Адаптированная рабочая программа
индивидуального обучения на дому
по литературному чтению для 1 класса
(Вариант 7. 2)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.2); концепции и программ для начальных классов «Школа России». Москва, «Просвещение», 2014г (Авторы: М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, В.А. Кирюшкин, Ю.М. Колягин, М.И. Моро, А.А. Плешаков, С.В. Степанова, Н.А. Федосова, Т.Е. Хохлова, А.Ф. Шанько); программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I—IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004. — 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21). Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко. Г.М.Капустина, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н. Морсакова, Н.А.Цыпина.
Цель:
конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом особенностей младших школьников с ОВЗ.
Задачи:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
· воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
В соответствии с индивидуальным учебным планом, согласно заключению ПМПК объём учебного времени составляет в 1 классе 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· формирование средствами литературных произведений целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивов учебной деятельности;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение сравнивать поступки литературных героев со своими собственными;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям ;
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
Метапредметные результаты:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
· понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов;
· умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;
· осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
· формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
· формирование потребности в систематическом чтении.
Содержание учебного предмета
Выявление знаний и умений.
Умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно выделять их из слова, составлять предложения, знание букв, умение читать слоги и слова, состояние звукопроизношения, умение ориентироваться на листе бумаги.
Умение готовить рабочее место, выполнять задания учителя, обращенные ко всем ученикам, отвечать на вопросы.
Звуки речи. Различение звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков. Гласные звуки [а], [о], [ы], [у], [и], их артикуляция, звучание. Термин гласный звук, условно-графическое обозначение гласных звуков. Выделение гласных звуков в словах, уточнение значения слов. Согласные звуки, их артикуляция, звучание. Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков. Термин согласный звук. Сопоставление парных согласных звуков по артикуляции и звучанию (твердые и мягкие; звонкие и глухие).
Термины твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Условно-графическое обозначение твердых и 12 мягких согласных звуков. Выделение согласных звуков в словах, уточнение значений слов. Последовательное выделение звуков.
Условно-графическая схема звукового состава слова. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных (ау, уа), в односложных словах без стечения согласных (типа ус, мак), в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа осы); в двусложных и многосложных словах, состоящих из открытых слогов (типа рука, кубики); в двусложных и многосложных словах с закрытым и открытым слогами (типа утка, игрушки), в односложных и двусложных словах со стечением согласных в слоге (типа мост, брат, шкурки, спорт).
Самопроверка правильности выполнения задания. Соотношение звука и буквы. Две функции буквы И: обозначает звук [и], обозначает мягкость находящегося перед ней согласного (непосредственные наблюдения учеников).
Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в моделях звукового состава слов, термины гласный звук под ударением, безударный гласный звук. Слово, предложение. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении.
Термины слово, предложение. Устные упражнения в составлении нераспространенных и распространенных предложений.
Понимание, о ком, о чем говорится в предложении, что говорится о нем. Составление предложений, в которых используются предлоги в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (типа: много тетрадей, коробка конфет) и существительных творительного падежа (типа: любуюсь Москвой; кормлю зерном).
Образование форм множественного числа от имен существительных единственного числа и наоборот. Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения.
Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух – четырех предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение семантики слов. Составление моделей предложений, составление предложений по готовым схемам.
Речевая этика. Культура общения. Уточнение и расширение словарного запаса, предметная отнесенность слов, их правильное произнесение. Обозначение звуков буквами. Гласные и согласные звуки и буквы. Мягкие и твердые согласные. Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов.
Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных. Ознакомление с буквами Ь (как показателем мягкости согласных) и Ъ, обучение чтению слов простых слоговых структур с Ь, слов с разделительными Ь, Ъ.
Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-3 слова), обучение чтению по слогам предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в букваре, тетради, на доске, с использованием всего алфавита.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанных предложений. Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстрациям. Рассматривание иллюстраций в книге, пересказ по ним и по вопросам учителя содержания услышанного произведения.
Ознакомление с терминами обложка, страницы, автор, название (заголовок), действующие лица (герои), начало, окончание. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т.п., практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Выделение не понятных по значению слов.
Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Жили-были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель! Звенит капель
И в шутку и всерьез
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Литературное чтение (обучение грамоте: чтение) |
|
|||
1 |
«Азбука» – первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение |
1 |
|
|
2 |
Слово и предложение. Слог. |
1 |
|
|
3 |
Ударение. Ударный слог. |
1 |
|
|
4 |
Звуки в словах. |
1 |
|
|
5 |
Гласный звук [а], буквы А, а. |
1 |
|
|
6 |
Гласный звук [о], буквы О, о. |
1 |
|
|
7 |
Гласный звук [и], буквы И, и. |
1 |
|
|
8 |
Гласный звук [ы], буква ы. |
1 |
|
|
9 |
Гласный звук [у], буквы У, у. |
1 |
|
|
10 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. |
1 |
|
|
11 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. |
1 |
|
|
12 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. |
1 |
|
|
13 |
Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. |
1 |
|
|
14 |
Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. |
1 |
|
|
15 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
1 |
|
|
16 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. |
1 |
|
|
17 |
Гласные буквы Е, е. |
1 |
|
|
18 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. |
1 |
|
|
19 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. |
1 |
|
|
20 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. |
1 |
|
|
21 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. |
1 |
|
|
22 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. |
1 |
|
|
23 |
Гласный звук [я], буквы Я,я |
1 |
|
|
24 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. |
1 |
|
|
25 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
1 |
|
|
26 |
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. |
1 |
|
|
27 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. |
1 |
|
|
28 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. |
1 |
|
|
29 |
Гласные буквы Ё, ё. |
1 |
|
|
30 |
Звук [j’], буквы Й, й. |
1 |
|
|
31 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. |
1 |
|
|
32 |
Гласные буквы Ю, ю. |
1 |
|
|
33 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. |
1 |
|
|
34 |
Гласный звук [э], буквы ,Э,э |
1 |
|
|
35 |
Мягкий глухой согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ. |
1 |
|
|
36 |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. |
1 |
|
|
37 |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. |
1 |
|
|
38 |
Русский алфавит. Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». |
1 |
|
|
39 |
История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». В. Крупин «Первый букварь». |
1 |
|
|
40-42 |
К.И. Чуковский «Телефон». «Путаница», «Небылица». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». |
2 |
||
43 |
В.В. Бианки «Первая охота». Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». |
1 |
|
|
Литературное чтение (основной курс) |
||||
44 |
Вводный урок. Знакомство с учебником. В. Данько «Загадочные буквы»И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». |
1 |
||
45 |
С.Черный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет». |
1 |
||
46 |
Г. Сапгир «Про Медведя». |
1 |
||
47 |
М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». |
1 |
||
48 |
И. Гамазкова и Е. Григорьева «Живая азбука». С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». |
1 |
|
|
49 |
Русские народные сказки «Курочка Ряба».Е. Чарушин «Теремок» |
1 |
|
|
50 |
Сравнение авторской и народной сказки.Русская народная сказка «Рукавичка». Е. Чарушин «Теремок» |
1 |
|
|
51 |
Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек». |
1 |
||
52 |
Стихотворения русских поэтов о природе. А. Майков «Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Травка зеленеет…» |
1 |
||
53 |
И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает…». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…». Л.Улицкая «Горел в траве росистой…». Л.Яхнин «У дорожки». |
1 |
|
|
54 |
Как придумать загадку? Проект «Составляем азбуку загадок». В.Берестов «Воробушки». Р.Сеф «Чудо». |
1 |
|
|
55 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».Г. Кружков «Ррры!». Н. Артюхова «Саша-дразнилка». |
1 |
|
|
56 |
К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук». И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучки». И.Пивоварова «Култнаки-пулинаки». |
1 |
||
57 |
К.Чуковский «Телефон». М.Пляцковский «Помощник». К.Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». |
1 |
||
58 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» В. Орлов «Кто первый». С. Михалков «Бараны» |
1 |
||
59 |
И. Пивоварова «Вежливый ослик».Я Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день». |
1 |
||
60 |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу». Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». |
1 |
||
61 |
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В.Осеева «Плохо». И.Токмакова «Купите собаку». |
1 |
||
62 |
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Кошки В. Берестов «Лягушки». Лягушки |
1 |
||
63 |
В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый еж».Н.Сладков «Лисица и еж». |
1 |
|
|
64 |
С.Аксаков «Гнездо». |
1 |
|
|
65-66 |
Резервные часы |
1 |
||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.