Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Оценка 4.6
Документация
docx
другое
5 кл
19.11.2023
Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса
Данна программа разработана для обучающихся с ЗПР
ОДНКНР.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативные документы:

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.      Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287».

4.      Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

5.      Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

6.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).

7.      Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ».

8.      Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»).

9.      Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).

10.  Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных ФГОС НОО и ООО»).

11.  Устав МКОУ «Школа-интернат».

12.  ООП  МКОУ «Школа-интернат».

13.  Рабочая программа воспитания МКОУ «Школа-интернат».

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

    Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее  — ОДНКНР) для 5 класса образовательной  организации составлена в соответствии с:     требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
    требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
    основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2  июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В  процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.


 

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» (5 класс)

Целями изучения учебного курса являются:

—  формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

—  создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

—  формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных


 

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

—  идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

—  овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

—  приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

—  развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

—  становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

—  формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

—  обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

—  воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

—  содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

—  формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

    Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

—  расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

—  углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

—  формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

—  воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям


 

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

—  пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

—  осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

—  раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

—  формирование ответственного отношения к учению и труду, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

—  получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

—  развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 классах не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (5 класс)

Тематический блок 1.

«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

    Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.     Тема 2. Наш дом — Россия.

    Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

    Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

    Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.

Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.     Тема 5. Истоки родной культуры.

    Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

    Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.

Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.     Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.

Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

    Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

    Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

    Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

    История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как


 

трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

    Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

    Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.

Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.

    Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.

    Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.          Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

    Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

    Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

    Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

    Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.


 

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

    Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

    Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.     Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

    Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

    География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

    Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (5 класс)

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

    Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

    1. Патриотическое воспитание
    Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

    2. Гражданское воспитание
    Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

    3. Ценности познавательной деятельности
    Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

    4. Духовно-нравственное воспитание
    Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
    сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и


 

ответственного отношения к собственным поступкам;
    осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:

—  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

—  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

—  смысловое чтение;

—  развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

—  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

—  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

—  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:

—  умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей


 

познавательной деятельности (целеполагание);

—  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

—  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

—  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

—  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

—  Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

—  иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

—  понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

—  Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

—  знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

—  понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Тема 3. Язык и история

—  Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;


 

—  иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

—  понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

—  обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

—  Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

—  знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

—  понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

—  иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры

—  Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

—  осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

—  уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

—  Иметь представление об артефактах культуры;

—  иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

—  понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

—  понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

—  Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

—  знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

—  понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

—  осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

—  знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.


 

Тема 8. Культура и религия
—  Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
—  осознавать связь религии и морали;
—  понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
—  уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование
—  Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
—  иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;—  понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
—  приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
—  понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
—  Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
—  выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
—  предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
—  обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
     —  Знать и понимать смысл термина «семья»;
     —  иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта      и отношений в семье;
     —  осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями      своего времени;
     —  уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями      её существования;
     —  понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;             —  осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную


 

роль;
—  понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи
—  Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
—  осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;—  понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;—  обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
—  Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
—  знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;—  уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
—  осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
—  Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
—  уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
—  знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
—  понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи
—  Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
—  понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
—  осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
—  характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
     —  Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и


 

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
—  выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
—  предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
—  обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
     —  Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;     —  уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и      культуры;
     —  понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте      культуры и творчества;
     —  знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
—  Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
—  осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;—  обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
—  доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
—  знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
—  Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;—  обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;—  понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
     —  Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды      и уметь выделять их сущностные черты;
     —  иметь представление о значении и функциях изучения истории;
     —  осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать


 

о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

—  Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

—  рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

—  обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

—  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

—  Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

—  понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

—  знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

—  Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

—  осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

—  Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

—  называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

—  уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

—  понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

—  демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

—  уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России


 

—  Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
—  устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
—  различать основные типы праздников;
—  уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;—  анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
—  понимать основной смысл семейных праздников:
—  определять нравственный смысл праздников народов России;
—  осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России
—  Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
—  понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
—  осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
—  осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
—  устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
—  иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России
     —  Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать      об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства      музыкального языка;
     —  обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
     трансляции культурных ценностей;
     —  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
     музыкальных произведений;
     —  знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России
     —  Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного      творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного      искусства;
     —  уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;


 

—  обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

—  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

—  знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

—  Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

—  понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

—  воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

—  знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

—  оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

—  Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

—  уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

—  уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

—  понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

—  Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

—  понимать, что такое культурная карта народов России;

—  описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

—  Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

—  понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.


 

 

             Тематическое планирование (5 класс)

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

 

Воспитательные задачи

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

1.1

Зачем изучать курс «Основы духовно-
нравственной культуры народов России»?

1

0

0

- воспитывать личность, развивать черты и качества сильной личности через показательные примеры выдающихся личностей;

- воспитывать толерантное отношение к людям с различными способностями и возможностями;

- воспитывать уважительное отношение к стране, Малой Родине, гордость за достижения и успехи в истории Родины;

- воспитывать уважительное отношение к символам государства;

- развивать позитивное отношение к разным нациям и народам страны;

- опираться на ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Родину;

- утверждать важную роль образования в современном обществе; причины приоритетности образования, его значение в современном обществе;

- понимать и объяснять возрастающую роль науки в современном мире;

- раскрывать роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свободы совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения.

- признавать равноправие народов, единство разнообразных культур;

- воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы;

- раскрывать роль морали и религии в жизни общества;

- раскрывать особенности религиозного мышления, становление нравственного в человеке.

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html

rosuchebnik.ru

https://multiurok.ru

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.2

Наш дом — Россия

1

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html

1.3

Язык и история

1

0

0

Якласс
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.4

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.5

Истоки родной культуры

1

0

0

https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf Якласс
https://resh.edu.ru/special-course/1

1.6

Материальная культура

1

0

0

https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.7

Духовная культура

1

1

0

rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.8

Культура и религия

1

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.9

Культура и образование

1

0

0

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

1.10

Многообразие культур России

1

0

1

rosuchebnik.ru

https://multiurok.ru

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

Итого по разделу

10

1

1

 

Тематический блок 2. Семья и духовно-нравственные ценности

2.1

Семья  — хранитель духовных  ценностей

 1

0

0

- раскрывать важность и значимость межличностных отношений, формировать позитивное отношение при общении в группе, коллективе, семье;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

- воспитывать положительное отношение к труду, учебной деятельности;

- формировать потребность расширять границы своих возможностей;

 - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

 

rosuchebnik.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

2.2

Родина начинается с семьи

 1

0

0

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

2.3

Традиции семейного воспитания в России

1

1

0

https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf Якласс
rosuchebnik.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

2.4

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru

2.5

Труд в истории семьи

1

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

2.6

Семья в современном мире

1

0

1

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf

Итого по разделу

6

1

1

 

Тематический блок 3. Духовно-нравственное богатство личности

3.1

Личность  —общество — культура

 1

0

0

- формировать позитивное отношение к защите Отечества;

- раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия;

- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм с учетом осознания последствий поступков;

- осознавать роль долга и совести в жизни человека; учить оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести.

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

3.2

Духовный мир человека. Человек — творец
культуры

1

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf

3.3

Личность и духовно-
нравственные ценности

1

1

0

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
Якласс
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

Итого по разделу

3

1

0

 

Тематический блок 4. Культурное единство России

4.1

Историческая память как духовно-нравственная
ценность

 1

0

0

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

 - осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

 - проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России;

 - воспитывать позитивное отношение к стране и государству, желание быть достойным гражданином;

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- воспитывать положительное отношение к деловому общению, иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения;

- обучать конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях.

 

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html

4.2

Литература как язык культуры

 1

0

0

https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf Якласс

4.3

Взаимовлияние культур

 2

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

4.4

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

1

0

Якласс
https://resh.edu.ru/special-course/1

4.5

Регионы России:
культурное многообразие

1

0

0

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf Якласс

4.6

Праздники в культуре народов России

1

0

1

https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

4.7

Памятники в культуре народов России

1

0

0

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

4.8

Музыкальная культура народов России

1

0

0

https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf

4.9

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

4.10

Фольклор и литература народов России

1

0

0

Якласс
https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

4.11

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

1

0

1

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html

4.12

Культурная карта России

1

0

1

rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

4.13

Единство страны – залог будущего России

2

0

0

https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf Якласс
https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

Итого по разделу

15

1

3

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

4

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 «Б»)


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Факт

Виды, формы контроля

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Зачем изучать курс
«Основы духовно-
нравственной культуры народов России»?

1

0

0

05.09.2023

 

Устный опрос

2.

Наш дом — Россия

1

0

0

13.09.2023

 

Устный опрос

3.

Язык и история

1

0

0

20.09.2023

 

Письменный контроль

4.

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

0

0

27.09.2023

 

Устный опрос

5.

Истоки родной культуры

1

0

0

04.10.2023

 

Устный опрос

6.

Материальная культура

1

0

0

11.10.2023

 

Письменный контроль

7.

Духовная культура

1

1

0

18.10.2023

 

Контрольная работа

8.

Культура и религия

1

0

0

25.10.2023

 

Устный опрос

9.

Культура и образование

1

0

0

08.11.2023

 

Диктант

10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

1

0

1

15.11.2023

 

Практическая работа

11.

Семья  — хранитель духовных ценностей

1

0

0

22.11.2023

 

Письменный контроль

12.

Родина начинается с семьи

1

0

0

29.11.2023

 

Устный опрос

13.

Традиции семейного вовоспитания в России

1

1

0

06.12.2023

 

Контрольная работа

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

13.12.2023

 

Самооценка с
использованием

«Оценочного
листа»

15.

Труд в истории семьи

1

0

0

20.12.2023

 

Письменный контроль

16.

Семья в современном мире (практическое занятие)

1

0

1

27.12.2023

 

 Практическая работа

17.

Личность  — общество  —культура

1

0

1

10.01.2024

 

 Устный опрос

18.

Духовный мир человека. Человек — творец
культуры

1

0

0

17.01.2024

 

 Устный опрос

19.

Личность и духовно-
нравственные ценности

1

1

0

24.01.2024

 

 Контрольная работа

20.

Историческая память как духовно-нравственная

ценность

1

0

0

31.01.2024

 

 Письменная работа

21.

Литература как язык культуры

1

0

0

07.02.2024

 

 Устный опрос

22.

Взаимовлияние культур

1

0

0

14.02.2024

 

 Устный опрос

23.

Взаимовлияние культур

1

0

0

21.02.2024

 

 Устный опрос

24.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

1

0

28.02.2024

 

 Контрольная работа

25.

Регионы России: культурное многообразие

1

0

0

06.03.2024

 

 Устный опрос

26.

Праздники в культуре народов России

1

0

1

13.03.2024

 

 Практическая работа

27.

Памятники в культуре народов России

1

0

0

20.03.2024

 

 Письменный контроль

28.

Музыкальная культура народов России

1

0

0

03.04.2024

 

 Устный опрос

29.

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

10.04.2024

 

 Письменный контроль

30.

Фольклор и литература народов России

1

0

0

17.04.2024

 

 Устный опрос

31.

Бытовые традиции
народов России: пища,
одежда, дом

1

0

1

24.04.2024

 

 Практическая работа

32.

Культурная карта России

1

0

1

08.05.2024

 

 Практическая работа

33.

Единство страны  — залог будущего России

1

0

0

15.05.2024

 

 Зачет

34.

Единство страны  — залог будущего России

1

0

0

22.05.2024

 

 Зачет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                            

                            


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Лукашенкова Ж.В ., Формирование духовно-нравственных
ценностей у школьников на уроках
и во внеурочной деятельности., Смоленск, 2013
Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к духовнонравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода
/ Р. К. Акчулпанова ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние гуманитар.

наук. - Уфа : Гилем : Башк. энцикл., 2015. - 129 с. : ил. - Библиогр.: с. 110-121.

Бондаренко, Е. А. Критерии отбора учебного содержания как
средства интеграции духовно-нравственного образования в предмет МХК / Е.

А. Бондаренко // Отечественное образование / Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. естеств. наук, Отд-ние социокультур. и цивилизац. проблем, Изд. дом «Истоки». - М. : Истоки, 2009.

- Т. 3: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С. 179-188.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
Якласс
https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, Творческая тетрадь, Словарь, Методические пособия, Видеофильмы на дисках, Проектор, Аудиозаписи, Развивающие игры

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Цветные карандаши, Альбомные листы, Линейка,


 

 

               

 





 

Скачано с www.znanio.ru

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы: 1

Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений

Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия…

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия…

Цели курса определяют следующие задачи : — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах…

Цели курса определяют следующие задачи : — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах…

России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;…

России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (5 класс)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (5 класс)

Тема 14. Образ семьи в культуре народов

Тема 14. Образ семьи в культуре народов

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (5 класс)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (5 класс)

России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении

России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении

Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности…

Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности…

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей —

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей —

Тема 8. Культура и религия —

Тема 8. Культура и религия —

Тема 12. Родина начинается с семьи —

Тема 12. Родина начинается с семьи —

России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных…

России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных…

Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота

Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота

Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; —…

Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; —…

России. Тема 29. Фольклор и литература народов

России. Тема 29. Фольклор и литература народов

Тематическое планирование (5 класс) № п/п

Тематическое планирование (5 класс) № п/п

Наш дом — Россия 1 00 https :// resh

Наш дом — Россия 1 00 https :// resh

Родина начинается с семьи 1 00 https://infourok

Родина начинается с семьи 1 00 https://infourok

Духовный мир человека. Человек — творец культуры1 00 https://resh

Духовный мир человека. Человек — творец культуры1 00 https://resh

Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 0 0 - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;…

Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 0 0 - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;…

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 «Б») № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 «Б») № п/п

Традиции семейного вовоспитания в

Традиции семейного вовоспитания в

Памятники в культуре народов России 1 0 0 20

Памятники в культуре народов России 1 0 0 20

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "ОДНКНР" для учащихся 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023