АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для 1 класса
Оценка 4.8

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для 1 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
дефектология
1 кл
14.05.2022
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для 1 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся с ЗПР (вариант 7.2)
АРП Развитие речи 1 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа г. Новосокольники»

 

 

«Рассмотрено»

Протокол заседания МСШ №__

от «__» августа 20__ г.

Председатель ШМС

___________ Шедченкова Т.А.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

«__» августа 20__ г.

 

____________Николаева О.Ю.

«Утверждаю»

Директор школы

 

________________Кубло С.А.

Приказ №_________

от «__» августа 20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

для 1 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

ШМО учителей начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосокольники

 

1. Планируемые результаты изучения предмета

 

Предметные результаты изучения учебного предмета «Развитие речи» должны отражать:

 

1)         формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)         формирование интереса к изучению русского языка;

3)         овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

5)         овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6)         формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

 

Предметные результаты освоения ООП начального общего образования

Филология

1. Формирование стремления к правильной устной и письменной речи с

учетом психического развития ребенка.

2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского

литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и

правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства

для успешного решения коммуникативных задач.

3. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение

использовать знания для решения познавательных, практических и

коммуникативных задач.

4. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,

способности к осмысленному чтению и письму.

5. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для

решения соответствующих возрасту житейских задач.

6. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне,

соответствующем возрасту и развитию ребенка.

7. Формирование умения производить фонетический разбор слова и производить звуко-буквенный разбор слогов и слов.

8. Формирование умения распознавать парные согласные, распознавать согласные сходные по артикуляционно-акустическим свойствам.

 

 

2. Содержание учебного предмета

 

Предложение

Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.

Слово

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

Слоговой анализ и синтез слов

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква смыслоразличитель. Различие звуков и букв.

Ударение

Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

Гласные и согласные звуки

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Звонкие и глухие согласные

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

Сонорные согласные

Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.

Развитие связной речи

Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

раздела

Тема

Кол-во

часов

Контрольные работы

1

Предложение

2

 

 

Понятие о предложении.

1

 

 

Интонационная законченность предложения.

1

 

2

Слово

4

 

 

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение».

1

 

 

Слова, обозначающие предмет.

1

 

 

Слова, обозначающие действия предмета.

1

 

 

Слова, обозначающие признак предмета.

1

 

3

Слоговой анализ и синтез слов

2

 

 

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

 

 

Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги.

1

 

4

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов

2

 

 

Определение количества и места звуков в слове.

1

 

 

Соотношение между буквами и звуками в слове.

1

 

5

Ударение

4

 

 

Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком.

1

 

 

Место ударения в слове.

1

 

 

Смыслоразличительная роль ударения.

1

 

 

Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

1

 

6

Гласные и согласные звуки

6

 

 

Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов.

1

 

 

Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных.

1

 

 

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

 

 

Твердые и мягкие согласные.

1

 

 

Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных.

1

 

 

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

1

 

7

Звонкие и глухие согласные

10

 

 

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных.

1

 

 

Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов.

1

 

 

Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах

1

 

 

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях.

1

 

 

Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях

1

 

 

Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в'].

1

 

 

Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях.

1

 

 

Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях

1

 

 

Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

1

 

11

Сонорные согласные

 

 

 

 

Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.

1

 

12

Развитие связной речи

3

 

 

Обучение последовательному пересказу по вопросам.

1

 

 

Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.

1

 

 

Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

1

 

 

Всего:

33

 

 

 

 

4. Коррекционная работа.

 

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6. Коррекция и развитие речи.

7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

 

Технологии индивидуальной поддержки учащихся:

·         Дифференциация учебного материала через разную степень помощи учителя: одни получают полный алгоритм выполнения задания, другие только основные моменты, на которые следует обратить внимание при выполнении задания.

·         Игровые технологии (использование дидактических игр)

·         Технология знаковых моделей при объяснении материала (схемы, таблицы, памятки-подсказки)

·         Технология моделирования (придумывание аналогичного задания для лучшего понимания и закрепления)

·         Личностно-ориентированное обучение (включение в урок заданий развивающего характера, опирающиеся на разные анализаторы; ученик не просто списывает, читает, отвечает, но и активно включает работу психологических функций)

Содержание программного материала определяется образовательными программами, реализуемыми в МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники», УМК «Школа России». Таким образом, из данных программ взяты основные базовые темы, которыми должен овладеть к ученик к концу учебного года и обучения в начальной школе.

Уроки имеют практическую направленность. Теоретический материал дается в виде разъяснений и отрабатывается на большом количестве практических упражнений.

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа г

Планируемые результаты изучения предмета

Планируемые результаты изучения предмета

Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги

Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № раздела

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № раздела

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']

Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии)

Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии)