Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _______/Боденова Е.М./ Протокол № 1 от 27.08.2020 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УР: ___________/Лайпанова В.Л./ от «27» 08. 2020 г.
|
Утверждаю Директор школы: ____________/Остапенко Е.А./ Приказ № 203 от «28» 08.2020 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
(для обучающихся с умственной отсталостью Вариант 1)
Боденова Елена Михайловна, 1 кв. категория
Ф.И.О., категория
по русскому языку – 7 класс
предмет, класс
Количество часов за год: 136, в неделю: 4 ч
Рабочая программа составлена на основе авторской программы:
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 7-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011г.
г.Городовиковск 2020г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г., допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
· Учебник «Русский язык», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253С изменениями на 26 января 2016 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17 учебный год»;
· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
· Учебный план МКОУ «Городовиковская СОШ №2» на 2020– 2021 учебный год
Из расчета 4 часа в неделю; 34учебных недели, всего – 136 часов.
В школе для детей c нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка обучающихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей обучающихся конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Школьникам в 7 классе прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
II. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
· Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения.
· Названия частей речи, их значение.
· Наиболее распространенные правила написания слов.
Обучающиеся должны уметь:
· Писать под диктовку текст, применять правила написания слов.
· Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
· Различать части речи.
· Писать изложение и сочинение.
· Строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение.
· Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· Связно высказываться устно и письменно.
· Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.
· Оформлять деловые бумаги.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение русского языка для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы направлено на достижение следующих целей: -
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
· воспитание интереса и любви к русскому языку; -
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
· обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -
· освоение знаний о русском языке, его устройстве;
· об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; -
· формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения;
· умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты Минимальный уровень:
· знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
· разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
· образование слов с новым значением с опорой на образец;
· представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению;
· использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
· составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
· установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
· нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
· нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации;
· нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
· участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
· выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
· оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
· письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
· составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
· знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
· разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
· дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
· определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
· нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
· пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
· составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
· установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
· нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
· составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
· различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
· отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
· отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
· выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
· оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
· письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
IV. Формы контроля:
диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.
V. Содержание учебного предмета
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Повторение |
7 |
2. |
Слово. Состав слова. |
21 |
3. |
Части речи. Имя существительное |
16 |
4. |
Имя прилагательное |
20 |
5. |
Местоимение |
19 |
6. |
Глагол |
26 |
7. |
Предложение |
15 |
8. |
Повторение изученного в 7 классе |
12 |
9. |
итого |
136 |
VI. Календарно-тематическое планирование
7 класс русский язык
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Дом/зад. |
|
Повторение. Предложение. |
|
|
|
1. |
|
Повторение. Звуки и буквы. Текст. |
1 |
|
2. |
|
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. |
1 |
2 упр. |
3. |
|
Разделительный мягкий(ь) и твердый (ъ) знаки в словах. |
1 |
5 упр |
4. |
|
Правописание безударных гласных в словах. |
1 |
8 упр |
5. |
|
Правописание звонких и глухих согласных в словах. |
1 |
11 упр |
6. |
|
Звуки и буквы. Закрепление знаний |
1 |
14 упр |
7. |
|
Контрольные вопросы |
1 |
|
8. |
Предложение. текст |
Предложения нераспространенные и распространенные. |
1 |
17 упр |
9. |
|
Однородные члены предложения. |
1 |
21 упр |
10. |
|
Распространение предложений однородными членами. |
1 |
22 упр |
11. |
|
Составление предложений с однородными членами |
1 |
26 упр |
12. |
|
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. |
1 |
|
13. |
|
Обращение. Его место в предложении |
1 |
32 упр |
14. |
|
Употребление обращения в диалоге. |
1 |
36 упр |
15. |
|
Предложение. Закрепление знаний.38 упр |
1 |
|
16. |
|
Контрольный диктант |
1 |
|
17. |
Состав слова. |
Корень. Однокоренные слова |
1 |
42 упр |
18. |
|
Приставка |
1 |
44 упр |
19. |
|
Суффикс. |
1 |
48 упр |
20. |
|
Окончание. |
1 |
50 упр |
21. |
|
Безударные гласные в корне |
1 |
54 упр |
22. |
|
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
23. |
|
Правописания в корне |
1 |
58 упр |
24. |
|
Гласные и согласные в приставках. |
1 |
62 упр |
25. |
|
Разделительный твердый (ъ) в после приставок |
1 |
65 упр |
26. |
|
Правописания в корне и приставке. Закрепление знаний |
1 |
69 упр |
27. |
|
Контрольный диктант |
1 |
|
28. |
|
Знакомство со сложными словами. |
1 |
72 упр |
29. |
|
Правописание сложных слов. |
1 |
74 упр |
30. |
|
Образование сложных слов. |
1 |
78 упр |
31. |
|
Состав слова. Закрепление знаний. |
1 |
80 упр |
32. |
|
Контрольные вопросы |
1 |
|
33. |
Части речи. |
Различение частей речи. |
1 |
87 упр |
34. |
|
Образование одних частей речи от других. |
1 |
89 упр |
35. |
Имя существительное |
Имя существительное. Значение в речи |
1 |
91 упр |
36. |
|
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. |
1 |
95 упр |
37. |
|
Род и число имен существительных |
1 |
99 упр |
38. |
|
Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце ( ж, ш, ч, щ) |
1 |
101 упр |
39. |
|
Правописание имен существительных с шипящей на конце |
1 |
105 упр |
40. |
|
Существительные 1-го склонения. |
1 |
107 упр |
41. |
|
Определение склонения существительных по начальной форме. |
1 |
111 упр |
42. |
|
Существительные 2-го склонения. |
1 |
113 упр |
43. |
|
Существительные 3-го склонения. |
1 |
117 упр |
44. |
|
Различение существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений |
1 |
119 упр |
45. |
|
Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения |
1 |
123 упр |
46. |
|
Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием |
1 |
125 упр |
47. |
|
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения. |
1 |
129 упр |
48. |
|
Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения |
1 |
132 упр |
49. |
|
Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения. |
1 |
135 упр |
50. |
|
Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения |
1 |
137 упр |
51. |
|
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения. |
1 |
140 упр |
52. |
|
Текст. Установление последовательности фактов в тексте. |
1 |
144 упр |
53. |
|
Склонение существительных в единственном числе. |
1 |
146 упр |
54. |
|
Существительное. Закрепление знаний. |
1 |
149 упр |
55. |
|
Контрольный диктант. |
1 |
|
56. |
Имя прилагательное |
Имя прилагательное. Значение в речи |
1 |
152 упр |
57. |
|
Описание предмета и его частей. |
1 |
155 упр |
58. |
|
Использование прилагательных для сравнения предметов. |
1 |
158 упр |
59. |
|
Словосочетания с прилагательными. |
1 |
160 упр |
60. |
|
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе |
1 |
164 упр |
61. |
|
Различение окончаний прилагательных в ед. и мн. числе. |
1 |
167 упр |
62. |
|
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. |
1 |
170 упр |
63. |
|
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. |
1 |
173 упр |
64. |
|
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
175 упр |
65. |
|
Изменение прилагательных женского рода по падежам. |
1 |
179 упр |
66. |
|
Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. |
1 |
182 упр |
67. |
|
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. |
1 |
185 упр |
68. |
|
Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. |
1 |
188 упр |
69. |
|
Правописание падежных окончаний прилагательных в ед. числе. |
1 |
191 упр |
70. |
|
Правописание падежных окончаний прилагательных в ед. числе. |
1 |
195 упр |
71. |
|
Прилагательное. Закрепление знаний. |
1 |
198 упр |
72. |
|
Прилагательное. Закрепление знаний. |
1 |
Вопросы стр 155 |
73. |
|
Контрольный диктант |
1 |
|
74.. |
Глагол |
Значение глаголов в речи. |
1 |
203 упр |
75. |
|
Использование глаголов для сравнения предметов. |
1 |
206 упр |
76. |
|
Различение глаголов по временам. |
1 |
209 упр |
77. |
|
Изменение глаголов по временам. |
1 |
212 упр |
78. |
|
Различение глаголов по числам. |
1 |
216 упр |
79. |
|
Изменение глаголов по числам. |
1 |
218 упр |
80. |
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. |
1 |
221 упр |
81. |
|
Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. |
1 |
224 упр |
82. |
|
Время и число глаголов. Закрепление знаний. |
1 |
227 упр |
83. |
|
Текст. Составной план текста. |
1 |
230 упр |
84. |
|
Понятие о неопределенной форме глагола. |
1 |
233 упр |
85. |
|
Правописание глаголов в неопределенной форме. |
1 |
235 упр |
86. |
|
Постановка глаголов в неопределенную форму |
1 |
239 упр |
87. |
|
Использование частицы не в значении отрицания. |
1 |
241 упр |
88. |
|
Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами. |
1 |
245 упр |
89. |
|
Глагол. Закрепление знаний. |
1 |
250 упр |
90. |
|
Глагол. Закрепление знаний. |
1 |
254 упр |
91. |
|
Контрольный диктант. |
1 |
|
92. |
|
Работа над ошибками. |
1 |
|
93. |
Местоимение |
Личные местоимения. |
1 |
256 упр |
94. |
|
Значение личных местоимений в речи. |
1 |
260 упр |
95. |
|
Местоимения 1-го лица. |
1 |
262 упр |
96. |
|
Местоимения 2-го лица. |
1 |
265 упр |
97. |
|
Местоимения 3-го лица. |
1 |
268 упр |
98. |
|
Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по родам. |
1 |
271 упр |
99. |
|
Различение местоимений по лицам и числам. |
1 |
274 упр |
100. |
|
Личные местоимения. Закрепление знаний. |
1 |
276 упр |
101. |
|
Личные местоимения. Закрепление знаний. |
1 |
279 упр |
102. |
|
Контрольные вопросы |
1 |
|
103. |
Предложение. Текст. |
Однородные члены предложения без союза и с союзом и |
1 |
284 упр |
104. |
|
Однородные члены предложения с союзами а, но |
1 |
287 упр |
105. |
|
Однородные члены предложения с союзами и, а, но |
1 |
289 упр |
106. |
|
Обращение. |
1 |
292 упр |
107. |
|
Знаки препинания при обращении. |
1 |
295 упр |
108. |
|
Простое предложение. Закрепление знаний |
1 |
299 упр |
109. |
|
Части сложного предложения. |
1 |
301 упр |
110. |
|
Знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
304 упр |
111. |
|
Составление сложных предложений. |
1 |
308 упр |
112. |
|
Простое и сложное предложения. |
1 |
310 упр |
113. |
|
Контрольный диктант. |
1 |
|
114. |
|
Работа над ошибками. |
1 |
|
115-116. |
Повторение. |
Состав слова. |
2 |
312 упр |
117-118. |
|
Правописание в приставке и корне |
2 |
316 упр |
119-120. |
|
Существительное |
2 |
318 упр |
121-122. |
|
Прилагательное. |
2 |
321 упр |
123-124. |
|
Глагол. |
2 |
325 упр |
125-126. |
|
Местоимение. |
2 |
328 упр |
127-128. |
|
Правописание падежных окончаний имен существительных |
2 |
|
129-130. |
|
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
2 |
|
131-132. |
|
Склонение личных местоимений. |
2 |
|
133-134. |
|
Контрольный диктант. Работа над ошибками |
2 |
|
135-136. |
|
Повторение |
2 |
|
VII. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Русский язык» в 7 классе.
Учебник для 7 класса «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, входящий в состав перечня учебных изданий для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованный Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва «Просвещение» 2013.
А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва, 2011г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.