Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Речевая практика в 3 классе
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2020-2021 учебный год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами курса «Речевая практика» основных задач образовательной области «Язык и речевая практика».
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).
2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г № 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”
6. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.
7. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.
Характеристика обучающихся по возможностям обучения ( по В.В. Воронковой)
I группа –
(Т.Д.)
(Б.Д.)
(З.А.)
Составляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным 1 уровень:
II группа –
(Г.С.)
(В.С)
Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
III группа –
(К.К.)
(Н.В.)
(Г,В,)
Относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Формирование связной устной и письменной речи у этих детей затруднено. Их отличает неумение построить фразу.
Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что обучающиеся даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно.
4 группа:
· Не участвуют в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций с ведущей помощью учителя.
· Не читают отраженно короткие четверостишия.
(К.С.)
(Г.Д.)
Введение в программу курса «Речевая практика» связано с тем, что речевая практика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чрезвычайно бедна и некачественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе
Основная цель предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения:
- учить детей понимать и четко выполнять речевые инструкции;
- взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий;
- обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного высказывания.
Настоящая адаптированная рабочая программа
составлена на основе
адаптированной основной образовательной
программы учреждения.
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов детей.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучающихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время речевой практике детей, на основе имеющегося опыта, демонстрации учебных пособий, предметных и сюжетных картин.
Педагогическая деятельность учителя на уроке направлена на речевое развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям): использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса; пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы учителя и иллюстративный материал; составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного (интеллектуальными нарушениями) возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
III. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2020-2021 учебном году составляет - 68 ч.
В первой четверти - 17 ч.
Во второй четверти - 15 ч.
В третьей четверти - 19 ч.
В четвёртой четверти - 17 ч.
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В 3 классе оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке перевода в следующий класс.
В 3 классе учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по речевой практике относятся:
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей;
· способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений;
· формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания; положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
· интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
Минимальный уровень (для обучающихся 1 и 2 групп) |
Достаточный уровень (для обучающихся 3 и 4 групп) |
Выполнение заданий по простой словесной инструкции. |
Выполнение заданий по простой и расчлененной словесной инструкции. |
Слушание детского художественного произведения (сказка, загадка, потешка, рассказ, стихотворение). |
Слушание детского художественного произведения (сказка, загадка, потешка, рассказ, стихотворение), ответы на вопросы по содержанию прослушенного. |
Участие в ролевых играх. |
Распределение ролей и участие в ролевых играх. |
Полные фразовые ответы на вопросы. |
Полные распространенные ответы на вопросы. |
Правильно здоровается при встрече, прощается при расставании и благодарит. |
Соблюдение правил речевого этикета. |
Пересказ содержания прочитанного текста по вопросам и с опорой на картинный план. |
Пересказ содержания прочитанного текста по вопросам учителя. |
Выразительное чтение наизусть 5-6 четверостиший. |
Выразительное чтение наизусть 5-6 стихотворений. |
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей.
Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Речевая практика» в 3 классе:
Личностные базовые учебные действия:
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- развитие элементарных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в доступном темпе;
– принимать элементарные учебные задачи учителя;
- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные базовые учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо -родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать;
- формирование адекватных реакции и действия на обращения людей.
V. Содержание учебного предмета
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Учебный план
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1. |
Общение и его значение в жизни Общение с природой. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Вежливое возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека. |
12 |
2. |
Аудирование Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур и слов – паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из картинок той, которая соответствует предложению. |
10 |
3. |
Дикция и выразительность речи Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок и стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование силы голоса в речевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств. Произнесение одной фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций. |
5 |
4. |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Определение темы ситуации. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Участие детей в диалогах. Составление различных диалогов. |
4 |
5. |
Примерная тематика речевых ситуаций «Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель». «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?» |
34 |
6. |
Культура общения Выражение просьбы и извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Речевое общение с малознакомыми людьми. |
3 |
Итого |
68 ч. |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.
Стремление ребенка достигнуть более высоких результатов в обучении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать обучающемуся иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые обучающиеся получат навыки выразительного и правильного чтения целыми словами, с осознанием содержания прочитанного.
На уроках речевой практики главной формой контроля является наблюдение за ответами (речью) обучающихся.
VI. Календарно-тематическое планирование[1]
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник:
Комарова С.В. «Речевая практика». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2019 год.
Дополнительная литература для учителя:
1. Козырева Л.М. Развитие речи. Академия развития. 2007.
2. Попова И. Нескучные уроки. Развитие речи. Стрекоза. 2008.
3. Учебный диск. Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов. 2008.
4. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Гном и Д. 2007.
5. Терентьева Н. Развитие речи. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Стрекоза. 2012.
Демонстрационные и печатные пособия:
· магнитная доска;
· наборное полотно;
· серии сюжетных картинок «В школе», «Улица» и другие;
· серии сюжетных картинок к русским народным сказкам;
· наборы родо-видовых предметных картинок.
· наборы ролевых игр, игрушек.
Технические средства обучения:
· ноутбук;
· мультимедийный проектор;
· экран;
· принтер;
· магнитофон.
Интернет-ресурсы и другие электронных информационных источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.
· http://fgosreestr.ru/
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
· Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
· Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
· Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
· Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
· Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
· Виртуальная школа http://vschool.km.ru
· Сайт «СПЕКТР учебно-наглядные пособия»: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL
· Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/
· Видеоролики.
· ЭОР «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск.
· Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс. DVD-диск.
Скачано с www.znanio.ru
[1] См. Приложение 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.