МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
693021, г.
Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Рассмотрено методическим объединением Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
Согласовано к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № ___ от ___ августа 2021 г. Директор школы
________ О.В. Михаленкова |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Этика»
Вариант II
8 «в» класс
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Составитель: С.Ю. Рубцова
Южно-Сахалинск 2021
Содержание
1 |
Пояснительная записка ……………………………………………….
|
3 |
2 |
Место учебного предмета в учебном плане……………………….
|
7 |
3 |
Содержание учебного предмета…………………………………….
|
7 |
4 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..………………. |
8 |
5 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета…………… |
12 |
6 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..
|
13 |
7 Список литературы……………………………………………………. 13
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
• выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного
курса грамматики, правописания и развития речи;
• формирование элементарной коммуникативной компетенции;
• выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма;
• совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее
правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
1 Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2006.
Рабочая программа по этике определяет содержание учебного предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение этики в 8 классе имеет своей целью достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование представлений о морально - этических нормах поведения и общения и ориентация на их выполнение;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
- развитие умения производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- саморегуляция поведения и деятельности;
- формирование потребности в соблюдении правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- развитие социального опыта;
- развитие когнитивной и эмоциональной сферы.
Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.
Изучение предмета «Этика» направлено на развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащихся. Специфические особенности развития личности детей с нарушением интеллекта требуют знания индивидуальных черт их характеров, интересов, а также гуманного и уважительного отношения к каждому ученику. Предлагаемый учебный предмет является интегративным. Его основой являются этические знания, но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного процесса формирования личности.
Содержание данной программы составляют три основных направления:
- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
- обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;
- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Система отбора в изложении учебного материала представлена в оптимальной и доступной форме для учащихся и создает условия для осознанного усвоения учебного материала. Программой предмета учитываются особенности обучающихся данной категории, им трудно осмысливать сложные моральные дефиниции, лежащие в основе нравственных отношений, а их регламентация в дидактической форме «это хорошо, а это плохо» не означает того, что учащиеся будут поступать по правилам «хорошо». Перед учащимися ставятся те или иные жизненные задачи, решение которых может зависеть от многих обстоятельств, поэтому на уроках этики их обучают осуществлять не ситуативный, а нравственный выбор (как бы ты поступил по совести, правде?). От учащихся не требуется точного воспроизведения правил и определений тех или иных нравственных законов и принципов, им дается общее представление об этих законах и принципах, опираясь на которые можно обращаться к сознанию учащихся, давая им возможность сделать свой выбор.
В условиях коррекционной школы сложно говорить о возможности сформированного морального сознания обучающихся, однако ещё сложнее вырабатывать правильное поведение, не опираясь на понимание и осознание подходов, лежащих в основах выбора той или иной формы поведения, а также переноса имеющегося опыта в иные ситуации. Предлагаемый учащимся материал максимально конкретизирован и структурирован, в нем выделены главные идеи, показана логика взаимосвязей; материал представлен в доступной, наглядной, запоминающейся и эмоционально насыщенной формах. Учащимся предлагается принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя. Изучаемый материал опирается на жизненный опыт других людей и самих учащихся, будит их мысль, учит рассуждать о жизни и поступках людей, находить нужное нравственное решение в сложной ситуации, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Весь этот процесс организуется, планируется и направляется учителем.
Основная идея, которая призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, развивать себя через уважение и возвышение других людей. Задача учебного предмета - убедить учащихся в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, каждый человек должен предъявить к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
Программа учебного предмета по этике в 8 классе включает следующие разделы:
1. Представление людей о добре и зле. Идеал.
2. Взаимоотношения с родителями.
Раздел «Представление людей о добре и зле. Идеал» является достаточно сложным для понимания учащимися с интеллектуальными нарушениями, поэтому при его изучении не используются сложные, отвлеченные категории и примеры. Изучение программного материала осуществляется с опорой на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подводит их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные - злом. На уроках рассматривается положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности, учащиеся знакомятся с оценками этих нравственных категорий.
Идеал рассматривается с точки зрения эталона — измерителя высоких нравственных качеств личности, способствующего ее развитию, если это положительный идеал, и мешающего развитию, если идеал ложный. Изучение ведущих качественных характеристик человеческой личности позволит обогатить развитие эмоциональной сферы. Учащиеся опираются на примеры, близкие и понятные им, на возможные действия известных исторических героев, сказочных или литературных персонажей.
В разделе «Взаимоотношения с родителями» рассматриваются взаимоотношения со взрослыми как одна из важнейших проблем юношеского возраста, включающая в себя как социальный, так и психологический аспекты. Потребность в самоутверждении со стороны подростка нередко приводит к серьезным противоречиям, принимает форму тяжелых семейных конфликтов, которые тягостны и родителям, и детям. Основная задача содержания данного раздела - попытаться помочь подростку понять и преодолеть сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями. Для этого необходимо:
- выяснить, каково значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;
- показать важность влияния семьи на формирование личности ребенка;
- объяснить подростку, что нередко причиной недоразумений в семье является он сам, его эгоистические (потребительские) желания и поступки.
В этой части учащиеся подводятся к пониманию мотивов, поступков и возможных реакций их родителей, обсуждаются достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин, с соблюдением такта, понимания реальной обстановки в семьях учащихся.
Принцип коррекционной направленности обучения является одним из ведущих, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, предусмотрено неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
2 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Этика» входит в образовательную область «Обществознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Этика» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).
3 Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Представление людей о добре и зле. Идеал»
Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло.
Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.
Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.
Индивидуально - личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: любовь - ненависть; благородство - низость; бесстрашие - страх; мужество - трусость; стыд - бесстыдство; щедрость - скупость; мудрость - глупость; милосердие - жестокость; мягкость - грубость; доброжелательность - зависть.
Раздел 2. «Взаимоотношения с родителями»
Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Родственники и родственные отношения.
Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.
Ребенок в жизни семьи.
Конфликты с родителями. Причины конфликтов: отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке; постоянная тревога за детей; завышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству; смена авторитета у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям; непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка; разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т.д.
Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.
4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I |
Представление людей о добре и зле. Идеал |
17 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; составление словаря терминов и понятий; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции |
1 |
Представления людей о добре и зле |
1 |
|
2 |
Как проявляется добро |
1 |
Составление словаря терминов и понятий; подготовка творческой беседы с членами семьи; учимся видеть добрые поступки вокруг; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы |
3 |
Почему возникает зло |
1 |
Комментированное чтение; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; выполнение простого диагностического теста; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя) |
4 |
Влияние поступков человека на его характер |
1 |
Взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; выполнение простого диагностического теста; работа с изречениями и пословицами; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; составление галереи образов (с последующей выставкой). |
5 |
Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность |
1 |
Комментированное чтение; учимся видеть добрые поступки вокруг; выполнение простого диагностического теста; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; создание живой картины; разыгрывание ситуационно - ролевой игры по заданиям игровых карточек |
6 |
Идеал |
2 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; составление вопросов для интервью по теме урока; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации |
7 |
Индивидуально-психологические качества человека |
2 |
Восприятие объяснения учителя; устный рассказ по теме; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями |
8 |
Любовь - ненависть |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
9 |
Бесстрашие - страх |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); составление галереи образов (с последующей выставкой) |
10 |
Мужество - трусость |
1 |
Восприятие объяснения учителя; комментированное чтение; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); составление галереи образов (с последующей выставкой) |
11 |
Щедрость - скупость |
1 |
Восприятие объяснения учителя; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации |
12 |
Мудрость - глупость |
1 |
Участие в беседе; комментированное чтение; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии; импровизация ситуации; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
13 |
Милосердие - жестокость |
1 |
Восприятие объяснения учителя; комментированное чтение; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
14 |
Доброжелательность - зависть |
1 |
Восприятие объяснения учителя; комментированное чтение; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; импровизация ситуации; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
15 |
Обобщающий урок по теме «Представление людей о добре и зле. Идеал» |
1 |
Взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; выставка рисунков по теме; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; работа с сюжетными картинками |
II |
Взаимоотношения с родителями |
17 |
|
1 |
Что такое семья |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации |
2 |
Семья в жизни человека |
2 |
Подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; подготовка творческой беседы с членами семьи; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; заполнение анкеты; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
3 |
Место и роль ребенка в семье |
2 |
Подготовка творческой беседы с членами семьи; составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; выставка рисунков по теме; разработка правил поведения в общественных местах; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра |
4 |
Родственники и родственные отношения |
2 |
Учимся видеть добрые поступки вокруг; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; заполнение анкеты; выполнение простого диагностического теста; импровизация ситуации; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами |
5 |
Значение родителей для ребенка |
2 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации |
6 |
Конфликты с родителями. Причины конфликтов |
2 |
Составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; подготовка творческой беседы с членами семьи; разыгрывание ситуационно - ролевой игры по заданиям игровых карточек |
7 |
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье |
2 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; разработка правил поведения в общественных местах; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации |
8 |
Правила поведения в семье
|
3 |
Участие в беседе; комментированное чтение; составление словаря терминов и понятий; составление вопросов для интервью по теме урока; разработка правил поведения в общественных местах; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен»; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
9 |
Обобщающий урок по теме «Взаимоотношения с родителями» |
1 |
Составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; решение задач по культуре поведения |
Итого |
|
34 |
|
5 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 8 классе:
- иметь общие представления о добре и зле;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- уметь объяснять свои действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружающими: сверстниками, учителями, родителями;
- понятие о нравственном идеале как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека;
- представление об индивидуально - личностных качествах человека, их влиянии на его характер и отношении к нему других людей;
- представление о причинах конфликтов в семье и об их преодолении;
- готовность применять правила поведения в семье;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Оборудование класса:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- классная меловая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- рабочие места для обучающихся и учителя;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;
- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях;
- методические и учебные материалы по предмету.
7 Список литературы
Для учителя
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1975.
2. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне - М., 2006.
3. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника - М.: Просвещение, 2012.
4. Васильева - Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М., 1992.
5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребёнка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. - М., 2000.
6. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике - М.: Родина, 2014.
7. Камычек Я. Вежливость на каждый день - М., 2002.
8. Корчинова О.В. Детский этикет - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.,2000.
10. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие - М., 2001.
11. Немов Р.С. Психологич. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2004.
12. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета - М., 1999.
13. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я - М., 2003.
14. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах /
сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров - М., 1990.
15. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона - М., 1983.
16. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев - М., 1999.
17. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике - М., 1990.
18. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя - М., 2000.
19. Шемшурина А.И. Этическая грамматика - М., 2004.
20. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта» - СПб.: «Просвещение», 2006.
21. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения - СПб., 2005.
22. Этика: словарь изречений и афоризмов - М., 1994.
23. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М., 2001.
Для учащихся
1. Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок - М., 1987.
2. Волович А.И. Этика и этикет – М.: «Школьная пресса», 2005.
3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.
4. Насонкина С.А. Уроки этикета - СПб., 2003.
5. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим - М., 1999.
6. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении - М., 1987.
7. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
8. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях – Издательская группа АСТ., 2010.
9. Шалаева Г.П. Как вести себя дома – Издательская группа АСТ., 2010.
10. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе – Издательская группа АСТ, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.