Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
2 кл—8 кл
21.11.2019
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа России для учащихся с ТНР
Рабочая программа для обучающихся с ТНР.docx

Департамент образования администрации города Сургута

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №_________

 

 

 

Рассмотрена на заседании

ПМПк МОУ СОШ № ______

Протокол от «____»____ 2019 г.

№ ________

 

                    УТВЕРЖДЕНА

            приказом директора

            от «____»____ 2019 г.

            № _________

 

 

 

 

 «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

для общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированные основные

общеобразовательные программы

начального общего образования обучающихся

с тяжелыми нарушениями речи

(вариант 5.1)

на 2019\2020 учебный год

 

Класс 2

 

 

 

        

               Ответственный за реализацию программы:

___Щерба М.В., учитель начальных классов___

                                                                                      (ФИО специалиста, занимаемая должность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

2019 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...…………….. 3

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка учебного предмета «Окружающий мир» для обучающегося с тяжелым нарушение речи второго класса. ………………………………………………………………….………4

1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР.................................................5

1.2. Принципы и подходы к формированию программы учебного предмета ……………………......6

1.3. Цель и задачи учебного предмета «Окружающий мир» ……...…………………………….……..8

1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир» ……….….……..8

1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» .. …………..……..9

1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Окружающий мир». ……………………………………………………………………………………….11

II.  Содержательный раздел. ……………………………………………………………………………..12

2.1.  Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир». …………………………………12

2.2. Место учебного предмета в учебном плане …………………………………………………………13

2.3.  Основное содержание учебного предмета. …………………………………………………………..13

III. Организационный раздел. ……………………………………………………………………………15

3.1. Учебно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» …………………..15

3.1.  Описание материально-технического обеспечения учебного предмета «Окружающий мир» 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО обучающихся с ТНР разрабатывается в соответствии с психолого-педагогической классификаций речевых нарушений.

АООП НОО обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных общеобразовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР), в отдельных классах для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, а также при организации совместного обучения детей с речевой патологией в одном классе с обучающимися, не имеющими нарушений речи (инклюзивное образование).

Зачисление детей с ТНР в общеобразовательную организацию осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). К компетенции ТПМПК относится выбор варианта обучения детей с речевой патологией. В зависимости от речевых и психических особенностей, обучающихся обучение осуществляется по двум вариантам: вариант 1 и вариант 2.

Согласно заключению ТМПМПК от 30.01.2019, № 439, было рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1).

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма.

Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет - 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема АООП НОО.

Педагоги общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, разрабатывают рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка учебного предмета «Окружающий мир» для обучающегося второго класса с тяжелым нарушением речи

 

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

Программа разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации:

                     Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

                     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря

2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

                     Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26.

                     Примерная основная образовательная программа (одобрено Федеральным

учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

                     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня

2013 г.   №  ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

              Примерной основной образовательной программы начального общего

образования по окружающему миру для 1-4 классов.  

             На основе адаптированной основной образовательной программы начального

общего образования МБОУ СОШ   с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР

Учащийся поступил в МБОУ СОШ № 20 в сентябре 2017 года в первый класс. По заключению ТМПМПК от 30.01.2019, № 439, было рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1).

        Процесс обучения у ученика затруднен. У учащегося недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. Учебная деятельность на среднем уровне. Школьник знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы достаточно, ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при организации учебной деятельности, показывает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки.

У учащегося преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито не в полной мере. Ребёнок не испытывает трудностей в дифференциации общего и различного, осуществляя умственные операции сравнения, обобщения, классификации. Наблюдается замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде подсказок, опора на наглядный материал. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Ученик не всегда принимает активное участие в ходе урока, так как постоянно отвлекается на посторонние предметы. Наблюдается низкая активность внимания. Учащийся испытывает трудности в переключении с письменных форм работы к устным заданиям. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания.

Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения - спокойный. Способность к волевому усилию несколько снижена, поэтому ученик часто не доводит начатое дело до конца.

Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Нарушено звукопроизношение. Наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. При письме наблюдаются множественные дисграфические и орфографические ошибки. Испытывает трудности в самостоятельном составлении рассказа, пересказа прочитанного текста. Испытывает трудности в словообразовании и словоизменении, то есть в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного от данного слова, редко в образовании множественного числа от существительных в единственном числе. В самостоятельной речи употребляет простые предлоги, редко сложные (через, около).

Словарный запас ограничен бытовыми словами. При непонимании его окружающими переживает. Умеет вести диалог и договориться со сверстниками.  

По характеру уравновешен.  Мальчик любит играть с детьми в подвижные игры. Самостоятельная деятельность носит хаотичный, неорганизованный характер.

К учебе относится не безразлично, учебная мотивация сформирована достаточно.

Трудиться любит, выполняет все поручения взрослых. Санитарно-гигиенические правила выполняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Принципы и подходы к формированию программы учебного предмета «Окружающий мир»

Программа по окружающему миру, обучающегося 2 класса с ТНР разработана в соответствии с дифференцированным, деятельностным и системным подходами.

Дифференцированный подход к разработке программы по окружающему миру обучающегося с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей детей с речевой патологией, которые определяются уровнем речевого развития, характером нарушений речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую коррекцию речевого недоразвития, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

       придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

       прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

       существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

       создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности обучающихся.

Реализация системного подхода обеспечивает:

       тесную взаимосвязь в формировании речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

       воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметной области «Окружающий мир»;

       реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

В основу формирования программы по окружающему миру обучающихся с ТНР положены следующие принципы.

             Принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.).

             Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

              Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.

       Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося с учетом особых образовательных потребностей.

       Онтогенетический принцип, предусматривающий организацию работы по развитию устной и письменной речи детей с ТНР с учетом этапов и последовательности формирования речи детей в онтогенезе.

       Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.

       Принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР.

       Принцип целостности содержания образования (содержание образования едино, в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»).

       Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

       Патогенетический принцип (принцип учета патогенеза, т.е. механизма нарушения) основывающийся на том, что во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения речи имеют в своей основе различные механизмы, поэтому задачей педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма.

       Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к коммуникативной деятельности, к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область «жизненной компетенции».

       Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности.

       Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) предусматривает, что процесс коррекции психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

       Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала, учитывающий особенности формирования речевых функций у детей с нарушениями речи и направленный на постепенное включение трудностей в коррекционно-развивающую работу.

       Принцип сотрудничества с семьей.

            Таким образом, учет общих и специальных принципов и подходов, особенностей речевого и психического развития детей ТНР при разработке и реализации программы по окружающему миру способствует успешному овладению обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формированию языковых обобщений, закреплению речевых навыков в спонтанной речи, использованию языковых средств в процессе учебной деятельности и общения.

 

 

 

1.3. Цель и задачи учебного предмета «Обучение грамоте»

        Цель программы: формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи программы:

Коррекционно-образовательные:

­   формировать уважительное отношение к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

­   формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

­   формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

­   осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

 

Коррекционно-развивающие:

­   развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление;

­   развивать активность, любознательность и разумную предприимчивость во взаимодействии с миром живой и неживой природы;

­   развивать активность, любознательность, социальные эмоции.

 

Коррекционно-воспитательные:

­   воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету «Окружающий мир» ;

­  развивать коммуникативные способности ребёнка, необходимые для общения со взрослыми и сверстниками, социализации в современном обществе;

воспитывать уважение к одноклассникам, к мнению и позиции других людей

               

 

1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Обучение грамоте»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Освоение программы обеспечивает достижение обучающимися с ТНР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» включают:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)
  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

·         правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

        понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

        сохранять учебную задачу в течение всего урока;

        ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

        выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

        планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

        планировать свои действия;

        фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

        самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

        контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

        использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

        понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

        осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

        выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

        использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

        понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

        осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

        устанавливать причинно-следственные связи;

        строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

        строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

        проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

        ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

        моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

        включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

        формулировать ответы на вопросы;

        слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

        аргументировать свою позицию;

        понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

        признавать свои ошибки, озвучивать их;

        употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

        понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

        готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

        составлять рассказ на заданную тему;

        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

        продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

        использовать речь для регуляции своего действия;

        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

        достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

 

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

·         находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

·         называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

·         различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

·         приводить примеры народов России;

·         сравнивать город и село, городской и сельский дома;

·         различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

·         оценивать отношение людей к окружающему миру;

·         различать объекты и явления неживой и живой природы;

·         находить связи в природе, между природой и человеком;

·         проводить наблюдения и ставить опыты;

·         измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

·         определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

·         сравнивать объекты природы, делить их на группы;

·         ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

·         находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

·         соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

·         различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

·         прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

·         узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

·         различать виды транспорта;

·         приводить примеры учреждений культуры и образования;

·         определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

·         различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

·         правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

·         соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

·         различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

·         соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

·         правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

·         оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

·         приводить примеры семейных традиций;

·         соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

·         различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

·         ориентироваться на местности разными способами;

·         различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

·         различать водные объекты, узнавать их по описанию;

·         читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

·         находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

·         различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

           

1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы «Обучение грамоте»

Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Система оценки достижений планируемых результатов должна учитывать результаты коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.

 

II. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:   

·         распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

·         моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

·         эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Работа с детьми, начатая на уроках, продолжается в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

 

 

 

2.2. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

 

Организационным разделом основной образовательной программы начального общего образования определен учебный план (примерный учебный план НОО вариант 2), обязательной частью которого предусмотрено изучение окружающего мира во 2 классе в объёме 68 часов (2 ч. в неделю).

 

2.3. Основное содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

 Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Здоровье и безопасность (11ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Организационный раздел

3.1. Учебно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс обучающегося с тяжелыми нарушениями речи

 

 

№ п/п

Наименование разделов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Кол-во часов

1

Где мы живём?

4

2

Природа.

20

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение.

7

6

Путешествия.

18

Итого:

68

 

3.2. Описание материально-технического обеспечения учебного предмета

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по русскому языку.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии.

2. Печатные пособия.

1. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

4. Технические средства обучения.

2. Маркерная доска.

3. Персональный ноутбук.

4. Образовательные ресурсы (диски).

4. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

 

3.2. Литература

Для учителя:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

2.      Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.

3.      Рабочие программы начальной школы А.А. Плешаков / сост. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).

4.      Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2018).

5.      Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2018).

6.      Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2018).

7.      Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 2 класс.

8.      ИУП (интерактивное учебное пособие) (2 СD)

9.      Лаборатории (2 шт.): 1. Прорастание. 2. Основы биологического практикума. 

10.  Магнитные карточки (наглядное пособие нового поколения). Природное сообщество леса. Природное сообщество луга. Природное сообщество водоема.

11.  Датчики:

Ø  Приборы для изменения погодных условий;

Ø  Датчики освещенности (Могут ли растения существовать без света и воды?»);

Ø  Датчики погоды (для измерения условий в модели КРУГОВОРОТА ВОДЫ В ПРИРОДЕ;

Ø  Датчик температуры (для определения свойств материалов) НАГРЕВАНИЕ ЗЕМЛИ И ВОДЫ.

 

Интернет ресурсы:

1. http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

2. http://www.n-shkola.ru/ - Журнал «Начальная школа»

3. www.k-yroku.ru - Учительский портал

4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

5. www.it-n.ru - Cеть творческих учителей

6. http://interneturok.ru/ - Видео уроки по школьной программе

7. http://nsc.1september.ru/ - Газета «Начальная школа»

 

Для обучающихся:

1. «Окружающий мир»: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2018).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»,2018).

 

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР 2 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019