ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287».
4. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
7. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ».
8. Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»).
9. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).
10. Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных ФГОС НОО и ООО»).
11. Устав МКОУ «Школа-интернат».
12. ООП МКОУ «Школа-интернат».
13. Рабочая программа воспитания МКОУ «Школа-интернат».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 класса образовательной организации
составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается
преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный
характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2
июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют
Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей
страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов
российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России,
духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее
важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через
актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для
всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи
и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования
гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального
гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к
Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» (5 класс)
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 классах не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (5 класс)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (5 класс)
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через
представления об исторической роли культур народов России, традиционных
религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к
собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса
включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах,
в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль
в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и
их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его
важность для личности и общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и
их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса
познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России
(практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных
знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической
специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного
общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в
семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с
культурно-историческими условиями её
существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»; — осознавать
и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи
сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с
семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество»
и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;—
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного
воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и
народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в
культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей,
выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием
семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с
использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических
функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с
социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития
семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности
на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры; — уметь
обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина
«личность» в быту, в контексте культуры и
творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках
в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных
ограничений в творчестве;— обосновывать важность творчества как реализацию
духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего
этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и
духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности
в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание
идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать
основные исторические периоды и уметь
выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать
о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их
важность как элементов культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов
России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов
России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные
типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями
культуры и этапами исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем
научно-технического развития и типами жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле
краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях
музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного
явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других
видов художественного творчества, рассказывать
об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской
идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
Тематическое планирование (5 класс)
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Воспитательные задачи |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» |
||||||
1.1 |
Зачем
изучать курс «Основы духовно- |
1 |
0 |
0 |
- воспитывать личность, развивать черты и качества сильной личности через показательные примеры выдающихся личностей; - воспитывать толерантное отношение к людям с различными способностями и возможностями; - воспитывать уважительное отношение к стране, Малой Родине, гордость за достижения и успехи в истории Родины; - воспитывать уважительное отношение к символам государства; - развивать позитивное отношение к разным нациям и народам страны; - опираться на ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Родину; - утверждать важную роль образования в современном обществе; причины приоритетности образования, его значение в современном обществе; - понимать и объяснять возрастающую роль науки в современном мире; - раскрывать роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свободы совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения. - признавать равноправие народов, единство разнообразных культур; - воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы; - раскрывать роль морали и религии в жизни общества; - раскрывать особенности религиозного мышления, становление нравственного в человеке. |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html rosuchebnik.ru https://multiurok.ru http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson |
1.2 |
Наш дом — Россия |
1 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1 |
|
1.3 |
Язык и история |
1 |
0 |
0 |
Якласс |
|
1.4 |
Русский
язык — язык общения и язык |
1 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
1.5 |
Истоки родной культуры |
1 |
0 |
0 |
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
Якласс |
|
1.6 |
Материальная культура |
1 |
0 |
0 |
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
rosuchebnik.ru |
|
1.7 |
Духовная культура |
1 |
1 |
0 |
rosuchebnik.ru |
|
1.8 |
Культура и религия |
1 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
1.9 |
Культура и образование |
1 |
0 |
0 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
1.10 |
Многообразие культур России |
1 |
0 |
1 |
rosuchebnik.ru https://multiurok.ru http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson |
|
Итого по разделу |
10 |
1 |
1 |
|
||
Тематический блок 2. Семья и духовно-нравственные ценности |
||||||
2.1 |
Семья — хранитель духовных ценностей |
1 |
0 |
0 |
- раскрывать важность и значимость межличностных отношений, формировать позитивное отношение при общении в группе, коллективе, семье; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; - воспитывать положительное отношение к труду, учебной деятельности; - формировать потребность расширять границы своих возможностей; - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
|
rosuchebnik.ru |
2.2 |
Родина начинается с семьи |
1 |
0 |
0 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
2.3 |
Традиции семейного воспитания в России |
1 |
1 |
0 |
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
Якласс
|
|
2.4 |
Образ семьи в культуре народов России |
1 |
0 |
0 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
2.5 |
Труд в истории семьи |
1 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
2.6 |
Семья в современном мире |
1 |
0 |
1 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
Итого по разделу |
6 |
1 |
1 |
|
||
Тематический блок 3. Духовно-нравственное богатство личности |
||||||
3.1 |
Личность —общество — культура |
1 |
0 |
0 |
- формировать позитивное отношение к защите Отечества; - раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; - готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм с учетом осознания последствий поступков; - осознавать роль долга и совести в жизни человека; учить оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести. |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
3.2 |
Духовный
мир человека. Человек — творец |
1 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
3.3 |
Личность и
духовно- |
1 |
1 |
0 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
Итого по разделу |
3 |
1 |
0 |
|
||
Тематический блок 4. Культурное единство России |
||||||
4.1 |
Историческая память как
духовно-нравственная |
1 |
0 |
0 |
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; - проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; - воспитывать позитивное отношение к стране и государству, желание быть достойным гражданином; - осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - воспитывать положительное отношение к деловому общению, иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения; - обучать конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях.
|
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
4.2 |
Литература как язык культуры |
1 |
0 |
0 |
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf Якласс |
|
4.3 |
Взаимовлияние культур |
2 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
4.4 |
Духовно-нравственные ценности российского народа |
1 |
1 |
0 |
Якласс |
|
4.5 |
Регионы России: |
1 |
0 |
0 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
4.6 |
Праздники в культуре народов России |
1 |
0 |
1 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
4.7 |
Памятники в культуре народов России |
1 |
0 |
0 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
4.8 |
Музыкальная культура народов России |
1 |
0 |
0 |
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html
|
|
4.9 |
Изобразительное искусство народов России |
1 |
0 |
0 |
rosuchebnik.ru |
|
4.10 |
Фольклор и литература народов России |
1 |
0 |
0 |
Якласс |
|
4.11 |
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом |
1 |
0 |
1 |
https://resh.edu.ru/special-course/1
|
|
4.12 |
Культурная карта России |
1 |
0 |
1 |
rosuchebnik.ru |
|
4.13 |
Единство страны – залог будущего России |
2 |
0 |
0 |
https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
Якласс
|
|
Итого по разделу |
15 |
1 |
3 |
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
4 |
5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 «Б»)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Факт |
Виды, формы контроля |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||||
1. |
Зачем изучать курс |
1 |
0 |
0 |
05.09.2023 |
|
Устный опрос |
2. |
Наш дом — Россия |
1 |
0 |
0 |
13.09.2023 |
|
Устный опрос |
3. |
Язык и история |
1 |
0 |
0 |
20.09.2023 |
|
Письменный контроль |
4. |
Русский язык — язык общения и язык |
1 |
0 |
0 |
27.09.2023 |
|
Устный опрос |
5. |
Истоки родной культуры |
1 |
0 |
0 |
04.10.2023 |
|
Устный опрос |
6. |
Материальная культура |
1 |
0 |
0 |
11.10.2023 |
|
Письменный контроль |
7. |
Духовная культура |
1 |
1 |
0 |
18.10.2023 |
|
Контрольная работа |
8. |
Культура и религия |
1 |
0 |
0 |
25.10.2023 |
|
Устный опрос |
9. |
Культура и образование |
1 |
0 |
0 |
08.11.2023 |
|
Диктант |
10. |
Многообразие культур России (практическое занятие) |
1 |
0 |
1 |
15.11.2023 |
|
Практическая работа |
11. |
Семья — хранитель духовных ценностей |
1 |
0 |
0 |
22.11.2023 |
|
Письменный контроль |
12. |
Родина начинается с семьи |
1 |
0 |
0 |
29.11.2023 |
|
Устный опрос |
13. |
Традиции семейного вовоспитания в России |
1 |
1 |
0 |
06.12.2023 |
|
Контрольная работа |
14. |
Образ семьи в культуре народов России |
1 |
0 |
0 |
13.12.2023 |
|
Самооценка с «Оценочного |
15. |
Труд в истории семьи |
1 |
0 |
0 |
20.12.2023 |
|
Письменный контроль |
16. |
Семья в современном мире (практическое занятие) |
1 |
0 |
1 |
27.12.2023 |
|
Практическая работа |
17. |
Личность — общество —культура |
1 |
0 |
1 |
10.01.2024 |
|
Устный опрос |
18. |
Духовный мир человека. Человек — творец |
1 |
0 |
0 |
17.01.2024 |
|
Устный опрос |
19. |
Личность и духовно- |
1 |
1 |
0 |
24.01.2024 |
|
Контрольная работа |
20. |
Историческая память как духовно-нравственная ценность |
1 |
0 |
0 |
31.01.2024 |
|
Письменная работа |
21. |
Литература как язык культуры |
1 |
0 |
0 |
07.02.2024 |
|
Устный опрос |
22. |
Взаимовлияние культур |
1 |
0 |
0 |
14.02.2024 |
|
Устный опрос |
23. |
Взаимовлияние культур |
1 |
0 |
0 |
21.02.2024 |
|
Устный опрос |
24. |
Духовно-нравственные ценности российского народа |
1 |
1 |
0 |
28.02.2024 |
|
Контрольная работа |
25. |
Регионы России: культурное многообразие |
1 |
0 |
0 |
06.03.2024 |
|
Устный опрос |
26. |
Праздники в культуре народов России |
1 |
0 |
1 |
13.03.2024 |
|
Практическая работа |
27. |
Памятники в культуре народов России |
1 |
0 |
0 |
20.03.2024 |
|
Письменный контроль |
28. |
Музыкальная культура народов России |
1 |
0 |
0 |
03.04.2024 |
|
Устный опрос |
29. |
Изобразительное искусство народов России |
1 |
0 |
0 |
10.04.2024 |
|
Письменный контроль |
30. |
Фольклор и литература народов России |
1 |
0 |
0 |
17.04.2024 |
|
Устный опрос |
31. |
Бытовые традиции |
1 |
0 |
1 |
24.04.2024 |
|
Практическая работа |
32. |
Культурная карта России |
1 |
0 |
1 |
08.05.2024 |
|
Практическая работа |
33. |
Единство страны — залог будущего России |
1 |
0 |
0 |
15.05.2024 |
|
Зачет |
34. |
Единство страны — залог будущего России |
1 |
0 |
0 |
22.05.2024 |
|
Зачет |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
4 |
5 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы
духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество
«Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Лукашенкова Ж.В ., Формирование духовно-нравственных
ценностей у школьников на уроках
и во внеурочной деятельности., Смоленск, 2013
Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к
духовнонравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода
/ Р. К. Акчулпанова ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние
гуманитар.
наук. - Уфа : Гилем : Башк. энцикл., 2015. - 129 с. : ил. - Библиогр.: с. 110-121.
Бондаренко, Е. А. Критерии отбора учебного содержания как
средства интеграции духовно-нравственного образования в предмет
МХК / Е.
А. Бондаренко // Отечественное образование / Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. естеств. наук, Отд-ние социокультур. и цивилизац. проблем, Изд. дом «Истоки». - М. : Истоки, 2009.
- Т. 3: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С. 179-188.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/special-course/1
https://infourok.ru/o-predmete-odnknr-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-4553087.html https://fgosreestr.ru/uploads/files/39cbf22c7e862751ba8745df79c6bd83.pdf
Якласс
https://resh.edu.ru/special-course/1
rosuchebnik.ru
https://multiurok.ru
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, Творческая тетрадь, Словарь, Методические пособия,
Видеофильмы на дисках, Проектор, Аудиозаписи, Развивающие игры
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Цветные карандаши, Альбомные листы, Линейка,
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.