АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа по информатике и ИКТ рассчитана на изучение предмета в 5-6 классах на базовом уровне, ориентирована для детей с ОВЗ и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»№ 273 – ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010 с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577;
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 44;
5. Авторской программы Босовой Л.Л. по информатике для 5-7 классов (базовый уровень).
Основные направления коррекционной работы, с учащимися имеющие ОВЗ
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ (7 вид обучения) являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих учащихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому учащиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Информация о внесенных изменениях
Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость учащихся с ОВЗ отрицательно влияют на усвоение основных понятий информатики, в связи с этим при рассмотрении курса информатики 5-6 классы были внесены изменения в объем теоретических сведений. Некоторый материал программы дается ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания были исключены.
Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ОВЗ целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.
В программу внесены изменения:
некоторые темы даны как ознакомительные;
отдельные темы исключены, так как трудно усваиваются детьми с ОВЗ из-за особенностей психологического развития.
Действующие программы откорректированы в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Примечание к планированию
5 класс
Темы изучаются как ознакомительные.
Тема «Изменение формы представления информации».
Тема «Кодирование как изменение формы представления информации».
Тема «Преобразование информации по заданным правилам».
Исключена из изучения тема «Метод координат».
6 класс
Темы изучаются как ознакомительные.
Тема «Двоичное кодирование цифровой информации».
Тема «Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».
Тема «Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную».
Тема «Как образуются понятия».
Тема «Содержание и объём понятия».
Тема «Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие)».
При изучении информатики в 5-6 классах следует основное внимание уделять практической направленности, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. Больше проводить практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
(70 ЧАСОВ)
5 класс
Общее число часов — 33 часа. Резерв учебного времени - 2 часа.
1. Компьютер для начинающих (8 часов)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой.
Практическая работа № 2. Осваиваем мышь.
Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа № 4. Знакомимся с компьютерным меню. Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас (15 часов)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум:
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
3. Информационные технологии (10 часов + 2 часа резерв)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 6. Вводим текст.
Практическая работа № 7. Редактируем текст.
Практическая работа № 8. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа № 9. Форматируем текст.
Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа № 11. Начинаем рисовать.
Практическая работа № 12. Создаем комбинированные документы.
Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему.
Практическая работа № 15. Создаем анимацию на свободную тему.
6 класс
Общее число часов — 33 часа. Резерв учебного времени - 2 часа.
1. Компьютер и информация (11 часов)
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа № 2. Знакомимся с текстовым процессором Word.
Практическая работа № 3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
Практическая работа № 4. Нумерованные списки.
Практическая работа № 16. Работаем с файлами и папками. Часть 2.
2. Человек и информация (13 часов)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5. Маркированные списки.
Практическая работа № 6. Создаем таблицы.
Практическая работа № 7. Размещаем текст и графику в таблице.
Практическая работа № 8. Строим диаграммы.
Практическая работа № 9. Изучаем графический редактор Paint.
Практическая работа № 10. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа № 11. Рисуем в редакторе Word.
Практическая работа № 12. Рисунок на свободную тему.
3. Элементы алгоритмизации (9 часов)
Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 13. Создаем презентацию «Часы».
Практическая работа № 14. Создаем презентацию «Времена года»
Практическая работа № 15. Создаем презентацию «Скакалочка».
Практическая работа № 17. Создаем слайд-шоу.
4. Резерв учебного времени (2 часа.)
Учебно–тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Практикум |
|
5 класс |
|
|
1 |
Компьютер для начинающих |
8 |
4 |
2 |
Информация вокруг нас |
15 |
1 |
3 |
Информационные технологии |
10 часов + 2 часа резерв |
10 |
|
6 класс |
|
|
1 |
Компьютер и информация |
11 |
5 |
2 |
Человек и информация |
13 |
8 |
3 |
Элементы алгоритмизации |
9 |
4 |
|
Резерв учебного времени |
2 |
|
СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2017 гг.
2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2017 гг.
3. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2017 гг.
4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2017 гг.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г.
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.