Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Большелогская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ __________ Т.В.Васильчукова Приказ от 02. 09.2019г. №191
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
адаптированная для детей с задержкой психического развития
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование,
3В класс
Количество часов – 136 ч.
Учитель–Олейникова Елена Николаевна
Программа составлена на основе:
Авторской программы начального общего образования по математике М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика»–М.: Просвещение,2014.
2019-2020
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике разработана в соответствии :
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования») (в редакции от 31.12.2015);
· учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2019-2020 учебный год;
· положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;
Рабочая программа учебного предмета – математика, составлена на основе авторской программы начального общего образования по математике М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика»–М.: Просвещение,2014.
Цели:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие фонетико-фонематических представлений;
· формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· развитие речи, владение техникой речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Методы.
а) общепедагогические методы:
· словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
· наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
· практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно-развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
· задания по степени нарастающей трудности;
· метод самостоятельной обработки информации;
· специальные коррекционные упражнения;
· задания с опорой на несколько анализаторов;
· включение в уроки современных реалий;
· развёрнутая словесная оценка;
· призы, поощрения.
Виды работ обучающихся:
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная обучающимся работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, проведена работа над ошибками.
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
IV. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет математика рассчитан на 136 часов в год - 4 часа в неделю. Из них контрольных работ – 11.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
и система их оценки
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
В направлении личностного развития:
-навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
-положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
-понимание значения математических знаний в собственной жизни;
-понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
-восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
-умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
-правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
-уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
-начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
-понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
-навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
-интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000. Классы и разряды. Отношения "равно", "больше", "меньше" для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >-.
Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения "больше на...", "меньше на...".
Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения "больше в...", "меньше в...". Деление с остатком.
Арифметические действия с нулем.
Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.
Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий/Способы проверки правильности вычислений.
Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); "купли-продажи" (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа "...и/или...", "если...,то...", "не только, но и...".
Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники - треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 1000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов "на глаз";
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестацииосвоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условияпроведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
· особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
· привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
· присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
· адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
· при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
· при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
· увеличение времени на выполнение заданий;
· возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
· недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
VI. Содержание учебного предмета «Математика».
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.) Повторение устных приёмов сложения и вычитания. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Выражение с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Обозначение геометрических фигур буквами.
Умножение и деление. Табличное умножение и деление (54 ч.) Умножение. Задачи на умножение. Связь между компонентами и результатом действия умножения. Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач с величинами. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Порядок выполнения действий. Закрепление изученного материала. Умножение числа 4 и на 4, соответствующие случаи деления. Знакомство с задачами на увеличение числа в несколько раз. Задачи на увеличение числа в несколько раз. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Умножение числа 5 и на 5, соответствующие случаи деления. Задачи на кратное сравнение. Решение задач на кратное сравнение. Решение задач изученных типов. Умножение числа 6 и на 6, соответствующие случаи деления. Закрепление изученных таблиц умножения. Решение задач. Решение составных задач. Решение задач изученных видов.
Умножение числа 7 и на 7, соответствующие случаи деления. Обобщение и систематизация изученного материала. Площадь. Единицы площади. Единица измерения площади - квадратный сантиметр.
Площадь прямоугольника. Умножение числа 8 и на 8, соответствующие. случаи деления. Закрепление таблицы умножения числа 8.
Решение составных задач.
Умножение числа 9 и на 9, соответствующие случаи деления. Знакомство с единицей измерения площади – квадратным дециметром. Таблица умножения. Единица измерения площади – квадратный метр. Умножение на 1. Умножение на 0.Случаи деления вида 6:6,6:1.
Деление нуля на число. Решение составных задач в 3 действия.
Доли (6 ч.) Доли. Круг. Окружность. Диаметр окружности (круга).Единицы времени. Год, месяц.
Внетабличное умножение и деление (29 ч.) Умножение и деление круглых чисел. Случаи деления вида 80:20. Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач на приведение к единице. Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Правила нахождения делителя и делимого.Проверка действия деления. Деление двузначного числа на двузначное. Проверка действия умножения. Решение уравнений.
Знакомство с делением с остатком. Деление с остатком. Правило остатка. Деление с остатком методом подбора.
Задачи на деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого.Проверка деления с остатком.
Нумерация. Числа от 1 до 1000 (15 ч.) Устная нумерация чисел в пределах 1000.Единицы первого, второго и третьего разрядов.
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. Приёмы устных вычислений в пределах 1000.
Сравнение трёхзначных чисел. Единицы массы. Грамм.
Сложение и вычитание в пределах 1000 (11 ч.) Приёмы устных вычислений. Приёмы устных вычислений для случаев вида 450+30, 620-200.Приёмы устного сложения и вычитания вида 470+80, 560-70.Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. Приёмы письменных вычислений. Письменное сложение трёхзначных чисел. Письменное вычитание трёхзначных чисел. Виды треугольников.
Умножение и деление в пределах 1000 (12 ч.)Умножение и деление. Приёмы устных вычислений.
Умножение и деление трёхзначных чисел. Устные приемы вычислений. Приёмы устных вычислений в пределах 1000.
Приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Письменные приёмы умножения с переходом через разряд. Письменные приёмы умножения в пределах 1000. Деление трехзначного числа на однозначное. Приёмы письменного деления чисел. Проверка деления. Приёмы письменного деления чисел. Закрепление изученного материала. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (4 ч.) Нумерация чисел. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Уравнения. Порядок выполнения действий. Решение задач. Геометрические фигуры и величины.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
|
9 ч |
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - находить сумму и разность чисел в пределах 100; - находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); -решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; - представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия при сложении; -решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - алгоритм решения уравнений. - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; - уметь строить геометрические фигуры и измерять их стороны; - находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника)10 - выполнять самостоятельные задания контрольной работы - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. |
2 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.
|
55 ч |
-уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - пользоваться изученной математической терминологией; - находить чётные и нечётные числа; - решать выражения на умножение и деление с числом 2 и числом 3 – уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них); – проверять правильность выполненных вычислений -уметь заменять сложение умножением; - рассуждать, анализировать - решать текстовые задачи арифметическим способом - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) -самостоятельно решать задачи на разностное и кратное сравнение - выполнять самостоятельные задания контрольной работы - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж –
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с
разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); - различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую; - уметь использовать различные единицы измерения площадей; - использовать различные единицы измерения площадей -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий); -выполнять схематический чертёж к задаче. |
3 |
Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление |
30 ч |
уметь записывать выражения и вычислять их значения; -умножать сумму на число разным способом; -умножать однозначное число на двузначное и двузначное на однозначное - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж; -делить двузначное число на двузначное способом подбора; - поверять правильность выполнения вычислений -делить двузначное число на однозначное; -классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; -выполнять проверку деления умножением - делить сумму на число разными способами и применять их при решении задач; - умножать сумму на число разными способами и применять их при решении задач; -находить делимое и делитель; - выполнять проверку деления умножением; - выполнять проверку умножения делением; - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия умножения и деления; -делить с остатком опираясь на правила табличного умножения и деления; -делить с остатком методом побора; - выполнять самостоятельные задания контрольной работы. |
4 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
10 ч |
- обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, -читать, записывать и сравнивать многозначные числа -решать задачи на кратное сравнение; - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - правильно выполнять вычисления сложения и вычитания на основе десятичного состав трёхзначных чисел; -уметь сравнивать, рассуждать - читать, записывать, распознавать римские цифры - выполнять самостоятельные задания контрольной работы. |
5 |
Числа от1 до 1000. Сложение и вычитание.. |
10 ч |
обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, –
сравнивать величины по их числовым значениям; - решать простые и составные задачи; - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям, в пределах ста; -представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел); -читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 - распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); -сравнивать фигуры, уметь различать треугольники по сторонам и по углам - решать простые и составные задачи; -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; -выполнять схематический чертёж к задаче; - выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное) - пользоваться изученной математической терминологией - выполнять самостоятельные задания контрольной работы |
6 |
Числа от 1 до 1000.Умножение и деление |
11 ч |
- обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, - выполнять устно арифметические действия над числами; -представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 - выполнять письменно арифметические действия над числами в пределах тысячи и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах тысячи; - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж; -рассуждать, анализировать - выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число); - решать простые и составные задачи; - выполнять арифметические действия над числами и письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное) - пользоваться изученной математической терминологией - выполнять самостоятельные задания контрольной работы |
7 |
Итоговое повторение. |
8 ч
|
-повторять нумерацию чисел -сравнивать трехзначные числа -повторять способы сложения и вычитания, нахождение неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления. -решать уравнения. -повторять способы умножения и деления, нахождение неизвестных компонентов умножения и деления -решать уравнения -выполнять задания самостоятельно, применять знания и способы действий, изученные ранее. -анализировать текст задания, извлекать из него необходимую информацию. -оценивать результаты освоения темы, выполнять работу над ошибками. -повторять порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок -находить значения числовых выражений, содержащие различные арифметические действия, скобок -решать текстовые задачи. -повторять изученные в 1-3 классах геометрические фигуры, величины. |
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение:
Авторская программа «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова (Сборник рабочих программ). Москва, Просвещение, 2014 г.,
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М .И .Моро. Москва. ВАКО, 2014. - Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике: 1-4-й кл./О.В.Узорова, Е.А. Нефедова.-М.: АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2014
Журнал «Начальная школа»
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова.
2. Учебник:
Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика. 3 класс. Части 1 и 2».- М. «Просвещение», 2017г.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Электронное приложение к учебнику http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/
4. Технические средства:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска
Персональный компьютер. Ксерокс.
Экран.Проектор.
5. Учебно-практическое оборудование:
Наборы счётных палочек.
Набор предметных картинок.
Наглядные пособия: памятки, схемы.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертёжный треугольник.
Демонстрационный циркуль.
IX. Календарно-тематическое планирование по математике-3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
|
план. |
факт. |
|||
|
Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. |
2 |
|
|
|
Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. |
|
|
|
|
Выражения с переменной. |
1 |
|
|
|
Решение уравнений. |
3 |
|
|
|
Решение уравнений. |
|
|
|
|
Решение уравнений. |
|
|
|
|
Обозначение геометрических фигур буквами. |
1 |
|
|
|
Стартовый контроль. |
1 |
|
|
|
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
Связь умножения и деления. |
1 |
|
|
|
Связь между компонентами и результатом умножения. |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 3. |
1 |
|
|
|
Решение задач с величинами цена, количество, стоимость. |
1 |
|
|
|
Решение задач с понятиями масса и количество. |
1 |
|
|
|
Порядок выполнения действий. |
3 |
|
|
|
Порядок выполнения действий. |
|
|
|
|
Порядок выполнения действий. |
|
|
|
|
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. |
2 |
|
|
|
Странички для любознательных. |
|
|
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3». |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 4. Составление таблицы Пифагора |
1 |
|
|
|
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
3 |
|
|
|
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
|
|
|
|
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
|
|
|
|
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 5. |
1 |
|
|
|
Решение задач. |
1 |
|
|
|
Задачи на кратное сравнение. |
1 |
|
|
|
Контрольная работа за 1 четверть. |
1 |
|
|
|
Задачи на кратное сравнение. Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 6. |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 7. |
1 |
|
|
|
Решение задач. |
2 |
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
|
Странички для любознательных. Наши проекты. |
1 |
|
|
|
Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|
Площадь. Сравнение площадей фигур. |
1 |
|
|
|
Площадь. Квадратный сантиметр |
1 |
|
|
|
Площадь прямоугольника. |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 8. |
1 |
|
|
|
Решение задач. |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Таблица умножения и деления с числом 9. |
1 |
|
|
|
Квадратный дециметр. |
1 |
|
|
|
Квадратный метр. |
|
|
|
|
Контрольная работа № 4 по теме «Таблица умножения». |
1 |
|
|
|
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №5 по теме «Площадь прямоугольника» |
1 |
|
|
|
Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|
Умножение на 1. |
1 |
|
|
|
Умножение на 0. |
1 |
|
|
|
Умножение и деление с числами 1, 0. |
1 |
|
|
|
Деление нуля на число. |
1 |
|
|
|
Решение задач. |
1 |
|
|
|
Промежуточный полугодовой контроль. |
1 |
|
|
|
Анализ контрольной работы. Доли |
1 |
|
|
|
Окружность. Круг. |
1 |
|
|
|
Диаметр круга. Решение задач |
1 |
|
|
|
Единицы времени. |
1 |
|
|
|
Решение задач |
1 |
|
|
|
Умножение и деление круглых чисел. |
1 |
|
|
|
Умножение суммы на число. |
2 |
|
|
|
Умножение суммы на число. |
|
|
|
|
Деление вида 80 : 20. |
1 |
|
|
|
Умножение двузначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
Умножение двузначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Деление суммы на число. |
2 |
|
|
|
Деление суммы на число. |
|
|
|
|
Деление двузначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
Делимое. Делитель. |
1 |
|
|
|
Проверка деления. |
1 |
|
|
|
Случаи деления вида 87 : 29. |
1 |
|
|
|
Проверка умножения |
1 |
|
|
|
Решение уравнений. |
2 |
|
|
|
Решение уравнений. |
|
|
|
|
Закрепление изученного. |
|
|
|
|
Контрольная работа №7 по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление». |
1 |
|
|
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Деление с остатком. |
4 |
|
|
|
Деление с остатком. |
|
|
|
|
Деление с остатком. |
|
|
|
|
Деление с остатком. |
|
|
|
|
Решение задач на деление с остатком. |
1 |
|
|
|
Случаи деления, когда делитель больше делимого. |
1 |
|
|
|
Проверка деления с остатком. |
2 |
|
|
|
Проверка деления с остатком. |
|
|
|
|
Что узнали. Чему научились. |
|
|
|
|
Контрольная работа №8 по теме «Деление с остатком». |
1 |
|
|
|
Анализ контрольной работы. Наши проекты. « Задачи – расчёты» |
1 |
|
|
|
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
2 |
|
|
|
Устная нумерация в пределах 1000. |
|
|
|
|
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
1 |
|
|
|
Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз. |
1 |
|
|
|
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
1 |
|
|
|
Контрольная работа за 3 четверть. |
1 |
|
|
|
Письменная нумерация в пределах 1000. Сравнение трёхзначных чисел. |
1 |
|
|
|
Приемы устных вычислений |
1 |
|
|
|
Письменная нумерация в пределах 1000. |
3 |
|
|
|
Письменная нумерация в пределах 1000. |
|
|
|
|
Письменная нумерация в пределах 1000. |
|
|
|
|
Единицы массы. Грамм. |
1 |
|
|
|
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
2 |
|
|
|
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
|
|
|
Приёмы устных вычислений. |
1 |
|
|
|
Приемы устных вычислений вида 450 +30, 620 – 200. |
1 |
|
|
|
Приемы устных вычислений вида 470 +80, 560 – 90. |
1 |
|
|
|
Приемы устных вычислений вида 260 +310, 670 – 140. |
1 |
|
|
|
Приемы письменных вычислений . |
1 |
|
|
|
Алгоритм сложения трехзначных чисел. |
1 |
|
|
|
Алгоритм вычитания трехзначных чисел. |
1 |
|
|
|
Виды треугольников. |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №10 по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание». |
1 |
|
|
|
Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Приемы устных вычислений. |
2 |
|
|
|
Приёмы устных вычислений. |
|
|
|
|
Работа над ошибками. Приемы устных вычислений. |
1 |
|
|
|
Виды треугольников. |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Приемы письменного умножения в пределах 1000. |
1 |
|
|
|
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
Приемы письменного деления в пределах 1000. |
1 |
|
|
|
Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. |
2 |
|
|
|
Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. |
|
|
|
|
Промежуточный годовой контроль. |
1 |
|
|
|
Проверка деления. |
1 |
|
|
|
Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание. |
2 |
|
|
|
Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание. |
|
|
|
|
Повторение. Решение уравнений |
1 |
|
|
|
Повторение. Умножение и деление. |
1 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Формы промежуточного полугодового контроля –контрольная работа.
Программой предусмотрено проведение:
№ урока |
Тема контрольной работы |
Дата |
Дата |
план. |
факт. |
||
8 |
Стартовый контроль. |
|
|
20 |
«Умножение и деление на 2 и 3». |
|
|
30 |
Контрольная работа за 1 четверть. |
|
|
47 |
«Таблица умножения». |
|
|
52 |
«Площадь прямоугольника». |
|
|
59 |
Промежуточный полугодовой контроль. |
|
|
82 |
«Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление». |
|
|
93 |
«Деление с остатком». |
|
|
100 |
Контрольная работа за 3 четверть. |
|
|
117 |
«Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание». |
|
|
131 |
Промежуточный годовой контроль. |
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол №1 от «26 » 08. 2019г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ Н.Н.Нефёдова
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________Н.Е.Немошкалова «29 » 08.2019г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол №1 от 28 .08.2019г. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета ____________ Н.М.Денисенко
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.