Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Барановская школа-интернат»
Рассмотрено на заседании МО учителей _______________________ Протокол заседания №_____
Руководитель МО ___________Ф.И.О.
«___»________________201 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР
Е.М. Зубарева |
УТВЕРЖДАЮ Директор ОГКОУ «Барановская школаинтернат»
___________Е.В. Вирясов
Приказ № ______________
«___»____________201 г. |
Срок реализации: 1 год
Объём программы:7 класс - 330 часов
8 класс - 396 часов
Разработчик: Иванкин И.В. учитель
(Ф.И.О., должность автора, категория)
Рабочая программа для обучающихся 7-8 классов с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) составлена на основе Конвенции ООН о правах ребенка,
Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067), Закона Ульяновской области от 13.08.2013 №134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области», Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в VII-VIII-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Профильный труд» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по слесарному делу составлена на основе программы по слесарному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой (авторы коррекционного курса
«Слесарное дело»:С.Л.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева, Е.А.Ковалева,
Г.В.Васенков, А.Ф.Шепетчук, С.В.Бобрешова, Я.Д.Чекайло) – изд.центр ВЛАДОС, 2010. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используются учебные пособия: Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 7-8 кл. И.Г .Спиридонов, Г.П. Буфетов, В.Г. Копелевич – М.:Просвещение,1985 г.;Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся 5-9 кл. В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев – М.:изд.центр ВЛАДОС,2004 г.; Слесарное дело, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. – М.:изд.центр ВЛАДОС,2004г.
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Пространственная разметка»,
«Свойства и применение металлов», «Токарное дело», «Нарезание резьбы вручную»,
«Распиливание отверстия и проймы», «Изготовление контрольных инструментов», «Обработка металла резанием», «Изготовление профильного шаблона», «Отделка и защита от коррозии поверхности детали», «Фрезерование», «Сплавы металлов и термическая обработка стали». «Жестяницкие работы», « Обработка металла без снятия стружки».
Данный курс «Слесарное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Слесарному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение слесарному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Цели обучения в предлагаемом курсе «Слесарное дело» 5-9 классах сформулированы как линии развития личности ученика:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи курса «Слесарное дело» в 5-9 классах состоят в том, чтобы:
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
- умением самостоятельно выполнять трудовые задания;
- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся,
- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы
обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение слесарному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся. Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. В результате освоения курса «Слесарное дело» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, социальных и жизненных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Слесарное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
должны отражать все их виды, по годам обучения с 5 по 9 класс.
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя; - работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;
- добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;
- добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других людей;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель) Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ на изучение Слесарного дела отводится:
7 класс – 330 часов при недельной нагрузке – 10 часов 8 класс - 396 часов при недельной нагрузке – 12 часов
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса
- формирование экологического мышления в разных формах деятельности;
- формирование умений при изучении данного предмета;
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; - овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Личностные, социальные и жизненные , предметные результаты обучения.
Личностные результаты обучения.
- проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности; - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - осознание необходимости общественно полезного труда,как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Социальные и жизненные компетенции:
- самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- выбор для решения познавательных задач различных источников информации(словари, энциклопедии);
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
- объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности.
Предметные результаты обучения
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины Отметка «5» ставится, если ученик:
• Полностью усвоил учебный материал;
• Умеет изложить его своими словами;
• Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
• Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Отметка «4» ставится, если ученик:
• В основном усвоил учебный материал;
• Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
• Подтверждает ответ конкретными примерами;
• Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «3» ставится, если ученик:
• Не усвоил существенную часть учебного материала;
• Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
• Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
• Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «2» ставится, если ученик:
• Практически не усвоил учебный материал;
• Не может изложить его своими словами;
• Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
• Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
• Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
• Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
• Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
• Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «4» ставится, если учеником:
• Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
• В основном правильно выполняются приемы труда;
• Работа выполнялась самостоятельно;
• Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%
• Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
• Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
• Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
• Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
• Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
• Норма времени не выполнена не более чем на 25%;
• Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
• Не полностью соблюдались правила техники безопасности
Отметка «2» ставится, если учеником:
• Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
• Неправильно выполнялись многие приемы труда;
• Самостоятельность в работе практически не проявлена;
• Норма времени не выполнена свыше 25%;
• Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; Не соблюдались многие правила техники безопасности.
№ п/п |
Разделы |
Кол.час. |
1. |
Вводные занятия |
8 |
2. |
Выполнение прямоугольного отверстия |
16 |
3. |
Свойства и применение металлов |
16 |
4. |
Токарное дело |
58 |
5. |
Опиливание плоскостей |
14 |
6. |
Нарезание резьбы вручную |
32 |
7. |
Работа с тонким листовым металлом |
18 |
8. |
Распиливание отверстия и проймы |
20 |
9. |
Сверление |
20 |
10. |
Изготовление контрольных инструментов |
18 |
11. |
Изготовление и ремонт садово-огородного инвентаря |
20 |
12. |
Обработка металла резанием |
10 |
13. |
Практическое повторение |
68 |
15. |
Самостоятельные(контрольные)работы |
12 |
|
Итого: |
330 час. |
Учебный план 8 класс.
№ п/п |
Разделы |
Кол.час. |
1. |
Вводные занятия |
8 |
2. |
Изготовление приспособлений для слесарных и столярных работ |
22 |
3. |
Сверление и зенкование |
18 |
4. |
Изготовление профильного шаблона |
20 |
5. |
Отделка и защита от коррозии поверхности детали |
14 |
6. |
Пространственная разметка и обработка по разметке детали |
24 |
7. |
Фрезерование |
20 |
8. |
Сплавы металлов и термическая обработка стали |
6 |
9. |
Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения |
30 |
10. |
Жестяницкие работы |
30 |
11. |
Обработка металла без снятия стружки |
10 |
12 |
Простейший ремонт электронагревательного прибора |
20 |
13. |
Изготовление контрольных инструментов |
32 |
14. |
Личная гигиена рабочего на производстве |
12 |
15. |
Основные виды обработки металла резанием |
38 |
16. |
Комплексная контрольная работа |
7 |
17. |
Самостоятельная работа |
12 |
18. |
Практическое повторение |
70 |
19. |
Повторение |
2 |
|
|
Итого: 396 час. |
7 класс.
Обучающиеся должны знать:
- требования к точности и качеству выполнения изделия;
- виды надфилей, их устройства, приемы работы;
- свойства и применение металлов;
- назначение и устройство токарного станка;
- правила безопасной работы на токарном станке;
- назначение и устройство школьного транспортира;
- инструменты и приспособления для нарезания резьбы вручную;
- приемы нарезания резьбы вручную;
- виды токарных резцов, их устройство и порядок установки;
- свойства и применение тонколистового металла;
- понятие допуск размера;
- устройство и применение ШЦ-2;
- технические требования к садово-огородному инвентарю; Обучающиеся должны уметь в деятельности:
- работать надфилями;
- различать виды металла по цвету;
- работать на токарном станке;
- работать с разметочным транспортиром;
- нарезать резьбу вручную;
- пользоваться штангенциркулем ШЦ-2;
- определять резьбу резьбомером;
- определять дефекты и производить ремонт садово-огородного
Инвентаря;
- читать чертеж на изделие;
- находить элементы клина на рабочих частях режущих инструментов.
8 класс.
Обучающиеся должны знать:
- технические требования к изделию;
- брак при изготовлении деталей и при сборке;
- виды, назначение,приёмы нанесения краски для металлической поверхности;
- правила безопасной работы при окраске изделия;
-разновидность свёрл и их заточку;
- назначение устройство электродрели;
- правила безопасной работы на сверлильном станке и с дрелью;
- назначение, устройство, меру отсчёта универсального угломера;
- назначение, применение малки;
- назначение отделки поверхности деталей;
- коррозии чёрных и цветных металлов;
- способы защиты металла от коррозии;
- назначение и устройство штангенрейсмуса;
-устройство фрезерного станка;
- правила безопасной работы при работе на фрезерном станке;
-поверхности детали;
-фальцевые швы;
- устройство и применение электропаяльника;
-применения литья в промышленности;
-применение электричества в технике и быту;
-виды и устройства контрольно- измерительного инструмента; -личную гигиену рабочего.
Обучающиеся должны уметь в деятельности:
-работать с краской;
-работать с электродрелью;
-работать с малкой;
- работать со штангенрейсмусом;
- работать на фрезерном станке;
-распознавать виды отработки изделия;
- ремонтировать простые электронагревательные приборы.
7 класс
Самостоятельная работа
Карта – опросник по теме: «Выполнение прямоугольного отверстия».
1. Что такое надфиль?
*напильник с круглой насечкой;
*напильник малых размеров с мелкой насечкой.
2. Какое назначение имеет надфиль?
*опиливают мягкие цветные металлы, резину, древесину;
*для точной обработки деталей, распиливания небольших отверстий различной формы и точной подгонки деталей.
3.Что нужно надеть перед работой на хвостовик надфиля? Ответ
напиши на строке.
______________________________________________________
1. Какой формы и длины бывают надфили? Выбери правильные ответы. Овальный, треугольный, трехгранный, круглый, плоский, квадратный, драчевый, личной, ножевидный.
5.Почему нельзя сильно нажимать во время работы на надфили?
*можно повредить отверстия;
*они хрупкие, быстро ломаются.
Практическая работа Изготовление крепёжных угольников для столярных изделий.
Инструменты, приспособления и принадлежности: зубило, разметочная плита, слесарная линейка, напильники, тиски, ножовка, штангенциркуль, молоток, сверла, угольник, сверлильный станок.
Материалы для работы: заготовки из стали, халат, образцы, шаблон, чертеж. Ход работы:
1. Рассмотреть образец крепежного угольника.
2. На разметочной плите разметить угольник по чертежу.
3. Установить зубило на диагональ и разрубить её на две части, при помощи молотка.
4. Установить части в тисках и распилить ножовкой по разметке.
5. Опилить кромки, при помощи напильников.
6. Разметить отверстия и просверлить их на сверлильном станке.
7. Обработать отверстия надфилями.
8. Проверить правильность выполнения работ на « просвет».
Проверка качества работы:
1. Опиливаемые поверхности граней ровные, гладкие, без шероховатостей.
2. Проверить на просвет кромок.
3. Сопоставить с образцом, полученную деталь.
7 класс
Самостоятельная работа
Карта – опросник по теме: «Токарное дело: вытачивание наружной канавки, отрезание».
1. Что является рабочим инструментом на токарном – винторезном станке? *являются токарные резцы; *сверла разного диаметра.
2. Соотнеси ответы на вопросы: укажи стрелками.
*Какое назначение прорезного Служит для отрезания
резца? заготовок.
*Какое назначение отрезного Протачивают канавки
резца? на поверхности заготовки.
3.Изкаких частей состоит токарный резец? Ответ запиши.
* ______________________ *________________________
4.Как надо устанавливать отрезной резец? Дополни текст словами.
* Устанавливать отрезной резец в резцедержателе нужно так, чтобы между ________________ поверхностями _________ и направлением _______________________ подачи был ясно виден ________ не менее 1-2º.
Слова для справок: боковыми, резца, поперечной, угол.
5.Как устанавливают прорезной резец? Дополни текст словами.
*Прорезной __________ устанавливают _____________ по ___________ центров ______________.
Слова для справок: резец, строго, высоте, станка.
6.Какие средства защиты необходимы во время вытачивания наружных канавок? Ответ запиши.
__________________________________________________________________
Практическая работа
Изготовление двухвинтовой струбцины.
Инструменты, приспособления и принадлежности: разметочная плита, слесарная линейка, напильники, тиски, ножовка, штангенрейсмус, молоток, сверла, угольник, сверлильный станок, токарный станок, кернер, чертилка, резцы, плашка М-8, штангенциркуль.
Материалы для работы: заготовки из стали, халат, образцы, шаблон, чертеж, эскиз. Ход работы:
1. Рассмотреть образец и чертежи.
2. Разметить и изготовить губку.
3. Просверлить отверстия.
4. Разметить и изготовить губку.
5. Просверлить отверстия.
6. Выточить два винта и нарезать резьбу. Проверка качества работы:
1. Опиливаемые поверхности граней ровные, гладкие, без шероховатостей.
2. Проверить нарезку резьбы калибром.
3. Сопоставить с образцом, полученную деталь.
Поз. |
Наименование |
Кол. |
Материал |
1 |
|
1 |
Сталь |
2 |
|
1 |
Сталь |
3 |
|
1 |
Сталь |
4 |
|
1 |
Сталь |
Струбцина двухвинтовая |
|
Чертил |
7 класс
Самостоятельная работа
Карта – опросник по теме: « Работа с тонколистовым металлом».
1. Что называется тонколистовым металлом? Ответ напиши.
_____________________________________________________
2. Соотнеси ответы на вопросы:
*кровельным железом называется? Сталь толщиной
0,5мм.
*жестью называется? Сталь толщиной
От 0,5мм и до 1мм.
3. Чем покрыто белое кровельное железо и для чего? Ответ напиши.
_______________________________________________________
4. Какие бывают ножницы по металлу? Выбери правильные ответы.
*личной, ручные, наждачные, рычажные, стуловые, механические.
5. Какие инструменты используют при отгибании кромок? Выбери правильные ответы и подчеркни.
*зубило, сверла, киянка, молоток, чертилка, оправка.
6. Какие правила безопасности необходимо соблюдать, работая с тонколистовым металлом? Вставь пропущенные слова в текст и прочитай ответ на вопрос.
*Не держите ________________ на _____________________ разреза и следи за тем, чтобы не _________________ пальцы _________________ ножниц. Закрепляйте _______________ в тисках _________________ К концу разрезания не закрывают полностью _______________ ножниц.
Слова для справок: руку, линии, защемить, ручками, ножницы, прочно, лезвия.
Практическая работа
Изготовление совка для мусора.
Инструменты, приспособления и принадлежности: разметочная плита, слесарная линейка, напильники, тиски, ножовка, киянка, угольник, чертилка, штангенциркуль, кернер, сверла, сверлильный станок, проволока из алюминия.
Материалы для работы: заготовки из тонколистовой стали, халат, образцы, шаблон, чертеж, эскиз. Ход работы:
1. Рассмотреть образец, чертежи, шаблоны.
2. Провести разметку развертки совка на разметочном столе.
3. Вырезать развертку совка и сделать надрезы. Притупить напильником острые углы и снять заусенцы.
4. Отогнуть боковые стенки совка.
5. Согнуть заднюю часть совка.
6. Отбортовать заднюю стенку совка.
7. На заготовке с помощью линейки, чертилки и кернера разметить ручку совка.
Опилить и отшлифовать ручку. Просверлить отверстия. Согнуть руку.
8. По отверстиям в ручку разметить отверстия в задней части совка и накернить их. Сверлить отверстия в совке. С помощью заклепок соединить ручку с совком.
Проверка качества работы:
1. Опиливаемые поверхности граней ровные, гладкие, без шероховатостей.
2. Проверить устойчивость крепления ручки.
3. Сопоставить с образцом, полученную деталь.
Технологическая карта на изготовление совка.
Материал: ст.. 3
№ |
Последовательность выполнения работ |
Графические изображения. |
7 класс
Самостоятельная работа
Карта – опросник по теме: «Токарное дело: сверление на токарном станке».
1. Каково назначение задней бабки токарного станка?
*для установки прорезных резцов и вытачивания наружных канавок; *для закрепления длинных заготовок в центрах, контроля установки резцов, установки сверл при нарезании сверл и метчиков при нарезании резьбы.
2. Из каких частей состоит задняя бабка? Подпиши названия на рисунке.
º
3.Допиши предложения. Вставь в тексте пропущенные слова из справок и прочитай определение.
*Углубления на торцах заготовки называются _______________________
_____________________ . Эта операция называется ____________________. Выполняется на _________________________ станке.
Слова для справок: центровые отверстия, центрование, токарный.
4.С помощью чего осуществляют разметку центровых отверстий? Ответ выбери. *штангенциркуля, кернера, угольника – ценроискателя, разметочного циркуля, колокола, разметочной плиты.
5. Какие виды брака возникают при центровании?
*в отверстии нет цилиндрической части;
*смещение резьбы;
*угол конуса больше 60
*угол конуса меньше 60
*ось отверстия смещена
*ось отверстия расположена под углом.
Практическая работа
Изготовление дверной задвижки.
Инструменты, приспособления и принадлежности: кернер, разметочная плита, разметочный циркуль, слесарная линейка, напильники, тиски, резец, молоток, сверла, угольник, сверлильный станок.
Материалы для работы: заготовки из стали, халат, образцы, шаблон, чертеж. Ход работы:
1. Рассмотреть образец и прочитать чертёж изделия.
2. Разметить, опилить и согнуть запорную скобу.
3. Просверлить отверстия.
4. Разметить и опилить направляющую скобу.
5. Согнуть направляющую скобу.
6. Размерить и опилить заготовку ручки. 7. Разметить ручку и опилить
8. Разметить и опилить засов.
9. Снять фаски и просверлить отверстие в засове и раззенковать.
10. Приклепать ручку к засову.
11. Разметить и опилить основание задвижки.
12. Разметить и просверлить отверстия
13. Разметить, просверлить и раззенковать отверстия.
14. Собрать задвижку на заклёпках. Проверка качества работы:
1. Опиливаемые поверхности граней ровные, гладкие, без шероховатостей.
2. Сопоставить с образцом, полученную деталь.
8 класс
Самостоятельная работа
Карта – вопросник по теме «Резьба. Нарезание резьбы».
1. Дополни определение. Вставь пропущенные слова выбирай их из скобок.
Разметкой называется слесарная операция, при которой при помощи___________________________________________
на поверхности заготовки наносят _________ и __________ границы будущей детали.
( разметочных инструментов, линии, точки)
2. Что называется резьбой?
*винтовые выступы на круглой (цилиндрической) детали; *получение круглых отверстий в заготовке с помощью специальных инструментов.
3. Какие бывают формы гаек?
*квадратные, шестигранные, корончатые, гайка-барашек;
*упорная, прямоугольная.
4. Какие нужны инструменты и приспособления для нарезания внутренней резьбы? *плашкодержатель;
*метчики, воротки.
5. Из каких частей состоит метчик?
6.Каким номером метчика начинают нарезать резьбу? Ответ на вопрос напиши на свободной строке. __________________________________
Практическая работа
Нарезка гайки-барашка для натяжного винта слесарной ножовки.
Инструменты, приспособления и принадлежности: набор сверл, штангенциркуль, резьбомер, слесарный угольник, набор метчиков, воротки, калибр.
Материалы для работы: гайка-барашек, масло, слесарная ножовка.
Ход работы:
1. Определение диаметра резьбы по соответствующей таблице.
2. Подбор сверла, соответствующего диаметру резьбы.
3. Просверлить отверстие.
4. Хвостовик метчика №1 надеть на вороток и вставить инструмент в просверленное отверстие.
5. Проконтролировать положение метчика угольником.
6. Несильно но, равномерно нажимая обеими руками, поворачивать вороток на один оборот по ходу часовой стрелки и на пол - оборота обратно. И так до конца нарезания резьбы.
7. В отверстие ввинчивают рукой метчик №2. Смазывают отверстие маслом.
8. На хвостовик инструмента надевают вороток и нарезают резьбу метчиком №2, так же как и метчиком №1.
Проверка качества работы:
1. Правильно подобран диаметр отверстия под резьбу по таблице
2. Резьба полная, не рваная
3. Качество проверено калибром.
Самостоятельная работа
Карта – вопросник по теме: «Пространственная разметка и обработка по разметке».
1. Какая разметка называется пространственной?
*если разметка производится на одной стороне заготовки; *если разметка производится на нескольких сторонах заготовки.
2. Рассмотрите рисунки и подпишите названия.
3.Что называется сегментом круга?
* часть круга, ограниченный дугой и её хордой,
* отрезок прямой, соединяющий центр круга и точку на окружности.
4. Напишите части штангенрейсмуса. (основание, штанга, рамка, шкалы нониуса, хомутик, винт, сменная ножка, рамка микрометрической подачи)
5.О чем говорится в пословице?
НИ ШВЕЦ, НИ ЖНЕЦ, НИ В ДУДУ ИГРЕЦ.
6.Какое назначение штангенциркуля ШЦ – II?
* служит для измерения деталей, разметки параллельных рисок, дуг и окружностей,
*предназначен для разметки горизонтальных рисок на объемных деталях.
Практическая работа
Изготовление деталей торцового ключа к токарному станку.
Инструменты, приспособления и принадлежности: штангенциркуль, слесарный угольник, разметочная плита, штангенрейсмус, валик, призма, фрезерный станок.
Материалы для работы: основная деталь, медный купорос.
Ход работы:
1. Разметка пространственная на цилиндрической детали.
2. Закрепление детали в призме.
3. Обработка поверхности перед разметкой медным купоросом.
4. Измерение расстояния от плоскости плиты до наружной поверхности заготовки или до центра торца.
5. Деление окружности на равные части циркулем по таблице хорд.
6. Установка штангенрейсмуса на определенный размер, размер определяют путем вычитания из расстояния половины диаметра валика.
7. Проведение горизонтальных осевых линий на торце валика.
8. Проведение параллельно горизонтальных рисок осевой линии.
9. Проведение вертикальных рисок: деталь поворачивают на 90º, устанавливают её на призме под 90º относительно проведенных ранее горизонтальных рисок, проверить угольником.
10. Провести наклонные риски чертилкой с помощью малки или угломера, с опорой на плиту.
11. Повторение правил работы на фрезерном станке, проверка исправности механизма.
12. Обработка заготовки на фрезерном станке: фрезеруют несколько поверхностей заготовки, зажимая её в тисках.
13. Обработка граней заготовки напильником.
Проверка качества работы:
1. Правильно подобран диаметр, разделена окружность по таблице хорд.
2. Соответствие действительного размера выступа детали заготовки с номинальным.
8 класс
Самостоятельная работа
Карта – вопросник по теме: «Жестяницкие работы».
2. Что называется фальцевым швом?
• Это соединение двух листовых пластин заготовки, с предварительно отогнутыми кромками, плотно прижатых друг к другу;
• Операция при которой выправляют металл, вмятины, искривления.
3. Какие вы знаете конструкции фальцевых швов? Подпишите их названия на рисунках.
_______________ __________________
_____________________________
4. Что такое фальцмейсель?
• это слесарный инструмент, который служит для осаживания (подсечки) фальцевых швов при жестяницких работах;
• служит для контроля правильности выбора шага резьбы.
5. Какие из перечисленных инструментов и приспособлений необходимы для выполнения фальцевых швов? Подчеркни ответы.
Киянка, молоток-косяк, кровельный молоток, штангенциркуль, фальцмейсель, электропаяльник, очертка, оправки, фальцправка, ножовка, ножницы по металлу, прочищалка.
6. Как называется деревянный молоток?
_______________________________________
7. Где применяются фальцевые швы?
• При изготовлении водосточных труб, кровле крыш домов, изготовлении вёдер, консервных банок;
• Применяется для получения неразъемного соединения проводов и металлических деталей.
Практическая работа
Изготовление коробок из кровельной стали.
Инструменты, приспособления и принадлежности: киянка, фальцмейсель, молотоккосяк, кровельный молоток, очертка, оправки, фальцправка, линейка. Материалы для работы: заготовки из кровельного листового металла.
Ход работы:
1. Построение развертки по чертежу, учитывая припуски на последующую обработку.
2. Вырезать развертку. Притупить острые углы и снять заусенцы. Определить вид фальцевого шва, установить кокой ширины он будет, и определить ширину отгибаемых кромок. Нанесение очерткой разметки фальцевых швов.
3. Проведение на заготовке риски на расстояние 10мм от края.
4. Установить заготовку на оправку так, чтобы риска совпала с ребром оправки.
5. Отгибание кромки вниз ударами киянки.
6. Подгибание повёрнутой заготовки ударами киянки.
7. Соединение двух заготовок. Нанесение ударов киянкой по торцу одного из листов.
8. Уплотнение фальца прямыми ударами киянки.
9. Фальцеправка выравнивание кромок листа.
Проверка качества работы:
1. Соответствие изготовленного изделия с образцом.
2. Проверка правильности изгибаемых кромок прочищалкой.
3. Проверка фальцевых швов.
8 класс
Самостоятельная работа
Карта – вопросник по теме: «Основные виды обработки металла резанием».
1. Какие станки называются металлорежущими?
*машины, производящие обработку металлов и других материалов при помощи снятия стружки режущими инструментами; *машины, производящие обработку дерева.
2. Как станки делятся по типу режущих инструментов? Выбери из перечисленных и ответ подчеркни.
*токарные;
*деревообрабатывающие;
*сверлильные;
*фрезерные;
*шлифовальные; *строгальные.
3. Для чего предназначены сверлильные станки?
*для обтачивания и растачивания цилиндрических и конических поверхностей, подрезания торцов, отрезания заготовок, нарезания резьбы;
*для сверления отверстий в деталях.
4. Какое назначение фрезерных станков?
*для чистовой отделочной обработки металлов абразивными кругами; *для снятия слоя металла при помощи фрезы плоских и криволинейных поверхностей, нарезание зубьев, фрезерование канавок и уступов. 5.Напиши названия станков.
Практическая работа
Изготовление струбцины раздвижной.
Инструменты, приспособления и принадлежности: разметочный столик, плита, тиски, сверлильный станок, токарный станок, плашкодержатель,чертилка, линейка, угольник, кернер, молоток, напильник, сверла, надфили, штангенциркуль, резец.
Материалы для работы: эскизы, заготовки из стали полосовой и прутковой.
Ход работы:
1. Рассмотреть образец струбцины.
2. Разметить и опилить подвижную планку. Просверлить и распилить отверстия.
3. Разметить, опилить и согнуть под прямым углом угольник.
4. Выточить винт и нарезать резьбу.
Проверка качества работы:
1. Соответствие изготовленного изделия с образцом.
2. Проверка правильности резки резьбы.
3. Проверка опиливаемой поверхности .
Практическая работа
Составление технологической карты изготовления струбцины раздвижной.
Используя чертежи и образец дополнить технологическую карту операциями.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на_______________________________________________________________
№ |
Последователь ность работы |
Эск |
из |
Оборудование и приспособления |
Инструменты |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплекс к рабочей программе:
1. Ю.Г.Афиногенов, Э.Д.Новожилов, В.Г.Уланов. «Приспособления для школьных мастерских и УПК». М. «Просвещение»,1981г.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIIIвида 5-9 классы в двух сборниках. Сборник 2. М. «Владос» 2001г.
3. И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич. «Слесарное дело 7-8 класс» М.
«Просвещение», 1989г.
4. И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич. «Слесарное дело» Учебное пособие для учащихся 4-6 классов вспомогательной школы. М. «Просвещение», 1977г.
5. А.Ф.Крючков. «Производительный труд в учебных мастерских сельских школ». М. «Просвещение».1969г.
6. И.А.Карабанова «Справочник по трудовому обучению». М. «Просвещение».1992г.
7. А.И.Красиков, В.И.Кочнев, В.П.Семенихин. «Альбом чертежей изделий для занятий по труду». М. «Просвещение».1969г.
8. А.Я.Мичурин «Сборник нормативно-информационных материалов по охране труда в учреждения образования». Пенза. 1997г.
9. Е.М.Муравьев «Слесарное дело» .Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. М. «Просвещение».1984г.
10. «Справочник специалиста по охране труда». Уралюриздат. 2004г.
11. А.Г.Дубова «Методика занятий в школьных мастерских» М. «Просвещение», 1966г.
12. П.С.Лернер, П.М.Лукьянов «Токарное и фрезерное дело». М. «Просвещение», 1986г.
13. А.А.Колосов «Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из металла, изготавливаемые учащимися 5-9 классов». Горький, 1990г.
14. В.Г.Патракеев, И.В.Патракеев «Слесарное дело». Тетрадь для самостоятельной работы специальной (коррекционной) школы 8вида 5-6 классы. М. «Владос».2003г.
15. В.Г.Патракеев, И.В.Патракеев «Справочный дидактический материал по слесарному делу». Пособие для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида. М. «Владос», 2003г.
16. В.Г.Патракеев «Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида». Пособие для учителя. М. «Владос», 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.