Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Большелогская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ __________ Т.В.Васильчукова Приказ от __.__.2020г. №
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Ручной труд»
адаптированная для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Сединин Дмитрий
Уровень общего образования (класс): начальное общее образовани, 4 «А»
класс
Форма организации обучения: на дому, с частичным посещением в школе
Количество часов: 68 часов
Учителя: Нефедова Наталья Николаевна (индивидуальное обучение)
Программа составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология.Ручной труд», 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой.М.: Просвещение, 2014.
2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии «Ручной труд» разработана в соответствии
· Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· в соответствии со статьей 2 п.23, статьей 41 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
· постановлением МО РО №7 от 21.12.2017г. «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях», справки ВК № 347 от 15.06.2020
· в соответствии с индивидуальным учебным планом Сединина Дмитрия на 2020-2021 учебный год;
· положением о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Большелогской СОШ.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе:
- авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Ручной труд», 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2014.
- «Технология.Ручной труд». 4 класс: учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы / авторы Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова/- 8-е изд. переработ.- М.: Просвещение, 2018.
- Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2016 г.
Цели:
-формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
-учить применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту личных вещей, игрушек.
Коррекционные задачи и основные направления коррекционной работы:
1. Вырабатывание умений делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи.
2. Развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
3. Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка.
4. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
5. Формирование умений планировать свою деятельность.
6. Осуществление контроля и самоконтроля.
7. Развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности;
8. Формирование навыков самообслуживания и организации быта;
9. Соблюдение необходимые правил техники безопасности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. РУЧНОЙ ТРУД»- 4
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Ручной труд» рассчитан на 68 часов в год - 2 часа в неделю.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. РУЧНОЙ ТРУД»-4
Личностные результаты:
1. Положительное отношение и интерес к труду;
2. Понимание значения и ценности труда;
3. Отношение к труду как первой жизненной необходимости;
4. Понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновения эмоциональной реакции «красиво или некрасиво»;
5. Осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
6. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
7. Привычка к организованности, порядку аккуратности;
8. Устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
9. Установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
· Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
· познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
· понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
· различать изученные виды и способы обработки материалов;
· приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
· формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
· создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
· применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
В коммуникативной сфере:
В эстетической сфере:
В физиолого-психологической сфере:
· развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;
· достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
· соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
В трудовой сфере:
· подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;
· подбор материалов с учетом требований технологии;
· планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
· выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
· соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
· соблюдение трудовой дисциплины;
· подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
· контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
· выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
· оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
· согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
· осознание ответственности за качество результатов труда;
· наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
Минимальный уровень
-знание правил организации рабочего места и умение организовать с незначительной помощью учителя свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
- знание и применение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
- определение способов соединения деталей;
- составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов с незначительной помощью учителя.
Достаточный уровень
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради с помощью учителя;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, схем, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия с помощью учителя;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы с помощью учителя;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя;
- выполнение общественных поручений по уборке класса.
Система оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения. На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности;
соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. В течение учебного года проходят выставки работ учащихся, в ходе которых формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников такой подход способствует осознанию причин успеха и неуспеха собственной учебной деятельности.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»- 4
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
· разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
· разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
· разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
1. |
Работа с бумагой и картоном |
34ч |
Складывание из треугольников. Образцы или изображения инструментов, материалов. Геометрическая фигура-раскладка Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. дифференцирование и объединение в группы материалы, инструменты и приспособления, организация рабочего места, организация рабочего место, соблюдение правила безопасного использования инструментов.Устанавливание общей формы, конструкцию изделия и его пространственные отношения, складывание базовой формы «треугольник» и на его основе – фигурки рыбки, чтения схем – рисунков по условным обозначениямНахождение на линейке нужного количества миллиметров (20,80) и перевод их в сантиметры, уме-ния чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке заготовки изделия.Обучение изготовлению игры «Геометрический конструктор» по плану в учебникеАнализ объекта и разбор в особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей), приём разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Анализ конструкции многодетального изделия, выделение его основные признаки и свойства. Закрепление знаний о циркуле и вычерчивание окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей (5 – 6), работа в соответствии с намеченным планом.Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Объяснение понятий «развёртка». Обучение изготовлению изделия на основе развёртки, анализ конструкции изделия, выделение его основных признаков и свойств. Закрепление умений производить разметку на бумаге развёртки по шаблону, резание бумаги («надрез», «разрез по прямой длинной линии»). |
2. |
Работа с текстильными материалами
|
22ч |
Повторение пройденного материала ( о видах работы с тканью-ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитьё, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия), приём скручивание ткани. Слушание и объяснение учителя о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация),определение понятия «аппликация»,о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей, анализ изделия, выделяя его основные признаки и детали, работа в соответствии с планом. Обучение приёму обработки края салфетки способом выдёргиванием нитей (бахрома).Слушание и объяснение учителя об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё, вышивание, вязание). Анализ аппликации, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Обучение обматы-ванию нитками картонных заготовок. Слушание и объяснение учителя о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторение правил работы иглой. Отрезание нитки нужной длины, завязывание на конце нитки. Закрепление знаний о строчке прямого и косого стежков и применение их при изготовлении и пришивании вешалки |
3. |
Работа с металлом |
7ч |
Слушание и объяснение учителя о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), её свойствах (гнётся, режется кусачками, сматывается), приёмом её сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом).Анализ объекта и действие в соответствии с намеченным планом работы.Использование различных материалов, при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). |
4. |
Работа с древесными материалами
|
5ч |
Слушание и объяснение учителя о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах и приспособлениях умений объединять их в соответствующие группы. Сообщение сведений о заготовке древесины. Формирование представ-лений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра, плотника, столяра.Определение свойства древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствование изобразительно-графических навыков при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки |
VII. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение:
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Живой мир» 4 класс / авторы программы Н.Б.Матвеева, М.А.Попова и т.д./ (под ред. И.М. Бгажноковой); М.: Просвещение, 2014.
- Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2016 г.
2. Учебник:
- «Технология.Ручной труд». 4 класс: учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы / авторы Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова/- 8-е изд. переработ.- М.: Просвещение, 2018.
3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
4. Технические средства:
- компьютер, экран.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска
5. Учебно-практическое оборудование:
- наглядные пособия
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУЧНОЙ ТРУД»-4
№
|
Тема урока |
Индивидуальное обучение Учитель: Нефедова Н.Н. |
|
|
|
план. |
факт. |
|
Работа с бумагой и картоном 6ч |
|
|
1. |
Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона, их использование, свойства и цвет. Технологические операции с бумагой |
|
|
2. |
Складывание из треугольников |
|
|
3. |
Изготовление оригами « Рыбка, собачка» |
|
|
4. |
Изготовление оригами « Рыбка, собачка» |
|
|
5. |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра – «Геометрический конструктор» |
|
|
6. |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра – «Геометрический конструктор» |
|
|
|
Работа с тканью 8ч |
|
|
7. |
Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани, свойства, цвет. |
|
|
8. |
Как ткани ткут? Процесс ткачества. «Коврик из полосок» |
|
|
9. |
Как ткани ткут? Процесс ткачества. «Коврик из полосок» |
|
|
10. |
Виды работы с тканью. Технологические операции при работе с нитками и тканью |
|
|
11. |
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». |
|
|
12. |
Отделка изделий из ткани. Аппликация |
|
|
13. |
Изделие «Салфетка с аппликацией» |
|
|
14. |
Изделие «Салфетка с аппликацией» |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном 12ч |
|
|
15. |
Разметка округлых деталей по шаблону. Подвижное соединение деталей. «Цыпленок» |
|
|
16. |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Узор из кругов. |
|
|
17. |
Игрушка «Летающий диск» |
|
|
18. |
Игрушка из бумажных кругов «Попугай» |
|
|
19. |
Развертка изделия. «Конверт для писем» |
|
|
20. |
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям «Конверт с замком» |
|
|
21. |
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» |
|
|
22. |
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» |
|
|
23. |
«Закладка для книг из зигзагообразных полос» |
|
|
24. |
«Закладка для книг из зигзагообразных полос» |
|
|
25. |
«Закладка для книг со «свободным плетением» |
|
|
26. |
«Закладка для книг со «свободным плетением» |
|
|
|
Работа с тканью 2 ч |
|
|
27. |
Изделие «Салфетка-прихватка» |
|
|
28. |
Изделие «Салфетка-прихватка» |
|
|
|
Работа с металлом 4 ч |
|
|
29. |
Что надо знать о металле. Применение, виды и свойства металлов. Цвет металла. |
|
|
30. |
Технология ручной обработки металла. Инструменты. |
|
|
31. |
Изделие «Дерево» из алюминиевой фольги |
|
|
32. |
Изделие «Дерево» из алюминиевой фольги |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном 12 ч |
|
|
33. |
Изделие «Геометрическая фигура-раскладка» |
|
|
34. |
Задания для самостоятельной работы с геометрической фигурой-раскладкой» |
|
|
35. |
Изделие «Объемное елочное украшение» |
|
|
36. |
Изделие «Объемное елочное украшение» |
|
|
37. |
Изделие «Растягивающаяся игрушка. Матрешка» |
|
|
38. |
Изделие «Растягивающаяся игрушка. Матрешка» |
|
|
39. |
Вырезание симметричных деталей. Игрушка «Птица» |
|
|
40. |
Изделие «Снежинка» |
|
|
41. |
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» |
|
|
42. |
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» |
|
|
43. |
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет» |
|
|
44. |
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет» |
|
|
|
Работа с текстильными материалами 3 ч |
|
|
45. |
Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток» |
|
|
46. |
Изделие «Помпон из ниток» |
|
|
47. |
Изделие «Помпон из ниток» |
|
|
|
Работа с металлом 3 ч |
|
|
48. |
Изгибание проволоки. Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков» |
|
|
49. |
Изделие «Муха» из проволоки, бумаги и ниток |
|
|
50. |
Изделие «Паук» из проволоки, бумаги и ниток |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном 2ч |
|
|
51. |
Складывание бумаги. Изделие «Открытая коробочка» |
|
|
52. |
Изделие «Коробочка» на основе базовой формы оригами «Блин» |
|
|
|
Работа с древесиной 5ч |
|
|
53. |
Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты.Заготовка древесины. |
|
|
54. |
Кто работает с древесными материалами? Свойства древесины. |
|
|
55. |
Аппликация из карандашной стружки «Цветок» |
|
|
56. |
Аппликация из карандашной стружки «Петушок» |
|
|
57. |
Аппликация из древесных заготовок (спичек) «Дом» |
|
|
|
Работа с текстильными материалами 4 ч |
|
|
58. |
Ремонт одежды. Пришивание пуговицы с 4 сквозными отверстиями. |
|
|
59. |
Ремонт одежды. Пришивание пуговицы с ушком |
|
|
60. |
Отделка изделий пуговицами |
|
|
61. |
Изготовление и пришивание вешалки |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном 2 ч |
|
|
62. |
Картонажно-переплетные работы. «Записная книжка-раскладушка» |
|
|
63. |
Картонажно-переплетные работы. «Записная книжка-раскладушка» |
|
|
|
Работа с текстильными материалами 5 ч |
|
|
64. |
Ручные швейные работы. Строчка петлеобразного стежка |
|
|
65. |
Изделие «Подушечка для игл» |
|
|
66. |
Изделие «Подушечка для игл» |
|
|
67. |
Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» |
|
|
68. |
Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
· Форма промежуточного годового контроля -
Программой предусмотрено проведение:
· Контрольных работ - нет
№ урока |
Тема контрольной работы |
Дата |
Дата |
план. |
факт. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол №1 от «_» _. 2020г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО _______ Олейникова Е.Н.
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______________ С.В.Думушкина «_» _.2020г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол №1 от _._.2020. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета ______________ Н.М.Денисенко
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.