ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебной дисциплине «Природоведение» для 5 класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с легкой и средней степенью умственной отсталости на 2020-2021 учебный год (2 вариант), на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва, 7-е издание, 2011г. допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – биологии и географии.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
- «Окружающий нас мир» (наша местность, домашний адрес, школа, природа вокруг нас);
- « Сезонные изменения в природе»;
- «Наша страна» (расположение на карте, столица, население);
- «Природа нашей Родины»: «Неживая природа « (рельеф, вода, воздух, полезные ископаемые); «Живая природа» (растения, грибы, животные, человек; природные сообщества: лес, сад, огород, поле, луг, болото, водоем);
- «Охрана здоровья человека»;
- «Охрана природы и экология»;
- «Труд на пришкольном участке».
Экскурсии и практические работы.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программе, поэтому не внесено изменений и дополнений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
· что общего и в чем различие неживой и живой природы;
· расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
· чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
· основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
· основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
· называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
· устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
· связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
· выполнять рекомендуемые практические работы;
· соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
· соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Содержание учебного курса
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Земля – планета солнечной системы |
4 |
2 |
Сезонные изменения в природе |
28 |
3 |
Наша страна |
7 |
4 |
Природа нашей Родины |
25 |
4.1 |
Неживая природа |
20 |
4.2 |
Живая природа |
26 |
5 |
Человек. Охрана здоровья |
8 |
6 |
Повторение |
11 |
итого |
140 |
Календарно-тематическое планирование
I четверть
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1-2 |
Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы. |
2 |
|
|
3-4 |
Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим). |
2 |
|
|
5-6 |
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. |
2 |
|
|
7-8 |
Сезонные изменения в природе. Экскурсия. |
2 |
|
|
9-10 |
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка в зиме. Народные приметы. |
2 |
|
|
11 |
Календарь природы. |
1 |
|
|
12-14 |
Погода (облачность, осадки, гроза. Сила ветра, температура воздуха). |
3 |
|
|
15-16 |
Воздух вокруг нас. Значение воздуха . |
2 |
|
|
17-18 |
Знакомство с термометрами. Температура воздуха. |
2 |
|
|
19-20 |
Ветер – движение воздуха . |
2 |
|
|
21 |
Смена дня и ночи. |
1 |
|
|
22-23 |
Предупреждение простудных заболеваний. |
2 |
|
|
24-25 |
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны.
|
2 |
|
|
26-28 |
Свойства воды. Вода и пар, снег и лед. |
3 |
|
|
29-30 |
Значение воды для жизни человека. |
2 |
|
|
31-32 |
Наблюдение за погодой. Экскурсия. |
2 |
|
|
II четверть
1-2 |
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. |
2 |
|
|
3-5 |
Москва- столица России. Достопримечательности Москвы ( музеи, театры, площади, памятники, парки, улицы). Транспорт ( метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси). |
3 |
|
|
6-7 |
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами ( транспорт железнодорожный, воздушный, водный). |
2 |
|
|
8-9 |
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. |
2 |
|
|
10-11 |
Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная и неплодородная. |
2 |
|
|
12-13 |
Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, мрамор, мел. Внешний вид, свойства ( твердость, сыпучесть, состояние). Использование человеком. |
2 |
|
|
14-15 |
Полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком. |
2 |
|
|
16-17 |
Экскурсия. Сезонные изменения в природе ( парк). |
2 |
|
|
18-20 |
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. |
3 |
|
|
21-23 |
Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные, хвойные зимой, птицы перелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. |
3 |
|
|
24-26 |
Зимние праздники. Новый год. Народные приметы. |
3 |
|
|
27-29 |
Уход за комнатными растениями зимой( рыхление, подкормка, полив, чистка). |
3 |
|
|
30-32 |
Обобщение по теме: «Зима». |
3 |
|
|
III четверть
1-3 |
Лес. Растения леса. лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. |
3 |
|
|
4-5 |
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина. Кустарнички: брусника и черника.
|
2 |
|
|
6-7 |
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха; мох кукушкин лен. |
2 |
|
|
8-9 |
Грибы леса: съедобные и несъедобные. |
2 |
|
|
10-12 |
Животные леса: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан. |
3 |
|
|
13-14 |
Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей. |
2 |
|
|
15-16 |
Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи. |
2 |
|
|
17-19 |
Экскурсия. Сезонные изменения в природе. |
3 |
|
|
20-21 |
Луг. Растения луга-травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка .Использование лугов. |
2 |
|
|
22-23 |
Животные луга: звери (крот и полевка) и птицы. Насекомые: бабочки, жуки, черви. |
2 |
|
|
24-25 |
Охрана природы. Охрана лесов, лугов, растений и животных. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. |
2 |
|
|
26-27 |
Болото. Растения: травы, мхи, багульник, ягодные растения: клюква, морошка. |
2 |
|
|
28-29 |
Птицы болота. |
2 |
|
|
30-31. |
Животные болота: лягушки и насекомые. |
2 |
|
|
32 |
Экскурсия. Сезонные изменения в природе. |
1 |
|
|
33-34 |
Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые- кувшинка, кубышка, рогоз. |
2 |
|
|
35-36 |
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. |
2 |
|
|
37-38 |
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи. |
2 |
|
|
39 |
Обобщение по темам: «Лес, луг, болото, водоем». |
1 |
|
|
40 |
Уход за комнатными растениями( рыхление, подкормка, полив, чистка). |
1 |
|
|
IV четверть
1-2 |
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. Изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. Весенние праздники. Народные приметы. |
2 |
|
|
3-4 |
Экскурсия. Сезонные изменения в природе. |
2 |
|
|
5-6 |
Лето. Признаки лета. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями. Летние праздники. Народные приметы. |
2 |
|
|
7-9 |
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние, летние, осенние. |
3 |
|
|
10-11 |
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). |
2 |
|
|
12-14 |
Растения огорода: овощи, зеленые культуры. Друзья и вредители огородных растений. |
3 |
|
|
15-17 |
Растения поля: зерновые культуры. Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.
|
3 |
|
|
18-20 |
Организм человека. Строение тела человека: туловище, конечности голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. |
3 |
|
|
21-23 |
Внутренние органы: мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет. |
3 |
|
|
24-25 |
Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное дыхание и питание. Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость. Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья. |
2 |
|
|
26-27 |
Экскурсия. Сезонные изменения в природе. |
2 |
|
|
28-36 |
Труд на пришкольном участке. Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив и прополка. |
9 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.