Адаптированная рабочая программа по профессионально – трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по профессионально – трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1

Оценка 4.8
docx
02.11.2020
Адаптированная  рабочая программа по  профессионально – трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Адаптированная рабочая программа по технологии 9 класс.docx

Муниципальное   бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа №59

имени  Героя  Советского  Союза  Д.А. Медведева

                                                                    

 

                                                                                                         Утверждена

                                                            педагогическим  советом МБОУ СОШ №59

                                                            Протокол  от «___»_________2020 г.  №                                                                                          

                                                            Председатель  педсовета

                                                             _____________________Е.Н. Шевчук 

                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                      

                                                                                                         

 

Адаптированная  рабочая программа

по  профессионально – трудовому обучению

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

 

9  класс

II уровень обучения

                                                

                        

 

                                                                                              Разработала учитель 

                                                                                  МБОУ СОШ №59   Мишустина Г.В.                                                                                                                   

                                                                                 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

Узловая 2020

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по профессионально – трудовому обучению  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  I вариант «Цветоводство и декоративное садоводство» разработана на основании следующих нормативно - правовых документов:

1.      Закон «Об образовании» в Российской Федерации.

2.      Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004 года.

3.      Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 класс под редакцией В.В. Воронковой (авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.А., Васенков Г. В.) «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015 год по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство».

    Организуя учебный процесс по цветоводству и декоративному садоводству, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета, дать детям оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. Изучение цветоводства и декоративного садоводства формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных трудовых умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых  для:

·         познания и изучения окружающей среды;

·         выявления причинно - следственных связей;

·         сравнения объектов, процессов и явлений;

·         соблюдения норм поведения в окружающей среде;

·         оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Данная программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству.

Программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенном вводе нового. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения. При отборе программного учебного материала  учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

      Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках чтения, русского языка, математики, природоведения и других предметов. 

       Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Учащиеся учатся выращивать рассаду цветковых культур для озеленения школьной территории, выполнять некоторые работы по уходу за парком школы.

При обучении сельскохозяйственному труду и цветоводству развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.

 

2

Программа определяет содержание предмета и последовательность её изучения, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Важная часть занятий – формирование морально - этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развитие умения видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире; чувство прекрасного при организации быта в моменты аранжировки помещений комнатными растениями.

Цель программы обучения

·         Разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;

·         Приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально – трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;

·         Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи программы обучения

·         Обучение простейшим технико - технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;

·         Коррекция и развитие трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению; выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

·         Воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы на пришкольном участке, цветниках, в учебной мастерской.

Основные направления коррекционной работы

·         Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

·         Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико - фонематических представлений, формирование звукового анализа.

·         Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

3

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

·         Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно - образного мышления;

- развитие словесно - логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).

·         Коррекция нарушений в развитии эмоционально - личностной сферы:

- развитие навыков адекватного общения.

·         Развитие речи, овладение техникой речи.

·         Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Технологии обучения

Традиционные технологии:

·         объяснительно - иллюстративные

Педагогические технологии на основе личностно - ориентированного подхода:

·         Исследовательская (проблемно - поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

·         Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

·         Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. 

·         Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. 

·         Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

·         Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Общая характеристика учебного предмета

Декоративное цветоводство, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Iвариант, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету определяется содержанием и структурой учебного предмета и обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

   Цель уроков   «Цветоводства и декоративного садоводства» - направленность на социализацию детей, коррекция и формирование знаний, умений и навыков,

4

ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в

озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних культур, комнатных растений, научить их приёмам выращивания.

    Занятия по цветоводству направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

На реализацию программы предусмотрено 350 часов, т.е. 10 часов в неделю.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

·         Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

·         Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

·         Адекватные представления о собственных возможностях;

·         Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия;

·         Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·         Социально значимые мотивы учебной деятельности;

·         Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·         Бережное отношение к культурно – историческому наследию родного края и страны;

·         Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

·         Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

·         Адекватное восприятие замечаний сверстников и учителя.

·         Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

·         Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии.

·         Умение работать с информацией (понимать изображение, текст).

·         Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач.

·         Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели.

·         Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность.

·         Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

·         Умение наблюдать, понимать изображение, составлять рассказ -описание увиденного.

·         Умение самостоятельно выполнять учебные задания.

·         Умение выделять главное в предложенной информации.

·         Формирование навыков монологического высказывания.

·         Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

·         Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

5

·         Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;

·         Осознание необходимости общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

·         Определять на глаз количество деленок;

·         Подготавливать почву и растения к посадке;

·         Осуществлять осенний, весений уход за кустарниками;

·         Определять растения для сбора семян;

·         Фасовать семена по пакетам;

·         Самостоятельно выбирать приемы ухода за комнатными растениями;

·         Пользоваться мерными инструментами;

·         Пользоваться садовыми ножницами;

·         Выполнять стачной шов и шов вподгибку с закрытым срезом при изготовлении тары для хранения крупных партий семян;

·         Распознавать органы цветкового растения;

·         Распознавать элементы цветочного оформления, планировать размещение клумбы

·         Выращивать однолетние и многолетние растения.

Метапредметные результаты

Базовые учебные действия

Регулятивные учебные действия

Обучающиеся научатся:

·         Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·         Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

·         Планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;

·         Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты;

·         Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

·         Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

·         Соблюдать нормы и правила безопасности познавательно - трудовой деятельности;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные учебные действия

Обучающиеся научатся:

·         Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах и в предложенных учителем других источниках);

·         Организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

·         Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

·         Добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;

·         Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные учебные действия

Обучающиеся научатся:

·         Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению

6

 

к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·         Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

·         Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·         Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

·         Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

·         Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

·         Слушать и понимать речь других людей.

Развитие жизненной компетенции

·         Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

·         Овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

·         Овладение навыками коммуникации;

·         Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно -пространственной организации;

·         Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 

Содержание учебного предмета

                                                         9 класс

Вводное занятие - 4 часа

 

Состояние цветников, газонов, посадок кустарника на пришкольном участке. Рабочие специальности: озеленитель и цветовод; значение, обязанности, условия труда.

Практические работы. Оценка состояния цветников, газонов, посадок кустарника на пришкольном участке.

 

Цветоводство. Осенний уход за цветником  - 12 час.

 

Объект работы: цветник.

Теоретические сведения. Характеристика цветника по элементам цветочного оформления и подбору растений. Оценка состояния растений.

Приемы осеннего ухода за цветником.

Умение. Описание видового состава растений цветника.

Практические работы. Удаление сломанных и засохших растений и их частей из цветника.

Дополнительная подвязка растений.

Оправка границ клумб.

Уборка мусора.

 

Выкопка корнеклубней георгина – 9 час.

 

Объект работы: георгин.

 

7

Теоретические сведения. Георгин — незимующий многолетник: строение растения, размножение.

Сроки уборки корнеклубней георгина.

 

Практические работы. Удаление всех цветков с растения (оставление стеблей и листьев) за неделю до выкопки. Подкапывание кустов георгина со всех сторон. Выемка кома с

корнеклубнями без малейших повреждений. Срезка стеблей, оставление пеньков высотой 10 см. Промывка корнеклубней розовым раствором марганцево-кислого калия. Укладка в ящики и постановка на просушку в течение двух недель. Установка ящиков в сухой подвал. Наблюдение за хранением.

 

Пересадка маточного растения хризантемы – 9 час.

 

Объект работы: хризантема.

Теоретические сведения. Хризантема — незимующее многолетнее цветковое растение: основное использование в цветоводстве, разнообразие видов по величине, окраске и форме соцветий, время цветения, размножение. Сроки выкопки и хранение маточных кустов.

 

Умение. Выращивание хризантемы.

 

Практические работы.  Подготовка цветочного горшка или ящика для пересадки хризантемы. Заполнение горшка или ящика земляной смесью. Выбор маточного растения, срезка с него цветов. Обрезка стеблей маточного растения на высоту 10—15 см от земли. Выкопка и посадка маточника в горшок или ящик. Установка горшка или ящика в светлое холодное помещение (температура от +4° до +6°). Умеренный полив.

 

0

Декоративное  садоводство  –  20 час.

 

Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении.

 

Объект работы: дерево и кустарник.

 

Теоретические сведения. Признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников. Способы засушивания листьев для изготовления гербария. Правила безопасной работы с шестом для сгибания веток. Способы сбора плодов с высоких деревьев и кустарников.

 

Умение. Работы с шестом для сбора плодов с высоких деревьев. Изготовление гербария.

 

Практические работы. Сбор листьев с изучаемых деревьев и кустарников. Укладка листьев между листами газет под пресс. Сбор плодов и семян. Укладка их в картонные коробки с этикетками, где указаны названия деревьев или кустарников. Сбор плодов с высоких деревьев при помощи шеста с крючком для нагибания веток. Просушка плодов и семян. Перетирка сочных плодов, выделение семян и просушка.

Сушка сочных плодов для гербария. Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников: прикрепление на лист картона высохших листьев, безлистных побегов, плодов и семян от каждого из изучаемых деревьев и кустарников.

 

 

 

8

Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников –  20 час.

 

Объект работы: дерево, кустарник.

 

Теоретические сведения. Подготовка территории к озеленению. План размещения кустарников и деревьев на пришкольном участке. Способы разметки мест посадки. Размеры ям и траншей под посадку стандартных саженцев деревьев и кустарников. Размеры ям для 3—5-летних саженцев. Ручной и механизированный способы выкопки ям и траншей. Расстояния между ямами.

 

Умение. Выращивание дерева и кустарника.

 

Практические работы. Уборка мусора с участка для озеленения (удаление крупных сорняков или предварительная вспашка). Разметка линий траншей и мест посадок деревьев с помощью измерительной ленты, шнура и колышков. Выкопка ям и траншей. Внесение в ямы органических удобрений.

 

Посадка дерева и кустарника – 24 час.

 

Объект работы. Дерево и кустарник.

 

Теоретические сведения. Строение саженца дерева или кустарника: расположение корневой шейки, корни вертикальные и горизонтальные. Правила посадки дерева и кустарника. Соответствие возраста и величины саженца и размера ямы.

 

Практические работы. Посадка дерева: выкопка ямы, насыпка верхнего слоя почвы в яму, перемешивание почвы с органическим удобрением, установка кола, формирование холмика в яме, установка саженца на холмик, расправление корней, засыпка почвой, уплотнение почвы вокруг саженца ногами, проверка расположения корневой шейки, полив, подвязка ствола к колу, мульчирование торфяной крошкой. Посадка кустарника: расстановка в траншее, расправление корней, засыпка почвой, уплотнение почвы ногами, полив, мульчирование.

 

Практическое повторение – 16 час.

 

Виды работы. Заготовка компонентов земляных смесей. Осенние работы в цветнике. Осенний уход за кустарниками. Сбор семян цветковых растений.

 

Самостоятельная работа

 

Выкопка ямы в соответствии с размеров саженца дерева. Посадка дерева.

 

 

Цветоводство – 16 час.

 

Теоретические сведения. Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте

Объект работы: роза.

Теоретические сведения. Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на зиму: группы, подготовка к укрытию, сроки укрытия.

 

 

9

Практические работы. Срезка невызревших побегов с розы. Удаление листьев с растения. Окучивание розы на высоту 20—25 см. Укладка елового лапника возле куста. Пригибание стеблей и укрытие их лапником: насыпка поверх лапника листьев или устройство над ним каркаса с затянутым рубероидом.

 

Горшечные цветковые растения – 15 час.

 

Объект работы: кальцеолярия, цинерария.

 

Теоретические сведения. Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта: виды (цикламен, кальцеолярия, примула, цинерария и др.) общая характеристика, условия выращивания, использование. Сроки цветения.

 

Умение. Размножение горшечных цветочных растений.

 

Практические работы. Подготовка земляных смесей для выращивания кальцеолярии, цинерарии и др.

Заполнение 13-сантиметрового горшка земляной смесью. Пересадка рассады кальцеолярии и цинерарии в цветочные горшки. Размещение горшков в прохладном светлом помещении (температура от +4° до +6°).

Редкий полив. С февраля постепенное повышение температуры. При появлении бутонов подкормка.

 

Декоративное  садоводство – 5 час.  

 

Виды зеленых насаждений

 

Теоретические сведения. Зеленые насаждения: виды (общего и ограниченного пользования),  значение (санитарно-гигиеническое, культурно - просветительское, архитектурно - художественное). Деревья и кустарники в парке,  лесопарке, саду, сквере, виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночный, живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.

Экскурсия. Парк, лесопарк, скверы, озелененная территория предприятия или учреждения, ознакомление с видами посадок и их составом.

 

Деревья и кустарники лиственных пород  - 7 час.

 

Теоретические сведения. Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные. Двойное название деревьев и кустарников. Ознакомление с местными деревьями и кустарниками, которые принадлежат к следующим семействам: ивовые (ива белая, тополь бальзамический), березовые (береза бородавчатая), чубушниковые (чубушник обыкновенный), розоцветные (пузыреплодник калинолистный, рябина обыкновенная, кизильник блестящий, спирея острозубчатая, боярышник кроваво - красный и черноплодный, шиповник морщинистый, роза собачья), кленовые (клен остролистный и татарский), липовые (липа мелколистная и крупнолистная), маслинные (сирень обыкновенная, ясень обыкновенный), жимолостные (жимолость татарская, калина обыкновенная, снежноягодник кистецветный).

Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений. Защита зеленых насаждений.

 

Наглядное пособие. Цветные изображения изучаемых деревьев и кустарников.

10

Упражнения. Определение дерева и кустарника по листьям, плодам, побегам коры, форме кроны и другим отличительным признакам. Составление гербария из засушенных ранее листьев, плодов, побегов.

 

Экскурсия. Парк.

 

Умение. Распознавание деревьев по цвету коры и ветвям.

 

Зимние работы в парке – 4 час.

 

Объект работы. Парк.

 

Теоретические сведения. Виды зимних работ в парке.

 

Практические работы. Расчистка дорожек. Набрасывание снега на укрытия роз и на молодые посадки некоторых зимующих многолетних цветковых растений.

 

Практическое повторение – 2 час.

 

Виды работы. Заготовка компонентов земляных смесей. Ремонт дорожек и площадок. Осенний уход за кустарниками.

 

Самостоятельная работа

Выполнение заданий на распознавание основных местных древесных пород.

Цветоводство – 7 час.

 

Производственная классификация цветковых растений

 

Теоретические сведения. Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве. Цветковые растения открытого и закрытого грунта. Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.

Красивоцветущие и декоративнолиственные, горшечные и выгоночные растения, а также грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, калла, гербера и др.). Общие признаки групп цветковых растений. Краткая характеристика некоторых представителей этих групп.

 

Умение. Классификация растения по словесному описанию, рисунку, названию.

 

Упражнения. Классификация изученных ранее растений. Определение принадлежности к той или иной классификационной группе растения по словесному описанию, рисунку, названию.

 

Черенкование хризантемы – 10 час.

 

Объект работы. Хризантема.

 

Теоретические сведения. Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная). Размножение многолетней хризантемы. Черенкование хризантемы, сроки, правила. Земляная смесь для укоренения черенков хризантемы.

11

Практические работы. Наблюдения за отрастанием молодых побегов на маточном растении хризантемы. Подготовка земляной смеси (смешивания перегноя с торфяной крошкой). Насыпка земляной смеси в посадочный ящик. Присыпка слоем чистого крупно

зернистого песка. Полив, срезка черенка близко под листом. Удаление нижнего листа. Немедленная посадка черенка в ящик на расстоянии 3—4 см один от другого. Ежедневное опрыскивание  водой (два—три раза в день). Притенение в первую неделю,  поддержание

умеренной температуры (+15°). Срезка черенков, пасынкование по мере отрастания побегов.  Прищипка верхушки и пинцировка боковых побегов у мелкоцветной хризантемы. Поливы.

 

Выращивание георгина – 10 час.

 

Объект работы. Георгин.

 

Теоретические сведения. Оценка состояния перезимовавших корнеклубней георгина.

Выращивание. Условия для корнеклубней. Способы посадки. Приёмы выращивания.

 

Практические работы. Выемка корнеклубней георгина из подвала. Осмотр, выбраковка больных корнеклубней. Укладка здоровых корнеклубней в ящик для проращивания. Наблюдения за появлением ростков. Подготовка посадочного ящика, (просушивание, заполнение почвой). Деление корнеклубней (разрезание острым ножом так, чтобы в каждой деленке было два—три ростка и часть стебля). Присыпка места разреза толченым углем. Посадка деленок в ящики с почвой. Заделка корнеклубней наполовину.

Умеренный полив. Поддержание пониженной температуры. Закалка деленок перед высадкой в открытый грунт.

 

Декоративное садоводство – 10 час.

 

Красивоцветущие кустарники

 

Объект работы. Кустарник красивоцветущий.

 

Теоретические сведения. Кустарник красивоцветущий: виды (роза, сирень, чубушник, калина стерильная и др.). Декоративные качества видов, использование в озеленении. Роза: виды (садовая, парковая, дикорастущая), отличительные признаки (шипы на побегах, яркая зелень, крупные цветки, ярко окрашенные плоды). Морозостойкость дикорастущей розы. Парковые розы. Отличие культурных роз от дикорастущих.

Сирень: виды, отличительные признаки. Калина стерильная (бульдонеж): отличительные признаки, свойства (приспособленность к городским условиям). Чубушник тонколистный: свойства, отличительные особенности.

Уход за кустарниками.

 

Упражнение. Определение вида кустарника без листьев и с листьями по внешним признакам.

 

Практические работы. Обрезка сухих стеблей с кустов. Прореживание посадок. Обрезка побегов. Перекопка почвы вокруг кустов.

 

 

 

 

12

Стили садово-паркового строительства - 5 час.

 

Теоретические сведения. Строение парка: стиль (регулярный, пейзажный и смешанный),

характеристика стилей. Элементы цветочно-декоративного оформления в регулярном, пейзажном и смешанном стилях садово - паркового строительства. Типичный парк культуры и отдыха в России. Составные части, устройство, оформление.

 

Экскурсия. Парк. Определения стиля устройства.

 

Умение. Распознавание парковых стилей.

 

Упражнение. Определение паркового стиля по изображению.

 

Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении – 3 час.

 

Теоретические сведения

Местные хвойные деревья и кустарники: виды (ель голубая, пихта, туя, можжевельник высокий), внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении.

 

Экскурсия. Парк. Ознакомление с хвойными деревьями и кустарниками. Сбор веточек ели, туи, можжевельника (если таковые есть).

 

Упражнение. Определение вида хвойного дерева и кустарника по отличительным признакам.

 

Ранневесенний уход за деревьями и кустарниками – 5 час.

 

Объект работы. Дерево. Кустарник.

 

Теоретические сведения. Значение ранневесеннего ухода за зелеными насаждениями. Виды обрезки деревьев и кустарников: формовочная, санитарная, омолаживающая. Применение того или иного вида обрезки.

 

Практические работы. Устройство отдушин на укрытиях роз. Снятие укрытий. Обрезка и прореживание кустарников. Перекопка почвы.

 

Практическое повторение – 6 час.

 

Виды работы. Зимние работы в парке и сквере. Заготовка компонентов земляных смесей. Посев и пикировка однолетних цветковых растений. Уход за комнатными растениями.

 

Самостоятельная работа

Черенкование хризантем или  обрезка кустарников, определение вида хризантемы.

 

 Цветоводство – 42 час.

 

 Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения (6 час.)

 

 

 

13

Теоретические сведения. Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях.       Цветковые растения для озеленения недостаточно освещенного прохладного помещения (аспидистра, аспарагус, хлорофитум, кливия, плющ, традесканция, сансивьерия, папоротники (нефролепис, терис) и др.).

Растения для озеленения помещения с повышенной температурой воздуха (от +20° до +22°) (бегония, антуриум, монстера, драцена, паперомия,  кринуш и др.).

Растения, наиболее подходящие для светлого помещения с сухим воздухом (кактусы, алоэ, каланхое и др.).

 

Умение. Распознавание видов комнатных вечнозеленых растений.

 

Упражнения. Определение вида вечнозеленого растения. Подбор цветковых растений для озеленения помещений с различными климатическими условиями.

 

Выращивание хризантемы  (16 час.)

 

Объект работы. Хризантема.

 

Теоретические сведения. Требования растений хризантем к условиям выращивания. Разница между выращиванием крупноцветной хризантемы и мелкоцветной на срезку. Главные операции при уходе за хризантемами: полив, подкормка, подвязка стеблей.

 

Практические работы. Подготовка почвы под посадку хризантемы: внесение навоза, торфа и минеральных удобрений, глубокое вскапывание почвы. Проращивание черенков. Разделка гряд отдельно для крупноцветной и мелкоцветной хризантем. Разметка посадочных рядков. Выкопка лунок (для крупноцветной хризантемы на расстоянии 10 см, для мелкоцветной — на 30 см). Высадка хризантем в лунки, полив, уплотнение почвы вокруг растений. Подкормка раствором минеральных удобрений. Постоянное пасынкование крупной хризантемы. Прищипка верхушки и пинцировка боковых побегов у мелкоцветной хризантемы. Поливы.

 

Выращивание георгина   (20 час.)

Объект работы. Георгин.

 

Теоретические сведения. Георгин: биологические особенности, декоративные качества. Разнообразие форм и окраски цветков. Подготовка почвы под посадку георгина и удобрения. Сроки высадки подросших растений в открытый грунт. Расстояния между рядами и между растениями в ряду при посадке. Уход за растениями, если выращиваются на срезку и в групповой или одиночной посадке на клумбе или на газоне.

 

Практические работы. Равномерное разбрасывание перегноя или компоста на участке. Вскапывание почвы на глубину 25—27 см. Разрыхление, выравнивание почвы.

    Разметка рядков на расстоянии 0,75—1 м между друг другом. Разметка лунок в рядках на расстоянии 0,5 м друг от друга.

    Выкопка лунки глубиной 25 см, шириной 20 см. Раскладка в лунки перегноя и суперфосфата (20 г на лунку). Смешивание перегноя и суперфосфата в лунке с почвой, формовка холмика.

    Посадка подросших растений георгина на холмик. Засыпка подземной части растения так, чтобы нижняя часть стебля была на 2—3 см ниже поверхности почвы. Обильный полив.

14

    Удаление лишних побегов. Расстановка высокого кола возле каждого растения.     Подвязка стеблей по мере их подрастания. Периодический полив.  

    Подкормка раствором коровяка или полного минерального удобрения из расчета 40 г на ведро воды.

    Удаление нижних боковых побегов и самых нижних листьев. Рыхление почвы. Удаление нижних бутонов.

 

 

Декоративное садоводство – 23 час.

 

Стандартные саженцы (8 час.)

 

Теоретические сведения. Строение саженца дерева: расположение корневой шейки, виды корня (горизонтальный и вертикальный). Правила посадки саженцев. Понятие стандартный саженец дерева.

Выращивание саженцев в питомнике. Выкопка, упаковка и транспортировка саженцев.

 

Практические работы. Насыпка в подготовленную яму почвы холмиком. Установка кола. Установка саженца на холмик. Расправление корней, выравнивание в ряду. Засыпка корней почвой, уплотнение ногами.

Полив. Подвязка к колу.

 

Устройство садовых дорожек и площадок  (15 час.)

 

Объект работы. Садовая дорожка и площадка.

 

Теоретические сведения. Формы и размеры садовой дорожки и площадки. Требования к дорожке и площадке в парке, сквере, саду, цветнике.

    Основания и покрытия садовой дорожки и площадки. Глубина выемки грунта при устройстве дорожки и площадки на различных основаниях.

     Стройматериалы для устройства дорожки и площадки. Разбивка дорожки.  Механизация работ при устройстве дорожки в парке, сквере, саду.

    Уход за садовой дорожкой.

 

Практические работы. Протягивание шнура. Выкопка по шнуру мелких канавок для границ дорожки.

    Выемка грунта по всей площади дорожки.

    Насыпка шлака в качестве основания дорожки или другого подобного материала.

Полив всей поверхности дорожки. Утрамбовка дорожки. Устройство уклонов по краям дорожки.

     Насыпка слоя щебня или гальки. Полив, утрамбовка.

    Верхнее покрытие дорожки крупно зернистым песком, мелким гравием, гранитной или кирпичной крошкой.

Уход за дорожкой: подсыпка гравия и песка в выбоины, полив.

 

Уход за газоном – 13 час.

 

Объект работы. Газон.

Теоретические сведения. Приемы ухода за газонами.

   

15

Бытовая газонокосилка, с электрическим приводом: устройство рабочих органов, правила работы, заправка горючим, пуск двигателя. Правила безопасной работы.

    Сроки стрижки газона. Другие приемы ухода.

 

Умение. Работа газонокосилкой, садовыми ножницами.

 

Практические работы. Подготовка газонокосилки к работе.

Стрижка газона с помощью газонокосилки.

   Ручная стрижка небольшого газона садовыми ножницами.

Уборка скошенной травы. Полив газона и прикатывание катком. Оформление границ газона.

 

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены - 12 час.

 

Теоретические сведения. Личная гигиена. Здоровый режим дня.

Простудные заболевания: причины их возникновения, меры предупреждения.

Роль производственной гимнастики.

Гнойничковые заболевания; причины возникновения, меры предупреждения.

Режим питания.

Чистота тела и одежды. Гигиенические требования к одежде и уход за ней. Производственная санитария. Санитарное законодательство и санитарный надзор. Краткая санитарно - гигиеническая характеристика условий труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии.

 

Охрана труда и правила безопасной работы – 5 час.

 

Теоретические сведения. Основные положения законодательства об охране труда. Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии.

Пожарная безопасность.

Правила безопасной работы на производственном участке.

 

Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве - 6 час.

 

Теоретические сведения. Машины для сплошной обработки почвы.

Тракторный ямокопатель. Машины и механизмы для скашивания травы и стрижки газонов.

Моторная газонокосилка: назначение, общее устройство и принцип действия. Механизация полива цветников и газонов.

 

Экскурсия.

Объект цветоводческого хозяйства. Объект озеленительного хозяйства. Ознакомление с

машинами и механизмами.

Практическое повторение – 30 час.

Виды работы. Высадка рассады однолетних цветковых растений в цветник. Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями. Весенний уход за кустарниками. Посадка кустарников.

Самостоятельная работа

 

Разметка места посадки дерева, выкопка ямы, посадка дерева.

16


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 имени

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по профессионально – трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по профессионально – трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа определяет содержание предмета и последовательность её изучения, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант

Программа определяет содержание предмета и последовательность её изучения, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант

Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно - образного мышления; - развитие словесно - логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями,…

Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно - образного мышления; - развитие словесно - логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями,…

Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних культур, комнатных растений, научить их приёмам выращивания

Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних культур, комнатных растений, научить их приёмам выращивания

Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности; ·

Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности; ·

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; ·

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; ·

Теоретические сведения. Георгин — незимующий многолетник: строение растения, размножение

Теоретические сведения. Георгин — незимующий многолетник: строение растения, размножение

Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников – 20 час

Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников – 20 час

Практические работы. Срезка невызревших побегов с розы

Практические работы. Срезка невызревших побегов с розы

Упражнения. Определение дерева и кустарника по листьям, плодам, побегам коры, форме кроны и другим отличительным признакам

Упражнения. Определение дерева и кустарника по листьям, плодам, побегам коры, форме кроны и другим отличительным признакам

Практические работы. Наблюдения за отрастанием молодых побегов на маточном растении хризантемы

Практические работы. Наблюдения за отрастанием молодых побегов на маточном растении хризантемы

Стили садово-паркового строительства - 5 час

Стили садово-паркового строительства - 5 час

Теоретические сведения. Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях

Теоретические сведения. Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях

Удаление лишних побегов. Расстановка высокого кола возле каждого растения

Удаление лишних побегов. Расстановка высокого кола возле каждого растения

Бытовая газонокосилка, с электрическим приводом: устройство рабочих органов, правила работы, заправка горючим, пуск двигателя

Бытовая газонокосилка, с электрическим приводом: устройство рабочих органов, правила работы, заправка горючим, пуск двигателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020