Адаптированная рабочая программа Человек
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа Человек

Оценка 4.6
docx
10.03.2021
Адаптированная рабочая программа Человек
Адаптированная рабочая программа Человек 5 класс.docx

Муниципальное бЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«нОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ средняя школа»

 

Рассмотрено на метод совете

 

__________________

 

   «_ »_______2020 г                      

«Согласовано»

Заместитель директора по

 УВР  МБОУ «НСШ»

________В.Н.Хлебникова

«___»_________2020 г.                            

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Новомитропольская СШ» ____________Е.И.Ануфриев

«   »  _________  2020 г. 

Приказ №     от « _»____2020 г                      

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения

по учебному предмету

 «Человек»

__________________________________________________________

наименование учебного предмета (курса)

основное общее образование ___________________________________________________________

(уровень образования)

 

 Четыре года

___________________

 (срок реализации программы)

 

Составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

(наименование программы)

 

 

 Ксензова Елена Васильевна

 (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

 

 с. Новомитрополька

Рабочая программа

 

по предмету « Человек»  для обучающейся Валуевой Марии.

 

Основание: справка ВК № 3от 29.08.2020 г.

Планирование составлено на основе:

 

1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка 

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному  учебному  плану  разработана на основе:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

2. Федерального  государственного  образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.

3. Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г.  № 345;

5.Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».

6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения».

7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя  школа».

8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г.№4\15).

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Цели:

·        формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

·        осознание общности и различий с другими людьми;

·         развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.

Задачи:

·        формировать представления о возрастных изменениях человека;

·        формировать умение жить по режиму дня;

·        формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

·        формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

·        формировать умения обслуживать себя;

·        формировать умения следить за своим внешним видом;

·        формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.

 

Адресность программы.

Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы    Валуевой  Марии, имеющей  отклонения здоровья (заболевание  ДЦП, ребенок – инвалид, умеренная умственная отсталость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

 

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений  умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в  раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок  учится принимать душ, мыть голову и т.д.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

      

    Учебный предмет «Человек» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является частью учебного плана.

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных часов по учебному плану

Распределение недельной образовательной

(по заявлению родителей)

Количество часов, изучаемых с учителем

Количество часов для самостоятельной учебной работы

5класс

2

 1

 1

6 класс

1

0,5

0,5

7 класс

1

0,5

0,5

8 класс

1

0,5

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

·       владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·        проявлять познавательный интерес;

·        проявлять и выражать свои эмоции;

·        обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

·        проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

·        проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты:

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

·        Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

·        Представление о собственном теле.

·        Отнесение себя к определенному полу.

·        Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

·        Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

·        Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

·        Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

·        Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

·        Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

·        Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).

·        Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

·        Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Содержание учебного предмета

 

Представления о себе.

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок).   Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения).  

 

Гигиена тела.

  Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей.   

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта.

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.   

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос. Соблюдение последовательности  действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей.     

 

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.

 

Туалет.

                 Сообщение  о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

 

           Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

 

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение  социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Представление о себе

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

6

  2

Гигиена тела

Формировать умение обслуживать себя: выполнять гигиенические процедуры; соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня; сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

3

Обращение с одеждой и обувью

Формировать умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться. Знать виды, назначения, различия предметов одежды.

6

4

Туалет

Формировать умение обслуживать себя:   ходить в туалет,  сообщать о своих потребностях и желаниях.

4

5

Прием пищи

Формировать умение обслуживать себя:  принимать пищу и пить, сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

6

Семья

Формировать представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

6

 

Итого

 

 34

 

6 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Представление о себе

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

6

  2

Гигиена тела

Формировать умение обслуживать себя: выполнять гигиенические процедуры; соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня; сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

3

Обращение с одеждой и обувью

Формировать умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться. Знать виды, назначения, различия предметов одежды.

6

4

Туалет

Формировать умение обслуживать себя:   ходить в туалет,  сообщать о своих потребностях и желаниях.

4

5

Прием пищи

Формировать умение обслуживать себя:  принимать пищу и пить, сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

6

Семья

Формировать представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

6

 

Итого

 

 34

7 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Представление о себе

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

6

  2

Гигиена тела

Формировать умение обслуживать себя: выполнять гигиенические процедуры; соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня; сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

3

Обращение с одеждой и обувью

Формировать умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться. Знать виды, назначения, различия предметов одежды.

6

4

Туалет

Формировать умение обслуживать себя:   ходить в туалет,  сообщать о своих потребностях и желаниях.

4

5

Прием пищи

Формировать умение обслуживать себя:  принимать пищу и пить, сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

6

Семья

Формировать представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

6

 

Итого

 

 34

8 класс

п\п

Наименование разделов

Виды деятельности 

Кол-во часов

1

Представление о себе

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

6

  2

Гигиена тела

Формировать умение обслуживать себя: выполнять гигиенические процедуры; соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня; сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

3

Обращение с одеждой и обувью

Формировать умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться. Знать виды, назначения, различия предметов одежды.

6

4

Туалет

Формировать умение обслуживать себя:   ходить в туалет,  сообщать о своих потребностях и желаниях.

4

5

Прием пищи

Формировать умение обслуживать себя:  принимать пищу и пить, сообщать о своих потребностях и желаниях.

6

6

Семья

Формировать представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

6

 

Итого

 

 34

 


 

Муниципальное бЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «нОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ средняя школа»

Муниципальное бЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «нОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ средняя школа»

Рабочая программа по предмету «

Рабочая программа по предмету «

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе: 1

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе: 1

Задачи: · формировать представления о возрастных изменениях человека; · формировать умение жить по режиму дня; · формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое),…

Задачи: · формировать представления о возрастных изменениях человека; · формировать умение жить по режиму дня; · формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое),…

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы

Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

С одержание учебного предмета

С одержание учебного предмета

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс № п\п

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс № п\п

Обращение с одеждой и обувью

Обращение с одеждой и обувью

Наименование разделов

Наименование разделов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021