Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Оценка 4.9
docx
21.01.2020
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе
Программа ОВЗ по литературе.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей с. Месягутово муниципального района

Дуванский район Республики Башкортостан

 

 

Рассмотрено на

заседании ШМО

Протокол № 1

от __ августа 2019г.

Руководитель ШМО:

_______________

Кияметдинова З.Р.

 

Согласовано

зам. директора по УВР

_______________

Э.А. Гайнетдинова

Утверждаю:

Директор МБОУ лицея

с.Месягутово

 

А.Л.Неустроев

Приказ № 166-а

30.08.2019г.

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

 по адаптированной программе

для обучающегося с ОВЗ (ЗПР)

 8 а класса

Гончарова Виталия Викторовича

на 2019-2020 учебный год

 

Составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ  от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г.);

- адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР  МБОУ лицея с.Месягутово

 

Рабочую программу составила:

учитель русского языка

и литературы Леонтьева Е.Г.

                                                                             

 

 

                                                           Месягутово-2019

 

Пояснительная записка

         Рабочая  программа  по литературе  построена  на  основе  федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования,  примерной основной образовательной программы основного общего образования, адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с ЗПР  МБОУ лицея с.Месягутово и учебного плана лицея.

Место  учебного предмета в учебном плане

8 класс –1 час в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, 70 часов в год;

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

 Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом.
      Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут полностью охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно.  Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений. Таким образом, эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, а образы недостаточно дифференцированные и полные. Это ограничивает возможности наглядного мышления, что проявляется в результатах и способах выполнения заданий.
Внимание описываемой категории детей характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.
Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и особенно долговременной памяти. Низкий уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР связан не только с ограниченной познавательной активностью и неумением найти вспомогательные мнемические приемы, но и с трудностями смысловой переработки информации, которую необходимо запомнить.

      У детей с ЗПР отсутствует интерес к познавательным задачам и готовность их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения - «не знаю», «не умею».

      Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание. Большие трудности вызывают задачи наглядно-образного характера, решение которых опирается на образы представлений и воображение. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности. Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР - инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения - на другой.
      Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, или инфантилизм, проявляет себя особенно при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. На занятиях такие дети непродуктивны в тех ситуациях, когда необходимо следовать требованиям педагога и преодолевать собственные желания. Для них характерно отсутствие чувства долга, ответственности за свое поведение, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий, недостаточная критичность, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка как результат отрицательной оценки их неуспехов в разных видах деятельности. Дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т.п.). Они стремятся избежать всяких умственных усилий.

Дети с ЗПР плохо регулируют собственные действия. При выполнении задания не умеют следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.
    Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.
Истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость характерны для детей с ЗПР. Утомляясь, они ведут себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, стремятся к уединению, другие - возбуждаются, ведут себя расторможенно. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.
Для обучения детей с ЗПР прежде всего необходим индивидуальный подход, основанный на психологическом обследовании. В работе должны учитываться уровень и особенности развития данного ребенка, связанные со степенью и мерой поражения центральной нервной системы.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития

Дети с ЗПР, так же как все другие дети с особыми образовательными потребностями, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».

Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические. Это потребности в:

·         ситуации успеха: ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;

·         условии непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

·         обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

·         организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

·         обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

·         обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

·         постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

·         постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

·         развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

·         обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

 

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета

 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные планируемые результаты

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,         коммуникативные).

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.                               Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·                             анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·                             идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·                             выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·                             ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·                             формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·                             обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.                               Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·                             определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·                             обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·                             определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·                             выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·                             выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·                             составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·                             определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·                             описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·                             планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.                               Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·                             определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·                             систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·                             отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·                             оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·                             находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·                             работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·                             устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·                             сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.                               Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

·                             определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·                             анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·                             свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·                             оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·                             обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·                             фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.                               Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·                             наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·                             соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·                             принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·                             самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·                             ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·                             демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.                               Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

·                             подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·                             выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·                             выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·                             объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·                             выделять явление из общего ряда других явлений;

·                             определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

·                             строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·                             строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·                             излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·                             самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·                             вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·                             объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·                             выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·                             делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.                               Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·                             обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

·                             определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·                             создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·                             строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·                             создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

·                             преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·                             переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·                             строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·                             строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·                             анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.                               Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

·                             находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·                             ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·                             устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·                             резюмировать главную идею текста;

·                             преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

·                             критически оценивать содержание и форму текста.

9.                               Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

·                             определять свое отношение к природной среде;

·                             анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·                             проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·                             прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·                             распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·                             выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

·                   определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·                   осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·                   формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·                             соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.   Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-                            определять возможные роли в совместной деятельности;

-                            играть определенную роль в совместной деятельности;

-                            принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-                            определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-                            строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-                            корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-                            критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-                            предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-                            выделять общую точку зрения в дискуссии;

-                            договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-                            организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-                            устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.            Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

·                             определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·                             отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·                             представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·                             соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·                             высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·                             принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·                             создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

·                             использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

·                             использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

·                             делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.                      Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

·                             целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·                             выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

·                             выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·                             использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·                             использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·                             создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего

эстетического и интеллектуального удовлетворения; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

7) восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и

человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить

контроль сформированности этих умений):

- определять тему и основную мысль произведения (5 - 6 кл.);

- владеть различными видами пересказа (5 - 6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6 - 7 кл.);

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 - 6 кл.); оценивать систему персонажей (6 - 7 кл.);

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5 - 7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7 - 9 кл.);

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5 - 9 кл.);

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7 - 9 кл.);

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5 - 7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8 - 9 кл.);

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с "читателем" как адресатом произведения (в каждом классе - на своем уровне);

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе-на своем уровне); вести учебные дискуссии (7-9 кл.);

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5-9 кл.) (в каждом классе - на своем уровне).

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Критерии и нормы оценивания знаний обучающихся по литературе

 

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

 

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

 

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

 

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления  сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность сочинения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

 сочинений

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за  сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

 

 

Содержание учебного предмета, курса и тематическое планирование

     Содержание предметных программ и тематического планирования  полностью реализуются по программам Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицея с.Месягутово, но предусматривают определенные особенности адаптации учебного материала по предметам.

Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Литература».

       Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.

            Основные направления содержания деятельности:  в 5 - 9  классах  предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.

        Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

        В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

    


 

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (VII0 вида по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020