Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Речевая практика в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020-2021 учебный год
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Речевая практика в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020-2021 учебный год

Оценка 4.7
Документация
doc
3 кл
15.03.2021
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Речевая практика в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020-2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Речевая практика в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020-2021 учебный год I. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами курса «Речевая практика» основных задач образовательной области «Язык и речевая практика». Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850). 2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15. 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г № 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.” 6. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. 7. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса. Характеристика обучающихся по возможностям обучения ( по В.В. Воронковой) I группа – (Т.Д.) (Б.Д.) (З.А.) Составляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным 1 уровень: • Выражают просьбы, пожелания, благодарности, используя этикетные слова и выражения • Сообщают имя, фамилию, отчество, возраст, адрес проживания. • Читают короткие четверостишия (1-2) наизусть. Отраженно проговаривают чистоговорки. • Участвуют в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций. • Произносят фразы с использованием правильных средств интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. II группа – (Г.С.) (В.С) Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. III группа – (К.К.) (Н.В.) (Г,В,) Относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Формирование связной устной и письменной речи у этих детей затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что обучающиеся даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно. 4 группа: • Слушают небольшой по объему сказку или рассказ .Не анализируют с помощью взрослого и не понимают необходимость его выполнения. • Не участвуют в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций с ведущей помощью учителя. • Не читают отраженно короткие четверостишия. (К.С.) (Г.Д.) Введение в программу курса «Речевая практика» связано с тем, что речевая практика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чрезвычайно бедна и некачественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов. Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе Основная цель предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи обучения: - учить детей понимать и четко выполнять речевые инструкции; - взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий; - обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу; - развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного высказывания. Настоящая адаптированная рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы учреждения. II. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Данный учебный предмет является специфическим для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов детей. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучающихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время речевой практике детей, на основе имеющегося опыта, демонстрации учебных пособий, предметных и сюжетных картин. Педагогическая деятельность учителя на уроке направлена на речевое развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям): использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса; пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал; составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного (интеллектуальными нарушениями) возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). III. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2020-2021 учебном году составляет - 68 ч. В первой четверти - 17 ч. Во второй четверти - 15 ч. В третьей четверти - 19 ч. В четвёртой четверти - 17 ч. Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета В 3 классе оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке перевода в следующий класс. В 3 классе учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися. К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по речевой практике относятся: • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; • проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей; • способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • проявление доброжелательности, эмоционально-нра¬вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений; • формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания; положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление • интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный: Минимальный уровень (для обучающихся 1 и 2 групп) Достаточный уровень (для обучающихся 3 и 4 групп) Выполнение заданий по простой словесной инструкции. Выполнение заданий по простой и расчлененной словесной инструкции. Слушание детского художественного произведения (сказка, загадка, потешка, рассказ, стихотворение). Слушание детского художественного произведения (сказка, загадка, потешка, рассказ, стихотворение), ответы на вопросы по содержанию прослушенного. Участие в ролевых играх. Распределение ролей и участие в ролевых играх. Полные фразовые ответы на вопросы. Полные распространенные ответы на вопросы. Правильно здоровается при встрече, прощается при расставании и благодарит. Соблюдение правил речевого этикета. Пересказ содержания прочитанного текста по вопросам и с опорой на картинный план. Пересказ содержания прочитанного текста по вопросам учителя. Выразительное чтение наизусть 5-6 четверостиший. Выразительное чтение наизусть 5-6 стихотворений. Рабочая программа по речевой практике для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Речевая практика» в 3 классе: Личностные базовые учебные действия: - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор¬га¬низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - развитие элементарных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Регулятивные базовые учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - при¬нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле¬до¬вать предложенному плану и работать в доступном темпе; – принимать элементарные учебные задачи учителя; - работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; - соотносить свои действия и их результаты с заданными об¬ра¬з¬ца¬ми, принимать оценку деятельности. Познавательные базовые учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред¬метов; - устанавливать видо -родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. Коммуникативные базовые учебные действия: - всту¬пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче¬ник, ученик–класс, учитель−класс); - использовать принятые ритуалы со¬ци¬аль¬ного взаимодействия с одноклассниками и учителем; - сотрудничать с взрослыми и све¬рстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, со¬переживать; - формирование адекватных реакции и действия на обраще¬ния людей. V. Содержание учебного предмета В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Учебный план № п/п Разделы программы Кол-во часов 1. Общение и его значение в жизни Общение с природой. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Вежливое возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека. 12 2. Аудирование Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур и слов – паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из картинок той, которая соответствует предложению. 10 3. Дикция и выразительность речи Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок и стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование силы голоса в речевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств. Произнесение одной фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций. 5 4. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Определение темы ситуации. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Участие детей в диалогах. Составление различных диалогов. 4 5. Примерная тематика речевых ситуаций «Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель». «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?» 34 6. Культура общения Выражение просьбы и извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Речевое общение с малознакомыми людьми. 3 Итого 68 ч. Характеристика контрольно-измерительных материалов В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Стремление ребенка достигнуть более высоких результатов в обучении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать обучающемуся иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые обучающиеся получат навыки выразительного и правильного чтения целыми словами, с осознанием содержания прочитанного. На уроках речевой практики главной формой контроля является наблюдение за ответами (речью) обучающихся. VI. Календарно-тематическое планирование VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Комарова С.В. «Речевая практика». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2019 год. Дополнительная литература для учителя: 1. Козырева Л.М. Развитие речи. Академия развития. 2007. 2. Попова И. Нескучные уроки. Развитие речи. Стрекоза. 2008. 3. Учебный диск. Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов. 2008. 4. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Гном и Д. 2007. 5. Терентьева Н. Развитие речи. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Стрекоза. 2012. Демонстрационные и печатные пособия: • магнитная доска; • наборное полотно; • серии сюжетных картинок «В школе», «Улица» и другие; • серии сюжетных картинок к русским народным сказкам; • наборы родо-видовых предметных картинок. • наборы ролевых игр, игрушек. Технические средства обучения: • ноутбук; • мультимедийный проектор; • экран; • принтер; • магнитофон. Интернет-ресурсы и другие электронных информационных источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ. • http://fgosreestr.ru/ • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru • Портал «Российское образование» http://www.edu.ru • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru • Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru • Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru • Виртуальная школа http://vschool.km.ru • Сайт «СПЕКТР учебно-наглядные пособия»: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL • Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/ • Видеоролики. • ЭОР «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск. • Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс. DVD-диск.
Кудряшова Раиса Николаевна.doc

 

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Речевая практика в 3 классе

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2020-2021 учебный год

 

                                                                                                                       I.                        Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами курса «Речевая практика» основных задач образовательной области «Язык и речевая практика».

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.           Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).

2.           Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

3.           Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.

4.           Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

5.           Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г № 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”

6.           СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.

7.           СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.

 

Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.

Характеристика обучающихся по возможностям обучения ( по В.В. Воронковой)

I группа

 (Т.Д.)

(Б.Д.)

(З.А.)

 

Составляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным 1 уровень:

  • Выражают просьбы, пожелания, благодарности, используя этикетные слова и выражения
  • Сообщают имя, фамилию, отчество, возраст, адрес проживания.
  • Читают короткие четверостишия (1-2) наизусть. Отраженно проговаривают чистоговорки.
  • Участвуют  в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
  • Произносят фразы с использованием правильных средств интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.

II группа

(Г.С.)

     (В.С)

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

III группа

(К.К.)

  (Н.В.)

(Г,В,)

Относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Формирование связной устной и письменной речи у этих детей затруднено. Их отличает неумение построить фразу.

Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что обучающиеся даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно.

4        группа:

  • Слушают небольшой по объему сказку или рассказ .Не анализируют с помощью взрослого и не понимают необходимость его выполнения.

·         Не участвуют в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций с ведущей помощью учителя.

·         Не читают отраженно короткие четверостишия.

(К.С.)

             (Г.Д.)

 

Введение в программу курса «Речевая практика» связано с тем, что речевая практика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чрезвычайно бедна и некачественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе

 

Основная цель предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения:

- учить детей понимать и четко выполнять речевые инструкции;

- взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий;

- обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;

- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного высказывания. 

Настоящая адаптированная рабочая программа составлена на основе
адаптированной основной образовательной программы учреждения.

             

                                                                                 II.                        Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов детей.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучающихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время речевой практике детей, на основе имеющегося опыта, демонстрации учебных пособий, предметных и сюжетных картин.

Педагогическая деятельность учителя на уроке направлена на речевое развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям): использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса; пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на

вопросы учителя и иллюстративный материал; составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. 

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного (интеллектуальными нарушениями) возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

 

                                                                     III.                                          Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе начальной школы отводится  2 часа в неделю.

При планировании курса  учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество  часов  по учебному предмету  в 2020-2021 учебном году  составляет -  68 ч.

         В  первой четверти  -    17 ч.

         Во второй четверти  -   15 ч.

         В третьей четверти  -    19 ч.

         В четвёртой четверти - 17 ч.

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

 

                                IV.                        Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

В 3 классе оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной  аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке перевода в следующий класс.

В 3 классе учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по речевой практике относятся:

·         владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·         проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей;

·         способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·         проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений;

·         формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания; положительное отношение к  безопасному, здоровому образу жизни, проявление

·         интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.

 

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

 

Минимальный уровень

(для обучающихся 1 и 2 групп)

Достаточный уровень

(для обучающихся 3 и 4 групп)

Выполнение  заданий по простой словесной инструкции.

Выполнение  заданий по простой и расчлененной словесной инструкции.

Слушание детского художественного произведения (сказка, загадка, потешка, рассказ, стихотворение).

Слушание детского художественного произведения (сказка, загадка, потешка, рассказ, стихотворение), ответы на вопросы по содержанию прослушенного.

Участие в ролевых играх.

Распределение ролей и участие в ролевых играх.

Полные фразовые ответы на вопросы.

Полные распространенные ответы на вопросы.

Правильно  здоровается при встрече, прощается при расставании и благодарит.

Соблюдение  правил речевого этикета.

Пересказ  содержания прочитанного текста по вопросам и с опорой на картинный план.

Пересказ  содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

Выразительное чтение наизусть 5-6 четверостиший.

Выразительное чтение наизусть 5-6 стихотворений.

 

Рабочая программа по речевой практике для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей.

Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Речевая практика» в 3 классе:

Личностные базовые учебные действия:

- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 

- развитие элементарных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в доступном темпе;

– принимать элементарные учебные задачи учителя;

- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности.

Познавательные базовые учебные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

- устанавливать видо -родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Коммуникативные базовые учебные действия:

- всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, со­переживать;

- формирование адекватных реакции и действия на обраще­ния людей.

 

                                                                                                      V.                        Содержание учебного предмета

В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Учебный план              

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

1.

Общение и его значение в жизни

   Общение с природой. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Вежливое  возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека.

12

2.

Аудирование

Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур и слов – паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок   с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение  инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из  картинок той, которая соответствует предложению.

10

3.

Дикция и выразительность речи

Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок и  стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование  силы голоса в  речевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в  диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств.  Произнесение одной  фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций.

5

4.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Определение темы ситуации. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание  загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Участие детей в  диалогах. Составление различных  диалогов.

4

5.

Примерная тематика речевых ситуаций

«Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель».  «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?»

34

6.

Культура общения

Выражение просьбы и извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Речевое общение с малознакомыми людьми.

3

Итого

68 ч.

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление ребенка достигнуть более высоких результатов в обучении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать обучающемуся иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые обучающиеся получат навыки  выразительного и правильного чтения целыми словами, с осознанием содержания прочитанного.

На уроках речевой практики главной формой контроля является наблюдение за ответами (речью) обучающихся.

                                                                                VI.                        Календарно-тематическое планирование[1]

 

                        VII.                        Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник:

Комарова С.В. «Речевая практика». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2019 год.

 

Дополнительная литература для учителя:

1.      Козырева Л.М. Развитие речи. Академия развития. 2007.

2.      Попова И. Нескучные уроки. Развитие речи. Стрекоза. 2008.

3.      Учебный диск. Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов. 2008.

4.      Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Гном и Д. 2007.

5.      Терентьева Н.  Развитие речи. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Стрекоза. 2012.

 

Демонстрационные и печатные пособия:

·                    магнитная доска;

·                    наборное полотно;

·                    серии сюжетных картинок «В школе», «Улица» и другие;

·                    серии сюжетных картинок к русским народным сказкам;

·                    наборы родо-видовых предметных картинок.

·                    наборы ролевых игр, игрушек.

 

Технические средства обучения:

·                    ноутбук;

·                    мультимедийный  проектор;

·                    экран;

·                    принтер;

·                    магнитофон.

 

Интернет-ресурсы и другие электронных  информационных источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.

·                    http://fgosreestr.ru/

·                    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений    общего и   начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru 

·                    Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

·                    Портал «Российское образование» http://www.edu.ru 

·                    Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru 

·                    Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

·                    Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru 

·                    Виртуальная школа http://vschool.km.ru 

·                    Сайт «СПЕКТР учебно-наглядные пособия»: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL

·                    Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/

·                    Видеоролики.


·                    ЭОР «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск.

·                    Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс. DVD-диск.


Скачано с www.znanio.ru



[1] См. Приложение 1.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету

Выражают просьбы, пожелания, благодарности, используя этикетные слова и выражения

Выражают просьбы, пожелания, благодарности, используя этикетные слова и выражения

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих…

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих…

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

Познавательные базовые учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов; - устанавливать видо -родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения,…

Познавательные базовые учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов; - устанавливать видо -родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения,…

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Демонстрационные и печатные пособия: · магнитная доска; · наборное полотно; · серии сюжетных картинок «В школе», «Улица» и другие; · серии сюжетных картинок к русским…

Демонстрационные и печатные пособия: · магнитная доска; · наборное полотно; · серии сюжетных картинок «В школе», «Улица» и другие; · серии сюжетных картинок к русским…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021