Адаптированная рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса
начальное общее образование
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии:
- требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2);
- программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Данная программа адресована обучающимся 2 классов, обучающихся по АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 4 г. Коряжмы»
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.2). Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Особенности детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающийся с ограниченными возможностями здоровья и на основе авторской программы Климанова Л.Ф. Бойкина М.В. «Литературное чтение», УМК «Школа России»
Целями изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, сознательного, правильного, выразительного чтения;
- расширить кругозор школьников;
- привить интерес к чтению, книге;
- сформировать нравственные и эстетические представления;
- способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
Во 2 классе на изучение курса отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели), исходя из учебного плана школы, в этом учебном году предусмотрено - 136 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения литературного чтения являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.
Предметные
Обучающиеся научатся:
-понимать цели изучения темы, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
Содержание учебного предмета литературное чтение
Вводный урок
Самое великое чудо на свете
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа.
Устное народное творчество
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень
Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.
Русские писатели
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила». И. А.Крылов. Басни. Л. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоварова, В. Берестова. Рассказы о животных М. Пришвина», Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Научно – популярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов
Игра в стихах. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал».
Люблю природу русскую. Зима
Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». «Новогодняя быль» С.Михалкова. весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Писатели – детям
К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Я. Маршак «Кот и лодыри», С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А. Л. Барто. Стихи. Н. Н. Носов Юмористические рассказы для детей.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и всерьез
Весёлые стихи Б. Заходера., Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Весёлые рассказы для детей Э.Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. X. Андерсена «Принцесса на горошине», Эни Хогарт «Мафии и паук». Проект «Мой любимый писатель – сказочник.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела Тема урока |
|
|
Самое великое чудо на свете – 1 ч. |
|
1 |
Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю» |
|
|
Устное народное творчество – 10 ч. |
|
2 |
РН песни. Потешки и прибаутки |
|
3 |
Считалки и небылицы. Загадки. Пословицы и поговорки |
|
4 |
Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...» |
|
5 |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
|
6 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
|
7 |
Русская народная сказка «Лиса и тетерев» |
|
8 |
Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
|
9 |
Русская народная сказка «Каша из топора» |
|
10 |
Русская народная сказка «Гуси - лебеди» |
|
11 |
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» |
|
|
Люблю природу русскую. Осень – 7 ч. |
|
12 |
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...» |
|
13 |
К. Бальмонт «Поспевает брусника...» А. Плещеев «Осень наступила...» |
|
14 |
А. Фет «Ласточки пропали...» А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» |
|
15 |
С. Есенин. «Закружилась листва золотая...» В. Брюсов «Сухие листья...» |
|
16 |
И. Токмакова «Опустел скворечник...» В. Берестов «Хитрые грибы» |
|
17 |
М. Пришвин «Осеннее утро» |
|
18 |
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Осень» |
|
|
Русские писатели - 10 ч. |
|
19 |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» |
|
20 |
А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» |
|
21 |
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
22 |
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения |
|
23 |
И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» |
|
24 |
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей» |
|
25 |
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» |
|
26 |
Л. Н. Толстой «Филипок», «Правда всего дороже» |
|
27 |
Л. Н. Толстой «Котенок» |
|
28 |
Обобщающий урок по разделу «Русские писатели» |
|
|
О братьях наших меньших – 9 ч. |
|
29 |
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» |
|
30 |
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова «Жила - была собака...» |
|
31 |
В. Берестов «Кошкин щенок» |
|
32 |
М. Пришвин «Ребята и утята» |
|
33 |
Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
|
34 |
Б. Житков «Храбрый утенок» |
|
35 |
В. Бианки «Музыкант» |
|
36 |
В. Бианки «Сова» |
|
37 |
Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших» |
|
|
Из детских журналов – 8 ч. |
|
38 |
Д. Хармс «Игра» |
|
39 |
Д. Хармс «Игра» |
|
40 |
Д. Хармс «Вы знаете?...» |
|
|
|
|
41 |
Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» |
|
42 |
Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень- очень вкусный пирог» |
|
43 |
Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Ученый Петя» |
|
44 |
А. Введенский «Лошадка» |
|
45 |
Обобщающий урок по разделу «Из детских журналов». Проект «Мой любимый детский журнал» |
|
|
Люблю природу русскую. Зима - 10 ч. |
|
46 |
Люблю природу русскую. Зима. |
|
47 |
И. Бунин «Зимним холодом пахнуло...» |
|
48 |
К. Бальмонт «Светло- пушистая снежинка белая...» |
|
49 |
Я. Аким «Утром кот...» |
|
50 |
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...» |
|
51 |
С. Есенин «Поет зима- аукает...», «Береза» |
|
52 |
Русская народная сказка «Два мороза» |
|
53 |
С. Михалков «Новогодняя быль» |
|
54 |
А. Барто «Дело было в январе...», С. Дрожжин «Улицей гуляет...» |
|
55 |
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|
|
Писатели — детям – 13 ч. |
|
56 |
К.И.Чуковский «Путаница» |
|
57 |
К.И.Чуковский «Радость» |
|
58 |
К. И.Чуковский «Федорино горе» |
|
59 |
К.И.Чуковский «Федорино горе» |
|
60 |
С.Я.Маршак «Кот и лодыри» |
|
61 |
С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» |
|
62 |
С.В.Михалков «Мой щенок» |
|
63 |
А.Л.Барто «Веревочка» |
|
64 |
А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка — добрая душа» |
|
65 |
Н.Н.Носов «Затейники» |
|
66 |
Н.Н.Носов «Живая шляпа» |
|
67 |
Н.Н.Носов «На горке» |
|
68 |
Обобщающий урок по разделу «Писатели детям» |
|
|
Я и мои друзья – 10 ч. |
|
69 |
Я и мои друзья |
|
70 |
Стихи о дружбе и обидах |
|
71 |
Н.Булгаков«Анна, не грусти!» |
|
72 |
Ю.Ермолаев«Два пирожных» |
|
73 |
В.Осеева «Волшебное слово». |
|
74 |
В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа |
|
75 |
В.Осеева «Хорошее» |
|
76 |
В.Осеева «Почему?» |
|
77 |
В.Осеева «Почему?». Составление плана рассказа |
|
78 |
Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья» |
|
|
Люблю природу русскую. Весна – 8 ч. |
|
79 |
Люблю природу русскую. Весна. |
|
80 |
Ф. Тютчев « Зима недаром злится...», «Весенние воды» |
|
81 |
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» |
|
82 |
А.Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот...» |
|
83 |
И.Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю» |
|
84 |
Е.Благинина«Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел...» |
|
85 |
С. Васильев «Белая береза» |
|
86 |
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Наши проекты. Промежуточная аттестация. Работа с текстом |
|
|
И в шутку и всерьез – 9 ч. |
|
87 |
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
|
88 |
Б. Заходер «Песенки Винни- Пуха». |
|
89 |
Э. Успенский «Чебурашка». |
|
90 |
Стихи Э.Успенского |
|
91 |
Стихи В. Берестова |
|
92 |
Стихи И. Токмаковой |
|
93 |
Г.Остер«Будем знакомы» |
|
94 |
«Тайное становится явным» В.Драгунский. |
|
95 |
Обобщающий урок по разделу «И в шутку и всерьез» |
|
|
Литература зарубежных стран – 7 ч. |
|
96 |
Народные песни зарубежных стран |
|
97 |
Народные песни зарубежных стран |
|
98 |
Шарль Перро «Кот в сапогах» |
|
99 |
Шарль Перро «Красная шапочка» |
|
100 |
Г.Х.Андерсен Принцесса на горошине» |
|
101 |
Эни Хогарт «Мафин и паук» |
|
102 |
Обобщающий урок по разделу «Литература зарубежных стран» |
|
Материально-техническое содержание процесса обучения
В материально-техническое оснащение кабинета по предмету литературное чтение входят:
- учебник литературного чтения;
- доска;
- интернет ресурсы;
- мультимедийное оборудование;
- раздаточный материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.