Управление по образованию администрации Ленинского района г. Минска
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №36 имени Гуляма Якубова г. Минска»
СОГЛАСОВАНО Начальник управления по образованию администрации Ленинского района г.Минска _______________ Н.Г.Кучинская «_____» __________ 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Средняя школа №36 имени Гуляма Якубова г.Минска» ____________________С.И.Королик «_____» __________ 2022 г.
|
Программа кружка
«Робототехника» (на платной основе)
(естественно-математический профиль, базовый уровень изучения
образовательной области «Робототехника»)
Разработчик:
Сущиц Людмила Эдуардовна,
педагог дополнительного образования
без квалификационной категории
Срок действия программы – 5 лет
Возраст учащихся – 8-11 лет
Срок реализации программы – 1 год
РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании методического объединения
учителей математики
от «30» августа 2022 г.
протокол № 1
Минск 2022
Пояснительная записка
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов.
Программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации учащегося необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Робототехника – это просто та среда, которая создаёт дополнительные возможности для обучения учащихся и приобретение новых знаний и умений в области технического творчества.
Программа кружка «Робототехника» направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность программы обусловлена необходимостью вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к таким дисциплинам как физика, биология, информатика, геометрия, востребованностью развития широкого кругозора учащегося и формирование основ инженерного мышления, а также, формирование у учащихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Обучение проходит на робототехнических наборах R:ED Robotics Education. Конструктор R:ED и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться учащемуся на собственном опыте. Такие знания вызывают у подростков желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда учащийся вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом учащийся сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Использование R:ED-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.
Программа позволяет получить навыки в сфере робототехники и начать программировать с подросткого возраста, представляет возможность знакомства с наиболее современными моделями роботов и микропроцессорных систем. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, математики, электроники и информатики. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия R:ED как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.
Программа по робототехнике – это первый шаг на пути осознания учащимися важности своего обучения. В программу входит изучение программирования, алгоритмики, механики, основ электроники и микропроцессорных систем, устройства компьютера и программного обеспечения. Конструирование и проведение экспериментов позволяют не только разработать мелкую моторику, усидчивость, приобрести навыки работы в команде, но и развить пространственное мышление и воображение, столь необходимые всем в повседневной жизни.
Работа с образовательными конструкторами R:ED позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет учащемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире.
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи естественно-математического профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 г. № 123.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
обучающие:
− ознакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;
− ознакомить с комплектом набора R:ED Robotics Education;
− ознакомить со средой программирования R:ED CODE;
− формировать умения и навыки конструирования, способствовать приобретению первого опыта при решении конструкторских задач по механике;
− обучать основам моделирования, конструирования и программирования, умению разбивать задачи на подзадачи и составлению алгоритма;
развивающие:
− развивать у учащихся инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
− развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;
− развивать креативное мышление и пространственное воображение учащихся;
− развить коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участие в беседе, обсуждении;
− развить информационные компетенции: навыки работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
− развить творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
− развить внимание, оперативную память, воображение, мышление (логического, комбинаторного, творческого);
воспитательные:
− повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
− формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;
− формировать навыки проектного мышления, работы в команде;
− воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности;
− воспитывать у учащихся интерес к техническим видам творчества;
− воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Программа построена с учётом следующих педагогических принципов:
− целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному);
− доступность и наглядность;
− связь практики с теорией при условии первичности практики;
− учет индивидуальных способностей, интересов и творческого потенциала каждого ребенка;
− совместный творческий поиск в педагогической деятельности;
− положительная перспектива при оценке результатов;
− личностная оценка каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающая почувствовать свою индивидуальность и значимость.
Программа предназначена для учащихся 8-11 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов программы – 72 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Наполняемость групп – 10-12 человек.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525), требованиям безопасного пребывания учащихся, пожарной безопасности.
Форма проведения занятий – групповая.
Материально-техническое обеспечение:
− компьютер;
− проектор;
− наборы R:ED Robotics Education;
− маркерная доска;
− интерактивная доска.
Учебно-тематический план
№ п\п |
Наименование разделов/тем |
Количество часов |
||
Всего часов |
В том числе |
|||
Теорети-ческих |
Практи-ческих |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
1. |
Детали основного набора R:ED. Механика. Начальный этап программирования роботов в среде R:ED CODE. Создание роботов из основного набора с использованием моторов. |
16 |
4 |
12 |
2. |
Использование более сложных блоков программы R:ED CODE для программирования роботов. |
20 |
4 |
16 |
3. |
Создание роботов из наборов R:ED с использованием датчиков и их программирование в среде R:ED CODE. |
32 |
12 |
20 |
|
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
Итого: |
72 |
21 |
51 |
Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с учащимися, с программой кружка (цель, задачи). План работы кружка. Правила безопасности на занятиях кружка.
Кто такие инженеры. Понятие о роботах и робототехнике.
Практические занятия
Сборка первой модели: вертолёт.
1. Детали основного набора R:ED. Механика. Программа R:ED CODE
Название и главное назначение основных деталей: контроллер, зубчатые колёса, оси, втулки, штифты, балки. Понижающая, повышающая, холостая, коронная зубчатые передачи. Оси одиночные и отдельные. Рычаги: груз, сила, ось вращения. Ременная передача. Ведущее и ведомое колёса.
Что такое программа и программное обеспечение? Окно программы R:ED CODE.
Блоки управления мотором, блок звук, ждать, случайное значение, цикл.
Блоки программы: старт, ждать, блоки работы мотора.
Практические занятия
Сборка моделей: «Пингвин», «Гоночная машина», «Машина на ременной передаче», «Кролик», «Машина на повышающей передаче», «Самолёт».
Контрольная работа (сборка части модели по инструкции, самостоятельная доработка конструкции, самостоятельное программирование в соответствии с поставленной задачей).
2. Использование более сложных блоков программы R:ED CODE для программирования роботов
Датчик кнопка. Использование в программах различные положения датчика. Параллельное выполнение программ. Название и главное назначение сервомотора.
Практические занятия
Сборка моделей: «Гараж», «Клешня», «Аист», «Гоночная машина», «Паук», «Гусеница», «Карусель», «Колесо обозрения» и другие.
Контрольная работа (самостоятельное создание конструкции в соответствие поставленной задачей, самостоятельное программирование, усовершенствование модели и программы).
3. Создание роботов из набора R:ED и их программирование в среде R:ED CODE
Использование деталей набора конструктора для сборки сложных моделей. Комбинированное использование ранее изученных блоков.
Практические занятия
Сборка моделей: «Вилочный подъёмник», «Экскаватор», «Погрузчик», «Часы», «Дрель», «Пушка», «Поезд» и другие.
Творческое задание: сборка своей модели по конкретной задаче, программирование.
Итоговое занятие
Разработка собственного проекта: придумка модель, конструирование и создание программы. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
− простейшие основы механики, виды конструкций, соединение деталей;
− основные компоненты конструкторов R:ED Robotics Education;
− конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
− виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
уметь:
− самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
− создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
− работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
− самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
− уметь рассказывать о модели, ее составных частей и принципе работы;
− логически мыслить;
владеть:
− навыками конструирования по условиям, заданным преподавателем, по образцу, по схеме;
− навыками работы в паре.
Формы подведения итогов реализации программы:
Контрольные работы – для отслеживания результатов освоения тематического блока.
Итоговая контрольная работа – для проведения оценочных занятий по итогам года.
Соревнования – принимается участие во всевозможных соревнованиях в течение года.
Формы и методы реализации программы
Организационные формы педагогического взаимодействия: групповая, мелкогрупповая и индивидуальная.
В рамках теоретического обучения предполагается изучение базовых понятий и принципов работы различных видов передач.
Практическая часть программы предполагает закрепление теоретических знаний и навыков при решении конструировании и программировании моделей.
Закрепление полученных знаний и умений, отработка практических навыков, их применение на практике осуществляется в ходе самостоятельной творческой работы.
Формы занятий: теоретические (беседа, лекция), практические (практическое занятие, творческая работа).
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ, диалог, консультация и т.д.);
- практические (решение задач и выполнение упражнений);
- наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация и т.д.).
На занятиях используются здоровьесберегающие технологии. В процессе практических занятий проводятся физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности. Во время проведения занятий обращается внимание на охрану труда, бережное отношение к материально-техническим средствам.
В программе используются следующие средства обучения: схемы, рисунки, презентации, модели, видеоматериалы, учебные пособия и т.д.
Формы текущего контроля знаний учащихся: наблюдение, анализ, беседа, опрос, итоговые занятия, самостоятельные и контрольные работы.
Литература и информационные ресурсы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0.
2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи».
3. Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодёжи [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь 06.09.2017 № 123 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/upravlenie-raboty/molodezhi/Об%20утверждении%20типовых%20программ%20дополнительного%20образования%20детей%20и%20молодежи.PDF
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08. 2019 года № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований».
5. Копосов, Д. Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Д. Г. Копосов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 с.
6. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей. 3-е изд., доп. и испр / С. А. Филиппов. – СПб. : Наука, 2013.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.