|
|
|
||||||
|
|
|
Предмет Русский язык |
|
Класс 10 |
|
Образовательная область Язык и речевая практика |
|
МО Гуманитарного цикла |
|
Учебный год 2022-2023 |
|
Срок реализации 1 год |
|
Учитель (ФИО) Солодякова Ольга Викторовна |
|
гп.Кондинское
2022
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Цель обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – подготовка их к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место.
Задачи:
o - развивать устную и письменную речь учащихся;
o - помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;
o - научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.
o - познакомить с образцами деловых бумаг;
o - дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
o - помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
Общая характеристика учебного предмета
Большое значение имеет речевая направленность предмета, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки.
Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 10 классе отведено 70 часов в год (2 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материла.
Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного по русскому языку в 5 – 9 классах. В 10 классе он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные виды учебной деятельности
Программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На учебных занятиях практикуются различные виды деятельности:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В коррекционных классах особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Формы и методы организации учебной деятельности
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
Несмотря на тип урока, могут использоваться:
-ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Слово о русском языке
Лексика. Фразеология. Орфография (10 ч)
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно - выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмы. Фразеологизмы. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфография (4 ч)
Звуки и буквы. Звуки и буквы Орфоэпия. Ударение.
Морфемика и словообразование (5 ч)
Состав слова. Морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Способы и формы образования слов.
Морфология и орфография (42 ч)
Принципы русской орфографии (10 ч.)
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление прописных букв. Употребление Ь И Ъ. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи (23 ч)
Имя существительное (4 ч) Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Имя прилагательное (4 ч) Имя прилагательное как часть речи Грамматические признаки имени прилагательного Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. Краткие имена прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н И НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное (3 ч) Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.
Местоимение (3 ч) Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Глагол (5 ч) Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола. Правописание глаголов. Употребление ь в глаголах. Правописание суффиксов глаголов.
Наречие (3 ч) Наречие как часть речи Правописание наречий.
Служебные части (9 ч)
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова
Стилистика (4 ч) Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи
Повторение изученного (6 ч) Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис и пунктуация.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
-составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
-пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространённые правила правописания слов.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№ п/п |
Наименование раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата урока |
Кор-ка |
Основные понятия |
1 |
1 четверть Вводный (1 час) |
Слово о русском языке. Слово и его значение |
1 |
05.09 |
|
Государственный язык, язык межнационального общения. |
2
|
Лексика, фразеология, лексикография (10 часов) |
Слово и его значение
|
1 |
06.07 |
|
Слово. Лексическое значение. Толковый словарь.
|
3
|
|
Однозначность и многозначность слов. Изобразительно – выразительные средства русского языка |
1
|
12.09 |
|
Однозначные слова. Многозначные слова. Тропы, метафора, сравнение |
4 |
|
Стартовый контрольный диктант |
1 |
13.09 |
|
|
5-6 |
|
Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление |
2
|
19.09 20.09 |
|
Омонимы: омографы, омофоны, омоформы. Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Антонимы. Типы антонимов. Антитеза |
7-8 |
|
РР Изложение с творческим заданием. |
2 |
26.09 27.09 |
|
Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. |
9 |
|
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. |
1 |
03.10 |
|
Фразеологизм, источники появления фразеологизмов |
10 |
|
Обобщающий урок |
1 |
04.10 |
|
Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные) |
11 |
|
Контрольная работа по лексике |
1 |
10.10 |
|
Проверка усвоения основных знаний по лексике |
12 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа) |
Фонетика и орфография |
1 |
11.10 |
|
Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм Морфемы. Способы образования слов. |
13 |
|
Графика и орфография |
1 |
17.10 |
|
Правописание морфем |
14 |
|
Орфоэпия и орфоэпические нормы |
1 |
18.10 |
|
Орфоэпические нормы |
15 |
|
Контрольная работа |
1 |
24.10 |
|
|
16 |
Морфемика и словообразование
|
Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова |
1 |
25.10 |
|
Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы |
17 |
2 четверть |
Формообразование. |
1 |
07.11 |
|
Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы |
18 19 |
|
РР Изложение с творческим заданием |
2 |
08.11 14.11 |
|
Тема. Главная мысль. Ключевые слова |
20 |
|
Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова |
1 |
15.11 |
|
Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования |
21 |
Морфология и орфография (41 час) Принципы русской орфографии (10 часов) |
Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова |
1
|
21.11 |
|
Морфология. Орфография. Орфограмма. Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением |
22 |
|
Чередующиеся гласные в корне слова |
1 |
22.11 |
|
Безударные чередующиеся гласные в слове |
23 |
|
Употребление гласных после Ц. Употребление гласных после шипящих |
1 |
28.11 |
|
Орфограмма |
24 |
|
Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных |
1 |
29.11 |
|
Орфограмма, звук и буква. Согласные звуки, звонкие и глухие согласные |
25 |
|
Правописание двойных согласных |
1 |
05.12 |
|
Орфограмма, правила правописания |
26 27 |
|
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-Гласные Ы – И после приставок |
2 |
06.12 12.12 |
|
Орфограмма, правила правописания, приставка. Принципы орфографии |
28 |
|
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов |
1 |
13.12 |
|
Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове. Графика и орфография, строчная и приписная буква. Слог, деление слова на слоги |
29 |
|
Обобщение знаний по теме «Морфология и орфография» |
1 |
19.12 |
|
Подготовка к проверке теоретических знаний и практических умений и навыков |
30 |
|
Контрольная работа |
1 |
20.12 |
|
Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков |
31 |
Имя существительное (4 часа) 2 четверть |
Имя существительное как часть речи |
1 |
9.01 |
|
Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных |
32 |
|
Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных |
1 |
10.01 |
|
Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение. Падеж, тип склонения |
33 |
|
Правописание сложных имён существительных |
1 |
16.01 |
|
Имя существительное. Слитные и дефисные написания |
34 |
|
Контрольный диктант |
1 |
17.01 |
|
Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков |
35 |
Имя прилагательное (4 часа) |
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных |
1 |
23.01 |
|
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных |
36 |
|
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных |
1 |
24.01 |
|
Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс |
37 |
|
Правописание сложных имён прилагательных |
1 |
30.01 |
|
Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и дефисное написание |
38 39 40 |
Имя числительное (3 часа) |
Имя числительное как часть речи |
3
|
31.01 06.02 07.02 |
|
Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные |
41 42 |
Местоимение (3 часа) |
Местоимение как часть речи |
2 |
13.02 14.02 |
|
Местоимения. Разряды местоимений |
43 |
|
Контрольная работа по материалам ЕГЭ |
1 |
20.02 |
|
Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков |
44 |
Глагол. Причастие. Деепричастие (5 часов) |
Глагол как часть речи |
1
|
21.02 |
|
Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов. |
45 |
|
Правописание глаголов |
1 |
27.02 |
|
Употребление глаголов в речи. Формообразование. |
46 |
|
Причастие как глагольная форма. Образование причастий. |
1 |
28.02 |
|
Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени. |
47 |
|
Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. |
1 |
6.03 |
|
Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от имён существительных. |
48 |
|
Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий. |
1 |
7.03 |
|
Деепричастие: признаки глагола и наречия. Категория вида. |
49 50 |
Наречие. Слова категории состояния (3 часа) 3 четверть |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. |
2 |
13.03 14.03 |
|
Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий. |
51 |
|
Контрольная работа по теме «Правописание деепричастий и наречий» |
1 |
20.03 |
|
Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков |
52 53 |
Служебные части речи (9 часов) |
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. |
2 |
21.03 3.04 |
|
Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные. |
54 |
|
Союз как служебная часть речи. |
1 |
4.04 |
|
Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова |
55 |
|
Правописание союзов. |
1 |
10.04 |
|
Употребление союзов в речи. Выразительные возможности |
56 |
|
Частицы. Правописание частиц |
1 |
11.04 |
|
Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц |
57 58 |
|
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление |
2 |
17.04 18.04 |
|
Стилистические особенности употребления частиц. Отрицательные частицы и их значение |
59 |
|
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова |
1 |
24.04 |
|
Междометия. Звукоподражательные слова |
60 |
|
Контрольная работа |
1 |
25.04 |
|
|
61 |
Стилистика (4 часа) |
Научный стиль |
1 |
2.05 15.05 |
|
|
62 |
|
Официально-деловой стиль |
1 |
16.05 |
|
|
63 |
|
Публицистический стиль |
1 |
22.05 |
|
|
64 |
|
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи |
1 |
23.05 |
|
|
65 67 |
Повторение (6 часов) |
Повторение и обобщение |
3 |
29.05 30.05 |
|
Повторение и обобщение основных тем и разделов курса |
68 |
|
Лингвистический анализ текста |
1 |
|
|
Проверка знаний, умений и навыков |
69 70 |
|
Итоговая контрольная работа. Тест |
2 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.