Адаптированная рабочая программа по природоведению. ОВЗ 5 класс

  • doc
  • 20.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала природоведение.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебной дисциплине «Природоведение» для 5 класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с легкой и средней степенью умственной отсталости на 2020-2021 учебный год (2 вариант), на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва, 7-е издание, 2011г. допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться  охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – биологии и географии.

Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

- «Окружающий нас мир» (наша местность, домашний адрес, школа, природа вокруг нас);

- « Сезонные изменения в природе»;

- «Наша страна» (расположение на карте, столица, население);

- «Природа нашей Родины»: «Неживая природа « (рельеф, вода, воздух, полезные ископаемые); «Живая природа» (растения, грибы, животные, человек; природные сообщества: лес, сад, огород, поле, луг, болото, водоем);

- «Охрана здоровья человека»;

- «Охрана природы и экология»;

- «Труд на пришкольном участке».

Экскурсии и практические работы.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программе, поэтому не внесено изменений и дополнений.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

·         обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

·         что общего и в чем различие неживой и живой природы;

·         расположение Российской Федерации на географической кар­те. Расположение столицы;

·         чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее при­рода и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

·         основные правила охраны природы и необходимость бережно­го отношения к ней;

·         основные части тела человека, значение его наружных и внут­ренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

·         называть конкретные предметы и явления в окружающей дейс­твительности, давать им обобщенные названия;

·         устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, живот­ными и человеком) и природными явлениями;

·         связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

·         выполнять рекомендуемые практические работы;

·         соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безо­пасности труда;

·         соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

 

Содержание учебного курса

Название раздела

Количество часов

1

Земля – планета солнечной системы

4

2

Сезонные изменения в природе

28

3

Наша страна

7

4

Природа нашей Родины

25

4.1

Неживая природа

20

4.2

Живая природа

26

5

Человек. Охрана здоровья

8

6

Повторение

11

итого

140


Календарно-тематическое планирование

 

I четверть

 

№ п/п

                       Тема

Кол-во часов

     Дата

План

Факт

1-2

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.

2

 

 

3-4

Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).

2

 

 

5-6

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

2

 

 

7-8

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

2

 

 

9-10

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка в зиме. Народные приметы.

2

 

 

11

Календарь природы.

1

 

 

12-14

Погода (облачность, осадки, гроза. Сила ветра, температура воздуха).

3

 

 

15-16

Воздух вокруг нас. Значение воздуха .

2

 

 

17-18

Знакомство с термометрами. Температура воздуха.

2

 

 

19-20

Ветер – движение воздуха .

2

 

 

21

Смена дня и ночи.

1

 

 

22-23

Предупреждение простудных заболеваний.

2

 

 

24-25

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны.

 

2

 

 

26-28

Свойства воды. Вода и пар, снег и лед.                                                         

3

 

 

29-30

Значение воды для жизни человека.

2

 

 

31-32

Наблюдение за погодой. Экскурсия.

2

 

 

 

 

II четверть

 

1-2

Российская Федерация  (расположение на географической карте). Многонациональное население.

2

 

 

3-5

Москва- столица России. Достопримечательности Москвы  ( музеи, театры, площади, памятники, парки, улицы). Транспорт ( метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).

3

 

 

6-7

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами           ( транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

2

 

 

8-9

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

2

 

 

10-11

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная и неплодородная.

2

 

 

12-13

Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, мрамор, мел. Внешний вид, свойства ( твердость, сыпучесть, состояние). Использование человеком.

2

 

 

14-15

Полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком.

2

 

 

16-17

Экскурсия. Сезонные изменения в природе            ( парк).

2

 

 

18-20

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый  короткий день и самая длинная ночь в году.

3

 

 

21-23

Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные, хвойные зимой, птицы перелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой.

3

 

 

24-26

Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

3

 

 

27-29

Уход за комнатными растениями зимой( рыхление, подкормка, полив, чистка).

3

 

 

30-32

Обобщение по теме: «Зима».

3

 

 

 

 

III четверть

 

1-3

Лес. Растения леса. лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

3

 

 

4-5

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина. Кустарнички: брусника и черника.

 

2

 

 

6-7

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха; мох кукушкин лен.

2

 

 

8-9

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

2

 

 

10-12

Животные леса: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан.

3

 

 

13-14

Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей.

2

 

 

15-16

Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи.

2

 

 

17-19

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

3

 

 

20-21

Луг. Растения луга-травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка .Использование лугов.

2

 

 

22-23

Животные луга: звери (крот и полевка) и птицы. Насекомые: бабочки, жуки, черви.

2

 

 

24-25

Охрана природы. Охрана лесов, лугов, растений и животных. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

2

 

 

26-27

Болото. Растения: травы, мхи, багульник, ягодные растения: клюква, морошка.

2

 

 

28-29

Птицы болота.

2

 

 

30-31.

Животные болота: лягушки и насекомые.

2

 

 

32

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

1

 

 

33-34

Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые- кувшинка, кубышка, рогоз.

2

 

 

35-36

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

2

 

 

37-38

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки,  тюлени, моржи.

2

 

 

39

Обобщение по темам: «Лес, луг, болото, водоем».

1

 

 

40

Уход за комнатными растениями( рыхление, подкормка, полив, чистка).

1

 

 

 

IV четверть

 

1-2

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. Изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. Весенние праздники. Народные приметы.

2

 

 

3-4

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

2

 

 

5-6

Лето. Признаки лета. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за  растениями. Летние праздники. Народные приметы.

2

 

 

7-9

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние, летние, осенние.

3

 

 

10-11

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

2

 

 

12-14

Растения огорода: овощи, зеленые культуры. Друзья и вредители огородных растений.

3

 

 

15-17

Растения поля: зерновые культуры.

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.

 

3

 

 

18-20

Организм человека. Строение тела человека: туловище, конечности голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

3

 

 

21-23

Внутренние органы: мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет.

3

 

 

24-25

Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное дыхание и питание. Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.

2

 

 

26-27

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

2

 

 

28-36

Труд на пришкольном участке. Посев и посадка растений. Уход  за растениями: полив и прополка.

9