Адаптированная программа по русскому языку 6 класс (ОВЗ)

  • docx
  • 04.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа по русскому языку 6 класс (ОВЗ).docx

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______/ _____________/

                        

Протокол № _12__

 от «31» 05. 2022 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР

_______/Н.Г.Шевцова/

                       

«31» 05. 2022 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Кондинская СОШ

_________/Э.В.Кузьмина/                 Приказ № 141_-од 

от  «31» 05. 2022 г.                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 Адаптированная программа (8 ВИД)

 

                                     

Предмет                                           Русский язык

 

Класс                                                                         6 Б

 

Образовательная область             Язык и речевая практика

 

МО                                           гуманитарного цикла

 

Учебный год                                                       2022-2023

 

Срок реализации                                                     1 год

 

Учитель (ФИО)                 Солодякова Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гп.Кондинское

2022

 

Пояснительная записка

         Программа  составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» автора В. В. Воронковой под редакцией   В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год;

Учебника - Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. - 6-е изд. – М.; Просвещение, 2020. Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Место предмета

Базовый курс русского языка. Всего на изучение предмета отводится 136 часов (4 часа в неделю)

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

Планируемые результаты освоения предмета обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

Русский язык

Минимальный уровень                                    

Различение  гласных   и   согласных   звуков   и   букв;   ударных   и   безударных согласных; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости- мягкости; деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень

Различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

С 6 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

 Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 6 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

    

Формы организации образовательного процесса: Урок, Практические работы, Тестирование

Технологии обучения: Здоровьесберегающие технологии, Личностно-ориентированное обучение, ИКТ-технологии, Игровые технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

- использование осознанно употребления частей речи в предложении; применение правил правописания;

- формирование    при работе над ошибками осознания  причины появления ошибки;;

- формирование умений различать факты, причины, следствия;

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

 

Виды и формы контроля:

устный и письменный опрос домашнего задания, контрольное списывание, работа с деформированным текстом, изложение, сочинение, диктант

 

Планируемый уровень подготовки:

В результате изучения русского языка обучающийся должен различать и называть:

- основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности,  различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков),

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

обучающийся получит возможность научиться:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 60  -70 слов), включающие изученные орфограммы;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);

- понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

- озаглавливать текст;

- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки,     названия предметов, действий, признаков );

- производить звуко-буквенный разбор слов.

 

Содержание программы

Повторение - 8 ч

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы - 6 ч.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

Слово - 28 ч.

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.  Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на),приставка пере-, написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).

Части речи - 77 часов

Имя существительное - 32 ч.

Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное (39+6ч. развития речи).

Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и мн. числе.

Предложение - 9 ч

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные    и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое  употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе всего программного материала по русскому языку). Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.). Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине  и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на речке», «Лес осенью», «Катание на лыжах», «Спорт и моя семья», «Олимпиада в Сочи» и др.). Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка  в стенгазету (о проведении мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и школьных мероприятиях).

Повторение пройденного за год - 9 ч.

 

Календарно тематическое планирование

 

Раздел

Тема

Дата

Кор-ка

1

Повторение 6 ч.

Предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

1.09

 

2-3

 

Предложения распространенные и нераспространенные.

5.09

6.09

 

4-5

 

Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с союзом «и».

7.09

8.09

 

6

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

12.09

 

7

 

Диктант по теме: Повторение

13.09

 

8

 

Работа над ошибками.

14.09

 

9

Звуки и буквы. Текст 6 ч

Алфавит. Звуки и буквы.

15.09

 

10

 

Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие.

19.09

 

11

 

Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я.

20.09

 

12

 

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

21.09

 

13

 

Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.

22.09

 

14

 

Рр Изложение текста «Сказки по предложенному плану (упр. 34).

26.09

 

15

Состав слова   28 ч

Состав слова. Корень, приставка суффикс, окончание.

27.09

 

16

 

Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах.

28.09

 

17

 

Образование новых слов с помощью приставок.

29.09

 

18

 

Образование новых слов с помощью приставок. Самостоятельная работа.

3.10

 

19

 

Образование слов с помощью суффиксов.

4. 10

 

20

 

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

5.10

 

21

 

Упражнения на закрепление по теме «Состав слова».

6.10

 

22

 

Самостоятельная работа по теме «Состав слова».

10.10

 

23

 

Рр Составление рассказа по предложенному (данному) началу «История Желтого листка.»

11.10

 

 

24

 

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

12.10

 

 

25

 

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Отработка навыков и умений.

13.10

 

26

 

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Самостоятельная работа

17.10

 

27

 

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

18.10

 

28

 

Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Самостоятельная работа.

19.10

 

29

 

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

20.10

 

30

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

24.10

 

 

31

 

Непроизносимые согласные.

25.10

 

32

 

Упражнения на закрепление по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

26.10

 

33

 

Непроизносимые согласные. Самостоятельная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

27.10

 

34

 

Рр Изложение текста

7.11

 

35

 

Приставки и предлоги.

8.11

 

36

 

Рр Сжатое изложение «Догадливый хомяк»

9.11

 

37

 

Разделительный твердый знак после приставок.

10.11

 

38

 

Разделительный твердый и мягкий  знаки.

14.11

 

39

 

Правописание приставок.

15.11

 

40

 

Правописание приставок. Отработка навыков и умений.

16.11

 

41

 

Правописание приставок. Самостоятельная работа.

17.11

 

42

 

Рр Деловые бумаги. Объявление.

21.11

 

43

Части речи  3 ч.

Существительное, прилагательное, глагол.

Определение частей речи в тексте.

22.11

 

44

 

Разграничение однокоренных слов, являющихся разными частями речи.

23.11

 

 

45

 

Рр Составление плана к рассказу «Белогрудка»

24.11

 

 

46

Имя существительное 32 ч

Понятие об имени существительном.

28.11

 

47

 

Понятие об имени существительном. Определение имени существительного в тексте.

29.11

 

48

 

Имена собственные.

30.11

 

49

 

Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.

1.12

 

 

50

 

Склонение имён существительных в единственном числе.

5.12

 

 

51

 

Изменение имён существительных по падежам .

6.12

 

 

52

 

Три склонения имён существительных.

7.12

 

53

 

Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе.

8.12

 

 

54

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения.

12.12

 

 

55

 

Определение падежа у существительных первого склонения. Проверочная работа.

13.12

 

56

 

Второе склонение имён существительных в единственном числе.

14.12

 

57

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.

15.12

 

58

 

Третье склонение имён существительных в единственном числе.

19.12

 

59

 

Падежи и падежные окончания имён сущ-х разных склонений.

20.12

 

 

60

 

Диктант по теме «Имя существительное»

21.12

 

 

61

 

Работа над ошибками.

9.01

 

 

62

 

Упражнения на закрепление по теме «Склонение существительного в единственном числе»

10.01

 

63

 

Рр Изложение с грамматическим заданием

11.01

 

64

 

Склонение имен существительных во множественном числе.

12.01

 

65

 

Падежи имен существительных во множественном числе. Именительный и винительный падежи во множественном числе.

16.01

 

 

66

 

Дательный падеж имен существительных во множественном числе

17.01

 

 

67

 

Творительный падеж во множественном числе

18.01

 

 

68

 

Предложный падеж во множественном числе

19.01

 

 

69

 

Родительный падеж во множественном числе

23.01

 

70

 

Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное»

24.01

 

71

 

Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе»

25.01

 

72

 

Рр Заметка в стенгазету

26.01

 

73

 

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе

30.01

 

74

 

Имена существительные, употребляемые только во множественном числе

1.02

 

75

 

Закрепление темы: «Существительное»

2.02

 

76

 

Диктант по теме: «Имя существительное».

6.02

 

77

 

Работа над ошибками. Рр Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси»

7.02

 

78

Имя прилагательное 39 ч.

Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи. Определение имени прилагательного в тексте. Связь имен существительных и прилагательных.

8.02

 

79

 

Изменение имен прилагательных по родам.

9.02

 

80

 

Правописание имен прилагательных мужского рода.

13.02

 

81

 

Рр Сочинение по опорным словам и предложенному плану «Как изменилась природа зимой» (упр.208)

14.02

 

82

 

Правописание имен прилагательных женского и среднего рода.

15.02

 

83

 

Рр Изложение «Куликовская битва» (упр. 219)

16.02

 

84

 

Изменение имен прилагательных по числам.

20.02

 

 

85

 

Правописание имен прилагательных множественного и единственного числа

21.02

 

 

86

 

Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное» (стр. 142-144)

22.02

 

87

 

Диктант по теме «Имя прилагательное». (стр.145-146)

27.02

 

88

 

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных в единственном числе. Склонение мужского и среднего рода

28.02

 

89

 

Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

1.03

 

90

 

Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

2.03

 

91

 

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

6.03

 

92

 

Рр Изложение «Дятел» (упр.258).

7.03

 

 

93

 

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

9.03

 

94

 

Рр Письмо товарищу. Поздравительная открытка. (упр. 267)

13.03

 

95

 

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

14.03

 

96

 

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

15.03

 

97

 

Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное». (стр. 172-178)

16.03

 

98

 

Рр Анализ допущенных ошибок (упр. 296)

20.03

 

 

99

 

Рр Описание эпизода с помощью вопросов (упр. 173)

21.03

 

100

 

Диктант по теме: Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода.

22.03

 

 

101

 

Работа над ошибками.

23.03

 

102

 

Склонение имен прилагательных женского рода

3.04

 

103

 

Винительный падеж имен прилагательных женского рода.

4.04

 

104

 

Рр Краткий пересказ текста по предложенному плану (текст «Карлуха» стр. 198 упр. 33)

5.04

 

 

105

 

Упражнения на закрепление по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». (стр. 194-203)

6.04

 

106

 

Самостоятельная работа по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». (стр. 194-203)

10.04

 

107

 

Рр Сочинение – описание картины И. Левитана «Март» по предложенным вопросам (упр. 344)

11.04

 

108

 

Опрос (тест) по теме «Склонение имен прилагательных женского рода»

12.04

 

109

 

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

13.04

 

110

 

Родительный и предложный падежи во множественном числе.

17.04

 

111

 

Родительный и предложный падежи во множественном числе. Отработка навыков и умений.

18.04

 

112

 

Дательный и творительный падежи во множественном числе.

19.04

 

113

 

Дательный и творительный падежи во множественном числе. Отработка навыков и умений.

20.04

 

114

 

Диктант по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

24.04

 

115

 

Работа над ошибками.

25.04

 

116

 

Рр Изложение по предложенному плану

26.04

 

117

Предложение 9ч

Главные члены предложения

27.04

 

118

 

Однородные подлежащие и однородные сказуемые. Однородные второстепенные члены.

2.05

 

119

 

Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.

3.05

 

120

 

Знаки препинания при однородных членах предложения.

4.05

 

121

 

Сложное предложение

10.05

 

122

 

Знаки препинания в сложном предложении  перед союзами и, а, но.

11.05

 

123

 

Обращение. Знаки препинания при обращении

15.05

 

124

 

Закрепление темы «Предложение»

16.05

 

125

 

Самостоятельная работа по теме «Предложение» (тест)

17.05

 

126

Повторение пройденного 9ч

Повторение. Выполнение упражнений

18.05

 

127

 

Рр. Сжатое изложение по И. Акимушкину

22.05

 

128

 

Рр.  Написание конца рассказа по заданному началу

23.05

 

129

 

Повторение. Выполнение упражнений

24.05

 

130

 

Рр.  Изложение по тексту «Стальное колечко»

25.05

 

131-132

 

Рр Контрольное сочинение по опорным словам и плану

29.05

30.05

 

133

 

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

31.05

 

134

 

Итоговый урок

 

 

135-136

 

Резерв

 

 

 

 

Литература

1.      Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» автора В. В. Воронковой под редакцией   В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008

2.      Русский язык. 6  класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- 6-е изд. – М.; Просвещение, 2020