделю (5 класс); Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс); Животные.  70 ч, 2 ч в неделю (7 класс); Человек.  70 ч, 2 ч в неделю (8 класс); Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

Содержание учебного предмета

Введение. Особенности биологического познания. Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Методы биологического познания.

Тема 1. Организм. Организм – целостная саморегулирующаяся система. Размножение и развитие организмов. Способы размножения комнатных растений. Определение пола. Половое созревание. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость- свойства организма. Основные законы наследования признаков. Решение генетических задач. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Адаптация организмов к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Ритмическая деятельность организма. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека.

Тема 2. Вид. Популяция. Эволюция видов. Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Учение Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Формирование приспособлений- результат эволюции. Видообразование- результат действия факторов эволюции. Селекция- эволюция направляемая человеком. Систематика и эволюция. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Особенности высшей нервной деятельности человека. Мышление и воображение. Речь. Память. Эмоции. Чувство любви-основа брака и семьи. Типы высшей нервной деятельности.

Тема 3. Биоценоз. Экосистема. Биоценоз. Видовая и пространственная структура. Конкуренция-основа поддержания видовой структуры биоценоза. Неконкурентные взаимоотношения между видами. Разнообразие видов в природе- результат эволюции. Организация и разнообразие экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Фитоценоз. Естественной водной экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Агроценоз. Агроэкосистема. Парк как искусственная экосистема. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Тема 4. Биосфера. Среды жизни. Биосфера и ее границы. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ- основа целостности биосферы. Биосфера и здоровье человека.

 

 

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

 

 1) в направлении личностного развития

                развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

                формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

                воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

                воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к творчеству и  биологических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта естественнонаучного  моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

                овладение конкретными биологическими  знаниями, не­обходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

                формирование представлений о биологических идеях и методах;

                формирование представлений о биологии как форме опи­сания и методе познания действительности;

                овладение  биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

                создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для естественнонаучной  деятельности.

4) в направлении  обеспечения прав участников образовательного процесса на получение качественного образования:

обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР;

 

Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Биология»

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В результате изучения курса у обучающегося основной школы будут сформированы биологические знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты обучения биологии:

1)            воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2)            формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

3)            знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4)            формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5)            формирование личностных представлений о целостности природы,

6)            формирование толерантности и миролюбия;

7)            освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

8)             формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9)            формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

10)        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

11)        формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1)            учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)            знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3)            формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

4)            владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

5)            формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

6)            формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются:

1.             В познавательной (интеллектуальной) сфере:

§    выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

§    соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

§    классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

§    объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

§    различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

§    сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

§    выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

§    овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

§    знание основных правил поведения в природе;

§    анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

§    знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

§    соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

§    освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

§    овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

                                         Критерии оценки

                                           

Устного ответа

 

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

 

 

Теста

 

85 -100%

 

 

 

Эксперементальной работы

 

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

84-70%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

51-69%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО БИОЛОГИ

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр. тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

9 класс. Живые системы и экосистемы

·         Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Учебник для общеобразовательных учреждений.

·         Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.

·         Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Матюшенко Е.Е. Тетрадь-тренажёр. Пособие для учащихся.

·         Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Власова Е.А. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся.

·         Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Ошмарин А.П. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся.

·         Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.

Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: WWW.spheres. ru

 

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе

Адаптированная программа по биологии в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019