ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1741»
улица Никулинская, д. 5, Москва, 119602
Телефон: (495) 232-89-55, 1741@edu.mos.ru
Лицензия серия 77Л01 0006597 № 035801 от 18.12.2014г.Аккредитация 003345 ИНН7729421592
_________________________________________________________________________________________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 7.2)
учебного курса
МУЗЫКА
для 5 класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель музыки: Якунина Наринэ Петяевна
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА МУЗЫКА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2)
Самым общим результатом освоения обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
· овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Музыка:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА МУЗЫКА
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Музыка и литература |
8 |
2. |
Музыка и изобразительное искусство |
9 |
|
Всего |
17 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА МУЗЫКА
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Тема I раздела: Музыка и литература |
||
1 |
Что роднит музыку с литературой? Вокальная музыка |
1 |
2 |
Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. |
1 |
3 |
Вторая жизнь песни. «Всю жизнь мою несу Родину в душе...». |
1 |
4 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. |
1 |
5 |
Второе путешествие в музыкальный театр. Музыка в театре, кино, на телевидении. |
1 |
6 |
Третье путешествие в музыкальный театр. Мир композитора. |
1 |
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство |
|
|
7 |
Что роднит музыку с изобразительным искусством? «Небесное и земное» в звуках и красках. |
1 |
8 |
Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. |
1 |
9 |
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
1 |
10 |
Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. |
1 |
11 |
Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. |
1 |
12 |
Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. |
1 |
13 |
«О доблестях, о подвигах, о славе...»
|
1 |
14 |
«В каждой мимолётности вижу я миры...» |
1 |
15 |
Мир композитора. |
1 |
16 |
Защита творческих проектов |
1 |
17 |
С веком наравне. |
1 |
Итого |
|
17 |
Календарно-тематическое планирование
Музыка УМК «Просвещение» 5 класс
Авт. Г.П. Сергеева.
№урока |
Тема урока
|
Содержание (Элементы содержания) |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) |
Планируемые результаты |
Дата |
||||||
План |
Факт |
|||||||||||
|
|
|
|
|
Предметные |
Личностные |
Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные) |
|
|
|||
“Музыка и литература” (8 часов) |
|
|
||||||||||
1 |
Что роднит музыку с литературой. |
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. |
1 |
Слушание музыкальных произведений. Сравнивать и анализировать. Диалог, беседа. Словесное рисование. Хоровое и сольное исполнение. |
Знать о роли музыки в жизни человека. Различать характерные виды искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. |
Формировать представление о социально-политическом устройстве России.
|
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Познавательные: развивать способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Коммуникативные: развивать умения «слышать другого». |
|
|
|||
|
Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… |
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
|
|
Слушание музыкальных произведений. Сравнивать, сопоставлять. Выявлять общее и особенное. Анализ музыкальных фрагментов. Хоровое и сольное исполнение |
Знать понятия: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной Уметь называть основные жанры русских народных песен -определять значение песни в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки. |
Формировать представление о социально-политическом устройстве России. |
Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). П.: способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. К: развивать умение слушать и вступать в диалог |
|
|
|||
2 |
Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. |
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки. |
1 |
Слушание музыкальных произведений. Работа с литературным текстом. Хоровое исполнение. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
|
Знать понятия: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной Уметь называть основные жанры русских народных песен -определять значение песни в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки. |
Социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
|
Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). П.: способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. К: развивать умение слушать и вступать в диалог |
|
|
|||
|
Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. |
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. |
|
Слушание музыкальных и литературных произведений. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение. |
Слушание музыкальных произведений. Работа с литературным текстом. Хоровое исполнение. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
|
Формировать представление о социально-политическом устройстве России. |
Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). П.: способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||
3 |
Фольклор в музыке русских композиторов. |
Многообразие связей музыки с литературой. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.
|
1 |
Слушание музыкальных и литературных произведений. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение. |
Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. |
Формировать представление о социально-политическом устройстве России. |
Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). П.: способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки. |
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. |
|
Слушание музыкальных и литературных произведений. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. |
Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.
|
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. |
Р.: анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. П.: находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. |
|
|
|||
4 |
Вторая жизнь песни. |
Программная музыка. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка |
1 |
Слушание музыкальных произведений. Работа с литературным текстом. Хоровое исполнение. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.
|
Зарождение русского романса, городского романса, цыганские романсы и романсы нашего времени. Композиторы и исполнители романсов и их судьбы. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. |
Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины. Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном. |
Р.: анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. П.: находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. К: участвовать в коллективном пении |
|
|
|||
|
Всю жизнь мою несу родину в душе...
|
Многообразие связей музыки с литературой. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. |
|
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение. |
Знать значение колокольного звона в жизни человека Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи
|
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом |
Р.: анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. П.: находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. К: участвовать в коллективном пении |
|
|
|||
5 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» |
Творчество композиторов-романтиков. Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
|
1 |
Слушание музыкальных и литературных произведений. Беседа и диалог. Работа в группах. Импровизация. Сочинение сказки. Хоровое и исполнение в ансамбле. |
Музыка обогащает литературу. Показать, как музыка, выступая главным героем сказки. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. |
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
Р.: анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. П.: находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. К: участвовать в коллективном пении. |
|
|
|||
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»
|
Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно- симфонический цикл, сюита),их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой
|
|
Слушание музыкальных и литературных произведений. Умение сопоставлять текст рассказа с музыкой композитора. Словесное высказывание о музыке. Умение анализировать музыкальные фрагменты. Словесное рисование. Работа с текстом. |
Показать роль музыки в рассказах, значение «музыка и литература не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши эмоции. Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы. |
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
|
Р.: анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. П.: находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. К: участвовать в коллективном пении. |
|
|
|||
6 |
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика.
|
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. |
1 |
Слушание музыкальных и литературных произведений. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. |
Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. Размышлять о воздействии музыки на человека. |
Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности. |
Р.: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. П.: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. К: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. |
|
|
|||
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. |
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
|
|
Слушание музыкальных и литературных произведений. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Развитие вокально-певческих навыков |
Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. |
Проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности. |
Р.: анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины П.: преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать. К: делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. |
|
|
|||
7 |
Музыка в театре, кино и на телевидении. |
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Отечественные и зарубежные композиторы песенники ХХ столетия.
|
1 |
Слушание музыкальных произведений. Анализировать музыкальные фрагменты. Словесное рисование. Вокально-хоровая работа.
|
Показать роль музыки в кино. История создания кино. Беседа – «Музыка – великая сила» Анализировать музыкальное произведение с точки зрения музыкального языка. Определять эмоциональное состояние в музыкальных произведениях. |
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи. |
Р.: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. П.: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. К: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. |
|
|
|||
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. |
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
|
|
Слушание музыкальных произведений. Анализировать музыкальные фрагменты. Словесное рисование. Вокально-хоровая работа.
|
Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
|
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи. |
Р.: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. П.: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. К: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. |
|
|
|||
Музыка и изобразительное искусство (9 часов) |
|
|
||||||||||
8 |
Что роднит музыку с изобразительным искусством. |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. |
1 |
Выделить средства музыкальной выразительности. Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Умение анализировать музыкальные фрагменты. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
Знать понятия, что роднит музыку и изобразительное искусство Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
|
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.
|
Р: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. П.: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем |
|
|
|||
|
«Небесное и земное» в звуках и красках». |
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. |
|
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. |
Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы. |
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
|
Р.: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. П.: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем |
|
|
|||
9 |
Звать через прошлое к настоящему. |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. |
1 |
Сравнить язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. |
Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
|
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
|
Р.: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. П.: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем |
|
|
|||
|
Звать через прошлое к настоящему. |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. |
|
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Уметь охарактеризовать главного героя, определяя образ и настроение музыки. |
Показать, что музыка может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины. |
Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. |
Р.: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. П.: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||
10 |
Музыкальная живопись и живописная музыка. |
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. |
1 |
Сравнить язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
|
Показать, что музыка может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины. |
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
|
Р: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||
|
Музыкальная живопись и живописная музыка. |
Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы композиторов, писателей, поэтов и художников. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника
|
|
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Знать определение понятия «музыкальный пейзаж». Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. |
Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». |
Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. Формировать уважение к природе. |
Р.: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. П.: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. |
|
|
|||
11 |
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества».
|
Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Духовная музыка русских композиторов. Древнерусская духовная музыка.
|
1 |
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Знать музыкальные и живописные средства выразительности.
|
Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни.
|
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. |
Р.: умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. П.: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. К: умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формахо воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. П: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. К: умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах. |
|
|
|||
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
|
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки. Исполнять эмоционально и слажено песню. |
Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. |
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. |
Р: умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. П: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. К: умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах. |
|
|
|||
12 |
Волшебная палочка дирижера. |
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. |
1 |
Определять произведения композиторов. Умение определить звуки музыкальных инструментов. |
Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. |
Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
|
Р.: умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. П.: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. К: умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах. |
|
|
|||
|
Образы борьбы и победы в искусстве.
|
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Различные формы построения музыки(двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно- симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. |
|
Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр - единое целое». Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. |
На уроке звучат песни и музыка, которые связаны с данным историческим событием. Слушая, учащиеся представляют картины войны и образы главных героев. Учащиеся убеждаются, что с помощью внутреннего зрения мы можем увидеть музыку. Исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле.
|
Формировать уважение к личности композитора. |
Р.: умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. П.: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. К: умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах. |
|
|
|||
13 |
Застывшая музыка.
|
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. |
1 |
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Знать музыкальные и живописные средства выразительности. |
Показать, что музыка может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины. |
Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. |
Р.: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П.: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
|
Полифония в музыке и живописи. |
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. |
|
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Знать музыкальные и живописные средства выразительности. Исполнять эмоционально и слажено песню. |
Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
|
Соотносить поступок с моральной нормой. |
Р.: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П.: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
14 |
Музыка на мольберте.
|
Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната.
|
1 |
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Знать музыкальные и живописные средства выразительности. Исполнять эмоционально и слажено песню. |
Показать, что музыка может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.
|
Формирование и уважение к личности композитора. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. Совершенствование художественного вкус |
Р: умение находить, с Р: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П.: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
|
Импрессионизм в музыке и живописи. |
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов и зарубежных композиторов ХХ века Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).
|
|
Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике) и называть его основных представителей. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов. |
Формирование и уважение к личности композитора. |
Р.: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников. П.: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
15 |
О подвигах, о доблести, о славе. |
Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки.
|
1 |
Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Творчески интерпретировать Содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. |
Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Закрепить вокально- хоровые навыки |
Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. |
Р.: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П.: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
|
В каждой мимолетности вижу я миры. |
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. |
|
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки. Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально - хоровые навыки. |
Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле. |
Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. |
Р.: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П.: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
16 |
Мир композитора. |
Решение тестов, музыкальные викторины. Защита творческих проектов и творческих работ.
|
1 |
Решение тестов, музыкальные викторины. Защита творческих проектов и творческих работ.
|
Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки. |
Соотносить поступок с моральной нормой.
|
Р: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
17 |
Урок – обобщение. |
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. |
1 |
Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины), исполнение изученных песен (по желанию). |
Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов. |
Формирование любви к музыке как к одному видов искусства. |
Р: умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.