Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни". 11 класс. Вариант II.
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни". 11 класс. Вариант II.

Оценка 4.9
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни". 11 класс. Вариант  II.
РПД 11 класс Этика.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2021 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Этика и психология семейной жизни»

Вариант II

 

11 «в »  класс

 

Срок реализации программы  2021-2022 учебный год

 

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2021

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

 

3

2

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

7

3

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

7

4

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….        

 

10

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета……………

20

 

6

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

 

21

  7     Список литературы……………………………………………………. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой -  Москва: ГИЦ «Владос»,  2010 г.        (программа «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) 

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни определяет содержание учебного предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для  социальной адаптации.

Изучение этики и психологии семейной жизни  в 11 классе имеет своей целью создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого изучение  предмета  направлено на выработку у учащихся таких качеств как умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

 Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- формирование представления о семье, её роли в жизни человека;

- формирование представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

- обучение правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, нравственным правилам поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

- формирование представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи;

- формирование  представления о роли родителей в воспитании детей; ответственности родителей за жизнь, здоровье и воспитание детей;

- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

- развитие умения производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- саморегуляция поведения и деятельности;

- формирование потребности в соблюдении правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

- развитие социального опыта;

- развитие когнитивной и эмоциональной сферы.

Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работу с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизацию, практических упражнений в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

Гуманизация общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Введение предмета «Этика и психология семейной жизни» направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Основным понятийным ядром учебного курса «Этика и психология семейной жизни» являются нравственно-этические знания.

Специфические особенности развития личности детей с нарушением интеллекта требуют знания индивидуальных черт их характеров, интересов, а также гуманного и уважительного отношения к каждому ученику. Предлагаемый учебный предмет является интегративным. Его основой являются этические знания, но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного процесса формирования личности.

Содержание данной программы составляют три основных направления:

- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

- обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;

- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

Система отбора в изложении учебного материала представлена в  оптимальной и доступной форме для учащихся и создает условия для осознанного усвоения учебного материала. Программой предмета учитываются особенности обучающихся данной категории, им трудно осмысливать сложные моральные дефиниции, лежащие в основе нравственных отношений, а их регламентация в дидактической форме «это хорошо, а это плохо» не означает того, что учащиеся будут поступать по правилам «хорошо». Перед учащимися ставятся те или иные жизненные задачи, решение которых может зависеть от многих обстоятельств, поэтому  на уроках этики и психологии семейной жизни  их обучают осуществлять не ситуативный, а нравственный выбор (как бы ты поступил по совести, правде?). От учащихся не требуется точного воспроизведения правил и определений тех или иных нравственных законов и принципов, им дается общее представление об этих законах и принципах, опираясь на которые можно обращаться к сознанию учащихся, давая им возможность сделать свой выбор.

В условиях коррекционной школы сложно говорить о возможности сформированного морального сознания обучающихся, однако еще сложнее вырабатывать правильное поведение, не опираясь на понимание и осознание подходов, лежащих в основах выбора той или иной формы поведения, а также переноса имеющегося опыта в иные ситуации. Предлагаемый учащимся материал максимально конкретизирован и структурирован, в нем выделены главные идеи, показана логика взаимосвязей; материал представлен в доступной, наглядной, запоминающейся и эмоционально насыщенной формах. Учащимся предлагается  принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя. Изучаемый материал опирается на жизненный опыт других людей и самих учащихся, будит их мысль, учит рассуждать о жизни и поступках людей, находить нужное нравственное решение в сложной ситуации, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Весь этот процесс  организуется, планируется и направляется учителем.

Основная идея, которая призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика и психология семейной жизни», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, развивать себя через уважение и возвышение других людей.

Программа учебного предмета по этике и психологии семейной жизни  в 11 классе включает следующие разделы:

1. Взаимоотношения в молодой семье.

2. Быт и экономика молодой семьи.

3. Ребенок в семье.

4. Конфликты в семье.

Первый раздел «Взаимоотношения в молодой семье» раскрывает понятие «молодая семья» и  особенности взаимоотношений в молодой семье, особенности приобретенных новых ролях мужа, жены.

В разделе «Быт и экономика молодой семьи» характеризуются понятие «экономика семьи», бюджет и хозяйство семьи, доходы семьи, расходы семьи, потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм), эстетика быта.

В третьем разделе «Ребенок в семье» рассматриваются темы: значение родителей в жизни ребенка, родительские обязанности, особенности воспитания ребенка в разные периоды его жизни.

В разделе «Конфликты в семье» особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины семейных конфликтов и правила их разрешения.

Воспитание качеств семьянина у школьников с интеллектуальными нарушениями и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками данного учебного предмета, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой обучения и воспитания в школе и семье.

Предмет “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества, ведь семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального поведения и готовится к самостоятельной взрослой жизни.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Каждая предыдущая тема содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.  

Принцип коррекционной направленности обучения является одним из ведущих, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

         На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, предусмотрено неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Этика и психология семейной жизни» входит в предметную область «Обществознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» в 11 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часа в год, т.е. 2 час в неделю (34 учебных недели).

 

3 Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Взаимоотношения в молодой семье»

Первые шаги в жизни молодой семьи; взаимное освоение привычек, вкусов  и особенностей характера партнера, уважение, терпимость. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи. Жена – хранительница семейного очага.

 

Раздел 2. «Быт и экономика молодой семьи»

Понятие «экономика семьи». Бюджет и хозяйство семьи. Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм). Разрастание потребностей по мере их удовлетворения с появлением новых предметов удовлетворения, опасность превращения жизненных средств в цель жизни. Соотношение духовных и материальных потребностей, испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.

Понятие «быт семьи». Эстетика быта. Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. Коммунальные платежи. Транспортные расходы. Отдых, семейные традиции. Функциональная красота,  духовная жизнь, эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средство создания благоприятной атмосферы в семье, воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома, выдумка и творчество в оформлении интерьера. Искусство в жизни семьи. Музыка в доме, способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Гостеприимство, домашние чтения, домашние концерты, совместные прогулки и поездки, путешествия по памятным местам: истории и культуры, семейные праздники и традиции, ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми, вечерние беседы о прожитом дне, опасность пристрастия к азартным компьютерным играм.

Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями и родственниками. Психологический климат семьи. Моральная и духовная связь с родителями. Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции; нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Внутрисемейная солидарность, откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание, умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.

 

 

Раздел 3.  «Ребенок в семье»

Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек, создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровье. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие.

Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка их к будущим обязанностям. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры, новый бюджет времени и средств.  Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка, поддержка, ощущение защищенности и т.д.). Воспитательный потенциал семьи. Педагогическая культура. Ошибки воспитания. Формирование личности.

Власть родителей (материнские блага, наказание, поощрения). Образец для подражания (нередко идеал, авторитет). Стиль взаимоотношений родителей с детьми. Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.  

Что такое материнство. Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. Авторитет матери.  Что такое отцовство. Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку. Авторитет отца.

Особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток.

 

Раздел 4. «Конфликты в семье»

Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей.

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. Принятие человека таким, каков он есть, осознание недостатков. Принятие неповторимой индивидуальности друг друга, сближение мнений, оценочных суждений. Формирование ценностных ориентаций, понимание потребности в смене обстановки, предотвращение «психического насыщения»,  потребности в общении. «Усталость любви».

Конфликты с родителями. Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка. Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей. Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка.

Причины конфликтов  между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы с детьми в дошкольном возрасте, школьном возрасте, подростковом возрасте. Нетребовательность родителей. Проблема алкоголизма. Отход от интересов родителей, непонимание родителями интересов ребенка. Стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей. Повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству. Смена авторитетов у детей (смена идеалов). Анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям. Непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка, разница взглядов, интересов в таких вопросах как мода, способность в организации досуга, взаимоотношений с друзьями и т п.

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми. Предотвращение ошибок в семейном воспитании: недостаточное внимание детям во все периоды их жизни; выработка четкой линии, единых требований в воспитании; разумная, а не слепая любовь к ребенку; недопущение того, чтобы ребенок стал центром чрезмерного внимания всех членов семьи. Разумная требовательность к ребенку;  четкое представление целей, задач, средств и методов воспитания; недопущение противоречивости воспитательного воздействия (попустительство, запугивание, завышенной строгости, неуместного наказания), деления детей на любимых и не любимых.

Распад семьи, причины. Нравственное поведение супругов в ситуации развода. Знакомство с основными положениями Семейного кодекса, способами осуществления развода, раздела имущества.  Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение со своими детьми.

 

4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

Взаимоотношения в молодой семье

5

 

1

Первые шаги в жизни молодой семьи

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий.

2

Обязанности молодых супругов друг перед другом

1

Участие в беседе;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации.

3

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж»

1

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра.

4

Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена»

1

Устный рассказ по теме;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

обсуждение кинофильмов, телепередач, посвященных вопросам дружбы, любви;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

заполнение анкеты;

выполнение простого диагностического теста.

5

Обобщающий урок по теме «Взаимоотношения в молодой семье»

1

Составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

выполнение простого диагностического теста;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя).

II

Быт и экономика молодой семьи

18

 

1

Понятие «экономика семьи»

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

2

Бюджет и хозяйство семьи

2

Анализ проблемной ситуации;

взаимообъяснение материала темы;

работа с таблицей – плакатом презентации, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

3

Потребности семьи

2

Составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

анализ проблемной ситуации;

взаимообъяснение материала темы;

выполнение простого диагностического теста;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

работа с сюжетными картинками.

4

Понятие «быт семьи». Эстетика быта

2

Участие в беседе;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

работа с изречениями и пословицами;

учимся работать в паре, группе.

5

Организация домашнего хозяйства

2

Самостоятельная работа с источниками информации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

дискуссия по теме;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

6

Отдых и развлечения в семье

2

Подготовка творческой беседы с членами семьи;

взаимообъяснение материала темы;

разработка правил поведения в общественных местах;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

работа с изречениями и пословицами;

решение этических задач.

7

Искусство в жизни семьи

2

Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями.

8

Атмосфера семьи

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

анализ проблемной ситуации;

составление галереи образов;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы)

учимся работать в паре, группе.

9

Психологический климат семьи

2

Восприятие объяснения учителя;

комментированное чтение;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

работа с изречениями и пословицами;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».

10

Обобщающий урок по теме «Быт и экономика молодой семьи»

1

Взаимообъяснение материала темы;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации.

III

Ребенок в семье

23

 

1

Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

работа с сюжетными картинками;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

2

Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

комментированное чтение;

составление словаря терминов и понятий;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

учимся работать в паре, группе.

3

Подготовка родителей к будущим обязанностям

1

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

обсуждение кинофильмов, телепередач, посвященных вопросам воспитания детей;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

4

Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

анализ проблемной ситуации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

работа с изречениями и пословицами;

работа с сюжетными картинками.

5

Перестройка семейной структуры, новый бюджет времени и средств

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

6

Что такое материнство. Роль матери

2

Участие в беседе;

анализ проблемной ситуации;

взаимообъяснение материала темы;

обсуждение кинофильмов, телепередач, посвященных вопросам дружбы, любви;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

выполнение простого диагностического теста;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы.

7

Что такое отцовство. Роль отца

2

Устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

выполнение простого диагностического теста;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы.

8

Воспитательный потенциал семьи

2

Тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».

9

Стиль взаимоотношений родителей с детьми

2

Восприятие объяснения учителя;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

составление галереи образов.

10

Особенности воспитания ребенка в  младенческом возрасте

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

анализ проблемной ситуации;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

работа с сюжетными картинками;

учимся работать в паре, группе.

11

Особенности воспитания ребенка в  дошкольном возрасте

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

взаимообъяснение материала темы;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

работа с сюжетными картинками;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

12

Особенности воспитания ребенка в школьном возрасте

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

взаимообъяснение материала темы;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

работа с сюжетными картинками;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

13

Особенности воспитания ребенка в  подростковом возрасте

2

Восприятие объяснения учителя;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами.

14

Обобщающий урок по теме «Ребенок в семье»

1

Разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

работа с сюжетными картинками;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

IV

Конфликты в семье

22

 

1

Понятие «семейный конфликт»

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

выполнение простого диагностического теста;

работа с изречениями и пословицами;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».

2

Причины конфликтов в семье

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя).

3

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения

3

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

4

Конфликты с родителями

1

Участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

обсуждение кинофильмов, телепередач, посвященных вопросам воспитания детей;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

5

Причины конфликтов  между родителями и детьми

2

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

анализ проблемной ситуации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы.

6

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми

3

Устный рассказ по теме;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

составление галереи образов;

учимся работать в паре, группе.

7

Распад семьи, причины

2

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

8

Нравственное поведение супругов в ситуации развода

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

анализ проблемной ситуации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

выполнение простого диагностического теста;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

работа с изречениями и пословицами;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

9

Знакомство с основными положениями Семейного кодекса

2

Восприятие объяснения учителя;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

10

Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей

2

Восприятие объяснения учителя;

комментированное чтение;

анализ проблемной ситуации;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

импровизация ситуации;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

решение этических задач;

учимся работать в паре, группе.

11

Права и обязанности родителей на общение со своими детьми

1

Восприятие объяснения учителя;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы)

учимся работать в паре, группе.

12

Обобщающий урок по теме «Конфликты в семье»

1

Участие в беседе;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

работа с изречениями и пословицами;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

переработка и преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

Итого

 

68

 

 

 

5 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 11 классе:

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

На основе анализа собственных ощущений, размышлений, приведенных примеров, практического учебного материала: понятия «экономика и быт семьи»,  основные статьи доходов и расходов семьи, основные обязанности членов семьи, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, возможные причины возникновения неблагополучных семей, основы семейного законодательства об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка,  особенности развития детей и основные проблемы в воспитании ребенка.

Учащиеся должны уметь:

На основе анализа знакомых и приведенных примеров, собственного опыта и практического учебного материала:

- приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;

- анализировать элементарные семейные ситуации;

- разговаривать с партнером без ссор при разрешении проблемных ситуаций;

- определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям;

- выполнять обязанности, связанные с заботой о родителях и детях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Достаточный  уровень:

Учащиеся должны знать: понятия «экономика и быт семьи», основные статьи доходов и расходов семьи; нравственно-духовные устои семьи, ее трудовую атмосферу, психологический климат, эстетику быта, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, возможные причины возникновения неблагополучных семей; про неполные семьи, как результате нарушения брачно-семейных отношений, основы семейного законодательства, основные стили семейных отношений, реальные пути и возможности налаживания семейных отношений,  об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, особенности развития детей и основные проблемы в воспитании ребенка.

Учащиеся должны уметь:

- приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;

- объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;

- анализировать семейные ситуации;

- формировать в себе нравственные эталоны такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др.;

- определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям;

- выполнять обязанности, связанные с заботой о родителях и детях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях;

- методические и учебные материалы по учебному предмету.

 

7 Список литературы

 

Для учителя 

1. Бодалев, А.А. Семья и формирование личности  – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Васильева - Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М., 1992.

3. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Методическое пособие  –  Магнитогорск: МаГУ, 2003

4. Гребенщикова, И.В. Этика и психология семейной жизни – М.: «Просвещение», 1984 г.

5. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 2008.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание -  М., 2000.

7.  Немов Р.С. Психологич. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2004.

8. От Я до Мы: Азбука семейной жизни / Сост. С. В. Ковалев. 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.

9. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я - М., 2003.

10. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС

11. Семейный Кодекс Российской Федерации.

12. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона - М., 1983.

13. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике -  М., 1990.

14. Харчев, А.Г., Мацковский, М.С. Современная семья и ее проблемы –  М.:  «Просвещение», 1985 г.

15. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта» - СПб.: «Просвещение», 2006.

 

Для учащихся

1. Волович А.И. Этика и этикет – М.: «Школьная пресса», 2005.

2. Егорова А.С. Этикет семейной жизни.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

3. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике -  М.: Родина, 2014.

4. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие -  М., 2001.

5. Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы.- СПб.: КАРО, 2005 - 336 с.

6. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев - М., 1999.

7. Этика: словарь изречений и афоризмов - М., 1994.

8. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. -  М., 2001.

 

Учебник:

Курс не обеспечен учебниками. Реализация настоящей рабочей программы опирается на адаптированные тексты учебников:

Соболева О.Б., Иванов О.В., Бордовский Г.А.  Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2015 г.

Барабанов В.В., Насонова И.П., Бордовский Г.А. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2017 г.

Моисеев, Д.А., Крыгина, Н.Н.  Нравственные основы семейной жизни 10-11 классы - М.: «Просветитель»,  2015 г.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а…

Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а…

Содержание данной программы составляют три основных направления: - знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; - обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира…

Содержание данной программы составляют три основных направления: - знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; - обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира…

Учащимся предлагается принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя

Учащимся предлагается принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя

Предмет “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества, ведь семья — это жизненный центр,…

Предмет “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества, ведь семья — это жизненный центр,…

Возникновение чувства “мы”. Проблема “главенства” в семье

Возникновение чувства “мы”. Проблема “главенства” в семье

Взаимное послушание, умение уступать

Взаимное послушание, умение уступать

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п

Обобщающий урок по теме «Взаимоотношения в молодой семье»1

Обобщающий урок по теме «Взаимоотношения в молодой семье»1

Организация домашнего хозяйства2

Организация домашнего хозяйства2

Экзамен». 10

Экзамен». 10

Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка2Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; анализ проблемной ситуации; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; анализ положительных…

Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка2Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; анализ проблемной ситуации; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; анализ положительных…

Экзамен». 9Стиль взаимоотношений родителей с детьми2Восприятие объяснения учителя; анализ проблемной ситуации; составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; дискуссия по теме; работа…

Экзамен». 9Стиль взаимоотношений родителей с детьми2Восприятие объяснения учителя; анализ проблемной ситуации; составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; дискуссия по теме; работа…

Особенности воспитания ребенка в подростковом возрасте 2

Особенности воспитания ребенка в подростковом возрасте 2

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения3Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; подготовка творческой беседы с членами семьи; анализ проблемной ситуации; взаимные вопросы и задания групп…

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения3Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; подготовка творческой беседы с членами семьи; анализ проблемной ситуации; взаимные вопросы и задания групп…

Распад семьи, причины2 Комментированное чтение; устный рассказ по теме; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей…

Распад семьи, причины2 Комментированное чтение; устный рассказ по теме; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей…

Права и обязанности родителей на общение со своими детьми 1

Права и обязанности родителей на общение со своими детьми 1

Достаточный уровень: Учащиеся должны знать: понятия «экономика и быт семьи», основные статьи доходов и расходов семьи; нравственно-духовные устои семьи, ее трудовую атмосферу, психологический климат, эстетику…

Достаточный уровень: Учащиеся должны знать: понятия «экономика и быт семьи», основные статьи доходов и расходов семьи; нравственно-духовные устои семьи, ее трудовую атмосферу, психологический климат, эстетику…

Список литературы Для учителя 1

Список литературы Для учителя 1

Для учащихся 1. Волович А.И

Для учащихся 1. Волович А.И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022