АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ (вариант АООП 5.1) учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 классов

  • docx
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.1 Попов 5кл музыка.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Мирнинский район»

МАОУ "СОШ №19 им. Л.А.Попугаевой"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Боровик А.А.

Протокол №1  МО                     от «30»  08. 2025 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

________________________

Карасева Е.Г.

Протокол НМС   №1               от «12»  09.  2025 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Председатель НМС

________________________

Багдасаева О.П.

    Приказ№ __________                 от «12»  09.  2025 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с ОВЗ (вариант АООП 5.1)

учебного предмета «Музыка»

для обучающихся 5 классов

 

 

 

                                                                                                              Учитель музыки: Колесник Д.А.

г.Удачный‌, 2025‌-2026

 

 

 

Общие сведения об обучающемся

Ф.И.О. 

Попов Вячеслав

Класс

 5 Б

Заключение ПМПК

Выявлены трудности в обучении, обусловленные парциальной несформированностью ВПФ смешенного типа, с недоразвитием речи системного характера 3 ур., нарушениями чтения и письма

Рекомендации ПМПК 

 

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования, вариант 5.1, с учетом специальных условий получения образования в 2024-2025 уч. году

Форма получения образования

В составе класса

Форма обучения (очная/заочная/очно-заочная)

Очно-заочная

Режим обучения (полный/неполный/один выходной)

полный

Специальные технические средства

Не нуждается

Предоставление услуг ассистента, тьютора

Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Специальные организационные условия

Соблюдение общих и специфических особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) ; организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР; соблюдение охранительного педагогического режима; разработка и применение индивидуально-ориентированной системы оценивания ребенка, адекватной ее возможностям; учет речевых нарушений; сопровождение ребенка консилиумом ОО; привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе

 

 

 

 

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (далее соответственно – программа по музыке, музыка) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по музыке.

Федеральная рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Программе воспитания.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с ЗПР и условий, необходимых для достижения личностных, метапредментных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

Для обучающихся с ЗПР овладение учебным предметом имеет существенное коррекционное значение. В процессе уроков:

-     происходит развитие и коррекция слухового восприятия;

-     обогащается общий кругозор, способствующий расширению словарного запаса, знаний и представлений об окружающем мире;

-     оказывается благоприятное воздействие на эмоциональную сферу обучающегося;

-     в интересной для обучающихся практической деятельности развиваются логические операции, умения анализировать, наблюдать за явлениями, произвольно направлять и удерживать внимание;

-     совершенствуется возможность саморегуляции во время прослушивания музыкальных произведений и исполнительской деятельности;

-     обогащается чувственный опыт обучающегося.

Деятельность обучающихся с ЗПР на уроках должна быть организована с учетом их возможностей. Подбор музыкального материала для исполнения обучающимися осуществляется на доступном для ребенка уровне. Новый материал следует предъявлять развернуто, использовать визуализацию, примеры, практические упражнения и многократно закреплять.

Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР будет более эффективным, если:

- учитывать специфику музыкальной деятельности младших школьников с ЗПР, характеризующуюся качественным своеобразием: неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью; замедленным приемом и переработкой информации; низким уровнем познавательной мотивации; недостатками развития моторики, малым объемом певческого диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания, дикции, звукопроизношения; задержкой в развитии мелодического, гармонического, тембрового слуха.

- рассматривать процесс музыкального воспитания как часть коррекционной работы, направленной не только на развитие собственно-музыкальных способностей обучающегося (слух, ритм, музыкальная память и др.), но и как фактор его социальной адаптации и оздоровления;

- включать в содержании уроков специально отобранные произведения разных жанров вокальной и инструментальной музыки, отвечающие внутренней эмоциональной потребности обучающегося в духовном обогащении. Программа предусматривает знакомство обучающихся с ЗПР с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей;

- применять активные виды музыкальной деятельности обучающегося в их взаимосочетании, а именно: слушание музыки, пение, логоритмика, музыкально-ритмические движения и упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, использование других видов искусства при восприятии музыки и др. Поэтому в содержании образования представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.);

- использовать разнообразные формы музыкального воспитания в сочетании уроков музыки с внеурочными видами работы (музыкальные игры, экскурсии, театральные представления, драматизации музыкальных сказок, индивидуальные, групповые, массовые формы) и внешкольные музыкальные занятия младших школьников с ЗПР: посещение музыкальных концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.;

- использовать игровые формы деятельности на уроках, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов, а также практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся с ЗПР. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 (включая 1 дополнительный класс) по 4 класс включительно.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулям (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательной организации. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 168 часов (33 часа в 1и 1 дополнительном классах и по 34 часа в год во 2–4 классах).

При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО МОДУЛЯМ НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

0,5—2 уч.

часа

Весь мир

звучит

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

 

0,5—2 уч.

часа

Звукоряд

Нотный стан, скрипичный ключ.

Ноты первой октавы.

 

0,5—2 уч.

часа

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации.

 

0,5—2

уч. часа

Ритм

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.

 

0,5—4 уч.

часа[1]

Ритмический рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые.

Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

 

0,5—2 уч.

часа

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

 

1—4 уч.

часа

Музыкальный язык

Темп, тембр.

Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).

Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.).

 

1—2 уч.

часа

Высота звуков

Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре.

Знаки альтерации (диезы, бемоли,

бекары).

 

1—2 уч.

часа

Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.

Мелодический рисунок

 

1—2 уч.

часа

Сопровождение

Аккомпанемент.

Остинато.

Вступление, заключение, проигрыш.

 

1—2 уч.

часа

Песня

Куплетная форма.

Запев, припев.

 

1—2 уч.

часа

Лад

Понятие лада.

Семиступенные лады мажор и минор.

Краска звучания.

Ступеневый состав.

 

1—2 уч.

часа

Пентатоника

Пентатоника — пятиступенный лад, распространённый у многих народов.

 

1—2 уч.

часа

Ноты в разных октавах

Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.

 

0,5—1 уч.

час

Дополнительные обозначения в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).

 

1—3 уч.

часа

Ритмические рисунки в размере 6/8

Размер 6/8.

Нота с точкой.

Шестнадцатые.

Пунктирный ритм.

 

2—6 уч.

часа

Тональность.

Гамма

Тоника, тональность.

Знаки при ключе.

Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе).

 

1—3 уч.

часа

Интервалы

Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.

 

1—3 уч.

часа

Гармония

Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.

 

1—3 уч.

часа

Музыкальная форма

Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения.

Двухчастная, трёх-

частная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.

 

1—3 уч.

часа

Вариации

Варьирование как принцип развития.

Тема. Вариации.

 

Модуль № 2 «Народная музыка России»

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

1—2 уч.

часа

Край, в котором ты живёшь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.

 

1—3 уч.

часа

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).

Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).

 

1—3 уч.

часа

Русские

народные

музыкальные

инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши.

Плясовые мелодии.

 

1—3 уч.

часа

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители.

Русские народные сказания, былины.

Эпос народов России[2].

Сказки и легенды о музыке и музыкантах.

 

2—4 уч.

часа

Жанры

музыкального

фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.

 

1—3 уч.

часа

Народные

праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников[3].

 

1—3 уч.

часа

Первые артисты,

народный театр

Скоморохи.

Ярмарочный балаган.

Вертеп.

 

2—8 уч.

часов

Фольклор народов России

Музыкальные

традиции, особенности народной музыки

республик Российской Федерации[4].

Жанры, интонации.

Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители

 

2—8 уч.

часов

Фольклор в творчестве

профессиональных

музыкантов

Собиратели фольклора.

Народные мелодии в обработке композиторов.

Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.

Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

2—6 уч.

часов

Музыка наших соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).

 

2—6 уч.

часов

Кавказские мелодии и ритмы[5]

Музыкальные традиции и праздники.

Народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана[6]. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа.

 

2—6 уч.

часов

Музыка народов Европы

Танцевальный и песенный фольклор

европейских народов[7]. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал.

 

2—6 уч.

часов

Музыка Испании и Латинской Америки

Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры[8].

Профессиональные композиторы и исполнители[9].

 

2—6 уч.

часов

Музыка США

Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина.

 

2—6 уч.

часов

Музыка Японии и Китая

Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника.

 

2—6 уч.

часов

Музыка Средней Азии[10]

Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.

З)

2—6 уч.

часов

Певец своего народа

Интонации народной музыки в творчестве

зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны[11].

И)

2—6 уч.

часов

Диалог культур

Культурные связи между музыкантами

разных стран.

Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).

 

Модуль № 4 «Духовная музыка»

Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства (варианты № 1, 3). Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей (вариант № 2).

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

1—3 уч.

часа

Звучание храма

Колокола.

Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).

Звонарские приговорки.

Колокольность в музыке русских композиторов.

 

1—3 уч.

часа

Песни верующих

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих.

Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.

 

1—3 уч.

часа

Инструментальная музыка в церкви

Орган и его роль в богослужении.

Творчество И. С. Баха.

 

1—3 уч.

часа

Искусство Русской православной церкви

Музыка в православном храме.

Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).

Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы.

 

1—3 уч.

часа

Религиозные праздники

Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания[12].

 

Модуль № 5 «Классическая музыка»

Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

0,5—1 уч.

час

Композитор — исполнитель — слушатель

Кого называют композитором, исполнителем?

Нужно ли учиться слушать музыку?

Что значит «уметь слушать музыку»?

Концерт, концертный зал.

Правила поведения в концертном зале.

 

2—6

уч. часов

Композиторы — детям

Детская музыка

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева,

Д. Б. Кабалевского и др.

Понятие жанра.

Песня, танец, марш.

 

2—6

уч. часов

Оркестр

Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром[13].

 

1—2

уч. часа

Музыкальные

инструменты.

Фортепиано

Рояль и пианино.

История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано).

«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).

 

1—2

уч. часа

Музыкальные

инструменты.

Флейта

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс.

Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра[14].

 

2—4

уч. часа

Музыкальные

инструменты.

Скрипка, виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых

инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.

Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

 

2—6

уч. часов

Вокальная музыка

Человеческий голос — самый совершенный инструмент.

Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы.

Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер.

Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.

 

2—6

уч. часов

Инструментальная

музыка

Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.

Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.

 

2—6

уч. часов

Программная

музыка

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.

 

2—6

уч. часов

Симфоническая

музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина

 

2—6

уч. часов

Русские

композиторы-

классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов.

М)

2—6

уч. часов

Европейские

композиторы-

классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов.

Н)

2—6

уч. часов

Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского.

 

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.

 

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

1—4

учебных

часа

Современные

обработки

классической музыки

Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.

Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

 

2—4

учебных

часа

Джаз

Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг).

Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них.

Творчество джазовых музыкантов[15].

 

1—4

учебных

часа

Исполнители

современной

музыки

Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи[16].

 

1—4

учебных

часа

Электронные

музыкальные

инструменты

Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т.д.

Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.

 

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне).

Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

2—6

учебных

часов

Музыкальная сказка

на сцене,

на экране

Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

 

2—6

учебных

часов

Театр оперы

и балета

Особенности музыкальных спектаклей.

Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле

 

2—6

учебных

часов

Балет.

Хореография — искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.

Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов[17].

 

2—6

учебных

часов

Опера.

Главные

герои и номера

оперного спектакля

Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление.

Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов[18].

 

2—3

учебных

часа

Сюжет

музыкального

спектакля

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом.

Действия и сцены в опере и балете.

Контрастные образы, лейтмотивы.

 

2—3

учебных

часа

Оперетта,

мюзикл

История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

 

2—3

учебных

часа

Кто

создаёт

музыкальный

спектакль?

Профессии музыкального театра:

дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д.

 

2—6

учебных

часов

Патриотическая

и народная тема

в театре и кино

История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству.

Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам[19].

 

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.

№ блока, кол-во часов

Тема

Содержание

 

1—3

учебных

часа

Красота

и вдохновение

Стремление человека к красоте.

Особое состояние — вдохновение.

Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой.

Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

 

2—4

учебных

часа

Музыкальные пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

 

2—4

учебных

часа

Музыкальные

портреты

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи.

«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

 

2—4

учебных

часа

Какой же праздник

без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника[20].

Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.

 

2—4

учебных

часа

Танцы, игры и веселье

Музыка — игра звуками.

Танец — искусство и радость движения.

Примеры популярных танцев[21].

 

2—4

учебных

часа

Музыка на войне,

музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).

 

2—4

учебных

часа

Главный

музыкальный

символ

Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны.

Традиции исполнения Гимна России.

Другие гимны.

 

2—4

учебных

часа

Искусство времени

Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания.

Музыкальные образы движения, изменения и развития.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) в области гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности;

знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;

стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

2) в области духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

3) в области эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;

умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

4) в области научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;

бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);

профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

6) в области трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

7) в области экологического воспитания:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Овладение универсальными познавательными действиями

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:

1) невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

2) вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

 

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;

сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;

с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:

определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментахпри исполнении народной песни;

исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:

различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:

исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей

К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:

различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);

различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:

определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

исполнять доступные образцы духовной музыки;

рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:

определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);

различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;

отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.

К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится:

различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;

различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза);

анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;

исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.

К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:

классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

5 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Народная музыка России

1.1

Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Выходили красны девицы», «Вдоль да по речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»; Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.2

Первые артисты, народный театр: И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»; русская народная песня «Скоморошья-плясовая», фрагменты из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.3

Русские народные музыкальные инструменты: П.И. Чайковский пьесы «Камаринская» «Мужик на гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.4

Жанры музыкального фольклора: русская народная песня «Выходили красны девицы»; «Вариации на Камаринскую»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.5

Фольклор народов России: Якутские народные мелодии «Призыв весны», «Якутский танец»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.6

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: С.В. Рахманинов 1-я часть Концерта №3 для фортепиано с оркестром; П.И. Чайковский песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; Г.В. Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

 2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 7

 

Раздел 2. Классическая музыка

2.1

Композиторы – детям: П.И. Чайковский «Сладкая греза», из Детского альбома, Д.Д. Шостакович Вальс-шутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.2

Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л. ван Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.3

Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.4

Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.5

Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» (фрагменты)

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.6

Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская хота», П. Чайковский Скерцо из 4-й симфонии

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.7

Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Танец феи Драже», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.8

Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе «Арлезианка» (1 сюита: Прелюдия, Менуэт, Перезвон, 2 сюита: Фарандола – фрагменты)

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2.9

Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской» симфонии А.П.Бородина

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 9

 

Раздел 3. Музыка в жизни человека

3.1

Искусство времени: Н. Паганини «Вечное движение», И. Штраус «Вечное движение», М. Глинка «Попутная песня», Э. Артемьев «Полет» из к/ф «Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин «Прекрасное далеко»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 1

 

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Музыка стран ближнего зарубежья: песни и плясовые наигрыши народных музыкантов-сказителей (акыны, ашуги, бакши и др.); К. Караев Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И. Лученок, М. Ясень «Майский вальс». А.Пахмутова, Н.Добронравов «Беловежская пуща» в исполнении ВИА «Песняры»

 2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.2

Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская народная песня «Волшебный смычок»; А.Дворжак Славянский танец № 2 ми-минор, Юмореска. Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава»

 2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 4

 

Раздел 2. Духовная музыка

2.1

Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум шумит», фрагмент финала «Светлый праздник» из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 1

 

Раздел 3. Музыка театра и кино

3.1

Музыкальная сказка на сцене, на экране: «Морозко» – музыкальный фильм-сказка музыка Н. Будашкина; С. Никитин «Это очень интересно», «Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»; Г.В. Свиридов сюита «Музыкальные иллюстрации»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3.2

Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из второго действия оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3.3

Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р. Щедрин Балет «Конек-горбунок», фрагменты: «Девичий хоровод», «Русская кадриль», «Золотые рыбки», «Ночь» и др.

 2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3.4

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: оперы «Садко», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова

 2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3.5

Патриотическая и народная тема в театре и кино: П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»; Ария Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»; попурри на темы песен военных лет

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 7

 

Раздел 4. Современная музыкальная культура

4.1

Современные обработки классической музыки: В.А. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке; Ф. Шуберт «Аве Мария» в современной обработке; Поль Мориа «Фигаро»

 2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

4.2

Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон «Караван». Г.Миллер «Серенада лунного света», «Чаттануга Чу-Чу»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 3

 

Раздел 5. Музыкальная грамота

5.1

Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

5.2

Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный вальс»; К. Орф «О, Фортуна!» (№ 1) из кантаты «Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для пишущей машинки с оркестром»

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

 2

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Музыка. 1-4 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Музыка. Фонохрестоматия. 1-4класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

 5. Российская Электронная Школа


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Данная тема в сочетании с другими темами и модулями может прорабатываться в течение значительно более длительного времени (в зависимости от количества и разнообразия конкретных ритмических рисунков, выбираемых учителем для освоения).

 

[2] По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса и т. п.

[3] По выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица и др.) и/или праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах и т. д.).

[4] может быть представлена культура 2—3 регионов России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири.

[5] Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.

 

[6] На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К. Караева, Дж. Гаспаряна и др.

[7] По выбору учителя в данном блоке могут быть представлены итальянские, французские, немецкие, польские, норвежские народные песни и танцы. В календарно-тематическом планировании данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) этого же модуля.

[8] На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и др.

[9] На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например: Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис. П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос, А. Пьяццолла.

[10] Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.

 

[11] Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) модуля «Народная музыка России». По аналогии с музыкой русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных композиторов: Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Листа и др., опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества своего народа.

 

[12] Данный блок позволяет сосредоточиться на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский и др.).

 

[13] В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на концерт другого композитора с другим солирующим инструментом.

[14] В данном блоке могут быть представлены такие произведения, как «Шутка» И. С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси.

[15] В данном блоке по выбору учителя может быть представлено как творчество всемирно известных джазовых музыкантов — Э. Фитцджеральд, Л. Армстронга, Д. Брубека, так и молодых джазменов своего города, региона.

[16] В данном блоке рекомендуется уделить внимание творчеству исполнителей, чьи композиции входят в топы текущих чартов популярных стриминговых сервисов. Таких, например, как Billie Eilish, Zivert, Miyagi & AndyPanda. При выборе конкретных персоналий учителю необходимо найти компромиссное решение, которое учитывало бы не только музыкальные вкусы обучающихся, но и морально-этические и художественно-эстетические стороны рассматриваемых музыкальных композиций.

[17] В данном блоке могут быть представлены балеты П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. А. Гаврилина, Р. К. Щедрина. Конкретные музыкальные спектакли и их фрагменты — на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

[18] В данном тематическом блоке могут быть представлены фрагменты из опер Н. А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М. И. Глинки («Руслан и Людмила»), К. В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и др. Конкретизация — на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

[19] В данном блоке могут быть освещены такие произведения, как опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки; опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С. С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского и др.

[20] В зависимости от времени изучения данного блока в рамках календарно-тематического планирования здесь могут быть использованы тематические песни к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д.

[21] По выбору учителя в данном блоке можно сосредоточиться как на традиционных танцевальных жанрах (вальс, полька, мазурка, тарантелла), так и на более современных примерах танцев.