Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2018 год).
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся
при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1
час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной
и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
· развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
· освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
· овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
· коррекционной направленности каждого урока;
· оказании индивидуальной помощи обучающимся;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
· коррекция мышц мелкой моторики при работе с наглядным пособием.
· коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
· коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания, зрительной и слуховой памяти и внимания.
Выводы после каждого раздела и обобщение после каждой темы особенно важно для обучения детей с ЗПР. Для учащихся с ЗПР предлагаются творческие задания, что помогает не только лучшему усвоению изучаемого материала, но и способствует установлению межпредметных связей. Домашние задания носят дифференцированный характер с учетом возраста, возможностей и способностей учащихся с ЗПР. Коррекционная работа проводится на уроке и по необходимости после уроков.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рокоперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением
всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и
внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
· экскурсия
· конкурс
· викторина
· самостоятельная работа
· творческая работа
· путешествие
Основные виды контроля при организации контроля работы:
· вводный
· текущий
· итоговый
· индивидуальный
· письменный
Формы контроля:
· наблюдение
· самостоятельная работа
· тест
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
· специфику музыки как вида искусства;
· значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
· основные жанры народной и профессиональной музыки;
· основные формы музыки;
· характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
· виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
· имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
· эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
· выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
· распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
· размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
· музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.)
· выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
· формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
· овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
· обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
· расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
· совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
· формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
· приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
· овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
· определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
· совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы 5 класс.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
· понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
· участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
· передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
· развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Календарно-тематическое планирование. МУЗЫКА 5 класс |
||||
№
|
Дата урока |
Тема урока и тип урока |
Кол-во часов |
Виды, формы контроля |
«Музыка и литература» - 16 часов |
||||
1. |
|
Что роднит музыку с литературой. Вводный. |
1 ч. |
Текущий. |
2. |
|
Вокальная музыка. Сообщение и усвоение новых знаний. |
3 ч. |
Текущий. |
3. |
|
Вокальная музыка. Расширение и углубление знаний.
|
Текущий. |
|
4. |
|
Вокальная музыка. Обобщающий урок.
|
Фронтальный. Хоровое пение. |
|
5. |
|
Фольклор в музыке русских композиторов. Сообщение и усвоение новых знаний. |
2 ч. |
Текущий. |
6. |
|
Фольклор в музыке русских композиторов. Расширение и углубление знаний.
|
Фронтальный. |
|
7. |
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» |
1 ч. |
Текущий. Хоровое пение. |
8. |
|
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 ч. |
Фронтальный. |
9. |
|
Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» Обобщающий урок. |
2 ч. |
Текущий. |
10. |
|
Всю жизнь мою несу родину в душе... Расширение и углубление знаний.
|
Текущий. |
|
11. |
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» Сообщение и усвоение новых знаний. |
2 ч. |
Фронтальный. |
12. |
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Расширение и углубление знаний. |
Текущий. Хоровое пение. |
|
13. |
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» |
1 ч. |
Фронтальный. |
14. |
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 ч. |
Текущий. |
15. |
|
Музыка в театре, кино, на телевидении. Расширение и углубление знаний.
|
1 ч. |
Индивидуальный опрос. |
16. |
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 ч. |
Индивидуальный опрос. |
«Музыка и изобразительное искусство» - 18 часов
|
||||
17. |
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Расширение и углубление знаний. |
1 ч. |
Текущий. |
18. |
|
Небесное и земное в звуках и красках. Обобщающий урок.
|
1 ч. |
Фронтальный. |
19. |
|
Звать через прошлое к настоящему. Сообщение и усвоение новых знаний. |
2 ч. |
Текущий. Хоровое пение. |
20. |
|
Звать через прошлое к настоящему. Расширение и углубление знаний.
|
Фронтальный. |
|
21. |
|
Музыкальная живопись и живописная музыка. Сообщение и усвоение новых знаний. |
2 ч. |
Текущий. |
22. |
|
Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. |
Текущий. |
|
23. |
|
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». |
1 ч. |
Фронтальный. |
24. |
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» |
1 ч. |
Текущий. Хоровое пение. |
25. |
|
Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 ч. |
Фронтальный. |
26. |
|
Образы борьбы и победы в искусстве. Расширение и углубление знаний.
|
1 ч. |
Текущий. |
27. |
|
Застывшая музыка. Сообщение и усвоение новых знаний. |
|
Текущий. |
28. |
|
Полифония в музыке и живописи. Расширение и углубление знаний.
|
1 ч. |
Фронтальный. |
29. |
|
Музыка на мольберте. Расширение и углубление знаний.
|
1 ч. |
Текущий. Хоровое пение. |
30. |
|
Импрессионизм в музыке и живописи. Расширение и углубление знаний.
|
|
Фронтальный. |
31. |
|
О подвигах, о доблести, о славе... Расширение и углубление знаний.
|
1 ч. |
Текущий. |
32. |
|
В каждой мимолетности вижу я миры...
Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 ч. |
Текущий. |
33. |
|
Мир композитора. Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 ч. |
Фронтальный. |
34. |
|
С веком наравне. Обобщающий урок.
|
1 ч. |
Текущий. Хоровое пение. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.