|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
Предмет Русский язык |
|
Класс 6 Б |
|
Образовательная область Язык и речевая практика |
|
МО гуманитарного цикла |
|
Учебный год 2022-2023 |
|
Срок реализации 1 год |
|
Учитель (ФИО) Солодякова Ольга Викторовна |
|
гп.Кондинское
2022
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» автора В. В. Воронковой под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год;
Учебника - Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. - 6-е изд. – М.; Просвещение, 2020. Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Место предмета
Базовый курс русского языка. Всего на изучение предмета отводится 136 часов (4 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Планируемые результаты освоения предмета обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Русский язык
Минимальный уровень
Различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости- мягкости; деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень
Различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
С 6 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 6 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Формы организации образовательного процесса: Урок, Практические работы, Тестирование
Технологии обучения: Здоровьесберегающие технологии, Личностно-ориентированное обучение, ИКТ-технологии, Игровые технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
- использование осознанно употребления частей речи в предложении; применение правил правописания;
- формирование при работе над ошибками осознания причины появления ошибки;;
- формирование умений различать факты, причины, следствия;
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
Виды и формы контроля:
устный и письменный опрос домашнего задания, контрольное списывание, работа с деформированным текстом, изложение, сочинение, диктант
Планируемый уровень подготовки:
В результате изучения русского языка обучающийся должен различать и называть:
- основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности, различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков),
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 60 -70 слов), включающие изученные орфограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
- понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- озаглавливать текст;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, названия предметов, действий, признаков );
- производить звуко-буквенный разбор слов.
Содержание программы
Повторение - 8 ч
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы - 6 ч.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово - 28 ч.
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на),приставка пере-, написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).
Части речи - 77 часов
Имя существительное - 32 ч.
Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное (39+6ч. развития речи).
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и мн. числе.
Предложение - 9 ч
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе всего программного материала по русскому языку). Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.). Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на речке», «Лес осенью», «Катание на лыжах», «Спорт и моя семья», «Олимпиада в Сочи» и др.). Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведении мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и школьных мероприятиях).
Повторение пройденного за год - 9 ч.
Календарно тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Дата |
Кор-ка |
1 |
Повторение 6 ч. |
Предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. |
1.09 |
|
2-3 |
|
Предложения распространенные и нераспространенные. |
5.09 6.09 |
|
4-5 |
|
Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с союзом «и». |
7.09 8.09 |
|
6 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения |
12.09 |
|
7 |
|
Диктант по теме: Повторение |
13.09 |
|
8 |
|
Работа над ошибками. |
14.09 |
|
9 |
Звуки и буквы. Текст 6 ч |
Алфавит. Звуки и буквы. |
15.09 |
|
10 |
|
Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. |
19.09 |
|
11 |
|
Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я. |
20.09 |
|
12 |
|
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. |
21.09 |
|
13 |
|
Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. |
22.09 |
|
14 |
|
Рр Изложение текста «Сказки по предложенному плану (упр. 34). |
26.09 |
|
15 |
Состав слова 28 ч |
Состав слова. Корень, приставка суффикс, окончание. |
27.09 |
|
16 |
|
Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. |
28.09 |
|
17 |
|
Образование новых слов с помощью приставок. |
29.09 |
|
18 |
|
Образование новых слов с помощью приставок. Самостоятельная работа. |
3.10 |
|
19 |
|
Образование слов с помощью суффиксов. |
4. 10 |
|
20 |
|
Образование слов с помощью суффиксов и приставок. |
5.10 |
|
21 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Состав слова». |
6.10 |
|
22 |
|
Самостоятельная работа по теме «Состав слова». |
10.10 |
|
23 |
|
Рр Составление рассказа по предложенному (данному) началу «История Желтого листка.» |
11.10
|
|
24 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
12.10
|
|
25 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Отработка навыков и умений. |
13.10 |
|
26 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Самостоятельная работа |
17.10 |
|
27 |
|
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
18.10 |
|
28 |
|
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Самостоятельная работа. |
19.10 |
|
29 |
|
Звонкие и глухие согласные в корне слова. |
20.10 |
|
30 |
|
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
24.10
|
|
31 |
|
Непроизносимые согласные. |
25.10 |
|
32 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» |
26.10 |
|
33 |
|
Непроизносимые согласные. Самостоятельная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» |
27.10 |
|
34 |
|
Рр Изложение текста |
7.11 |
|
35 |
|
Приставки и предлоги. |
8.11 |
|
36 |
|
Рр Сжатое изложение «Догадливый хомяк» |
9.11 |
|
37 |
|
Разделительный твердый знак после приставок. |
10.11 |
|
38 |
|
Разделительный твердый и мягкий знаки. |
14.11 |
|
39 |
|
Правописание приставок. |
15.11 |
|
40 |
|
Правописание приставок. Отработка навыков и умений. |
16.11 |
|
41 |
|
Правописание приставок. Самостоятельная работа. |
17.11 |
|
42 |
|
Рр Деловые бумаги. Объявление. |
21.11 |
|
43 |
Части речи 3 ч. |
Существительное, прилагательное, глагол. Определение частей речи в тексте. |
22.11 |
|
44 |
|
Разграничение однокоренных слов, являющихся разными частями речи. |
23.11
|
|
45 |
|
Рр Составление плана к рассказу «Белогрудка» |
24.11
|
|
46 |
Имя существительное 32 ч |
Понятие об имени существительном. |
28.11 |
|
47 |
|
Понятие об имени существительном. Определение имени существительного в тексте. |
29.11 |
|
48 |
|
Имена собственные. |
30.11 |
|
49 |
|
Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце. |
1.12
|
|
50 |
|
Склонение имён существительных в единственном числе. |
5.12
|
|
51 |
|
Изменение имён существительных по падежам . |
6.12
|
|
52 |
|
Три склонения имён существительных. |
7.12 |
|
53 |
|
Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. |
8.12
|
|
54 |
|
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. |
12.12
|
|
55 |
|
Определение падежа у существительных первого склонения. Проверочная работа. |
13.12 |
|
56 |
|
Второе склонение имён существительных в единственном числе. |
14.12 |
|
57 |
|
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. |
15.12 |
|
58 |
|
Третье склонение имён существительных в единственном числе. |
19.12 |
|
59 |
|
Падежи и падежные окончания имён сущ-х разных склонений. |
20.12
|
|
60 |
|
Диктант по теме «Имя существительное» |
21.12
|
|
61 |
|
Работа над ошибками. |
9.01
|
|
62 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Склонение существительного в единственном числе» |
10.01 |
|
63 |
|
Рр Изложение с грамматическим заданием |
11.01 |
|
64 |
|
Склонение имен существительных во множественном числе. |
12.01 |
|
65 |
|
Падежи имен существительных во множественном числе. Именительный и винительный падежи во множественном числе. |
16.01
|
|
66 |
|
Дательный падеж имен существительных во множественном числе |
17.01
|
|
67 |
|
Творительный падеж во множественном числе |
18.01
|
|
68 |
|
Предложный падеж во множественном числе |
19.01
|
|
69 |
|
Родительный падеж во множественном числе |
23.01 |
|
70 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное» |
24.01 |
|
71 |
|
Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» |
25.01 |
|
72 |
|
Рр Заметка в стенгазету |
26.01 |
|
73 |
|
Имена существительные, употребляемые только в единственном числе |
30.01 |
|
74 |
|
Имена существительные, употребляемые только во множественном числе |
1.02 |
|
75 |
|
Закрепление темы: «Существительное» |
2.02 |
|
76 |
|
Диктант по теме: «Имя существительное». |
6.02 |
|
77 |
|
Работа над ошибками. Рр Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси» |
7.02 |
|
78 |
Имя прилагательное 39 ч. |
Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи. Определение имени прилагательного в тексте. Связь имен существительных и прилагательных. |
8.02 |
|
79 |
|
Изменение имен прилагательных по родам. |
9.02 |
|
80 |
|
Правописание имен прилагательных мужского рода. |
13.02 |
|
81 |
|
Рр Сочинение по опорным словам и предложенному плану «Как изменилась природа зимой» (упр.208) |
14.02 |
|
82 |
|
Правописание имен прилагательных женского и среднего рода. |
15.02 |
|
83 |
|
Рр Изложение «Куликовская битва» (упр. 219) |
16.02 |
|
84 |
|
Изменение имен прилагательных по числам. |
20.02
|
|
85 |
|
Правописание имен прилагательных множественного и единственного числа |
21.02
|
|
86 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное» (стр. 142-144) |
22.02 |
|
87 |
|
Диктант по теме «Имя прилагательное». (стр.145-146) |
27.02 |
|
88 |
|
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных в единственном числе. Склонение мужского и среднего рода |
28.02 |
|
89 |
|
Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. |
1.03 |
|
90 |
|
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. |
2.03 |
|
91 |
|
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
6.03 |
|
92 |
|
Рр Изложение «Дятел» (упр.258). |
7.03
|
|
93 |
|
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
9.03 |
|
94 |
|
Рр Письмо товарищу. Поздравительная открытка. (упр. 267) |
13.03 |
|
95 |
|
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
14.03 |
|
96 |
|
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
15.03 |
|
97 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное». (стр. 172-178) |
16.03 |
|
98 |
|
Рр Анализ допущенных ошибок (упр. 296) |
20.03
|
|
99 |
|
Рр Описание эпизода с помощью вопросов (упр. 173) |
21.03 |
|
100 |
|
Диктант по теме: Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
22.03
|
|
101 |
|
Работа над ошибками. |
23.03 |
|
102 |
|
Склонение имен прилагательных женского рода |
3.04 |
|
103 |
|
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. |
4.04 |
|
104 |
|
Рр Краткий пересказ текста по предложенному плану (текст «Карлуха» стр. 198 упр. 33) |
5.04
|
|
105 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». (стр. 194-203) |
6.04 |
|
106 |
|
Самостоятельная работа по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». (стр. 194-203) |
10.04 |
|
107 |
|
Рр Сочинение – описание картины И. Левитана «Март» по предложенным вопросам (упр. 344) |
11.04 |
|
108 |
|
Опрос (тест) по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
12.04 |
|
109 |
|
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
13.04 |
|
110 |
|
Родительный и предложный падежи во множественном числе. |
17.04 |
|
111 |
|
Родительный и предложный падежи во множественном числе. Отработка навыков и умений. |
18.04 |
|
112 |
|
Дательный и творительный падежи во множественном числе. |
19.04 |
|
113 |
|
Дательный и творительный падежи во множественном числе. Отработка навыков и умений. |
20.04 |
|
114 |
|
Диктант по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе». |
24.04 |
|
115 |
|
Работа над ошибками. |
25.04 |
|
116 |
|
Рр Изложение по предложенному плану |
26.04 |
|
117 |
Предложение 9ч |
Главные члены предложения |
27.04 |
|
118 |
|
Однородные подлежащие и однородные сказуемые. Однородные второстепенные члены. |
2.05 |
|
119 |
|
Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. |
3.05 |
|
120 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
4.05 |
|
121 |
|
Сложное предложение |
10.05 |
|
122 |
|
Знаки препинания в сложном предложении перед союзами и, а, но. |
11.05 |
|
123 |
|
Обращение. Знаки препинания при обращении |
15.05 |
|
124 |
|
Закрепление темы «Предложение» |
16.05 |
|
125 |
|
Самостоятельная работа по теме «Предложение» (тест) |
17.05 |
|
126 |
Повторение пройденного 9ч |
Повторение. Выполнение упражнений |
18.05 |
|
127 |
|
Рр. Сжатое изложение по И. Акимушкину |
22.05 |
|
128 |
|
Рр. Написание конца рассказа по заданному началу |
23.05 |
|
129 |
|
Повторение. Выполнение упражнений |
24.05 |
|
130 |
|
Рр. Изложение по тексту «Стальное колечко» |
25.05 |
|
131-132 |
|
Рр Контрольное сочинение по опорным словам и плану |
29.05 30.05 |
|
133 |
|
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
31.05 |
|
134 |
|
Итоговый урок |
|
|
135-136 |
|
Резерв |
|
|
Литература
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» автора В. В. Воронковой под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008
2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- 6-е изд. – М.; Просвещение, 2020
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.