Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа г. Новосокольники»
«Рассмотрено» Протокол заседания МСШ №__ от «__» августа 20__ г. Председатель ШМС ___________ Шедченкова Т.А. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР «__» августа 20__ г.
____________Николаева О.Ю. |
«Утверждаю» Директор школы
________________Кубло С.А. Приказ №_________ от «__» августа 20__г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
для 1 класса
Составитель:
ШМО учителей начальной школы
Новосокольники
1. Планируемые результаты изучения предмета
Предметные результаты изучения учебного предмета «Развитие речи» должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению русского языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Предметные результаты освоения ООП начального общего образования
Филология
1. Формирование стремления к правильной устной и письменной речи с
учетом психического развития ребенка.
2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач.
3. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
4. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
способности к осмысленному чтению и письму.
5. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
6. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребенка.
7. Формирование умения производить фонетический разбор слова и производить звуко-буквенный разбор слогов и слов.
8. Формирование умения распознавать парные согласные, распознавать согласные сходные по артикуляционно-акустическим свойствам.
2. Содержание учебного предмета
Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.
Слово
Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв.
Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.
Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.
Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ раздела |
Тема |
Кол-во часов |
Контрольные работы |
1 |
Предложение |
2 |
|
|
Понятие о предложении. |
1 |
|
|
Интонационная законченность предложения. |
1 |
|
2 |
Слово |
4 |
|
|
Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». |
1 |
|
|
Слова, обозначающие предмет. |
1 |
|
|
Слова, обозначающие действия предмета. |
1 |
|
|
Слова, обозначающие признак предмета. |
1 |
|
3 |
Слоговой анализ и синтез слов |
2 |
|
|
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. |
1 |
|
|
Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. |
1 |
|
4 |
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов |
2 |
|
|
Определение количества и места звуков в слове. |
1 |
|
|
Соотношение между буквами и звуками в слове. |
1 |
|
5 |
Ударение |
4 |
|
|
Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. |
1 |
|
|
Место ударения в слове. |
1 |
|
|
Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
|
|
Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. |
1 |
|
6 |
Гласные и согласные звуки |
6 |
|
|
Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. |
1 |
|
|
Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. |
1 |
|
|
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
1 |
|
|
Твердые и мягкие согласные. |
1 |
|
|
Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. |
1 |
|
|
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. |
1 |
|
7 |
Звонкие и глухие согласные |
10 |
|
|
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. |
1 |
|
|
Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. |
1 |
|
|
Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах |
1 |
|
|
Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. |
1 |
|
|
Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях |
1 |
|
|
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. |
1 |
|
|
Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. |
1 |
|
|
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях |
1 |
|
|
Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях. |
1 |
|
11 |
Сонорные согласные
|
|
|
|
Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. |
1 |
|
12 |
Развитие связной речи |
3 |
|
|
Обучение последовательному пересказу по вопросам. |
1 |
|
|
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. |
1 |
|
|
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. |
1 |
|
|
Всего: |
33 |
|
4. Коррекционная работа.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Коррекция и развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Технологии индивидуальной поддержки учащихся:
· Дифференциация учебного материала через разную степень помощи учителя: одни получают полный алгоритм выполнения задания, другие только основные моменты, на которые следует обратить внимание при выполнении задания.
· Игровые технологии (использование дидактических игр)
· Технология знаковых моделей при объяснении материала (схемы, таблицы, памятки-подсказки)
· Технология моделирования (придумывание аналогичного задания для лучшего понимания и закрепления)
· Личностно-ориентированное обучение (включение в урок заданий развивающего характера, опирающиеся на разные анализаторы; ученик не просто списывает, читает, отвечает, но и активно включает работу психологических функций)
Содержание программного материала определяется образовательными программами, реализуемыми в МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники», УМК «Школа России». Таким образом, из данных программ взяты основные базовые темы, которыми должен овладеть к ученик к концу учебного года и обучения в начальной школе.
Уроки имеют практическую направленность. Теоретический материал дается в виде разъяснений и отрабатывается на большом количестве практических упражнений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.