Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе

Оценка 5
docx
20.04.2020
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе
Адаптированная программа Сукова Станислава.docx

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2018 год).

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся

при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет

необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих

ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

 В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1

час в неделю).

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной

и познавательной деятельности.

         Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

 

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

·        развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

·        освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

·        овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

·        воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

 

Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:

Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

·        коррекционной направленности каждого урока;

·        оказании индивидуальной помощи обучающимся;

·        формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.

·        коррекция мышц мелкой моторики при работе с наглядным пособием.

·        коррекция недостатков развития познавательной деятельности;

·        коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

·        коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

·        коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания, зрительной и слуховой памяти и внимания.

Выводы после каждого раздела и обобщение после каждой темы особенно важно для обучения детей с ЗПР. Для учащихся с ЗПР предлагаются творческие задания, что помогает не только лучшему усвоению изучаемого материала, но и способствует установлению межпредметных связей. Домашние задания носят дифференцированный характер с учетом возраста, возможностей и способностей учащихся с ЗПР. Коррекционная работа проводится на уроке и по необходимости после уроков.

 

Межпредметные связи.

         В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рокоперы), кино.

         Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением

всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и

внеклассные.

 Виды организации учебной деятельности:

·        экскурсия

·        конкурс

·        викторина

·        самостоятельная работа

·        творческая работа

·        путешествие

 Основные виды контроля при организации контроля работы:

·        вводный

·        текущий

·        итоговый

·        индивидуальный

·        письменный

 Формы контроля:

·        наблюдение

·        самостоятельная работа

·        тест

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

·        специфику музыки как вида искусства;

·        значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

·        основные жанры народной и профессиональной музыки;

·        основные формы музыки;

·        характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

·        виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

·        имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

·        эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

·        узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

·        выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

·        выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

·        распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

·        различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

·        размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

·        музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.)

·        выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

·        формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

·        овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

·        обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

·        расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

·        совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

·        формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

·        приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

 

 Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

·        овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

·        определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

·        совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

 

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы 5 класс.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

·        понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

·        находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

·        размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

·        творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

·        участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

·        передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

·        развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

·        проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

МУЗЫКА  5 класс

 

Дата урока

Тема урока и тип урока

Кол-во часов

Виды, формы контроля

«Музыка и литература» - 16 часов

 

1.

 

Что роднит музыку с литературой.

Вводный.

1 ч.

Текущий.

 

2.

 

Вокальная музыка.

Сообщение и усвоение новых знаний.

 

 

 

 

3 ч.

Текущий.

 

3.

 

Вокальная музыка.

Расширение и углубление знаний.

 

Текущий.

 

4.

 

Вокальная музыка.

Обобщающий урок.

 

Фронтальный.

Хоровое пение.

 

5.

 

Фольклор в музыке русских композиторов.

Сообщение и усвоение новых знаний.

 

 

2 ч.

Текущий.

 

6.

 

Фольклор в музыке русских композиторов.

Расширение и углубление знаний.

 

Фронтальный.

 

7.

 

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

1 ч.

Текущий.

Хоровое пение.

 

8.

 

Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.

Сообщение и усвоение новых знаний.

1 ч.

Фронтальный.

 

9.

 

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Обобщающий урок.

 

 

2 ч.

Текущий.

 

10.

 

Всю жизнь мою несу родину в душе...

Расширение и углубление знаний.

 

Текущий.

 

11.

 

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт»

Сообщение и усвоение новых знаний.

 

 

2 ч.

Фронтальный.

 

12.

 

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Расширение и углубление знаний.

Текущий.

Хоровое пение.

 

13.

 

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

1 ч.

Фронтальный.

 

14.

 

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Сообщение и усвоение новых знаний.

1 ч.

Текущий.

 

15.

 

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Расширение и углубление знаний.

 

1 ч.

Индивидуальный

опрос.

 

16.

 

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Сообщение и усвоение новых знаний.

1 ч.

Индивидуальный

опрос.

«Музыка и изобразительное искусство» - 18 часов

 

 

17.

 

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Расширение и углубление знаний.

1 ч.

Текущий.

 

18.

 

Небесное и земное в звуках и красках.

Обобщающий урок.

 

1 ч.

Фронтальный.

 

19.

 

Звать через прошлое к настоящему.

Сообщение и усвоение новых знаний.

 

 

2 ч.

Текущий.

Хоровое пение.

 

20.

 

Звать через прошлое к настоящему.

Расширение и углубление знаний.

 

Фронтальный.

 

21.

 

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Сообщение и усвоение новых знаний.

 

 

2 ч.

Текущий.

 

22.

 

Музыкальная живопись и живописная музыка.

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

Текущий.

 

23.

 

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 

«Весть святого торжества».

1 ч.

Фронтальный.

 

24.

 

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1 ч.

Текущий.

Хоровое пение.

 

25.

 

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира» 

Сообщение и усвоение новых знаний.                       

1 ч.

Фронтальный.

 

26.

 

Образы борьбы и победы в искусстве. 

 Расширение и углубление знаний.                                   

 

1 ч.

Текущий.

 

27.

 

Застывшая музыка.

Сообщение и усвоение новых знаний.

 

Текущий.

 

28.

 

Полифония в музыке и живописи.

Расширение и углубление знаний.

 

1 ч.

Фронтальный.

 

29.

 

Музыка на мольберте.

Расширение и углубление знаний.

 

 

1 ч.

Текущий.

Хоровое пение.

 

30.

 

Импрессионизм в музыке и живописи.

Расширение и углубление знаний.

 

 

Фронтальный.

 

31.

 

О подвигах, о доблести, о славе...

Расширение и углубление знаний.

 

1 ч.

Текущий.

 

32.

 

В каждой мимолетности вижу я миры...

 

Сообщение и усвоение новых знаний.

1 ч.

Текущий.

 

33.

 

Мир композитора.

Сообщение и усвоение новых знаний.

1 ч.

Фронтальный.

 

34.

 

 С веком наравне.

Обобщающий урок.

 

1 ч.

Текущий.

Хоровое пение.

 

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры

ЗПР. Коррекционная работа проводится на уроке и по необходимости после уроков

ЗПР. Коррекционная работа проводится на уроке и по необходимости после уроков

Уметь: · эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; · узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; · выразительно исполнять соло (с…

Уметь: · эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; · узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; · выразительно исполнять соло (с…

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует: · овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; · определению сферы своих личностных предпочтений,…

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует: · овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; · определению сферы своих личностных предпочтений,…

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Первое путешествие в музыкальный театр

Первое путешествие в музыкальный театр

Застывшая музыка. Сообщение и усвоение новых знаний

Застывшая музыка. Сообщение и усвоение новых знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020