I. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» на 2022-2032 учебный год предназначена для обучающегося 5 класса ……………….. Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ …………………….. района «Средней общеобразовательной школы №3 г………………..».
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат научно-практические идеи о том, что систематизация знаний и представлений детей о динамичных связях и изменениях объектов и явлений природы в зависимости от времени года, а также ознакомление с причинно-следственной зависимостью в окружающем природном мире является эффективным средством умственного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); познавательная деятельность детей развертывается через включение предмета или объекта в новые связи с другими предметами и явлениями, рассматривая их с разных сторон, в различных аспектах, отражающих существенные зависимости живой и неживой природы (С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков).
Цель – формирование и совершенствование имеющихся представлений о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе, совершенствование практической ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни.
Учебный предмет расширяет чувственные и практические средства познания окружающего мира, раскрывает взаимосвязи деятельности человека и природных явлений.
Задачи:
• формирование представлений об окружающем природном мире, о явлениях и объектах природы, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
• развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе;
• формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
• формирование представлений о смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
• формирование знаний учащихся о природе своего края.
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой природы»,«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления». Разделы программы призваны обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика обучающихся данной категории дает ограниченную возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в органическом и неорганическом мире, исходя из вышеизложенного содержание разделов программы базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях природного мира и дает педагогу возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Программа построена по концентрическому принципу, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Содержание программы предполагает большое количество наблюдений, в связи с этим особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовывать наблюдения за явлениями природы и ее живыми и неживыми объектами.
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный предмет |
Часов в неделю |
Год |
Окружающий природный мир |
2 часа |
68 часов |
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального общего образования примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (вариант 1.4) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
На уроках окружающего природного мира реализуется осуществление продуктивной деятельности, совершенствуются умения находить решения в ситуации затруднения, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению.
V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий природный мир»
Личностные результаты освоения включают:
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предметные результаты освоения включают:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
VI. Содержание учебного предмета
Раздел: «Растительный мир» - 15 ч.
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Узнавание(различение)растений(дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина крыжовник, черника, брусника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, лисичка, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, поганка). Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение)культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, гречиха, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.
Раздел: «Животный мир» - 26 ч.
Представления о животном мире, их значении в жизни человека.
Знание строения животного (голова, туловище, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, тигр, жираф, тюлень, песец и прочее). Знание питания диких животных. Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок и прочее). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники).
Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, акула, осьминог, креветка). Узнавание (различение) насекомых (жук, муха, комар, кузнечик, пчела, муравей, бабочка, стрекоза). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Раздел: «Объекты неживой природы» - 9 ч.
Представление о почве. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, песок, глина золото, серебро и др.). Представление о воде. Знание значения воды в природе и жизни человека. Представление о водоемах. Представление об огне. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности (гора, равнина). Представление об изображении земной поверхности на карте.
Раздел: «Временные представления» - 18 ч.
Элементарные представления о течении времени.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе. Соотнесение месяцев с временами года.
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока п/п |
Дата |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 |
|
1 |
Временные представления.(6 ч) Время года. Названия месяцев |
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Называть приметы осени. |
2 |
|
1 |
Календарь природы. Определение времени года по календарю природы |
Рассматривать иллюстрации. Отвечать на вопросы |
3 |
|
1 |
Время года – осень. Приметы осени. |
Называть приметы осени. Объяснение слова «Листопад» |
4 |
|
1 |
Жизнь животных осенью |
Рассматривать иллюстрации. Отвечать на вопросы |
5 |
|
1 |
Труд людей осенью |
Рассматривание рисунков и чтение подписей. |
6 |
|
1 |
Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности |
Различать части суток; перечислять их в порядке следования. |
7 |
|
1 |
Растительный мир (10 ч) Растения осенью. Плодовые деревья (вишня, слива) |
Находить на иллюстрациях плодовые деревья Рассматривать схемы строения растений. |
8 |
|
1 |
Фрукты (мандарин, абрикос, киви) Различение по внешнему признаку |
Рассматривать фрукты.Называть отличительные признаки фруктов. Рисовать фрукты в тетради. |
9 |
|
1 |
Овощи (тыква, кабачок, перец) Различение по внешнему признаку |
Рассматривать овощи. Называть отличительные признаки овощей. Раскрашивать овощи в тетради.
|
10 |
|
1 |
Значение фруктов и овощей в жизни человека |
Составлять рассказ о пользе фруктов и овощей; Находить фрукты и овощи на картинках и иллюстрациях |
11 |
|
1 |
Грибы. Строение гриба (ножка, шляпка) |
Рассматривать схему строения гриба. Рисование гриба. Называние частей гриба |
12-13 |
|
2 |
Съедобные грибы (белый гриб, лисичка, подберезовик) Различение грибов по внешнему виду |
Находить на иллюстрациях съедобные грибы.
|
14-15 |
|
2 |
Несъедобные грибы (мухомор, поганка) |
Находить на иллюстрациях несъедобные грибы Называть их отличительные признаки. |
16 |
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Растительный мир» |
Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. |
17
|
|
1 |
Объекты неживой природы (5 ч.) Солнце. Значение солнца в жизни человека |
Просмотр обучающего видеосюжета, обсуждение. |
18
|
|
1 |
Значение воздуха в природе и жизни человека |
Называть свойства воздуха; Просмотр обучающего видеосюжета, обсуждение. |
19
|
|
1 |
Различение земли, неба |
Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. |
20
|
|
1 |
Значение леса в природе и жизни человека |
Составлять и зарисовывать правила поведения в лесу. |
21
|
|
1 |
Правила поведения в лесу |
Составлять и зарисовывать правила поведения в лесу. |
22
|
|
1 |
Растительный мир (5 ч) Части растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения |
Сравнивать части растений, находить различия. Называть части растений. |
23
|
|
1 |
Средства обитания растений (лес, поле, сад, огород, луг) |
Находить на иллюстрациях лес, поле, сад |
24
|
|
1 |
Лиственные деревья (тополь, дуб) |
Формирование представлений о лиственных деревьях; Знакомить с понятиями дерево, ствол, ветки, листья. Умение отличать деревья по листикам |
25
|
|
1 |
Хвойные деревья (ель, сосна) |
Формирование представлений о хвойных деревьях; Знакомить с понятиями дерево, ствол, ветки,хвоя. Умение отличать деревья по картинкам |
26
|
|
1 |
Кустарники (крыжовник, малина) |
различать и сравнивать кустарники леса |
27
|
|
1 |
Животный мир (6ч) Строение домашнего животного (голова, туловище, хвост, ноги, копыта, уши) |
Рассматривать рисунки с изображением домашних животных. Называть знакомых животных. Выделять и показывать части тела. |
28
|
|
1 |
Домашние животные (корова, коза, овца, свинья). Различение. Питание. Значение домашних животных в жизни человека |
Рассматривать рисунки с изображением домашних животных. Называть и показывать знакомых животных. |
29
|
|
1 |
Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось) |
Находить животных на картинках и иллюстрациях. Называть части тела животного. |
30
|
|
1 |
Детеныши диких животные |
Соотносить детёнышей диких животных со взрослыми животными. |
31
|
|
1 |
Питание диких животных |
Называть чем питаются животные |
32
|
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Животный мир» |
Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. |
33
|
|
1 |
Временные представления (4 ч.) Время года-зима. Зимние месяцы
|
Нахождение признаков зимы на картинке. Объяснение слова «снегопад». Дополнение предложений. Запоминание названия зимних месяцев. |
34
|
|
1 |
Жизнь животных зимой |
Составление рассказа о жизни животных зимой. Чтение текста. Отгадывание загадок о животных |
35
|
|
1 |
Растения зимой |
Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева |
36
|
|
1 |
Зимние забавы и праздники |
Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. |
37-38
|
|
2 |
Животный мир (5 ч) Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица, дятел) |
Находить и называть зимующих птиц на картинках и иллюстрациях; |
39
|
|
1 |
Различение зимующих птиц |
Различать зимующих птиц по внешнему виду |
40
|
|
1 |
Питание птиц зимой |
Называть птиц по рисунку.Составлять описательный рассказ. |
41
|
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Время года- зима» |
Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. |
42
|
|
1 |
Животный мир (7 ч.) Животные холодного пояса (белый медведь, морж) |
Находить животных на картинках и иллюстрациях. |
43
|
|
1 |
Строение животного. |
Называть части тела животного |
44
|
|
1 |
Животные холодного пояса (пингвин) |
Находить животных на картинках и иллюстрациях. |
45
|
|
1 |
Питание животных Севера. |
Составлять рассказ по вопросам. Находить животных севера на иллюстрациях. |
46
|
|
1 |
Животные жаркого пояса (бегемот, крокодил) |
Находить животных на картинках и иллюстрациях |
47
|
|
1 |
Животные жаркого пояса (лев, носорог) |
Находить животных на картинках и иллюстрациях |
48
|
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Животные холодного и жаркого пояса» |
Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. |
49
|
|
1 |
Объекты неживой природы (4 ч.) Почва. Свойства почвы |
Называть свойства почвы |
50
|
|
1 |
Вода. Свойства воды |
Называть свойства воды; |
51-52
|
|
2 |
Значение почвы и воды в природе и жизни человека |
Составлять рассказ о значении воды в жизни человека. |
53 |
|
1 |
Временные представления (3 ч.) Время года – весна. Признаки весны |
Нахождение признаков весны на картинке. Объяснение слова «капель». Дополнение предложений. Запоминание названия весенних месяцев. |
54 |
|
1 |
Труд людей в огороде весной |
Находить и называть предметы одежды на рисунке. Отвечать на вопросы по рисункам(занятия людей весной). |
55 |
|
1 |
Растения весной. Первые весенние цветы. Подснежник |
Рассматривать иллюстрации с весенними цветами. Отгадывать загадки. Рисовать цветок подснежник. |
56 |
|
1 |
Животный мир (8 ч.) Перелетные птицы (грач, журавль). Различие по внешнему признаку |
Находить на картинках журавля и грача. Отгадывать загадки. |
57 |
|
1 |
Водоплавающие птицы (утка, гусь). Узнавание и различение по внешнему виду |
Раскрашивать и зарисовывать изображения утки и гуся |
58
|
|
1 |
Средство обитания животных. Водоем. |
Различать на иллюстрациях и картинках различные водоемы, |
59 |
|
1 |
Рыбы. Строение рыб |
Показывать и называть строение рыбы: голову, хвост, плавники |
60 |
|
1 |
Речные рыбы (сом, окунь) Распознавание по внешнему виду |
Находить на картинках речных рыб. Распознавать сома и окуня по внешнему виду |
61 |
|
1 |
Морские обитатели (акула, осьминог) Узнавание по внешнему виду |
Находить на картинках и иллюстрациях акулу и осьминога. Просмотр видеосюжета |
62-63 |
|
2 |
Насекомые (майский жук, бабочка, стрекоза, муравей) |
Находить на картинках и иллюстрациях насекомых. Раскрашивание |
64 |
|
1 |
Временные представления (5 ч.) Время года – лето. Летние месяцы |
Находить признаки лета по опорным схемам. Называть летние месяцы Рисовать по теме «Лето». |
65 |
|
1 |
Одежда и занятия людей летом |
Рассматривать и определять занятия людей в летний период. Классифицировать предметы одежды на картинках в зависимости от времени года. |
66 |
|
1 |
Лекарственные растения (зверобой, василек, подорожник) |
Находить на иллюстрациях лекарственные растения |
67
|
|
1 |
Значение трав в жизни человека |
Составлять предложения по вопросам о пользе лекарственных трав. |
68
|
|
1 |
Обобщающий урок по теме «Время года – лето» |
Находить и называть признаки лета на иллюстрациях. |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-научная литература:
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.
Интернет источники:
http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgosТипы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.
Учебно-методическая литература:
1. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
Наглядные пособия:
«Лекарственные растения»
«Деревья и кустарники»
«Ядовитые растения»
«Почва и ее состав»
«Семена и плоды»
«Плоды сельскохозяйственных растений»
Набор муляжей грибов съедобных и ядовитых
Набор муляжей овощей
Набор муляжей фруктов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.