МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
693021, г.
Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Рассмотрено методическим объединением Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
Согласовано к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № ___ от ___ августа 2021 г. Директор школы
________ О.В. Михаленкова |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Этика»
Вариант I
7 «а» класс
7 «б» класс
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Составитель: С.Ю. Рубцова
Южно-Сахалинск 2021
Содержание
1 |
Пояснительная записка ……………………………………………….
|
3 |
2 |
Место учебного предмета в учебном плане……………………….
|
7 |
3 |
Содержание учебного предмета…………………………………….
|
7 |
4 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..………………. |
8 |
5 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета…………… |
12 |
6 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..
|
13 |
7 Список литературы……………………………………………………. 14
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
• выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного
курса грамматики, правописания и развития речи;
• формирование элементарной коммуникативной компетенции;
• выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма;
• совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее
правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
1 Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика» для учащихся 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2006.
Рабочая программа по этике определяет содержание учебного предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение этики в 7 классе имеет своей целью достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование представлений о морально - этических нормах поведения и общения и ориентация на их выполнение;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
- развитие умения производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- саморегуляция поведения и деятельности;
- формирование потребности в соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- развитие социального опыта;
- развитие когнитивной и эмоциональной сферы.
Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.
Изучение предмета «Этика» направлено на развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащихся. Специфические особенности развития личности детей с нарушением интеллекта требуют знания индивидуальных черт их характеров, интересов, а также гуманного и уважительного отношения к каждому ученику. Предлагаемый учебный предмет является интегративным. Его основой являются этические знания, но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного процесса формирования личности.
Содержание данной программы составляют три основных направления:
- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
- обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;
- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Система отбора в изложении учебного материала представлена в оптимальной и доступной форме для учащихся и создает условия для осознанного усвоения учебного материала. Программой предмета учитываются особенности обучающихся данной категории, им трудно осмысливать сложные моральные дефиниции, лежащие в основе нравственных отношений, а их регламентация в дидактической форме «это хорошо, а это плохо», не означает того, что учащиеся будут поступать по правилам «хорошо». Перед учащимися ставятся те или иные жизненные задачи, решение которых может зависеть от многих обстоятельств, поэтому на уроках этики их обучают осуществлять не ситуативный, а нравственный выбор (как бы ты поступил по совести, правде?). От учащихся не требуется точного воспроизведения правил и определений тех или иных нравственных законов и принципов, им дается общее представление об этих законах и принципах, опираясь на которые можно обращаться к сознанию учащихся, давая им возможность сделать свой выбор.
В условиях коррекционной школы сложно говорить о возможности сформированного морального сознания обучающихся, однако ещё сложнее вырабатывать правильное поведение, не опираясь на понимание и осознание подходов, лежащих в основах выбора той или иной формы поведения, а также переноса имеющегося опыта в иные ситуации. Предлагаемый учащимся материал максимально конкретизирован и структурирован, в нем выделены главные идеи, показана логика взаимосвязей; материал представлен в доступной, наглядной, запоминающейся и эмоционально насыщенной формах. Учащимся предлагается принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя. Изучаемый материал опирается на жизненный опыт других людей и самих учащихся, будит их мысль, учит рассуждать о жизни и поступках людей, находить нужное нравственное решение в сложной ситуации, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Весь этот процесс организуется, планируется и направляется учителем.
Основная идея, которая призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, развивать себя через уважение и возвышение других людей. Задача учебного предмета - убедить учащихся в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, каждый человек должен предъявить к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
Программа учебного предмета по этике в 7 классе включает следующие разделы:
1. Введение.
2. Понять самого себя.
3. Отношение товарищества.
Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части раскрываются цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.
В процессе работы по разделу «Понять самого себя» формируются следующие простейшие представления:
- человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;
- представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
- представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми; представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание учащегося, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям (материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов).
В ходе работы по изучению раздела «Отношение товарищества» учитывается то, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для ученика с интеллектуальными нарушениями данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу являются следующие:
- формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
- формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
- формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.
Принцип коррекционной направленности обучения является одним из ведущих, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, предусмотрено неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
2 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Этика» входит в образовательную область «Обществознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Этика» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).
3 Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Введение»
Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.
Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил.
Раздел 2. «Понять самого себя»
Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, темперамент.
Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека; условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.
Раздел 3. «Отношение товарищества»
Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей.
Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
Типы дружеских отношений: истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.); дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения); дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).
4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I |
Введение |
3 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; устный рассказ по теме; составление словаря терминов и понятий; подготовка творческой беседы с членами семьи; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции |
1 |
Общее представление о предмете «Этика» |
1 |
|
2 |
Этические представления людей в разные эпохи, история происхождения этических правил
|
2 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; устный рассказ по теме; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; работа с изречениями и пословицами; знакомство с репродукциями |
II |
Понять самого себя |
20 |
|
1 |
Человек как биологический вид |
2 |
Участие в беседе; составление словаря терминов и понятий; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; выполнение простого диагностического теста; работа с сюжетными картинками; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
2 |
Единство всех людей как социальная общность
|
1 |
Устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; подготовка творческой беседы с членами семьи; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; взаимные вопросы и задания групп (после просмотра кинофрагмента); работа с изречениями и пословицами |
3 |
Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики |
3 |
Комментированное чтение; устный рассказ по теме; взаимообъяснение материала темы; заполнение анкеты; выполнение простого диагностического теста; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
4 |
Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, темперамент |
3 |
Составление вопросов для интервью по теме урока; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
5 |
Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности |
2 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии; работа с сюжетными картинками |
6 |
Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека |
3 |
Устный рассказ по теме; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (после просмотра иллюстративного материала); решение кроссворда |
7 |
Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы
|
3 |
Составление словаря терминов и понятий; подготовка творческой беседы с членами семьи; взаимообъяснение материала темы; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; работа с изречениями и пословицами; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; работа с сюжетными картинками |
8 |
Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека |
2 |
Взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; импровизация ситуации; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; работа с сюжетными картинками; решение ребуса; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
9 |
Урок обобщения по теме «Понять самого себя» |
1 |
Устный рассказ по теме; составление словаря терминов и понятий; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; работа с изречениями и пословицами; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
III |
Отношение товарищества |
11 |
|
1 |
Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи |
1 |
Участие в беседе; составление вопросов для интервью по теме урока; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; работа с сюжетными картинками |
2 |
Для чего человеку нужна дружба |
1 |
Комментированное чтение; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (после просмотра кинофрагмента); импровизация ситуации; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами |
3 |
Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей |
1 |
Устный рассказ по теме; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; разыгрывание ситуационно- ролевой игры по заданиям игровых карточек |
4 |
Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство |
1 |
Составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; учимся видеть добрые поступки вокруг; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
5 |
Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
|
1 |
Самостоятельная работа с источниками информации; подготовка творческой беседы с членами семьи; составление вопросов для интервью по теме урока; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; работа с сюжетными картинками |
6 |
Истинная дружба |
1 |
Взаимообъяснение материала темы; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала); импровизация ситуации; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
7 |
Дружба-соперничество. Дружба-компанейство |
1 |
Подготовка вопросов по содержанию взаимообъяснение материала темы; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; выполнение простого диагностического теста; импровизация ситуации; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
8 |
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов |
2 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; составление вопросов для интервью по теме урока; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста); работа с изречениями и пословицами |
9 |
Этические правила в отношениях друзей |
1 |
Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
10 |
Урок обобщения по теме «Отношение товарищества» |
1 |
Взаимообъяснение материала темы; дискуссия по теме; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; создание живой картины; решение кроссворда |
Итого |
|
34 |
|
5 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 7 классе:
- иметь общие представления о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей;
- иметь понятие о развитии этических представлений людей в разные эпохи;
- кратко ознакомиться с историей происхождения этических правил поведения;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- представление о психической деятельности человека;
- понимать особенности окружающих их людей, опираясь на анализ
собственных ощущений, размышления, примеры поведения;
- уметь объяснять свои действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружающими: сверстниками, учителями, родителями;
- представление о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
- представление о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
- представление о типах дружеских отношений;
- понятие о конфликтах в отношениях друзей и способах преодоления конфликтных отношений;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Оборудование класса:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- классная меловая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- рабочие места для обучающихся и учителя;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;
- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях;
- методические и учебные материалы по предмету.
7 Список литературы
Для учителя
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1975.
2. Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений - М., 2005.
3. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне - М., 2006.
4. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника - М.: Просвещение, 2012.
5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя - М., 1982.
6. Васильева - Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М., 1992.
7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребёнка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. - М., 2000.
8. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике - М.: Родина, 2014.
9. Камычек Я. Вежливость на каждый день - М., 2002.
13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей - М.: Просвещение, 2010.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.,2000.
11. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие - М., 2001.
12. Немов Р.С. Психологич. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2004.
13. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета - М., 1999.
14. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я - М., 2003.
15. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах /
сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров - М., 1990.
16. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона - М., 1983.
17. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев - М., 1999.
18. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике - М., 1990.
19. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя - М., 2000.
20. Шемшурина А.И. Этическая грамматика - М., 2004.
21. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта» - СПб.: «Просвещение», 2006.
22. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения - СПб., 2005.
23. Этика: словарь изречений и афоризмов - М., 1994.
24. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М., 2001.
Для учащихся
1. Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок - М., 1987.
2. Волович А.И. Этика и этикет – М.: «Школьная пресса», 2005.
3. Корчинова О.В. Детский этикет - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.
5. Насонкина С.А. Уроки этикета - СПб., 2003.
6. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим - М., 1999.
7. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении - М., 1987.
8. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
9. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях – Издательская группа АСТ., 2010.
10. Шалаева Г.П. Как вести себя дома – Издательская группа АСТ., 2010.
11. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе – Издательская группа АСТ, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.