Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 92
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от «___» августа 20__ года |
ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № ____ от «___» августа 20___ года
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ Ю.Н. Гербер Приказ № _______ от «___» августа 20__ года |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия»
для обучающихся 8 - 9 классов
уровень изучения – базовый
срок реализации 2 года.
Составитель:
Сахарова Светлана Николаевна, учитель химии
г. Барабинск, 2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3) Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего»;
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) Письма Министерства образования и науки РФ от 08.08.2014 г. № 24/4.11-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
6) Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями от 08.06.2015 приказ №576, от 28.12.2015 приказ №1529, от 26.01.2016 приказ №38, от 29.12.2016 приказ №1677, от 08.06.2017 приказ №535, от 20.06.2017 приказ № 581, от 05.07.2017 приказ №629);
7) в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». С изменениями от 29.12.2014 приказ №1644, от 31.12.2015 приказ №1577;
8) Устава образовательного учреждения.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цели учебного предмета:
· освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
· овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи учебного предмета:
· привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;
· создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;
· создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций;
-положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, определение значимости любого урока для каждого ученика.
· способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
· формирование у учащихся коммуникативной компетентности;
· формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
· воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.
· Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
· Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
· Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
· Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
· Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
· Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
· Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
· Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана с учетом примерной программы основного общего образования, расположенной на сайте www.fgosreestr.ru и авторской программы по химии, разработанная Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2013.
Выбранные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно - научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно - научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
8 |
2 |
72 |
9 |
2 |
68 |
Итого |
4 |
140 |
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ испытывают особые трудности при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины. У детей слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. При анализе предмета или явления дети, как правило, называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и тонкостью (дети с задержкой психического развития выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники). Обобщения носят диффузный, слабо дифференцированный характер, поэтому дети обычно могут воспроизвести нужное понятие только после предъявления им значительного числа соответствующих предметов или их изображений. Характерна неправильная актуализация обобщающих понятий.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для обычных детей, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Обучение школьников с особыми образовательными потребностями скорректировано с учетом основных принципов:
• Усиление практической направленности материала;
• Актуализация основных признаков изучаемых явлений;
• Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;
• Соблюдение объема необходимости и достаточности;
• Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока.
В основе работы с детьми с ОВЗ лежит система общения учителя с обучающимися. Работа учителя строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических, психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности. Наглядность, музыка – это очень помогает ребенку лучше понять материал, настроиться на плодотворную работу, предотвращая те срывы, когда у них наступает торможение вследствие чрезмерной усталости, напряженности и переутомления.
Методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по коррекции: опорные карты и конспекты на уроках; технологические карты на уроках; коллективные способы обучения на уроках; обращение к непосредственному опыту учащихся; применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках; постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках.
Формированию оптимальной самооценки способствуют:
· знакомство учащихся с критериями оценок;
· подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;
· включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;
· безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.
Особенности развития детей с задержкой психического развития
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет образовательный процесс.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с неустойчивостью внимания, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с отставанием в развитии всех форм мышления, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивности письма, каллиграфии.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности
запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку в обучении.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, слабости техники чтения. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Чаще низкий навык самоконтроля, низкая работоспособность, повышенная истощаемость ЦНС.
При создании определенных образовательных условий, дети с ЗПР способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР —подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения
психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к
освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, достигшим уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно- моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, характерны следующие специфические образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
•расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
•обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных
наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
•систематизация знаний и представлений, способствующая повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
•уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной
монологической речи;
•улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
•активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
•систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
Выпускник научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
· различать химические и физические явления;
· называть химические элементы;
· определять состав веществ по их формулам;
· определять валентность атома элемента в соединениях;
· определять тип химических реакций;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять формулы бинарных соединений;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
· вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
· получать, собирать кислород и водород;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
· раскрывать смысл закона Авогадро;
· раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
· характеризовать физические и химические свойства воды;
· раскрывать смысл понятия «раствор»;
· вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
· приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
· называть соединения изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
· определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
· составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
· раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
· раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
· определять степень окисления атома элемента в соединении;
· раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
· объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
· составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
· определять возможность протекания реакций ионного обмена;
· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
· определять окислитель и восстановитель;
· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
· называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
· классифицировать химические реакции по различным признакам;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
· проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
· называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
· оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
· определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
· критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
· создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
· развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
8 класс
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
· объяснять суть химических процессов;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
· называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
· называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
· прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
· выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
· готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
· определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
· проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
· прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
· прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
· определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
· составлять формулы веществ по их названиям;
· определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
· составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
· объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
· называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
· называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
· приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
· определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
· составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
· проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
· проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
8 класс
Учащийся научится:
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами;
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Учащийся получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
9 класс
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
Выпускник получит возможность научиться:
•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
8 класс
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
9 класс
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Темы практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
7. Реакции ионного обмена.
8. Качественные реакции на ионы в растворе.
9. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
10. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п\п |
Тема |
Количество часов |
|
Раздел 1. «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (55 ч) Тема 1. Первоначальные химические понятия (22 ч) |
|||
1.
|
1. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Тела и вещества. Л.о. 1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. 2. Основные методы познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. 3. Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. 4. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Л.о. 2. Разделение смеси с помощью магнита. 5. Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. 6. Физические и химические явления. Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций. Л.о. 3. Примеры физических явлений. Л.о. 4. Примеры химических явлений 7. Практическая работа 3. Признаки протекания химических реакций. |
1
1 1 1
1 1
1 |
|
2. |
8. Атом. Молекула. Ион. 9. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. 10. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Л.о. 5. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород. 11. Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. 12. Закон постоянства состава веществ. 13. Химические формулы. Индексы. Относительная молекулярная масса. Расчётные задачи 1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. 14. Массовая доля химического элемента в соединении. Расчётные задачи 2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. |
1 1
1
1 1 1
1 |
|
3 |
15. Валентность. 16. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. 17. Атомно-молекулярное учение. 18. Закон сохранения массы веществ. 19. Химические уравнения. 20. Типы химических реакций. Л.о. 6. Разложение основного карбоната меди(II). Л.о. 7. Реакция замещения меди железом. 21. Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» 22. Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». |
1 1 1 1 1 1
1 1 |
|
Тема 2. Кислород. Водород (8 ч) |
|||
4. |
23. Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода и его физические свойства. Качественная реакция на кислород. 24. Химические свойства и применение кислорода. Л.о. 8. Ознакомление с образцами оксидов 25. Практическая работа 4. Получение кислорода и изучение его свойств. 26. Озон. 27. Состав воздуха. Расчётные задачи 3. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. |
1
1
1 1 1 |
|
5. |
28. Водород–химический элемент и простое вещество. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Физические свойства водорода. Качественная реакция на водород. 29. Химические свойства водорода. Применение водорода. Л.о. 9. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II) 30. Практическая работа 5. Получение водорода и изучение его свойств.
|
1
1
1 |
|
Тема 3. Вода. Растворы (7ч) |
|||
6. |
31. Вода в природе. Круговорот воды в природе. 32. Физические и химические свойства воды. 33. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. 34. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Расчётные задачи 4. Расчёт массовой доли вещества в растворе. 35. Решение задач 36. Повторение и обобщение по темам «Кислород. Водород»,«Вода. Растворы». 37. Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород», «Вода. Растворы». |
1 1 1 1
1 1 1 |
|
Тема 4. Количественные отношения в химии (5ч) |
|||
7. |
38. Моль — единица количества вещества. Молярная масса. 39. Вычисления по химическим уравнениям. 40. Закон Авогадро. Молярный объём газов. 41. Относительная плотность газов. 42. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Расчётные задачи 5. Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём». |
1 1 1 1 1 |
|
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (13ч) |
|||
8. |
43. Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства. Получение и применение оксидов. Л.о.10. Химические свойства оксидов. 44. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства и получение оснований. 45. Химические свойства оснований. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Реакция нейтрализации. Л.о.11. Химические свойства оснований. 46. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л.о.12. Опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных гидроксидов. 47. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. 48. Химические свойства кислот. Л.о.13. Химические свойства кислот. 49. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства, солей. Получение и применение солей. 50. Химические свойства солей. Л.о.14. Химические свойства солей. 51. Генетическая связь между классами неорганических соединений. 52. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 53. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. 54. Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» 55. Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». |
1
1 1
1
1 1
1 1
1 1
1
1 1 |
|
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч) Тема 6. Строение атома. Периодическая закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (8ч) |
|||
9. |
56. Классификация химических элементов. 57. Периодический закон Д. И. Менделеева. 58. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. 59. Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. 60. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. 61. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. 62. Значение периодического закона Д. И. Менделеева. 63. Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома». |
1 1 1
1 1
1
1 1
|
|
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (7 ч) |
|||
10. |
64. Электроотрицательность атомов химических элементов. 65. Электронная природа химической связи. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. 66. Ионная связь. 67. Понятие о водородной связи и её влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Металлическая связь. 68. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. 69. Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь». 70. Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества». |
1 1 1 1
1 1
1 |
|
Обобщение и контроль знаний по курсу химии 8 класса (2ч) |
|||
11. |
71. Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса 72. Годовая контрольная работа за курс химии 8 класса |
1 1 |
|
9 класс
№ п\п |
Тема |
Количество часов |
|
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч) Тема 1. Химические реакции (15ч) |
|||
1. |
1—2. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. 3. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Расчётные задачи 1. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций 4.Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы. 5. Практическая работа № 1 «Признаки протекания химических реакций.» 6. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. 7. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. |
1 1
1 1 1 1 |
|
2. |
8. Сущность процесса электролитической диссоциации. 9. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. 10. Сильные и слабые электролиты. 11. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. 12.Практическая работа 2. Реакции ионного обмена. 13. Гидролиз солей. Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» 14. Практическая работа 3. Качественные реакции на ионы в растворе. 15. Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация». |
1 1 1 1 1 1
1 1 |
|
Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч) |
|||
Тема 2. Неметаллы IV – VII групп и их соединения (29ч) |
|||
3 |
16. Характеристика галогенов. Л.о. 1. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 17. Хлор. Свойства и применение хлора. 18. Хлороводород. 19. Соляная кислота и её соли. |
1
1 1 1 |
|
4. |
20. Характеристика кислорода и серы. Л.о.2. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений. 21. Свойства и применение серы. 22. Сероводород. Сульфиды. 23. Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли. 24. Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли. Л.о.3. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы в растворе. 25. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. 26. Решение расчётных задач. Расчётные задачи 2. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. |
1
1 1 1 1
1 1
|
|
5. |
27. Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота. 28. Аммиак. 29. Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств. 30. Соли аммония. Л.о.4. Взаимодействие солей аммония со щелочами 31. Азотная кислота. 32. Окислительные свойства азотной кислоты. 33. Соли азотной кислоты. 34. Фосфор. 35. Оксид фосфора (V), фосфорная кислота и ее соли. |
1 1 1 1
1 1 1 1 1 |
|
6. |
36. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. 37. Химические свойства углерода. Адсорбция. 38. Оксид углерода (II) - угарный газ. 39. Оксид углерода (IV) - углекислый газ. Л.о.5. Качественная реакция на углекислый газ. Л.о.6. Качественная реакция на карбонат-ион. 40. Практическая работа 5. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств 41. Кремний и его соединения. Оксид кремния. 42. Практическая работа 6 . Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV-VII групп и их соединений» 43. Обобщение по теме «Неметаллы». 44. Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы». |
1 1 1 1
1 1 1 1 1 |
|
Тема 3. Металлы I – III групп и их соединения (14ч) |
|||
7. |
45. Характеристика металлов. Л.о.7. Изучение образцов металлов. 46. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. 47. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Л.о.8. Взаимодействие металлов с растворами солей. 48. Сплавы. 49. Щелочные металлы. 50. Соединения щелочных металлов. 51. Щелочноземельные металлы и их соединения. Л.о.9. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. 52. Алюминий. 53. Важнейшие соединения алюминия. Л.о.10. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. 54. Железо. 55. Соединения железа Л.о.11. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ 56. Практическая работа 7 . Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». 57. Обобщающий урок по теме «Металлы» 58. Контрольная работа №3 по теме «Металлы». |
1
1 1
1 1 1 1
1 1
1 1
1 1 1 |
|
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9ч) Тема 4. Первоначальные сведения об органических веществах (9ч) |
|||
8. |
59. Строение органических веществ 60. Предельные углеводороды(метан, этан). 61. Непредельные углеводороды(этилен) 62. Производные углеводородов. Спирты (метанол, этанол, глицерин), 63. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. 64. Углеводы (глюкоза). 65. Аминокислоты. Белки 66. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. 67. Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения».
|
1 1 1 1 1 1 1 1
1 |
|
Контроль знаний учащихся за курс химии основной школы (1ч) |
|
||
9. |
68. Итоговая контрольная работа за курс химии основной школы. |
1 |
|
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
2. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
4. Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
5. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
6. Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
7. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
8. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
9. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
10. Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
11. Боровских Т.А. Тесты по химии. Электролдитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Цифровые образовательные ресурсы
3. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
1. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
2. chem.msu.su – “Химическая наука и образование в России”
3. school-sector.relarn.ru – “Химия для ВСЕХ”
4. lhimik.ru – “Алхимик”
5. http://chemistry-chemists.com/Video11.html – видео химических опытов
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.