1. Планирруемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
• формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)
• формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
• проявлять интерес к изобразительному искусству
• развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
• развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Регулятивные БУД:
• Учить понимать учебную задачу
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
• Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
• Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные БУД:
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
• Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
• Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя
• Формировать приемы работы различными графическими материалами
• Наблюдать за природой и природными явлениями
• Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
• Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
• Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
• Оформлять свои мысли в устной речи
• Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
• Слушать и понимать речь других
• Уметь работать в паре
• Умение отвечать на вопросы различного характера
Предметные результаты
Минимально достижимый уровень:
• Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
• Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
• Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель
• следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
• владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
• ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
• узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
• узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
• выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
• обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
• закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
• узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
• передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
• в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
• узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
• Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель)
• знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
• знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
• применение приемов лепки
• следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
• оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
• использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
• применение разных способов лепки;
• рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
• выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
• обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
• ориентироваться на плоскости листа бумаги;
• закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
• различать и называть цвета;
• узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
• передавать в рисунках основную форму предметов;
• в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
• узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции
• овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
• осмысление роли ученика;
• расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
• развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
• формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
• формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
• Умение ценить красоту народной игрушек
2. Содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусмотриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Подготовительный период 1 час |
||
1. |
Рисование точек и разнохарактерных линий карандашом, фломастером и кистью. «Капли дождя», «Дорожки», «Забор». Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу). Дорисовывание несложных изображений: яблоко, груша, гриб. Штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования. |
1 |
Обучение композиционной деятельности 2 часа |
||
1. |
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей. «Яблоки и груши на тарелке», «Листопад». Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев. «Коврик для игрушек». |
1 |
2. |
Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов. «Листопад». Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов. «Грибы на пеньке». Рисование с помощью опорных точек. «Кораблик на воде». |
1 |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 3 часа |
||
1. |
Лепка (натура даётся в сравнении). Яблоко и груша. Морковь и свекла. Лепка игрушек. «Русская матрёшка», «Утенок». |
1 |
2. |
Лепка сложных объектов (поэтапно, под руководством учителя). Человек (из скатанных из пластилина полосок). Дом и дерево (из скатанных из пластилина полосок). |
1 |
3. |
Рисование с натуры вылепленных предметов. Барельеф «Дерево». Рисование выполненных аппликаций. «Снеговик». Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов. Игра «Кто лучше запомнил?». |
1 |
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок 3 часа |
||
1. |
Рисование сразу всей кистью. «Радуга». Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее: овощи, фрукты с ровной окраской, листья в осенней окраске. |
1 |
2. |
Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги. «Русская матрёшка», «Птичка». Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной дымковской росписи, изображение ягод «тычком». |
1 |
3. |
Рисование сразу кистью, гуашью. Веточки акации (способом «примакивание»). Рисование сразу кистью, гуашью. Цветы: ромашка, василёк, одуванчик (способом «примакивание»). «Графический диктант» (работа кистью, гуашью). Изображение фризом: травка, дерево, солнце, цветы в траве. |
1 |
Обучение восприятию произведений искусства 1 час |
||
1. |
Рассматривание репродукций картины В.Ф. Токарева «Весенняя сказка» и картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». |
1 |
2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Подготовительный период 1 час |
||
1. |
Резание бумаги по прямой линии, зигзагом, волнообразно, скругление углов. Силуэты простых форм. Яблоко. Груша. Складывание целого изображения и его частей. Рыба. |
1 |
Обучение композиционной деятельности 2 часа |
||
1 |
Коллективная композиция из наклеенных на общий фон аппликаций. Игрушки на полке. Веселые петрушки. Рисование на тему. Осень в лесу. |
1 |
2 |
Выполнение аппликации. Ваза с цветами (цветы дорисовать карандашом). Узор в полосе из листьев и цветов. Красивый коврик. Выполнение аппликации. Рисование на тему «Утки на реке». Выполнение барельефа. Ветка с вишнями. Зарисовка барельефа. Ветка с вишнями. |
1 |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 3 часа |
||
1 |
Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях Сломанный телевизор. Волны на море. Забор. Динозавр. Лес вдали. Лепка игрушки. Снеговик. |
1 |
2 |
Аппликация. Петрушка. Сказочная птица. Изображение с натуры листьев несложной формы. Акация, клевер. Работа простым карандашом или фломастером. |
1 |
3 |
Знакомство с дымковской игрушкой. Барыня. Лепка женщины в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе. Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека. Женщина. |
1 |
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок 2 часа |
||
1 |
Рисование сразу кистью. Волны на море. Кораблик плывет по воде. Роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги. Человек в одежде. Птичка |
1 |
2 |
Роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги. Котёнок. Раскрашивание нарисованных с натуры листьев несложной формы. Акация, клевер. Работа красками в сравнении. Солнышко светит, белые облака. |
1 |
Обучение восприятию произведений искусства 1 час |
||
1 |
Работа по иллюстрациям к сказкам художника А. Васнецова и художника В. Конашевича |
1 |
3 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
||
Подготовительный период 1 час |
||||
1. |
Материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности, правила их хранения. |
1 |
||
Обучение композиционной деятельности 2 часа |
||||
1 |
Рисование. Осень. Птицы улетают. Иллюстрирование сказки «Колобок». Колобок лежит на окне. Аппликация «Закладка для книг» (узор из растительных форм). |
1 |
||
2 |
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа из растительных форм «Снежинка» (с помощью учителя). Рисование в цвете «Скворечник на берёзе. Весна». |
1 |
||
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 2 часа |
||||
1 |
Лепка. Зайчик (по мотивам дымковской игрушки). Рисование с натуры вылепленных игрушек. Зайчик. Аппликация «Бабочка» (из бумаги, сложенной вдвое, дорисовывание фломастером. |
1 |
||
2 |
Лепка «Пирамида из шаров». Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики. Аппликация «Узор в квадрате из листьев». Составление узора в квадрате «Коробочка». |
1 |
||
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок 2 часа |
||||
1 |
Рисование по образцу и наблюдению «Деревья осенью. Дует ветер». Рисование с натуры «Апельсин». |
1 |
||
2 |
Получение на палитре оттенков чёрного и зеленого цвета. Раскрашивание нарисованных с натуры предметов. Кубики. Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны, цветы. |
1 |
||
Обучение восприятию произведений искусства 1 час |
||||
1 |
Беседа по картине И. Левитана, по картинам А. Саврасова. Беседа по произведениям декоративно-прикладного искусства. Дымковская игрушка. Хохлома. |
1 |
||
4 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Обучение композиционной деятельности 3 часа |
||
1 |
Рисование с натуры. Натюрморт. «Ваза с цветами». Декоративное рисование. «Полотенце» |
|
2 |
Декоративное рисование. «Узоры в полосе». Элементы узора – листья, ягоды рябины. |
|
3 |
Рисование на тему «Дует ветер». Декоративная лепка «Барельеф на пластине. Избушка Бабы-Яги». |
|
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 3 часа |
||
1 |
Лепка. Барельеф на картоне. Игрушка «Петушок» по образцу каргопольской игрушки. Лепка с натуры предметов симметричной формы «Бабочка». |
|
2 |
Аппликация «Овальная салфетка». Рисование с натуры предметов. «Чайник». Выполнение несложных элементов росписи посуды Гжели. |
|
3 |
Лепка фигуры человека, головы мужчины, женщины. Рисование головы мужчины, женщины (после выполнения лепки на ту же тему). Аппликация с дорисовыванием. «Неваляшка» |
|
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок 2 часа |
||
1 |
«Солнечный день», «Сказочные цветы» (акварель, работа по мокрой и сухой бумаге). |
|
2 |
Рисование. «Праздничный салют», «Царевна-лебедь» . |
|
Обучение восприятию произведений искусства 1 час |
||
1 |
Пейзаж. Беседа по картине художника. Беседа. «Как и о чём создаются картины?» А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Экскурсия в музей Васнецовых. Произведения живописи и скульптуры. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.