1. Планируемые результата обучения по предмету «Музыка».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка» в 1-4 классах.
Результат |
Характеристика в ФГОС |
регулятивные |
1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 5. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; 6. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; 7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
познавательные |
1. осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; 2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; 3. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. 4. строить сообщения в устной и письменной форме; 5. научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров 6. осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков; 7. осуществлять синтез как составление целого из частей; 8. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 9. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 11. обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 12. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза; 13. устанавливать аналогии. |
коммуникативные |
1. использование речи для регуляции своего действия; 2. активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; 3. способность вести диалог; 4. способность встать на позицию другого человека; 5. участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; 6. продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; 7. участие в коллективном обсуждении проблем. |
1-й класс.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
1-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и
характера;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке,
чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
−принимать учебную задачу;
− адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск
нужной информации (Музыкальный словарик);
− находить в музыкальном тексте разные части;
− читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД:
− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других
видов совместной музыкальной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является формирование следующих умений:
−различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
−выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
-воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении;
− воспринимать темповые особенности музыки;
− различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.
2-й класс.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Музыка» во 2-м классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России;
− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных
произведений;
− нравственно-эстетических переживаний музыки;
− позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
−принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией
учителя;
−осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной
деятельности;
−выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника;
− ориентации в способах решения исполнительской задачи;
− читать простое схематическое изображение;
− соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
− соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Коммуникативные УУД:
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от
музыки;
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
− понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы о музыке;
− контролировать свои действия в коллективной работе;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются формирование следующих умений:
− эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных
жанров;
− различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
− понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;
− различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
− выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.
− сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
− выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая
изменения настроения в разных частях произведения.
3–й класс.
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
− интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных
произведений;
− этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
− выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
− нравственно-эстетических переживаний музыки;
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
−понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в том числе проектных и
творческих;
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей
тетради;
− передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях
− использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей
музыки;
− обобщать учебный материал;
− устанавливать аналогии;
− сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах
искусства (литература, живопись)
Коммуникативные УУД:
− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей
тетради;
− соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального
сочинения;
− соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст;
− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений:
− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
− ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
− понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;
− передавать в различных видах музыкально-творческой деятельности
художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных
композиторов и народного творчества
- представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Й. Гайдн, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;
- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон;
- петь выразительно, с разными динамическими оттенками, с соблюдением
основных правил пения; петь с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);
− петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; петь песни в одноголосном и двухголосном изложении;
− различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
− сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных нструментов;
4–й класс.
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 4-м классе является формирование следующих умений:
− эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
− любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной
музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая
мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
− основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
− способности видеть в людях лучшие качества;
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
−понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
−планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
−вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
−осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
−высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
−принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
Познавательные УУД:
− использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач;
− воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;
− строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
− обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
− устанавливать аналогии;
− соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
− строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности;
Коммуникативные УУД:
− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог,
диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
− участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая
фрагменты крупных музыкальных жанров;
− эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
− размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека;
− ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
− соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных
инструментов и оркестров;
2 .Содержание учебного предмета.
1 класс(8,25ч)
Содержание учебного предмета |
количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Как можно услышать музыку?» |
8,25 ч. |
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первые опыты сочинения. |
2 класс(8,5ч)
Содержание учебного предмета |
количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|
||
Три «кита»в музыке -песня, танец ,марш. |
3 |
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. |
О чем говорит музыка. |
2 |
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения .Узнавать изученные музыкальные произведения .Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные иизобразительные особенности музыки . |
Куда ведут нас «три» кита? |
2 |
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера). Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. |
Что такое музыкальная речь? |
1,5 |
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх –драматизациях Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах . Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
3 класс(8,5 часа)
Содержание учебного предмета |
количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|
||
Песня, танец, Марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. |
2 |
Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры) |
Интонация
|
2 |
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
|
Развитие музыки |
2 |
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различии интонаций, тем, образов.
|
Построение (формы) музыки. |
2,5 |
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Исследовать :определять форму построения музыкального произведения. Инсценировать произведения разных жанров и форм. |
4 класс (8,5 часа)
Содержание учебного предмета |
количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|
||
Музыка моего народа |
4 |
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России Сравнивать различные образцы народной и профессиональной Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. |
Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ |
4,5 |
Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. |
3. Тематическое планирование
1 класс.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
«Внутренняя музыка» Народное музыкально-поэтическое творчество. Колыбельная песня |
1 |
2 |
Родная речь Элементарная нотная грамота. Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Музыка природы. Прогулка в лес |
1 |
3 |
Пётр Ильич Чайковский. Детские годы. Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». |
1 |
4 |
Михаил, Иванович Глинка. Детские годы. Опера «Руслан и Людмила». |
1 |
5 |
Мелодия жизни Заветное слово. Как начинается музыка? Вольфганг Амадей Моцарт. |
1 |
6 |
Сергей Сергеевич Прокофьев Детство композитора. Дорогой, Щелкунчик! Музыка для детей С. Прокофьева |
1 |
7 |
Путешествие во времени и пространстве Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу. Ждём весну, встречаем птиц. Музыка природы. |
1 |
8 |
Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. Счастье, ты где? Идём за Синей птицей. Музыка для детей |
1 |
9 |
Итоговое повторение. Урок - концерт |
0,25 |
2 класс.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Три жанра в музыке - песня, танец, марш Марш. Музыкальная гостиная |
1 |
2 |
Танец. Волшебный мир танца |
1 |
3 |
Песня. Разучиваем,поём, играем. Музыкальное представление. |
1 |
|
О чём говорит музыка |
|
4 |
О чем говорит музыка? Что выражает музыка? |
1 |
5 |
Музыкальный портрет. Изобразительность в музыке |
1 |
|
Куда ведут нас «три кита» |
|
6 |
Куда ведут нас «три кита»? |
1 |
7 |
М. Коваль «Волк и семеро козлят» |
1 |
|
Что такое музыкальная речь |
|
8 |
Мелодия, темп, лад, регистр. Разучиваем, поём, играем |
1 |
9 |
Музыкальная лаборатория. Обобщающий урок. |
0,5 |
3 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. |
1 |
2 |
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. |
1 |
3 |
Интонация Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. |
1 |
4 |
Интонация – выразительно-смысловая частица музыки. Выразительные и изобразительные интонации. |
1 |
5 |
Развитие музыки Знакомство с понятием развитие музыки. Композиторское и исполнительское развитие музыки. |
1 |
6 |
Развитие музыки в процессе работы над каноном. Знакомство с понятием кульминация. Ладово-гармоническое развитие музыки. |
1 |
7 |
Построение (формы) музыки Введение в тему «Построение музыки». Одночастная, двух- и трёхчастная форма музыкального произведения. |
1 |
8 |
Общие принципы построения музыкальной формы. |
1 |
9 |
Итоговое обобщение и повторение. Музыкальная викторина |
0,5 |
4 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
«Музыка моего народа». Многообразие жанров русской музыки. Частушка - как пример русского народного творчества. |
1 |
2 |
Виды народных песен (лирическая, хороводная, плясовая). |
1 |
3 |
Оркестр народных инструментов. Традиции и праздники русского народа. |
1 |
4 |
Русский фольклор в современной композиторской музыке. Народная музыка – отражение жизни народа |
1 |
5 |
Между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Музыка стран ближнего зарубежья. Украина и Белоруссия. Закавказье. Прибалтика |
1 |
6 |
Музыкальное путешествие по Америке, Африке: музыкальная культура континента |
1 |
7 |
Музыкальное путешествие по Италии: певческая культура страны. |
1 |
8 |
Французская народная песня. Японская народная песня
|
1 |
9 |
Обобщающий урок. Музыкальная викторина |
0,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.