МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
693021, г.
Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Рассмотрено методическим объединением Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
Согласовано к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № ___ от ___ августа 2021 г. Директор школы
________ О.В. Михаленкова |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
Вариант I
5 «б» класс
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Составитель: С.Ю. Рубцова
Южно-Сахалинск 2021
Содержание
1 |
Пояснительная записка ……………………………………………….
|
3 |
2 |
Общая характеристика учебного предмета…………………………
|
4 |
3 |
Место учебного предмета в учебном плане……………………….
|
7 |
4 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………...
|
8 |
5 |
Содержание учебного предмета…………………………………….
|
10 |
6 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..………………. |
13 |
7 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..
|
19 |
8 |
Литература………………………………………………………………
|
20 |
|
Приложение 1. Контрольные диктанты по предмету…………….. |
22
|
|
Приложение 2. Критерии оценивания образовательных результатов………............................................................................ |
27 |
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
• выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного
курса грамматики, правописания и развития речи;
• формирование элементарной коммуникативной компетенции;
• выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма;
• совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее
правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
1 Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2017;
- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
- Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.
Изучение русского языка в 5 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
2 Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 5 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности. Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Материал программы спланирован с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Программа по русскому языку в 5 классе включает следующие разделы:
1. Повторение.
Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
2. Состав слова. Текст.
3. Части речи. Текст.
4. Предложение. Текст.
5. Повторение.
6. Связная речь (упражнения в связной письменной и устной речи даются в процессе изучения всего программного материала).
В области фонетики в 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Раздел «Звуки и буквы. Текст» направлен на повторение материала. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
В области морфологии, изучая раздел «Состав слова. Текст», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение. Текст». В 5 классе особое внимание уделяется точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) пятиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит идея ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания.
У учащихся 5-х классов формируются следующие умения:
- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие фонетико-фонематических представлений;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие высших психических функций;
-развитие речи, владение техникой речи;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, года.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание программы 5 класса и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
3 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).
4 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках русского языка формируются следующие личностные результаты:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико - орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определяют два уровня к умениям обучающихся: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 5 классе обучающиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова - по слогам;
- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Для проверки усвоения программного материала используются контрольно - измерительные материалы, предложенные в Приложении 1.
В Приложении 2 представлены критерии оценивания образовательных результатов.
Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в МБОУ КШ «Надежда».
5 Содержание учебного предмета
Раздел 1. Повторение. «Звуки и буквы. Текст»
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. Твердые и мягкие согласные перед и, е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Правописание слов с разделительными мягким знаком (ь). Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Звуки и буквы.
Текст. Связная речь. Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.
Повторение. «Предложение. Текст»
Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Текст. Связная речь. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Раздел 2. Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.
Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова.
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
Текст. Связная речь. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Раздел 3. Части речи. Текст.
Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Значение существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имен собственных.
Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.
Знакомство с понятием рода. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные женского рода. Различение существительных по родам.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончание прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменения прилагательных по родам.
Глагол. Значения глаголов в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам.
Текст. Связная речь. Тема и основная мысль текста. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
Раздел 4. Предложение. Текст.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений. Однородные члены предложения. Дополнение предложения однородными членами.
Текст. Связная речь. Составление предложений и рассказа по серии картинок, материалам наблюдений.
Раздел 5. Повторение.
Состав слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предложение. Текст.
Словарные слова, изучаемые в 5 классе
Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, область, облако, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица, телефон, телевизор.
6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I |
Повторение. «Звуки и буквы. Текст». «Предложение. Текст»
|
33 |
- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»; - устанавливать соответствие между количеством гласных и слогов; - делить слова на слоги; - образовывать новые слова; - различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные на слух; - писать слова с разделительным мягким знаком; - ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные; - подбирать проверочные слова; - устанавливать связь слов в предложении; - определять границы предложений; - находить главные и второстепенные члены предложений; - распространять предложения; - определять вид предложений по интонации на слух; - устанавливать последовательность предложений в тексте; - различать текст и несколько отдельных предложений; - делить текст на части, предложения; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - составлять рассказ по опорным словам; - выделять основную мысль текста; - записывать под диктовку слова и предложения; - составлять рассказ по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений; - уметь располагать все адресные данные в нужной последовательности; - писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления; - познакомиться с понятием «адрес», накапливать тематический словарь; - запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. |
1 |
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. |
1 |
|
2 |
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. |
1 |
|
3 |
Твердые и мягкие согласные перед и, е, ё, ю, я. |
1 |
|
4 |
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. |
1 |
|
5 |
Правописание слов с разделительными мягким знаком (ь) |
1 |
|
6 |
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова. |
1 |
|
7 |
Ударные и безударные гласные в слове. |
1 |
|
8
|
Проверка безударных гласных в слове. |
1 |
|
9 |
Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы» |
2 |
|
10 |
Контрольный диктант № 1 (Родная земля) |
1 |
|
11 |
Работа над ошибками |
1 |
|
12 |
Различение текста и не текста. |
1 |
|
13 |
Определение темы текста. Заголовок. |
1 |
|
14 |
Выражение в предложении законченной мысли. |
1 |
|
15 |
Распространение предложений. |
1 |
|
16 |
Порядок слов в предложении. |
1 |
|
17 |
Связь слов в предложении. |
1 |
|
18 |
Главные члены предложения. Сказуемое. |
1 |
|
19 |
Подлежащее. |
1 |
|
20 |
Второстепенные члены предложения. |
1 |
|
21 |
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. |
1 |
|
22 |
Вопросительные предложения. |
1 |
|
23 |
Восклицательные предложения.
|
1 |
|
24 |
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. |
1 |
|
25 |
Коллективное составление рассказа по серии картинок и опорным словам после разбора с учителем |
2 |
|
26 |
Закрепление знаний по теме «Предложение». |
2 |
|
27 |
Контрольный диктант № 2 за I четверть (До свидания, лето!) |
1 |
|
28 |
Работа над ошибками в диктанте |
1 |
|
29 |
Деловое письмо. Адрес |
2 |
|
II |
Состав слова. Текст
|
30 |
- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «суффикс», «состав слова», «часть слова»; - подбирать однокоренные слова; - составлять предложения с однокоренными словами; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончания; - подбирать проверочные слова; - изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне; - разбирать сова по составу; - выделять основную мысль текста; - выбирать заголовок текста; - записывать под диктовку слова, предложения, текст; - писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. |
1 |
Корень и однокоренные слова. |
1 |
|
2 |
Общее и различия в значении однокоренных слов. |
1 |
|
3 |
Включение однокоренных слов в предложения.
|
1 |
|
4 |
Окончание – изменяемая часть слова. |
1 |
|
5 |
Установление связи между словами с помощью окончания. |
1 |
|
6 |
Приставка как часть слова. |
1 |
|
7 |
Изменение значения слова в зависимости от приставки. |
1 |
|
8 |
Приставка и предлог. |
1 |
|
9 |
Контрольный диктант № 3 (Лось) |
1 |
|
10 |
Работа над ошибками |
1 |
|
11 |
Суффикс как часть слова. |
1 |
|
12 |
Изменение значения слова в зависимости от суффикса. |
1 |
|
13 |
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. |
1 |
|
14 |
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. |
1 |
|
15 |
Слово-корень с ударной гласной. |
1 |
|
16 |
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. |
1 |
|
17 |
Проверка безударных гласных в корне слова. |
2 |
|
18 |
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне |
1 |
|
19 |
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. |
1 |
|
20 |
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова |
1 |
|
21 |
Проверяемые гласные и согласные в корне |
1 |
|
22 |
Непроверяемые написания в корне |
1 |
|
23 |
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов |
1 |
|
24 |
Закрепление знаний по теме «Состав слова» |
2 |
|
25 |
Контрольный диктант № 4 за II четверть (В тайге зимой) |
1 |
|
26 |
Работа над ошибками в диктанте № 4 |
1 |
|
27 |
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям |
2 |
|
III |
Части речи. Текст |
53 |
|
1 |
Названия предметов, действий, признаков. |
1 |
- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»; - определять грамматические признаки имен существительных; - изменять имена существительные по числам; - ставить имена существительные в начальную форму; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст; - определять тему текста; - выделять основную тему текста; - записывать текст под диктовку; - отбирать содержание и речевые средства для основной части текста; - вести коллективную запись на доске и в тетрадях. |
2 |
Понятие о частях речи. Существительное. |
1 |
|
3 |
Глагол. |
1 |
|
4 |
Прилагательное. |
1 |
|
5 |
Различение частей речи по вопросам и значению. |
1 |
|
6 |
Употребление разных частей речи в предложении и тексте. |
1 |
|
7 |
Закрепление знаний по теме «Части речи» |
2 |
|
8 |
Имя существительное. Значение существительных в речи. |
1 |
|
9 |
Одушевленные и неодушевленные существительные. |
1 |
|
10 |
Собственные и нарицательные существительные. |
1 |
|
11 |
Правописание имен собственных. |
1 |
|
12 |
Контрольный диктант № 5 (Пернатые друзья) |
1 |
|
13 |
Работа над ошибками |
1 |
|
14 |
Понятие о единственном и множественном числе. |
1 |
|
15 |
Употребление существительных в единственном и множественном числе. |
1 |
|
16 |
Изменение существительных по числам. |
1 |
|
17 |
Род существительных. Знакомство с понятием рода. |
1 |
|
18 |
Существительные мужского рода. |
1 |
|
19 |
Существительные женского рода. |
1 |
|
20 |
Существительные среднего рода. |
1 |
|
21 |
Различение существительных по родам. |
1 |
|
22 |
Закрепление знаний по теме «Существительное». |
2 |
|
23 |
Тема и основная мысль текста. |
1 |
|
24 |
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. |
1 |
|
25 |
Контрольный диктант № 6 (Зимний вечер) |
1 |
|
26 |
Работа над ошибками в диктанте |
1 |
|
27 |
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. |
1 |
- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст; - определять тему текста; - выделять основную тему текста; - записывать текст под диктовку; - составлять части текста по заданному плану.
|
28 |
Различение признаков, обозначаемых прилагательными. |
1 |
|
29 |
Зависимость рода прилагательных от рода существительных. |
1 |
|
30 |
Окончание прилагательных мужского рода. |
1 |
|
31 |
Окончания прилагательных женского рода. |
1 |
|
32 |
Окончания прилагательных среднего рода. |
1 |
|
33 |
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода |
1 |
|
34 |
Изменения прилагательных по родам. |
1 |
|
35 |
Закрепление знаний по теме «Прилагательное». |
2 |
|
36 |
Контрольный диктант № 7 за III четверть (В роще) |
1 |
|
37 |
Работа над ошибками в диктанте № 7 |
1 |
|
38 |
Расположение частей текста в соответствии с планом. |
1 |
|
39 |
Глагол. Значения глаголов в речи. |
1 |
- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «глагол», «время глаголов»; - различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам; - изменять глаголы по временам; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - задавать вопросы к глаголам; - различать глаголы по значению; - слушать текст; - определять тему текста; - выделять основную тему текста; - записывать текст под диктовку; - отбирать содержание и речевые средства ; - вести коллективную запись на доске и в тетрадях; - работать с деформированным текстом. |
40 |
Различение действий, обозначаемых глаголами. |
1 |
|
41 |
Настоящее время глаголов. |
1 |
|
42 |
Прошедшее время глаголов. |
1 |
|
43 |
Будущее время глаголов. |
1 |
|
44 |
Различение глаголов по временам.
|
1 |
|
45 |
Закрепление знаний по теме «Глагол» |
2 |
|
46 |
Работа с деформированным текстом |
2 |
|
47 |
Контрольный диктант № 8 (Рубеж) |
1 |
|
48 |
Работа над ошибками в диктанте № 8 |
1 |
|
IV |
Предложение. Текст
|
10 |
- слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»; - устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов; - определять главные и второстепенные члены предложения; - определять второстепенные члены предложения; - различать распространенные и нераспространенные предложения.
|
1 |
Главные члены предложения. |
1 |
|
2 |
Второстепенные члены предложения. |
1 |
|
3 |
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. |
1 |
|
4 |
Различение нераспространенных и распространенных предложений. |
1 |
|
5 |
Распространение предложений. |
1 |
|
6 |
Знакомство с однородными членами предложений. |
1 |
|
7 |
Дополнение предложения однородными членами.
|
1
|
|
8 |
Закрепление знаний по теме «Предложение» |
2 |
|
9 |
Текст. Связная речь. Составление предложений и рассказа по серии картинок, материалам наблюдений. |
1
|
|
V |
Повторение |
10 |
|
1 |
Состав слова |
1 |
|
2
|
Существительное Прилагательное |
1 |
|
3 |
Глагол |
1 |
|
4 |
Контрольный диктант № 9 за IV четверть (Глухари) |
1 |
|
5 |
Работа над ошибками в диктанте № 9 |
1 |
|
6 |
Предложение |
1 |
|
7 |
Текст |
1 |
|
8 |
Деловое письмо: адрес, открытка. |
1
|
|
9 |
Контрольный диктант № 10 (годовой) (Зайка и Мурка) |
1 |
|
10 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Итого |
|
136 |
|
7 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Оборудование класса:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- классная меловая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- рабочие места для обучающихся и учителя;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
- таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку;
- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку;
- методические и учебные материалы по предмету.
8. Литература
Для учителя
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.
2. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.
3. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Для учащихся
1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т. Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка /5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
4. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П. Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
5. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
6. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
7. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
8. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
9. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.
Приложение 1
Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса
Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года.
Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 5 классе у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ: работа состоит из контрольного диктанта и выполнения задания. Задания для выполнения минимального уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение одного задания по теме. Задания достаточного уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение двух заданий, отличающихся по уровню сложности.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности: письмо под диктовку направлено на выявление умения различать буквы и звуки, их графическое обозначение, устанавливать звуко-буквенные отношения, на умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение применять правила правописания (в объеме содержания курса). Задания, размещенные в конце диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Время и способ выполнения контрольной работы: время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.
Контрольный диктант №1
Родная земля
Всегда хороша родная земля! Весной журчат ручьи. Летят к родным гнёздам птицы. Летом зреют сады, пахнет цветами, спеют на полях хлеба.
Осенью летят над головой журавли. Горят золотом леса. И вот уже на поля лёг первый снег. Зима укутала серебристым инеем деревья.
Всегда хороша родная земля!
(46 слов)
Грамматическое задание:
1. Укажите количество букв и звуков в слове: зреют.
2. Подчеркни твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные зеленым цветом в словах: цветами, полях.
Контрольный диктант № 2
До свидания, лето!
Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина.
Всем жаль расставаться с летом.
(45 слов)
Слова для справок: чувствовалось, расставаться.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены в предложении: В лесу стоит чуткая тишина.
2. Дополните второстепенными членами предложение: Пламенеют клёны.
Контрольный диктант № 3
Лось
Егор Иванович остановился и с тревогой посмотрел на лес. Из болота шёл свежий след лося. А по бокам ещё два следа. Волки! Лесник поспешил по следам.
На поляне волки нагнали лося, а он отбивался копытами. Лесной великан не поддался волкам. Он разогнал зверей и убежал под гору.
(По Г. Скребицкому)
(47 слов)
Слова для справок: не поддался.
Грамматическое задание:
1. Выдели корень в словах: волки, лесной, убежал.
2. Обозначьте корень и суффикс в слове: лесник. Запишите ещё 2 слова с таким же суффиксом.
Контрольный диктант № 4 за II четверть
В тайге зимой
Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами.
На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя.
(45 слов)
Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.
Грамматическое задание:
1. Определить какой частью речи являются слова в предложении: Глубокую тропу в снегу протоптали олени.
2. Подбери однокоренные слова, чтобы они обозначали предмет, действие, признак предмета, с корнем: –зим–
Контрольный диктант № 5
Пернатые друзья
В детстве у меня был старший товарищ Пётр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь, на лампу.
Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки. Синица лакомилась салом.
Птицы понимали речь хозяина.
(По Г. Скребицкому)
(42 слова)
Слова для справок: у меня, перелетали.
Грамматическое задание:
1. Определите число и род имен существительных: товарищ, на лампу, семечки.
2. Подчеркните существительные с шипящей на конце, определите род существительных.
Контрольный диктант № 6
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над белыми сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.
(46 слов)
Слова для справок: сумрак, сторожка.
Грамматическое задание:
1. Во втором предложении подчеркнуть прилагательные.
2. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и допишите их к слову: мороз.
Контрольный диктант № 7 за III четверть
В роще
В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свила гнездо птица. .Пёстрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам сновали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. Свежий воздух говорил о близости озёра.
К ночи в роще наступала тишина.
(45 слов)
Слова для справок: лазурь, о близости
Грамматическое задание:
1. Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении.
2. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается.
Контрольный диктант № 8
Рубеж
Прошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка. У вышки - пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.
Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зелёная полоска. Там бьёт из-под земли студёный ключ. Ключ разливается по земле ручьём.
(42 слова)
Слова для справок: рубеж, пологий склон, ключ.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении.
2. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается.
Контрольный диктант № 9 (за IV четверть)
Глухари
Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари.
Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности.
(По А. Тамбиеву)
(40 слов)
Слова для справок: оглушают, опасность, людской.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены предложения в первом и в четвертом предложениях.
2. Найдите и подчеркните однородные члены предложения.
Контрольный диктант № 10 (годовой)
Зайка и Мурка
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.
А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке.
(По Г. Скребицкому)
(50 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении.
2. Укажите, какими частями речи они выражены.
Приложение 2
Критерии оценивания образовательных результатов
1 Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
2 Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Отметка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Отметка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
- не дописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
3 Итоговая оценка знаний и умений учащихся
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной отметкой.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Количество контрольных работ по четвертям
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.