Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
технология
6 кл
13.02.2022
Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
программа по технологии для детей с умственной отсталостью 6 класс
технология 6 кл..pdf

 

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение 

«Барановская школа-интернат»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей  _______________________

Протокол заседания №_____

 

Руководитель МО

___________Ф.И.О.

 

«___»________________202  г.

Согласовано

Зам. директора по

УВР

 

   Е.М. Зубарева 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКОУ «Барановская школаинтернат»

 

___________Е.В. Вирясов 

 

 

Приказ № ______________

 

 «___»____________202  г.

 

 

 

 

АООП по учебному предмету «Технология. Профильный труд.

Слесарное дело» для обучающихся 6а класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ОГКОУ  «Барановская школаинтернат» за 2021-2022уч.год

 

 

 

 

 

Срок реализации:  1 год                                                                                   

Объём программы:  6а  класс -    198  часов

          

                                   

 

 

 

 

 

 

Разработчик:   Иванкин И.В. учитель, первая категория

                        (Ф.И.О., должность автора, категория)     

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к рабочей программе

    Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) составлена на основе Конвенции ООН о правах ребенка,

Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании»,  Федерального закона

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067),  Закона Ульяновской области от 13.08.2013 №134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области»,  Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1).  

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Цель изучения предмета «Технология.Профильный труд.Слесарное дело» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой  культуры.

Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Технология.Профильный труд.Слесарное дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ. 

Учебный предмет «Технология.Профильный труд.Слесарное дело» должен способствовать решению следующих задач:

― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; 

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; 

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;

― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;

― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; 

― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.  

                Рабочая программа по слесарному делу составлена на основе программы по слесарному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой (авторы коррекционного курса «Слесарное  дело»:

С.Л.Мирский,        Б.А.Журавлев,        Л.С.Иноземцева,       Е.А.Ковалева,         Г.В.Васенков,

А.Ф.Шепетчук, С.В.Бобрешова, Я.Д.Чекайло)  – изд.центр ВЛАДОС, 2010.             Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используются учебные пособия: Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 5-6 кл. В.Г Копелевич,

И.Г Спиридонов, Г.П. Буфетов. М.: Просвещение,1992 г И.Г .Спиридонов, Г.П. Буфетов, В.Г. Копелевич – М.:Просвещение,1985 г.;Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся 5-9 кл.В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев – М.:изд.центр ВЛАДОС,2004 г.; Слесарное дело, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. – М.:изд.центр ВЛАДОС,2004г.  

 

 

 

 

 

 

                              

                                                                

Общая характеристика учебного предмета

        Программа предмета состоит из следующих разделов: «Работа с жестью», «Сборка изделий из конструктора», «Работа с проволокой», «Опиливание», «Отделка изделия»,

«Сверление», «Соединение деталей заклепками», «Работа с тонким листовым металлом»,

«Правка и гибка металла», «Плоскостная разметка», «Резание металла ножовкой», «Выполнение изделий по технологической карте», «Обработка  деталей по чертежу», «Рубка металла», «Пространственная разметка».

         Данный предмет «Технология.Профильный труд.Слесарное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурноориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Слесарному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение слесарному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Цели обучения в «Технологии.Профильный труд.Слесарное дело» 5-9 классах сформулированы как линии развития личности ученика:

-  ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;

-  формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;

-  формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации   своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;

-  осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;

-  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Задачи «Технологии.Профильный труд.Слесарное дело» в 5-9 классах состоят в том, чтобы:

-  проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;

-  умением   самостоятельно выполнять трудовые задания;

-  работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся, 

-  воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;

-  сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.

-  формировать знания  о свойствах металлов  и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств. 

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

-  наглядно-образного мышления;

-  зрительного восприятия;

-  пространственных представлений и ориентации;

-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

         Обучение слесарному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.                Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей  специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.

     В результате освоения «Технологии. Профильный труд. Слесарное дело» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, социальных и жизненных и личностных результатов.

    Познавательные: в «Технологии.Профильный труд.Слесарное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.

   Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.

    Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

    Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 5 по 9 класс. 

Регулятивные УД

-  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-  учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-  учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя; - работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.

            Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

             

Познавательные УУД

-  ориентироваться в своей системе знаний: понимать, какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

-  добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;

-  добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

 Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД

-  доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

-  слушать и понимать речь других людей;

-  вступать в беседу на уроке и в жизни;

-  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-  учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель)

                            Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

 

Место предмета в учебном плане

           В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  утвержденного приказом Минобразования РФ на изучение «Технология. Профильный труд. Слесарное дело» отводится:

6 класс –198 часа при недельной нагрузке – 6 часов

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

-  развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

-  активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;

-  формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса

-  формирование экологического мышления в разных формах деятельности;

-  формирование умений при изучении данного предмета;

-  осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; - овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;

-  формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;

-  формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

 

 

Личностные, социальные и жизненные, предметные  результаты обучения.

Личностные результаты обучения.

-  проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности; - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

-  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - осознание необходимости общественно полезного труда,как условия безопасной и эффективной социализации;

-  бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

 

Социальные и жизненные компетенции:

-  самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

-  выбор для  решения познавательных задач различных источников информации(словари, энциклопедии);

-  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;

-  объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;

-  соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

-  соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности.

 

Предметные результаты  обучения Нормы оценок теоретических знаний.

При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины Отметка «5» ставится, если ученик:

      Полностью усвоил учебный материал;

      Умеет изложить его своими словами;

      Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

      Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные  вопросы учителя; Отметка «4» ставится, если ученик:

      В основном усвоил учебный материал;

      Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

      Подтверждает ответ конкретными примерами;

      Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя Отметка «3» ставится, если ученик:

      Не усвоил существенную часть учебного материала;

      Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

      Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

      Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя

Отметка «2» ставится, если ученик:

      Практически не усвоил учебный материал;

      Не может изложить его своими словами;

      Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

      Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя

Нормы оценок практических работ.

            Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

      Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

      Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;

      Изделие изготовлено с учетом установленных требований;

      Полностью соблюдались правила техники безопасности;

Отметка «4» ставится, если учеником:

      Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

      В основном правильно выполняются приемы труда;

      Работа выполнялась самостоятельно;

      Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%

      Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

      Полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

      Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

      Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

      Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

      Норма времени не выполнена не более чем на 25%;

      Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

      Не полностью соблюдались правила техники безопасности

Отметка «2» ставится, если учеником:

      Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

      Неправильно выполнялись многие приемы труда;

      Самостоятельность в работе практически не проявлена;

      Норма времени не выполнена свыше 25%;

      Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

      Не соблюдались многие правила техники безопасности.

 

Содержание учебного предмета Учебный план 6 класс.

п/п

                                         Разделы

Кол-во час.

  1.

Вводные занятия

3

   2.

Изготовление деталей прямоугольной формы 

20

  3.

Резание металла ножовкой

6

  4.

Сверление  

10

  5.

Опиливание криволинейной кромки  

16

  6.

Правка и гибка металла  

8

  7.

Соединение деталей заклёпками с потайными головками  

12

  8.

Выполнение изделия по технологической карте 

16

  9.

Рубка на плите 

10

 10.

Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу

30

11

Опиливание широкой поверхности

20

12

Пространственная разметка  

22

 11.

 12. 

Практическое повторение

Самостоятельные(контрольные)работы

 20

6

 

                                                                      Итого;

198 час.

                                                                         

Планируемые результаты обучения

6 класс.

Обучающиеся должны знать:

-    приемы изготовления деталей прямоугольной формы;

-    назначение слесарной ножовки;

-    Знать инструменты  и приспособления для правки и гибки металла;

-    основные части настольного сверлильного станка;

-    устройство, применение, правила безопасности при рубке металла;

-    назначение опиливания, виды напильников;

-    что такое чертёж;

-    что такое разметочный циркуль; - различия между поверхностями;

-    назначение пространственной разметки.

Обучающиеся должны уметь в деятельности:

-    работать личным напильником;

-    работать штангенциркулем;

-    выполнять опиливание разными способами;

-    различать виды разметок;

-    работать с рейсмусом;

-    определять пригодность заготовки;

-    проводить горизонтальные риски рейсмусом.

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Слесарное дело» Самостоятельная работа 

  Карта – опросник  по теме: «Изготовление деталей прямоугольной формы». 

1. Какое значение имеет припуск на обработку детали?  *необходим для _______________изготовления детали, чем

_______________припуск, тем ____________ изготовить деталь; (точного, меньше, легче) 2. Каково назначение чертилки?

*предназначен для нанесения углублений (меток) на линии разметки и в центре будущего отверстия;

*предназначен для нанесения на поверхности заготовки разметочных линий (рисок).

       3. Из каких частей состоит слесарный угольник с полкой?

            1.________________, 2.__________________

       

                              

 

 

4.Что называется рубкой металла?

*это слесарная операция, при которой при помощи напильника на заготовке снимается поверхностный слой металла; 

*слесарная операция, при которой при помощи зубила или крейцмейселя разрубают металл.

     

5.  Какой инструмент необходим для рубки металла? Выбери из           перечисленных инструментов правильный ответ и подчеркни.            *тиски, зубило, молоток,  напильник, крейцмейсель, ножницы. 

     

6.  Соотнеси ответы правильно, укажи стрелкой:

     

      Драчевым  напильником                    выполняют точную обработку                                                                      заготовок, снимают маленький                                                                     слой металла; 

     

       Личным  напильником                     выполняют грубую обработку детали,                                                                    снимают большой слой металла.

 

                                     Практическая работа 

   Изготовление прямоугольной заготовки для последующего изделия. Опиливание под угольник.

 

 Инструменты, приспособления и принадлежности:  чертилка, разметочный столик, крейцмейсель, зубило, угольник с полкой, проверочная линейка, слесарный угольник, молоток, драчевый и личной напильники, резец, тиски, кернер.

 

Материалы для работы: шаблон, заготовки из стали, халат, образцы. 

 

Ход работы:  

1.      Провести разметку прямоугольной заготовки на полосовом куске железа, при помощи слесарной линейки и чертилки, проверить правильность  штангенциркулем. 

2.      На заготовке из полосового материала на каждой стороне нанести  риски .

3.      Размеченную заготовку установить на плиту. Вертикально расположить зубило на размеченную риску и наносить несильные удары молотком, постепенно перемещая инструмент вдоль линии разметки.

4.      Перевернуть заготовку и рубить с другой стороны, перемычку перерубить крейцмейселем.

5.      Установить заготовку в тисках.  Опилить срубленные поверхности заготовки напильниками разными приёмами.

6.      Убрать рабочее место.

 

Проверка качества работы:   

1.      Проверить опиливаемые  прямоугольные кромки проверочной линейкой «на просвет».

2.      Плоским слесарным угольником проверить полученное изделие на соответствие углов (90 º). 

 

 

                  

 

 

а

б

в

г

д

е

ж

з

А

1

60

100

20

3

3

1

1,5

1,0

90º

2

80

130

20

4

3

1

2

1,4

90º

3

130

200

20

5

3,5

1,5

-

-

90º

 

паз

 Наименование 

Кол.

материал

примечание

1

Угольник слесарный 

1

Сталь 

Чертил 

 

 

Угольник              

слесарный 

Проверил 

 

 

Школа                                    кл. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс.

Самостоятельная работа 

  Карта – опросник  по теме: «Опиливание криволинейной кромки».

1.      Куда направлена кривизна у выпуклой и вогнутой поверхности?

*у выпуклой _______________________  

*у вогнутой  _______________________  

     

2.      Какое значение имеет разметочный циркуль?

           *с его помощью переносят размеры с чертежа, образца, а также              линейки на заготовку, делают засечки, вычерчивают окружности,               дуги;

           *с помощью них разрезают листовой металл. 

      

3.      Напиши названия разметочных циркулей.                                                               

 ___________  _______________________

     

  4.Что называется расствором циркуля?

           *точка, в которой прямая линия переходит в дугу;

           *расстояние между ножками. 

     

 5. Допиши предложения.

         *Круглыми напильниками обрабатывают______________ и __________             отверстия, ____________________ поверхности.

         *Полукруглые напильники необходимы для опиливания как  

           _______________________  поверхностей, так и ___________________            выпиливания закреглений в углах.

      

6.По назначению и описанию инструмента узнай его и подпиши в низу.         *Это разметочный инструмент, который предназначен для нанесения           углублений (меток) на линии разметки и в центре будущего отверстия.           Состоит из ударной части, средней части, рабочей части и острия.                _________________________  

 

 

 

 

 

 

 

                                     Практическая работа 

   Изготовление шайб из листовой стали.

 

 Инструменты, приспособления и принадлежности: кернер, разметочная плита, разметочный циркуль, слесарная линейка, круглый и полукруглый

напильники, тиски, резец, молоток, зубило. Материалы для работы: заготовки из стали, халат, образцы,  шаблон, чертеж. 

 

Ход работы:  

1.      Рассмотрение образца, выбор инструментов для работы.

2.      Установить по линейке раствор циркуля на заданный размер.

3.      Накерни на заготовке центр и проведи циркулем окружность заданного размера.

4.      Установи циркуль на заданный размер и проведи риску (линию), параллельную базовой кромке.

5.      Возьми в левую руку кернер и установи на риску.

6.      Накерни криволинейные риски, на заготовке ударяя точно по кернеру молотком один раз.

7.      С помощью резца зубила и молотка произведи рубку  заготовки. 

8.      Установи полученную  черновую деталь в тисках и выполни опиливание напильниками вогнутых и выпуклых поверхностей детали. Опиливание выполняй разными способами. 

9.      Правильность формы выпуклых и вогнутых поверхностей проверь шаблоном на просвет.

 

Проверка качества работы:   

1.      Изготовленная шайба соответствует размерам.

2.      Опиливаемые поверхности ровные, гладкие без шероховатостей и заусенцев.

3.      Проверка формы шайбы на просвет дефектов  не дала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс.

Самостоятельная работа 

  Карта – опросник  по теме: «Выполнение изделия по технологической  карте». 

1.      Соотнесите определения с названиями; Укажи стрелками.

А) Технологическая           графическое изображение детали,  карта                                    выполненное при помощи чертёжных                                               инструментов со строго определённом                                                  масштабе;         

          

            Б) Трудовая                      техническая документация, в которой              операция                          содержится описание технологической                                                       последовательности изготовления, сборки                                                     или ремонта изделия, а также способы контроля

           

            В) Чертёж                       это часть работы по изготовлению детали                                                         или  изделия.  

 

2.      Что входит  в состав технологической карты? Выбери из ниже перечисленных.  Ответ подчеркни. 

*эскиз изделия, описание приемов выполнения, анекдоты, чертёж, материал, приспособления, названия птиц, инструменты. 

     

3.      Какие размеры указывают на чертеже? Ответ напиши.

         ___________________________________________________________

      

      4.Соотнеси названия с определениями. 

           *рисунок -                          графическое изображение детали, выпол-                                                          ненное от руки без применения чертежных                                                           инструментов и соблюдения масштаба.

         

            *эскиз -                              красочное изображение общей  формы                                                           изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Практическая работа 

   Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др.

 

 Инструменты, приспособления и принадлежности: кернер, разметочная плита, разметочный циркуль, слесарная линейка, напильники, тиски, резец, молоток, сверла, угольник, сверлильный станок. 

.

Материалы для работы: заготовки из стали, халат, образцы,  шаблон, чертеж. 

 

Ход работы:  

1.      Рассмотреть образец и прочитать чертёж изделия.

2.      Разметить, опилить и согнуть запорную скобу.

3.      Просверлить отверстия.

4.      Разметить и опилить направляющую скобу.

5.      Согнуть направляющую скобу.

6.      Размерить и опилить заготовку ручки. 7. Разметить ручку и опилить 

8.        Разметить и опилить засов.

9.        Снять фаски и просверлить отверстие в засове и раззенковать.

10.    Приклепать  ручку к засову.

11.    Разметить и опилить основание задвижки.

12.    Разметить и просверлить отверстия 

13.    Разметить, просверлить и раззенковать отверстия.

14.    Собрать задвижку на заклёпках.

 

 

Проверка качества работы:   

1.      Опиливаемые поверхности граней ровные, гладкие, без шероховатостей.

2.      Сопоставить с образцом, полученную деталь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс.

Самостоятельная работа 

  Карта – опросник  по теме: «Пространственная разметка».

1.        На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак + (плюс).

Необходимо оставить как можно меньший припуск на обработку

Нужно измерить

длину, ширину и толщину заготовки и сравнить с чертежом

Если разметка производится на одной стороне заготовки

Если разметка производится на нескольких сторонах заготовки

Какая разметка называется плоскостной?

 

 

 

 

Какая разметка называется пространственной?

 

 

 

 

Что значит экономно расходовать материал?

 

 

 

 

Как проверить годность заготовки для изготовления детали по условиям чертежа?

 

 

 

 

 

 

2.        Напиши название инструмента, и при какой разметки применяется?

_________________________________________________________

 

 

3.        Какие инструменты и приспособления применяются при пространственной разметке?  Ответы выбери и подчеркни. 

*призма, рейсмус, молоток, зубило, угольники, разметочная плита, вертикальная линейка, киянка, керна. 

 

4.        На пересечении вопроса и правильного  ответа поставь знак (+)

Сплошной толстой (основной) линией.

Сплошной тонкой линией

Невидимый контур детали

Центр отверстий и осевые линии

Вид спереди, вид сверху, вид слева.

Что обозначается штрихпунктирной линией?

 

 

 

 

 

Какой линией обозначается видимый контур?

 

 

 

 

 

Какие сущеествуют проекции детали на плоскости? 

 

 

 

 

 

Какой линией обозначают размеры на чертеже?

 

 

 

 

 

Что обозначают штриховой линией?

 

 

 

 

 

 

4.      Соотнеси правильно ответы на вопросы. Укажи стрелками.

*Каким инструментом  выполняют                                            проведение  горизонтальных рисок?                       Угольником.

                

          *Каким инструментом выполняют                                           проведение вертикальных рисок?                           Рейсмусом. 

 

5.      Для чего нужна разметочная плита при выполнении разметки? Ответ запиши. 

_________________________________________________________

_________________________________________________________ 

 

               Практическая работа                 Изготовление мотыги.

Инструменты, приспособления и принадлежности: кернер, разметочная плита, разметочный циркуль, слесарная линейка, напильники, тиски, ножовка, штангенциркуль,  молоток, сверла, угольник, сверлильный станок. 

.

Материалы для работы: заготовки из стали, халат, образцы,  шаблон, чертеж. 

 

Ход работы:  

1.      Рассмотреть образец мотыги.

2.      На разметочной плите разметить детали, вырезать и опилить держалку.

Просверлить отверстия.

3.      Разметить, вырезать и опилить боек. 

4.      Просверлить отверстия.

5.      Провести сборку частей.

 

Проверка качества работы:   

1.      Опиливаемые поверхности граней ровные, гладкие, без шероховатостей.

2.      Проверить на просвет боек. 

3.      Сопоставить с образцом, полученную деталь.

 

 Технологическая карта

                     на изготовление деталей мотыги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Освещенность, микроклимат кабинета  слесарного дела  соответствует СанПиНам      Мастерские слесарного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.     Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

    Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.

Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.

 Слесарные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.

   Сверлильные,точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте  и  оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением.

    Слесарные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.

     Размеры инструментов,используемые для слесарных работ,соответствуют возрасту и росту обучающихся.

      Классные доски (с использованием мела)   изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой,   износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.      Классные доски   имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

    В  кабинете   система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

 

 Материально-техническое и методическое обеспечение

п/п

Наименование оборудования, инструментов, нагляд- ных пособий, раздаточного материала

Имеется в наличии

 1.

Верстак универсальный

10

 2.

Тиски слесарные

  8

 3.

Разметочная плита

   8

 4.

Станок сверлильный

  2

 5.

Станок токарный

  4

 6.

Электроточило

  1

 7.

Станок фрезерный

  2

 8.

Комбинированный станок для заточки  инструмента

  1

 9.

Муфельная печь

  1

10.

Молоток слесарный

  8

11.

Штангенциркуль

  6

12.

Ножницы по металлу

  1

13.

Ножовка слесарная

  6

14.

Напильники

 30

15.

Сверла

20

16.

Резьбонарезной набор

1 компл.

17.

Плашка с плашкодержателем

6

18.

Метчик с воротком

6

19.

Зубило

10

20.

Кернер

 6

21.

Транспортир

 7

22.

Кусачки

 2

23.

Пассатижи

 6

24.

Отвертка

6

25.

Ключ гаечный

 8

26.

Чертилка

 8

27.

Угольник

 6

28.

Линейка измерительная

10

29.

Циркуль разметочный

 6

30.       Фрезы                                                                                 10

31.

Резцы токарные

20

32.

Киянка

 3

33.

Очки защитные

 6

34.

Коллекция «Металлы и сплавы»

 1 компл.

35.

Плакаты по темам

22

36.

Технологические карты

 

37.

Карточки – задания

 

38.

Учебные пособия:

-  Слесарное дело,для уч-ся 5-6 кл.

-  Слесарное дело.для уч-ся 7-8 кл

-  Справочный дидактический материал по 

  Слесарному делу,для уч-ся 5-9 классов

 

6

4

 

10

40.

Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по Слесарному делу

10

 

 

Учебно-методический комплекс к рабочей программе:

1.      Ю.Г.Афиногенов, Э.Д.Новожилов, В.Г.Уланов. «Приспособления для школьных мастерских и УПК». М. «Просвещение»,1981г.

2.      Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIIIвида 5-9 классы в двух сборниках.  Сборник 2. М. «Владос» 2001г.

3.      И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич. «Слесарное дело 7-8 класс» М. «Просвещение», 1989г.

4.      И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич. «Слесарное дело» Учебное пособие для учащихся 4-6 классов вспомогательной школы. М. «Просвещение», 1977г.

5.      А.Ф.Крючков. «Производительный труд в учебных мастерских сельских школ». М.

«Просвещение».1969г.

6.      И.А.Карабанова «Справочник по трудовому обучению». М. «Просвещение».1992г. 

7.      А.И.Красиков, В.И.Кочнев, В.П.Семенихин. «Альбом чертежей изделий для занятий по труду». М. «Просвещение».1969г. 

8.      А.Я.Мичурин «Сборник нормативно-информационных материалов по охране труда в учреждения образования». Пенза. 1997г. 

9.      Е.М.Муравьев «Слесарное дело».Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. М. «Просвещение».1984г.

10.  «Справочник специалиста по охране труда». Уралюриздат. 2004г.

11.  А.Г.Дубова «Методика занятий в школьных мастерских» М. «Просвещение», 1966г.

12.  П.С.Лернер,  П.М.Лукьянов «Токарное и фрезерное дело». М. «Просвещение», 1986г.

13.  А.А.Колосов «Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из металла, изготавливаемые учащимися 5-9 классов». Горький, 1990г.

14.  В.Г.Патракеев, И.В.Патракеев «Слесарное дело». Тетрадь для самостоятельной работы специальной (коррекционной) школы 8вида 5-6 классы. М. «Владос».2003г.

15.  В.Г.Патракеев, И.В.Патракеев «Справочный дидактический материал по слесарному делу». Пособие для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида.  М. «Владос», 2003г. 

16.  В.Г.Патракеев «Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида». Пособие для учителя. М. «Владос», 2003г.

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Барановская школа-интернат»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Барановская школа-интернат»

Пояснительная записка к рабочей программе

Пояснительная записка к рабочей программе

Рабочая программа по слесарному делу составлена на основе программы по слесарному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Рабочая программа по слесарному делу составлена на основе программы по слесарному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

И.Г Спиридонов, Г.П. Буфетов. М

И.Г Спиридонов, Г.П. Буфетов. М

Задачи «Технологии.Профильный труд

Задачи «Технологии.Профильный труд

Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания

Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета - развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; - активное использование знаний, полученных при изучении…

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета - развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; - активное использование знаний, полученных при изучении…

Предметные результаты обучения

Предметные результаты обучения

Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; •

Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; •

Вводные занятия 3 2

Вводные занятия 3 2

Каково назначение чертилки? *предназначен для нанесения углублений (меток) на линии разметки и в центре будущего отверстия; *предназначен для нанесения на поверхности заготовки разметочных линий (рисок)

Каково назначение чертилки? *предназначен для нанесения углублений (меток) на линии разметки и в центре будущего отверстия; *предназначен для нанесения на поверхности заготовки разметочных линий (рисок)

На заготовке из полосового материала на каждой стороне нанести риски

На заготовке из полосового материала на каждой стороне нанести риски

Наименование Кол. материал примечание 1

Наименование Кол. материал примечание 1

Допиши предложения. *Круглыми напильниками обрабатывают______________ и __________ отверстия, ____________________ поверхности

Допиши предложения. *Круглыми напильниками обрабатывают______________ и __________ отверстия, ____________________ поверхности

Изготовленная шайба соответствует размерам

Изготовленная шайба соответствует размерам

Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Практическая работа Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др

Практическая работа Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др

Карта – опросник по теме: «Пространственная разметка»

Карта – опросник по теме: «Пространственная разметка»

Сплошной толстой (основной) линией

Сплошной толстой (основной) линией

Инструменты, приспособления и принадлежности: кернер, разметочная плита, разметочный циркуль, слесарная линейка, напильники, тиски, ножовка, штангенциркуль, молоток, сверла, угольник, сверлильный станок

Инструменты, приспособления и принадлежности: кернер, разметочная плита, разметочный циркуль, слесарная линейка, напильники, тиски, ножовка, штангенциркуль, молоток, сверла, угольник, сверлильный станок

Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа по технологии (слесарное дело) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Резьбонарезной набор 1 компл

Резьбонарезной набор 1 компл

И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В

И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022