Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская основная общеобразовательная школа»
Согласовано Зам. дир. по УВР: __________/И.Е. Потапкина/ |
Утверждаю Директор МБОУ______________/Н.Т. Орехова/ Приказ № 165 от 02.09.2019г. |
Адаптированная рабочая программа по биологии
для обучающегося с ЗПР
к образовательной программе ФГОС ООО
9 класс
Колчанова Ольга Ивановна
Рассмотрено на заседании ШУМО учителей естественно-научного цикла Протокол №1 от 27.08.19
|
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии, учебника Л.Н.Сухорукова, В.С.Кумченко.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Программа учитывает особенности обучающегося с ЗПР (задержка психического развития) недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение химических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса биологии в 8 классе были внесены изменения в требования к уровню подготовки учащегося с ЗПР, основное содержание и тематическое планирование соответствует рабочей программе.
Целью данной программы является:
· формирование на базе полученных знаний и умений научной картины мира как общечеловеческой культуры;
· гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
· установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми организмами как главной ценностью на Земле;
· подготовка учащихся к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Основные задачи:
· познакомить обучающегося с науками, изучающими человека, методами этих наук и их значением для каждого человека;
· сформировать знания о клетке, тканях, органах и системах организма человека;
· познакомить с врожденными и приобретенными формами поведения, рассмотреть как общие свойства высшей нервной деятельности, так и специфические формы, свойственные людям: речь, трудовую деятельность, социальный образ жизни;
· сформировать основы функциональной грамотности;
· скорректировать отставание обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для этих обучающихся и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, регуляции поведения.
Для обучающегося ЗПР характерны следующие специфические особенности
· недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе;
· отсутствие учебной мотивации;
· недостаточная организованность и ответственность;
· неумение общаться и адекватно вести себя;
· низкая познавательная активность;
· ограниченный кругозор;
· низкий уровень развития речи;
· несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;
· несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;
· недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;
· недостаточное развитие мелкой моторики руки;
· несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука- глаз»;
· низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.
Условия обучения детей с ЗПР
· создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
· обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;
· использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
· дифференциация требований и индивидуализация обучения;
· модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
· организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;
· учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей;
В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям.
Основными направлениями коррекционно-развивающего обучения являются:
· развитие речи, владение техникой речи;
· совершенствование сенсорного развития;
· коррекция отдельных сторон психической деятельности,
· развитее зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания;
· формирование обобщенных представлений о явлениях;
· развитие пространственных представлений и ориентаций;
· развитие представлений о времени;
·
развитие слухового внимания и памяти.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ
Развитие и коррекция речи
На уроках биологии ученику с нарушением интеллекта бывает трудно выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи обучающегося должна занимать на уроках большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (таблицы, картинки, иллюстрации учебника).
Отмечая у ребенка, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, можно сократить количество вопросов и формулировать их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно приближаются к самому рассказу.
Развитие и коррекция внимания
Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с нарушением интеллекта, необходимо проводить работу по его развитию и коррекции внимания, важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение и его переключение.
Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках. Для этого на уроках необходимо разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Так, например, от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, рассмотрению таблицы или иллюстрации, что бы затем провести беседу по обсуждению изученного материала.
Приемы развития внимания
· использование инструкций, опорного конспекта;
· включать игровые моменты;
· использовать яркую наглядность;
· обязательный этап работы на уроке это организация самопланирования, самопроверки, а также озвучивание учеником своей деятельности.
Развитие и коррекция восприятия
Обучающийся на каждом уроке биологии знакомится с разнообразными организмами, явлениями, закономерностями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому биология относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития природы, особенности и разнообразие организмов). Учитывая имеющиеся у обучающегося нарушения восприятия, прежде всего, необходимо сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому необходимо тщательно подходить к наглядному оформлению уроков. Для развития восприятия используются также игровые упражнения.
Развитие и коррекция памяти
Обучающийся должен осмыслить, запомнить множество определений, биологических понятий и воспроизводить имеющиеся знания, отличается слабой памятью, имеет тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления.
При организации обучения с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления:
· опора на зрительную или слуховую память;
· смысловое запоминание на основе выделения главного;
· давать им доступные инструкции по отдельным звеньям содержания материала;
· визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, опорных конспектов;
· многократное повторение материала и распределение его на части;
· рациональный объем запоминаемой информации (обязательный для запоминания);
· эмоциональное богатство передаваемого материала.
Развитие и коррекция воображения
Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать в процессе обучения.
Биология знакомит школьников с экологическими явлениями и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащегося, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или по их исправлению, давая, прежде всего точное описание организмов, явлений и закономерностей в развитии природы, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов.
Развитие и коррекция мышления
Основные технологические требования для формирования индивидуального подхода при развитии мыслительной деятельности:
· Увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование часов школьного компонента для индивидуальных занятий;
· Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний;
· Использование проблемных заданий;
· Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций;
· Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания;
· Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения;
· Подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам.
Для развития и коррекции мышления необходимо ставить перед учащимися такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставили бы думать ребенка.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ С ЗПР
Наиболее распространённой классификацией методов обучения остаётся классификация по источникам приобретения знаний. Она включает следующие методы обучения биологии:
· Методы устного сообщения;
· Методы наглядного обучения;
· Методы работы с текстом.
В предложенной классификации отсутствуют практические методы.
Практический
метод – это умение применять знания. Каждый из методов обучения предполагает
практический метод. Он сопровождает все остальные методы.
Так, например, слушая изложение материала учителем, ученик может составить план его рассказа; читая текст учебника, он заполняет сравнительную таблицу, просматривая видеофильм, выписывает основные понятия и определения.
При организации обучения с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления:
· опора на зрительную или слуховую память;
· смысловое запоминание на основе выделения главного;
· давать им доступные инструкции по отдельным звеньям содержания материала;
· визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части;
· рациональный объем запоминаемой информации (обязательный для запоминания);
· эмоциональное богатство передаваемого материала.
Необходимо продумывать не только методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке. Достигается это с помощью следующих приемов: излагаю материал по плану, четкое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность; установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно; хорошо проведенное закрепление материала на уроке, неоднократное возвращение к пройденному, в связи с изучением нового материала, обязательное выполнение домашних заданий, систематизация знаний учащихся на повторно-обобщающем уроке по теме программы, опора на знакомые средства - опорный конспект или план при воспроизведении знаний учащимися, использование в этих целях памяток.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1 ч в неделю (5 класс); Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс); Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс); Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс); Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Содержание учебного предмета
Введение. Особенности биологического познания. Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Методы биологического познания.
Тема 1. Организм. Организм – целостная саморегулирующаяся система. Размножение и развитие организмов. Способы размножения комнатных растений. Определение пола. Половое созревание. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость- свойства организма. Основные законы наследования признаков. Решение генетических задач. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Адаптация организмов к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Ритмическая деятельность организма. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека.
Тема 2. Вид. Популяция. Эволюция видов. Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Учение Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Формирование приспособлений- результат эволюции. Видообразование- результат действия факторов эволюции. Селекция- эволюция направляемая человеком. Систематика и эволюция. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Особенности высшей нервной деятельности человека. Мышление и воображение. Речь. Память. Эмоции. Чувство любви-основа брака и семьи. Типы высшей нервной деятельности.
Тема 3. Биоценоз. Экосистема. Биоценоз. Видовая и пространственная структура. Конкуренция-основа поддержания видовой структуры биоценоза. Неконкурентные взаимоотношения между видами. Разнообразие видов в природе- результат эволюции. Организация и разнообразие экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Фитоценоз. Естественной водной экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Агроценоз. Агроэкосистема. Парк как искусственная экосистема. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Тема 4. Биосфера. Среды жизни. Биосфера и ее границы. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ- основа целостности биосферы. Биосфера и здоровье человека.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к творчеству и биологических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта естественнонаучного моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение конкретными биологическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
• формирование представлений о биологических идеях и методах;
• формирование представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности;
• овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для естественнонаучной деятельности.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Биология»
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В результате изучения курса у обучающегося основной школы будут сформированы биологические знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы,
6) формирование толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
8) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1) учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
5) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
6) формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
§ выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
§ соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
§ классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
§ объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
§ различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
§ сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
§ выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
§ овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
§ знание основных правил поведения в природе;
§ анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
§ знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
§ соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
§ освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
§ овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Критерии оценки
Устного ответа
«5»
Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов
Теста
85 -100%
Эксперементальной работы
Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.
«4»
Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.
84-70%
Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.
«3»
При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.
51-69%
Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.
«2»
Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.
Менее 50%
Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО БИОЛОГИ
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр. тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
9 класс. Живые системы и экосистемы
· Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Учебник для общеобразовательных учреждений.
· Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.
· Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Матюшенко Е.Е. Тетрадь-тренажёр. Пособие для учащихся.
· Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Власова Е.А. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся.
· Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Ошмарин А.П. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся.
· Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.
Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: WWW.spheres. ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.