Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Приказ МО РФ от 19.12.2014г. № 1599 - «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Адаптированная образовательная программа МБОУ Жемчужненская СШ №1 на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом ОУ от 01.09.2023 г. № 124 (с последующими изменениями).
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утверждённое приказом ОУ от 13.01.2016 г. № 6.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.
Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе авторской программы «Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Освоение учебного предмета «Информатика» на этапе получения основного общегообразования направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации;
-выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы
и реализацию задач:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме.
Общая характеристика курса.
Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях.
В результате изучения курса информатикиу учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах Word иPowerPoint.Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Данная программа актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для коррекционных школ VIII вида. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Программа создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках. Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением, не любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».Норму «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35 минут. Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи: выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка; максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ; развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.
Место в учебном плане
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 1 час в неделю по 34 часа в год, что составляет 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
- Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
7 класс
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
8 класс
Учащиеся должны знать:
-требования техники безопасности при работе с персональных компьютером и правила поведения в компьютерном классе;
-название и назначение основных устройств компьютера;
-последовательность включения и выключения компьютера;
-основные элементы окон Windows;
-назначение групп клавиш клавиатуры, назначение клавиш Enter, Shift, Delete, Backspace;
-порядок запуска стандартных приложений Калькулятор, Блокнот, Paint и пр.;
-правила набора и редактирование текста;
-способы сохранения документов.
Учащиеся должны уметь:
-включать и выключать компьютер;
-выполнять действия с помощью манипулятора мышь;
-выделять и перемещать объекты на рабочем столе;
-создавать, сохранять, переименовывать, удалять файлы и папки;
-настраивать вид папки;
-сохранять файлы и папки на внешних носителях;
-разворачивать, сворачивать, закрывать окна и изменять размер окон;
-запускать программы из меню Пуск;
-выполнять арифметические действия с помощью приложения Калькулятор;
-набирать, редактировать текст в редакторе Блокнот;
-создавать изображения в редакторе Paint;
-выводить на печать текстовые и графические файлы;
-перемещаться по тексту с помощью манипулятора мышь, клавиатуры, полосы прокрутки.
9 класс
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
-пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
-пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Результаты освоения учебного курса, предмета.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Содержание учебного предмета
7 класс 34 ч.
Введение. Техника безопасности 2 ч.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники 1ч.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации 10 ч.
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word 10 ч.
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel 11ч.
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в программе Excel.
8 класс 34 ч.
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере 2ч.
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии
Устройство компьютера 4ч.
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel 14ч.
Программа Excel. Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия умножение и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel. Создание диаграммы,
наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint 14 ч.
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки,
расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
9 класс 34 ч.
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации 9 ч.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Обработка текстовой информации 9 ч.
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Обработка графической информации 7 ч.
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
Коммуникационные технологии 7 ч.
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Тематическое планирование 7 класс
№
|
Тема раздела |
Кол час |
Виды учебной деятельности обучающихся |
1. |
Введение. Техника безопасности |
2 |
Аналитическая деятельность: - знакомство с ТБ, тестовые задания по соблюдению правил ТБ в кабинете информатики Практическая деятельность: -разучивание комплекса упражнений для глаз; -работа в тетради |
2. |
История развития вычислительной техники
|
1 |
Аналитическая деятельность: - оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); Практическая деятельность: -оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); |
3 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
10 |
Аналитическая деятельность: -анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; -анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; -определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; -анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; -определять основные характеристики операционной системы; -планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: -получать информацию о характеристиках компьютера; -оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); -выполнять основные операции с файлами и папками; -оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно- графической форме; -оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); -использовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. |
4 |
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word |
10 |
Аналитическая деятельность: -анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; -выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: -создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; -форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; -форматирование символов и абзацев; -вставка колонтитулов и номеров страниц); -вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; -выполнять коллективное создание текстового документа; -создавать гипертекстовые документы; -выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); -использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
5 |
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор |
11 |
Аналитическая деятельность: -определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; -анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; -определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; Практическая деятельность: - создавать диаграммы; -вставлять диаграммы; -строить графики; -проводить действие сложение с помощью программы Excel; - решать примеры на все действия в программе Excel. |
Тематическое планирование 8 класс
№
|
Тема раздела |
Кол час |
Виды учебной деятельности обучающихся |
1. |
Введение |
2 |
Аналитическая деятельность: - знакомство с ТБ, тестовые задания по соблюдению правил ТБ в кабинете информатики Практическая деятельность: -разучивание комплекса упражнений для глаз; -работа в тетради |
2. |
Устройство компьютера |
4 |
Аналитическая деятельность: -выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; -выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; -анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; -выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; -записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; -строить таблицы истинности для логических выражений; -вычислять истинностное значение логического выражения. |
|
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel |
14 |
Аналитическая деятельность: -определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; -анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; -определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; -сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: -исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; -преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; -строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; -строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; -строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
3 |
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint |
14 |
Аналитическая деятельность: -анализировать готовые программы; -определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; -выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: -программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; - разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла Аналитическая деятельность: -выделять этапы решения задачи на компьютере; -осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи. -сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; Практическая деятельность: -исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; -разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; -разрабатывать программы для обработки одномерного массива: (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; -подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; -нахождение суммы всех элементов массива; -нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; -сортировка элементов массива и пр. |
Тематическое планирование 9 класс
№
|
Тема раздела |
Кол час |
Виды учебной деятельности обучающихся |
1. |
Введение. Техника безопасности |
2 |
Аналитическая деятельность: - знакомство с ТБ, тестовые задания по соблюдению правил ТБ в кабинете информатики Практическая деятельность: -разучивание комплекса упражнений для глаз; -работа в тетради |
2. |
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
|
9 |
Аналитическая деятельность: - оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); - приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни; -классифицировать информационные процессы по принятому основанию; -выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; -анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: -кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; -определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); -определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; -оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); -оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). |
3 |
Обработка текстовой информации |
9 |
Аналитическая деятельность: -анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: -создавать небольшие текстовые документы; -форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; -форматирование символов и абзацев; -вставка колонтитулов и номеров страниц); -вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; |
4 |
Обработка графической информации |
7 |
Аналитическая деятельность: -анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: -определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; -создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; -создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; -создавать анимации. |
5 |
Коммуникационные технологии |
7 |
Аналитическая деятельность: -оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); -определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: -создавать электронную почту; -загружать файлы; -находить необходимую информацию в Интернете; - загружать файлы из Интернета |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока |
Дата |
Тема урока |
|
План |
Факт |
||
|
|
|
Введение 2 ч |
1 |
|
|
Техника безопасности при работе на ПК. |
2 |
|
|
Информация, современные компьютерные технологии |
|
|
|
История развития вычислительной техники 1 ч |
3 |
|
|
История развития вычислительной техники |
|
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации 10 ч |
4 |
|
|
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. |
5 |
|
|
Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. |
6 |
|
|
Устройства ввода информации. |
7 |
|
|
Устройства вывода информации. |
8 |
|
|
Системный блок. Назначение блока |
9 |
|
|
Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. |
10 |
|
|
Память ПК: внутренняя и внешняя |
11 |
|
|
Назначение памяти и ее виды. |
12 |
|
|
Флэш-память. |
13 |
|
|
Оперативная и долговременная память компьютера. |
|
|
|
Обработка текстовой информации 10 ч |
14 |
|
|
Создание таблицы в текстовом документе. |
15 |
|
|
Создание таблицы в текстовом документе. Пр. №1 |
16 |
|
|
Панель меню, вкладка Вставка. |
17 |
|
|
Пр. №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. |
18 |
|
|
Пр. №2Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. |
19 |
|
|
Параметры таблицы. Пр. №2 Заполнение ячеек таблицы. |
20 |
|
|
Вкладка Конструктор. |
21 |
|
|
Вкладка Макет. |
22 |
|
|
Пр. № 3. Корректировка созданной таблицы. |
23 |
|
|
Пр. №3. Корректировка созданной таблицы. |
|
|
|
Обработка числовой информации в электронных таблицах 10 ч |
24 |
|
|
Знакомство с Excel |
25 |
|
|
Пр. №1 Окно программы Excel |
26 |
|
|
Лист, книга в программе Excel. |
27 |
|
|
Ячейки. Пр. № 4. Перемещение от одной ячейки к другой. |
28 |
|
|
Диаграмма. Пр. № 5. Создание диаграммы. |
29 |
|
|
Пр. №6.Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. |
30 |
|
|
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Пр. №7 Построение графиков. |
31 |
|
|
Пр. №8. Действие сложение с помощью программы Excel. |
32 |
|
|
Пр. №9. Решение примеров на сложение многозначных чисел. |
33 |
|
|
Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Пр. №10. Решение задач в Excel. |
34 |
|
|
Пр. №11.Решение примеров на все действия в программе Excel. |
Календарно-тематическое планирование – 8 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
План |
Факт |
||
|
Введение 2 ч |
||
1 |
|
Техника безопасности при работе на ПК. |
|
2 |
|
Информация, современные компьютерные технологии |
|
|
Устройство компьютера 4 ч |
||
3 |
|
Периферийное устройство - сканер. |
|
4 |
|
Пр. №1 Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. |
|
5 |
|
Периферийное устройство - принтер. |
|
6 |
|
Пр №2. Распечатка рисунка, небольшого текста. |
|
|
Обработка числовой информации в электронных таблицах 14 ч |
||
7 |
|
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. |
|
8 |
|
Пр №3. Действия: сложение и вычитание в программе Excel. |
|
9 |
|
Составление и решение практических задач. Практическая работа №4. Решение примеров. |
|
10 |
|
Действия умножение и деление в программе Excel. |
|
10 |
|
Пр №5 Решение практических задач и примеров. |
|
11 |
|
Встроенные функции. |
|
13 |
|
Встроенные функции. Пр №6 Нахождение минимума, максимума, среднего арифметического |
|
14 |
|
Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания |
|
15 |
|
Сортировка Пр №7. Расположение слов в алфавитном порядке. |
|
16 |
|
Диаграммы в программе Excel. |
|
17 |
|
Пр №8. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. |
|
18 |
|
Пр №9. Графики в программе Excel. |
|
19 |
|
Добавление изображения в документ Excel. |
|
20 |
|
Пр №10 Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. |
|
|
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint 13ч |
||
21 |
|
Технология мультимедиа. |
|
22 |
|
Компьютерные презентации |
|
23 |
|
Запуск программы PowerPoint. |
|
24 |
|
Слайды. Пр №11 Создание слайдов. |
|
25 |
|
Создание рисунка в программе PowerPoint. Пр №12 |
|
26 |
|
Работа с фигурами. Вкладка «Формат»Практическая работа№13 |
|
27 |
|
Инструменты для работы с фигурами. |
|
28 |
|
Дизайн. Пр №14 Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. |
|
29 |
|
Упорядочивание фигур. Пр №15 |
|
30 |
|
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Пр №16 |
|
31 |
|
Формат. Дизайн. Работа с клипами. Пр №17 Создание слайдов с клипами. |
|
32 |
|
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Пр №18 |
|
33 |
|
Работа с диаграммами, графиками. Пр №19 |
|
34 |
|
|
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат. Пр №20 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ |
Дата |
Тема урока |
|
План |
Факт |
|
|
|
|
|
Введение 2 ч |
1 |
|
|
ТБ и организация рабочего места. |
2 |
|
|
Информация. Количество информации |
|
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации 9 ч |
3 4 |
|
|
Программная обработка данных на компьютере. |
5 |
|
|
Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память |
6 |
|
|
Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Пр. № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». |
7 |
|
|
Программное обеспечение компьютера |
8 |
|
|
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Пр. № 2 «Форматирование диска». |
9 |
|
|
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Пр. № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». |
10 |
|
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы |
11 |
|
|
Пр. «ПК как универсальное устройство для обработки информации» |
|
|
|
Обработка текстовой информации 9 ч |
12 |
|
|
Создание документов в текстовых редакторах |
13 |
|
|
Ввод и редактирование документа. Пр. № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
14 |
|
|
Сохранение и печать документа. Пр. № 5 «Вставка в документ формул». |
|
|
|
Пр. № 6 «Форматирование символов и абзацев». |
16 |
|
|
Нумерованные и маркированные списки. Пр. № 7 «Создание и форматирование |
17 |
|
|
Таблицы. Пр. № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение |
18 |
|
|
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Пр. работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». |
19 |
|
|
Системы оптического распознавания документов . Пр. №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» |
20 |
|
|
Контрольная практическая работа №2 «Обработка текстовой информации» |
|
|
|
Обработка графической информации 7 ч |
21 |
|
|
Растровая и векторная графика |
22 |
|
|
Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование примитив |
23 |
|
|
Пр. № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». |
24 |
|
|
Пр. № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». |
25 |
|
|
Растровая и векторная анимация. Пр. № 13 «Анимация». |
26 |
|
|
Компьютерные презентации |
27 |
|
|
Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической информации» |
|
|
|
Коммуникационные технологии 7 ч |
28 |
|
|
Информационные ресурсы Интернета. Пр. № 14 «Путешествие по Всемирной». |
29 |
|
|
Электронная почта. Пр. № 15 «Работа с электронной почтой». |
30 |
|
|
Файловые архивы. Пр. № 16 «Загрузка файлов из Интернета». |
31 |
|
|
Общение в Интернете. Мобильный Интернет |
|
|
|
|
32 |
|
|
Звук и видео в Интернете. Социальные сети |
33 |
|
|
Поиск информации в Интернете. Пр. № 17 «Поиск информации в Интернете». |
34 |
|
|
Электронная коммерция в Интернете |
Материально_техническое обеспечение
1. Информатика: учебник для 7 классов [текст]/Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. 3.Лаборатория знаний, 2015
2. Информатика: учебник для 8 классов [текст]/Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. 3.Лаборатория знаний, 2015
3. Информатика: учебник для 9 классов [текст]/Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. 3.Лаборатория знаний, 2015
4. Технические средства обучения Операционная система Windows, Пакет офисных приложений
Интернет – ресурсы:
1) Педсовет http://pedsovet.su/
2) Учительский портал. http://www.uchportal.ru/
3) Уроки. Нет. http://www.uroki.net/
4) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
5) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
6) Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/)
7) http://www.klyaksa.net/
8) http://www.informatka.ru/
9) http://www.informatik.kz/index.htm
10) http://uchinfo.com.ua/links.htm
11) http://www.school.edu.ru /
12) http://infoschool.narod.ru/
13) http://www.school.edu.ru/
14) http://kpolyakov.narod.ru
15) http://window.edu.ru/resource/526/58526
16) http://www.it-n.ru
17) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Видеоуроки:
ИнформатикаYouTube https://www.youtube.com/play
Информатика 7-9 класс ?list=PLvtJKssE5NrjhRuAnMLezrGIIQDjD6_youtube.com
interneturok.ru
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmar https://edu.skysmart.ru/tear/homework/rulemubuxe
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.