Пояснительная записка
Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по русскому языку и чтению (письмо) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701; на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык и чтение (письмо): 1—4 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Кириченко Е.Е., Горбачева Т.Н., Олейник Л.В. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 136 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ СШ№1; Рабочей адаптированной (модифицированной) программой учебного предмета. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 4 классе на уроки русского языка и чтения (письмо) по адаптированной программе отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели в 4 классе). В 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному графику МОУ СШ №1 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4 -А классе 4 резервных часа распределены следующим образом: 1 резервный час добавлен в тему «Слово», 1 резервный час – в тему «Предложение», 1 резервный час добавлен в тему «Текст», 1 резервный час -в тему «Повторение».
Срок реализации программы – 1 год.
Программа носит деятельностный характер, ставящий главной целью развитие и коррекцию личности обучающегося и составлена с учётом взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности и позволяет добиться становления личности младшего школьника.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Специфика данного курса заключается в том, что в основу заложена идея реализации единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык – универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Язык усваивается не ради него самого, а как основное средство и способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку.
В процессе обучения русскому языку осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: речи, памяти, внимания. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер.
В программе:
1) Определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык»: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Текст»; овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебного текста. В начальной школе основной стратегической линией становится развивающее и коррекционное обучение, которое позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности.
Методы и формы обучения
Основными методами работы являются объяснение, рассказ учителя, игра, упражнения.
На уроках также рекомендовано использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод (метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
-метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
- частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют);
– создание на уроках проблемной ситуации, поиск правильного ответа.
Формы организации занятий: 1.Урок-путешествие. 2. Урок-игра. 3. Урок-практикум. 4. Урок контроля. 5. Комбинированный урок. 6. Урок изучения нового материала. 7. Урок закрепления. 8. Урок повторения. 9. Интегрированный урок. 10. Урок – сказка.
Формы контроля:
1. Текущий.
2. Фронтальный.
3. Индивидуальный.
4. Итоговый. (Приложение 1)
Приложение 1
Оценивание учебных достижений обучающихся проводится по 5 – бальной системе и по четвертям.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся вспомогательной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2»ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.)
Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения обучающимися материала определенной темы или раздела учебного предмета (не менее 4 контрольных работ в год).
Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.
Контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных в 4 классе —30- 36 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной — тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя — пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» - обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» - обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 8 ошибки.
Оценка «3» - обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» - обучающийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» - обучающийся не смог правильно выполнить ни одного задания.
N п/п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
Тема 1. Повторение (2 часа) |
||||||
1 |
1.1 |
Практическое построение простого предложения. Слова, обозначающие названия, действия и признаки предметов. Составление с ними словосочетаний, предложений. |
1 |
|
|
|
2 |
1.2 |
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Объединение предложений в связное высказывание – текст. Слова, противоположные по значению. |
1 |
|
|
|
Тема 2. Звуки и буквы (15 часов) |
||||||
3 |
2.1 2.2 |
Гласные и согласные звуки и буквы |
2 |
|
|
|
4 |
2.3 |
Алфавит |
1 |
|
|
|
5 |
2.4 2.5 |
Ударение в словах |
2 |
|
|
|
6 |
2.6 2.7 |
Разделительный мягкий знак |
2 |
|
|
|
7 |
2.8 2.9 |
Разделительный твердый знак |
2 |
|
|
|
8 |
2.10 2.11 |
Сочетания гласных с шипящими.
|
2 |
|
|
|
9 |
2.12 |
Тема по развитию речи Семейные обычаи. |
1 |
|
|
|
10 |
2.13 |
Культура речи Правильное произношение твердых и мягких согласных в словах. Произношение ударных слогов в словах. Произношение и запись слов с йотированными, с разделительными мягким и твердым знаками. |
1 |
|
|
|
11 |
2.14 |
Значение слова |
1 |
|
|
|
12 |
2.15 |
Культура речи Употребление в устной и письменной речи близких и противоположных по значению слов Контрольная работа 1 (списывание) |
1 |
|
|
|
Тема 3 Слово (26 часов) |
||||||
13 |
3.1 3.2 |
Анализ к.р. Работа надошибками Слова с двойными согласными |
1 |
|
|
|
14 |
3.3 3.4 |
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов |
2 |
|
|
|
15 |
3.5 3.6
|
Имена собственные |
2 |
|
|
|
16 |
3.7 |
Культура речи |
1 |
|
|
|
17 |
3.8 |
Родственные слова |
1 |
|
|
|
18 |
3.9 |
Тема по развитию речи Трудолюбие. |
1 |
|
|
|
19 |
3.10 |
Культура речи Употребление в речи родственных слов. |
1 |
|
|
|
20 |
3.11 |
Однокоренные слова |
1 |
|
|
|
21 |
3.12 |
Тема по развитию речи Общение дома, в школе, на улице, в общественных местах. Составление диалогов на бытовые темы. |
1 |
|
|
|
22 |
3.13 |
Культура речи Соблюдение формул речевого этикета, культуры общения в устной и письменной речи. |
1 |
|
|
|
23 |
3.14 |
Аудирование Чтение, слушание и понимание сочетаний слов, похожих по значению: книга Коли – Колина книга. |
1 |
|
|
|
24 |
3.15 |
Говорение Приблизительный пересказ прослушанного или прочитанного текста по вопросам, по данному плану и сюжетным рисункам, по плану и опорным словам. |
1 |
|
|
|
25 |
3.16 3.17 |
Имена существительные |
2 |
|
|
|
26 |
3.18 3.19 |
Имена прилагательные |
2 |
|
|
|
27 |
3.20 3.21 |
Глаголы |
2 |
|
|
|
28 |
3.22 |
Тема по развитию речи Роль праздников в жизни человека |
1 |
|
|
|
29 |
3.23 |
Культура речи Употребление в речи слов с определенным лексическим значением. |
1 |
|
|
|
30 |
3.24 |
Аудирование, говорение Восприятие на слух рядов, состоящих из нескольких словосочетаний. Выделение среди слов, обозначающих названия предметов, слов, обозначающих названия действия или признака предмета. Деление прослушанных слов на две группы по указанным учителем признакам. |
1 |
|
|
|
31 |
3.25
|
Предлоги |
1 |
|
|
|
32 |
3.26 |
Комбинированная контрольная работа 2 (диктант с грамматическим заданием) |
1 |
|
|
|
32 |
3.27 |
Анализ к.р. Работа над ошибками Культура речи Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
|
|
|
N п\п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
||||||
По плану |
По факту |
||||||||||
Тема 4. Предложение (10 ч) |
|||||||||||
44 |
4.1 |
Предложения, разные по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Наблюдение за интонацией таких предложений.
|
1 |
|
|
|
|||||
45 |
4.2 |
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Выбор из двух-трех предложений того, что наиболее точно отвечает рисунку, вопросу. Изменение содержания предложения так, чтобы оно точно отвечало рисунку |
1 |
|
|
|
|||||
46 |
4.3 |
Выделение в предложении тех слов, в которых о ком или о чем-то рассказывается, что именно рассказывается. Составление простых предложений по вопросам, рисункам, графическим моделям |
1 |
|
|
|
|||||
47 |
4.4 |
Упорядочивание деформированных предложений. Выполнение практических заданий с предложением (вставить нужное слово, продлить предложение, выделить из предложения определенное слово).
|
1 |
|
|
|
|||||
48 |
4.5 |
Запись предложений под диктовку учителя после предварительного их анализа, без предварительного анализа.
|
1 |
|
|
|
|||||
49 |
4.6 |
Обращение. Интонация предложения с обращением |
1 |
|
|
|
|||||
50 |
4.7 |
Запись самостоятельно составленных предложений, подписи под рисунками, иллюстрациями. Составление поздравительной открытки с использованием слов обращения и вежливости. |
1 |
|
|
|
|||||
51 |
4.8 |
Тема по развитию речи Весеннее пробуждение природы. |
1 |
|
|
|
|||||
52 |
4.9 |
Культура речи Соблюдение формул речевого этикета во время обращения к взрослым, детям. |
1 |
|
|
|
|||||
53 |
4.10 |
Аудирование, говорение Диалогическая речь. Участие в диалоге для получения информации о том, что произошло в классе, когда, где, что где находится. Выражение в процессе диалога пожелания, просьбы. Обращение к детям: Оленька, Володенька. |
1 |
|
|
|
|||||
Тема 5. Текст (13 ч) |
|||||||||||
54 |
5.1 |
Название текста. Подбор заглавий к тексту. Абзацы, их роль в тексте. Объяснение(простые случаи), почему текст разделен на абзацы именно так. |
1 |
|
|
|
|||||
55
|
5.2 |
Придумывание зачина, конца к основной части текс- та, основной части к зачину, концу. Восстановление текста из деформированных составных частей.
|
1 |
|
|
|
|||||
56 |
5.3 |
Тема текста (о ком или о чем рассказывается в тексте). Определение темы текста.
|
1 |
|
|
|
|||||
57 |
5.4 |
Составление текста на заданную тему (под руководством учителя). Определение темы текста по его содержанию, заглавию, плану.
|
1 |
|
|
|
|||||
58 |
5.5 |
Составление плана текста под руководством учителя. Деление текста на части по данному плану.
|
1 |
|
|
|
|||||
59 |
5.6 |
Различение текстов разных типов (повествование, описание). Сравнение текстов описательного и повествовательного характеров, нахождение общего и различного между ними.
|
1 |
|
|
|
|||||
60 |
5.7 |
Составление под руководством учителя текстов на данную тему. Использование слов он, она, оно, они для связи предложений в тексте. Использование данных средств связи в собственной речи.
|
1 |
|
|
|
|||||
61 |
5.8 |
Исправление текста: замена в нем некоторых повторяющихся слов на близкие по значению или те, которые были употреблены раньше.
|
1 |
|
|
|
|||||
62 |
5.9 |
Составление под руководством учителя текста повествовательного характера по данному заглавию, зачину, опорным словам, по зачину и концовке, по данному плану (об учебе, отдыхе, труде детей), по эпизодам пересмотренного кинофильма, прочитанной сказки, рассказа.
|
1 |
|
|
|
|||||
63 |
5.10 |
Запись небольших коллективно составленных текстов после предварительного их анализа с учителем. |
1 |
|
|
|
|||||
64 |
5.11 |
Аудирование, говорение Замена в тексте слова, словосочетания после двух-трех прослушиваний текста. Составление диалога по иллюстрациям, предложенным учителем словосочетаниям. Разыгрывание диалога на основе прочитанных с учителем небольших сказок, произведений-миниатюр.
|
1 |
|
|
|
|||||
65 |
5.12 |
Тема по развитию речи Летние народные праздники |
1 |
|
|
|
|||||
66 |
5.13 |
Культура речи Соблюдение правил речевого этикета во время разговора с незнакомыми людьми (в магазине, транспорте), во время оформления поздравительной открытки. |
1 |
|
|
|
|||||
Тема 6. Повторение (2 ч) |
|||||||||||
67 |
6.1 |
Звуки и буквы. Слово. |
1 |
|
|
|
|||||
68 |
6.2 |
Предложение. Текст. |
1 |
|
|
|
|||||
Учебно – методический комплекс
1. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/Под редакцией В.В. Воронковой.
2. Канакина В.П. В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс» учебник для общеобразовательных организаций, Москва «Просвещение» 2016 г.
3. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. -В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019
4. Ильина С.Ю. Чтение 4 класс. - В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
5. Комарова С.В., Устная речь. 4 класс. – М.: Просвещение, 2017.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.