Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 6 класс. Вариант I.
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 6 класс. Вариант I.

Оценка 4.7
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 6  класс. Вариант  I.
РПД 6 кл Русский язык.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2022 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»

Вариант I

 

6 «б» класс

 

Срок реализации программы  2022-2023 учебный год

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

 

3

2

Общая характеристика учебного предмета…………………………

 

4

3

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

7

4

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………...

 

 

8

5

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

11

6

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….        

 

13

7

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

 

21

8

Литература………………………………………………………………

 

21

 

Приложение 1. Контрольные диктанты по предмету……………..

23

 

 

Приложение 2. Критерии оценивания образовательных результатов………............................................................................

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2017;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;

- Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

Изучение русского языка в 6 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

- развитие положительных качеств и свойств личности.

 

2 Общая характеристика учебного предмета

В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности. Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.

Материал программы спланирован с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность,  предусматривается обучение русскому языку в 6 классе на доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Программа по русскому языку в 6 классе включает следующие разделы:

1. Повторение.

 Звуки и буквы. Текст.

 Предложение. Текст.

2. Состав слова. Текст.

Правописание безударных гласных в тексте.

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

Правописание приставок.

3. Части речи. Текст.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

4. Предложение. Текст.

Однородные члены предложения.

Обращение.

5. Повторение.

6. Связная речь (упражнения в связной письменной и устной речи даются в процессе изучения всего программного материала).

В области фонетики в 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Раздел «Звуки и буквы. Текст» направлен на повторение материала. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

Изучая раздел «Состав слова. Текст», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение. Текст». В 6 классе особое внимание уделяется точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) шестиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит идея ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания.

У учащихся 6-х классов формируются следующие умения:

- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие фонетико-фонематических представлений;

-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-развитие высших психических функций;

-развитие речи, владение техникой речи;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

-коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти,  года.

Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание программы 6 класса и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

 

3 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).

 

 

4 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися  программы учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках русского языка  формируются следующие личностные результаты:

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

1) формирование интереса к изучению русского языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико - орфографических умений для решения практических задач.

Готовность применения предметных результатов определяют два уровня к умениям обучающихся: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 6 классе обучающиеся будут иметь:

Минимальный уровень:

-  списывать текст целыми словами, структурно сложные слова - по слогам;

- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;

- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

-  учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Достаточный уровень:

- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45 – 60 слов);

-  участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

-  коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

-  различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

-  находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Для проверки усвоения программного материала  используются контрольно - измерительные материалы, предложенные в Приложении 1.

В Приложении 2 представлены критерии оценивания образовательных результатов.

Изучение предмета «Русский язык» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Коммуникативные учебные действия

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в МБОУ КШ «Надежда».

 

5 Содержание учебного предмета

Раздел 1. Повторение. «Звуки и буквы. Текст»

Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах.  Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.  Сомнительные гласные и согласные в словах. Непроверяемые гласные и согласные в словах.

Текст. Части текста. Красная строка.

Повторение. «Предложение. Текст»

Выделение главных и второстепенных членов предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Распространение предложений с помощью рисунков. Распространение предложений с помощью вопросов. Однородные члены предложения.

Текст. Связная речь. Деление текста на предложения. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.  Деловое письмо. Поздравление.

 

Раздел 2. Состав слова. Текст.

Корень и однокоренные слова. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Суффикс как часть слова. Разбор слова по составу.

Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне.  Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке. Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную. Разделительный твердый знак в словах с приставками. Различение написаний слов с разделительным твердым знаком и без него. 

Текст. Деление текста на части по данному плану.

 

Раздел 3. Части речи. Текст.

Имя существительное. Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных. Различение написаний существительных собственных и нарицательных.

Понятие о склонении.  Определение падежей существительных по вопросам. Именительный падеж – кто?  что? Родительный падеж – кого? чего? Дательный падеж – кому? чему? Винительный падеж – кого? что? Творительный падеж – кем? чем? Предложный падеж – о ком? о чем?

Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму.

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. Деловое письмо. Письмо. Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Прилагательные, противоположные по значению. Изменение прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Определение родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам.  Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. Именительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж  прилагательных мужского и среднего рода. Винительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода. Творительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода. Предложный падеж  прилагательных мужского и среднего рода.

Деловое письмо. Объявление.

Глагол. Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. Различение существительных, прилагательных и глаголов. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. Единственное и множественное число глаголов будущего времени. Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.

Текст. Связь частей в тексте.

 

 

Раздел 4. Предложение. Текст.

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Определение однородных членов предложения. Однородные члены предложения без союзов. Однородные члены предложения с союзом и. Однородные члены предложения без союзов и с союзом и. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении.  

 

Раздел 5. Повторение.

Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Деловое письмо. Объявление.

 

Словарные слова, изучаемые в 6 классе

         Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.

 

6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

Повторение

18

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку;

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Сравнивать гласные и согласные.

Проследить за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов, находить проверочные и проверяемые слова в группе однокоренных слов.

Пользоваться способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений.

Различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах.

Понаблюдать за делением текста на части. Познакомиться с понятием «красная строка».

Тренироваться в записи текста с соблюдением красной строки.

 Тренироваться в делении текста на предложения. Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. Сравнивать предложения нераспространенные и распространенные и делать вывод об их различиях.

Овладевать умением распространять предложения с помощью вопросов и рисунков, а также однородных членов предложения.

Различать в диалоге слова автора и слова участников диалога. Учиться записывать диалог без слов автора, используя данную схему диалога. Сделать речь участников диалога более интересной, дополнив ее однородными членами предложения.

Познакомиться с планом текста. Учиться выделять вступление, главную часть и заключение. Тренироваться в составлении текста из отдельных частей по данному плану и записывать получившийся текст, соблюдая красную строку.

Повторить названия частей в тексте поздравления. Тренироваться в правильном расположении частей поздравления на поздравительных открытках. Познакомиться с интересными сведениями о речевом этикете и поделиться впечатлениями с одноклассниками. Составить сезонный календарь памятных дат. Заполнить несколько поздравительных открыток.

1

Звуки и буквы. Текст

 

Гласные и согласные. Их различение 

1

2

Безударные гласные в словах

1

3

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах

1

4

Сомнительные гласные и согласные в словах

1

5

Текст. Части текста. Красная строка

1

6

Непроверяемые гласные и согласные в словах

1

7

Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы»

1

8

 

Предложение. Текст

 

Деление текста на предложения

1

9

Выделение главных и второстепенных членов предложения

1

10

Нераспространенные и распространенные предложения

1

11

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом

1

12

Распространение предложений с помощью рисунков

1

13

Распространение предложений с помощью вопросов

1

14

Однородные члены предложения

1

15

Контрольный диктант № 1 («Утро»)

1

16

Работа над ошибками

1

17

Закрепление знаний по теме «Предложение»

1

18

Деловое письмо. Поздравление

1

II

Состав слова. Текст

 

27

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку;

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Дополнить вывод о том, какие слова называются однокоренными.

Учиться объяснять значения слов по данному плану и образцу (почему предмет так называется).

Объяснять. Какую важную работу выполняют окончания в словах, и подкреплять свои объяснения примерами.

Понаблюдать за изменением значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Тренироваться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах, опираясь на смысл словосочетания и предложения.

Разбирать слова по составу, используя таблицу.

Находить в словах и объяснять орфографическую трудность. Отрабатывать

способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Уметь различать приставку и предлог. Понаблюдать за правописанием гласных и согласных в приставке. Запомнить правила правописания приставок. Подбирать примеры слов с заданными приставками. Запомнить случаи написания разделительного твердого знака в приставках.

Научиться различать записку-просьбу, записку-приглашение, записку-сообщение. Тренироваться в написании записок.

Учиться делить текст на части по данному плану.

1

Корень и однокоренные слова

1

2

Окончание как изменяемая часть слова

1

3

Образование смысловой связи между словами с помощью окончания

1

4

Приставка как часть слова

1

5

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

6

Суффикс как часть слова

1

7

Разбор слова по составу

1

8

Правописание безударных гласных в корне

 

Написание гласных в корне однокоренных слов

1

9

Контрольный диктант № 2 за I четверть («Осенняя елочка»)

1

10

Работа над ошибками

1

11

Проверка безударных гласных в корне

1

12

Правописание звонких и глухих согласных в корне

 

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова

1

13

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне

1

14

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне

1

15

Правописание согласных

 

Приставка и предлог

1

16

Различение приставки и предлога

1

17

Наблюдение за правописанием гласных в приставках

1

18

Правописание гласных в приставках

1

19

Правописание безударных гласных в корне и приставке

1

20

Текст. Деление текста на части по данному плану

1

21

Наблюдение за правописанием согласных в приставках

1

22

Правописание приставок на согласную

1

23

Разделительный твердый знак в словах с приставками

1

24

Различение написаний слов с разделительным твердым знаком и без него

1

25

Закрепление знаний по теме «Состав слова»

1

26

Контрольный диктант № 3 («Осень»)

1

27

Работа над ошибками

1

III

Части речи. Текст

72

 

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Уметь находить разные части речи в группе однокоренных слов. Различать существительные, прилагательные и глаголы в предложении.

Выделять из текста существительные и менять их форму по вопросам кто? что? (ставить в начальную форму).

Понаблюдать за существительными, которые называют предмет по-разному. Потренироваться в подборе существительных, называющих один и тот же предмет по-разному. Потренироваться в подборе существительных, называющих один и тот же предмет по-разному. Составлять предложения с такими существительными. Учиться подбирать пары существительных, противоположных по значению.

Восстановить в памяти понятия рода и числа существительного.

Пополнить знания о правописании имен собственных случаями написания их в кавычках.

Познакомиться с понятием о склонении существительных. Постараться запомнить названия падежей и вопросы к ним. Учиться определять падежи данных существительных по вопросам.

Познакомиться с понятием о начальной форме существительного. Учиться ставить существительные в начальную форму.

Продолжать работу с текстом. Находить в тексте основную мысль, подбирать дополнительные факты для подтверждения основной мысли.

Познакомиться с основными частями текста письма. Потренироваться в правильном расположении частей письма на листе бумаги.

1

Существительное, прилагательное, глагол

1

2

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении

1

3

Имя существительное

 

Значение существительных в речи

1

4

Существительные, обозначающие явления природы

1

5

Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному

1

6

Существительные, противоположные по значению

1

7

Различение существительных по родам

1

8

Контрольный диктант № 4 за II четверть («Кто рыхлит землю»)

1

9

Работа над ошибками

1

10

Изменение существительных по числам

1

11

Существительные собственные и нарицательные

1

12

Большая буква в именах собственных

1

13

Кавычки в именах собственных

1

14

Различение написаний существительных собственных и нарицательных

1

15

Закрепление знаний по теме «Имя существительное»

1

16

Понятие о склонении

1

17

Определение падежей существительных по вопросам

1

18

Именительный падеж – кто?  что?

1

19

Родительный падеж – кого? чего?

1

20

Дательный падеж – кому? чему?

1

21

Винительный падеж – кого? что?

1

22

Творительный падеж –

кем? чем?

1

23

Предложный падеж –

о ком? о чем?

1

24

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами

1

25

Понятие о начальной форме

1

26

Постановка существительных в начальную форму

1

27

Закрепление знаний по теме «Имя существительное»

1

28

Контрольный диктант № 5 («На реке»)

1

29

Работа над ошибками

1

30

Деловое письмо. Письмо

1

31

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям

1

32

Имя прилагательное

 

Значение прилагательных в речи

1

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Упражняться в подробном описании предмета, его качества и свойства с помощью прилагательных (коллективные упражнения).

Познакомиться с прилагательными, противоположными по значению. Учиться находить в тексте и составлять пары прилагательных, противоположных по значению. Распространять предложения прилагательными, противоположными по значению выделенным прилагательным.

Наблюдать за изменением прилагательных по родам и числам и учиться делать выводы о зависимости грамматических признаков прилагательных от существительных. Учиться доказывать правильность своих выводов, подкрепляя их примерами.

Познакомиться с понятием о склонении прилагательных. Учиться ставить вопросы к прилагательным в косвенных падежах, выделять окончания вопросов и окончания прилагательных.

Овладевать умением склонять прилагательные мужского и среднего рода по падежам. Выделять из предложения сочетания прилагательных с существительными, определять их падеж по вопросам и выделять окончания прилагательных.

Сочинять диалог на основе повествовательного текста, в котором «прячется» разговор героев; использовать для этого данную схему диалога и начало фраз героев.

Закреплять умение делить текст на части по данному плану и записывать текст, соблюдая красную строку.

Познакомиться с разной тематикой объявлений. Накапливать тематический словарь. Научиться называть и выделять в объявлении три основные части. Потренироваться составлять из разных частей школьные объявления.

33

Описание явлений природы с помощью прилагательных

1

34

Описание человека, животных с помощью прилагательных

1

35

Прилагательные, противоположные по значению

1

36

Изменение прилагательных по родам

1

37

Окончания прилагательных мужского рода

1

38

Окончания прилагательных женского рода

1

39

Окончания прилагательных среднего рода

1

40

Определение родовых окончаний прилагательных

1

41

Изменение прилагательных по числам

1

42

Закрепление знаний по теме «Род и число прилагательных»

1

43

Контрольный диктант № 6 («Рыжик»)

1

44

Работа над ошибками

1

45

Понятие о склонении прилагательных

1

46

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах

1

47

Именительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода

1

48

Родительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода

1

49

Дательный падеж  прилагательных мужского и среднего рода

1

50

Винительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода

1

51

Творительный падеж  прилагательных мужского и среднего рода

1

52

Предложный падеж  прилагательных мужского и среднего рода

1

53

Контрольный диктант № 7 за III четверть («Купание медвежат»)

1

54

Работа над ошибками

1

55

Закрепление знаний по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода»

1

56

Деловое письмо. Объявление

1

57

Глагол.

 

Значение глагола в речи

1  

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Обсудить значение глагола в речи (какие действия называет) и в предложении (каким членом предложения является).

Познакомиться с глаголами, противоположными по значению, учиться составлять из них пары и включать в предложения.

Наблюдать за изменением глаголов по родам и числам и учиться делать выводы о значении этих свойств глагола. Учиться доказывать правильность своих выводов, подкрепляя их примерами.

Учиться различать глаголы по временам, , изменять их по числам. Отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам.

Познакомиться с текстами, описывающими интересный случай или занимательную историю. Учиться использовать в них особые слова и словосочетания, которые помогут связать части текста по смыслу.

58

Глаголы, противоположные по значению

1

59

Различение существительных, прилагательных и глаголов

1

60

Настоящее время глаголов

1

61

Прошедшее время глаголов

1

62

Будущее время глаголов

1

63

Различение глаголов по временам

1

64

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени

1

65

Единственное и множественное число глаголов будущего времени

1

66

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени

1

67

Текст. Связь частей в тексте

1

68

Закрепление знаний по теме «Глагол»

2

69

Контрольный диктант № 8  («На охоте»)

1

70

Работа над ошибками

1

71

Коллективный рассказ на основе распространения данного текста

1

IV

Предложение. Текст

 

8

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Восстановить в памяти знания о разных по интонации предложениях. Дополнить вывод о различиях, характерных для повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Уметь привести примеры.

Отрабатывать умение ставить запятые между однородными членами предложения без союзов и с одиночным союзом и.

Познакомиться с обращением, его значением в речи. Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделением обращения при письме запятыми.

Использовать обращения в диалогах. Придумывать добрые, ласковые слова-обращения участникам диалога.

 

1

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений

1

2

Определение однородных членов предложения

1

3

Однородные члены предложения без союзов

1

4

Однородные члены предложения с союзом и

1

5

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и

1

6

Знакомство с обращением

1

7

Место обращения в предложении

1

 

8

Закрепление знаний по теме «Предложение»

1

V

Повторение

11

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

 

1

Состав слова

1

2

 

Правописание гласных и согласных в корне и приставке

1

3

Имя существительное

1

4

Контрольный диктант № 9 за учебный год («Первые цветы»)

1

5

Работа над ошибками

1

6

Имя прилагательное

1

7

Глагол

1

8

Деловое письмо. Объявление

1

9

Резервный урок

3

Итого

 

 

136

 

 

 

 

7 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

- таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку;

- методические и учебные материалы по предмету.

 

8   Литература

 

Для учителя

1.  Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019 – 232 с.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

3. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: ВЛАДОС, 2003.

 

     Для учащихся

 1. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

2.  Баранов  М.Т.  Школьный  орфографический  словарь  русского  языка/  М.Т. Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Жуков  В.П.  Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка /5-е    изд.,  перераб.  и доп.- М.: Русский язык, 2005.

 4. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.  Ф.П. Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.  

5. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.   В.В. Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

6. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

7. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

8. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

9. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

 10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка / А.Н. Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.  

  11. Розенталь  Д.Э.,  Теленкова  М.А.  Словарь  трудностей  русского  языка    /4-е  изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса

Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года.

Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 6 классе у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ: работа состоит из контрольного диктанта и выполнения задания. Задания для выполнения минимального уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение одного задания по теме. Задания достаточного уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение двух заданий, отличающихся по уровню сложности.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности: письмо под диктовку направлено на выявление умения различать буквы и звуки, их графическое обозначение, устанавливать звуко-буквенные отношения, на умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение применять правила правописания (в объеме содержания курса). Задания, размещенные в конце диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Время и способ выполнения контрольной работы: время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.

 

 

Контрольный диктант №1

Утро

Наступило утро. В воздухе прохладно. Звезды одна за другой гаснут на небе. Солнце золотит верхушки деревьев. На вершине ели заиграли лучи солнца. Тени от деревьев далеко легли по дороге. Лес поредел. Облетела листва с деревьев. Сверкают всеми цветами радуги росинки на траве.

Вот на поляне стоит могучий дуб. Упрямо на дубе висят желтые листья. Они тихо шумят.

Порою дуб до весны стоит в весеннем наряде.

(48 слов)

Задание:

Данное предложение разобрать по членам предложения: Солнце золотит верхушки деревьев.

Сделать звуко-буквенный анализ слов: СОЛНЦЕ, ЛИСТВА.

К словам НА ВЕРШИНЕ - , ДЕРЕВЬЯ - , ЦВЕТАМИ - , подобрать проверочные слова.

 

 

 

Контрольный диктант № 2

Осенняя елочка

Елочка родилась осенью. Открыла глаза и осмотрелась кру­гом. Деревья роняли листья. Было тихо, спокойно и красиво. Прошло много лет. Но каждый год в день ее рождения деревья готовят ей подарки. Осина дарит красные фонарики. Клен роняет звездочки. Ива сыплет золотые рыбки.

И стоит ёлочка радостная и счастливая. Лежат подарки на ее зеленых лапках.

 (По Н.Сладкову)

 

 (54 слова)

 

Слова для справок: дарит, роняет, сыплет.

 

Задание:

Разобрать по составу слова: ОСЕННЯЯ,  РЫБКИ.

Данное предложение разобрать по членам предложения: Осина дарит красные фонарики.

 

 

Контрольный диктант № 3

Осень

Давно облетели старые деревья. И только молодые березки сохранили свое убранство. Их желтые листья золотом блестят на солнце.

В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки. Хрусткие сучья предупредят зверьков об опасности.

Летают близко к жилью человека синицы. Снегири выбрались из лесной чащи. Их пение тихо раздается в кустах.

 (По С. Аксакову)

 

(52 слова)

Слова для справок: расстояние,  раздается.

 

Задание:

Разобрать по составу слова: БЕРЕЗКИ, ЛЕСНОЙ.

Данное предложение разобрать по членам предложения: Снегири выбрались из лесной чащи.

Подобрать проверочные слова к словам: БЕРЕЗКИ -,  ПРЫЖКИ -, ЗВЕРЬКИ - , ЛЕСНОЙ - .

 

 

Контрольный диктант № 4 за II четверть

Кто рыхлит землю

На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат берёзки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелёными иголочками. Чьи это грядки?

Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмиком. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю!

Упадут в земельку семена. Вырастут берёзки да липки.

 

(67 слов)

 

Слова для справок: торчали, вырастут, зашевелилась.

Задание:

Разобрать по составу слова: ЛЕСНОЙ,   БЕРЕЗКИ, ЛАПКИ.

Выписать из текста слово, близкое по значению: МАЛЕНЬКИЕ - .

 

 

Контрольный диктант № 5

На реке

Летом к речке тянется всё живое. Стрекозы парят над водой. Они садятся на травы. На берегу сидят ля­гушки. Они греются на солнце. Зелёные чижи прилетели попить водички. В берегах реки много жилищ. Тут живут ласточки-береговушки. На камне лежит уж. Шуршит камыш. Здесь спряталась выпь. По ночам над рекой летают летучие мыши. И днём, и ночью не затихает жизнь на реке.

 

(61 слово)

 

Задание:

Определить число и падеж существительных: К РЕЧКЕ, НА ТРАВЫ, В БЕРЕГАХ, НА КАМНЕ, ПО НОЧАМ. Обозначить окончание.

К глаголу СПРЯТАЛАСЬ – подобрать близкое по смыслу слово.

 

 

Контрольный диктант № 6

Рыжик

Суровой выдалась та зима. Неделями метель глубоко прятала под снегом тропинки. Днем в мутном небе холодным куском льдины тускло мерцало солнце.

В один из вечеров мы услышали за домом яростный лай собак.

Мы увидели маленького рыжего кабаненка. Он прижался боком к стенке и весь дрожит.

Мы принесли зверю еду. Кабаненок съел, но не ушел от дома. Он скоро привык к людям.

Мы назвали его Рыжик.

 

(66 слов)

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте все имена прилагательные.

2-е предложение разобрать по членам предложения.

Подобрать к существительным по 5 прилагательных: ДОРОГИ (какие?), БЕРЕГА (какие?).

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант № 7 за III четверть

Купание медвежат

Охотник шёл пологим берегом. Река протекала в глухом лесу. Вдруг он услышал громкий треск сучьев. Из чащи вышла большая бурая медведица. С ней были два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка

зубами за шиворот. Она стала окунать его в воду. Другой медвежонок испугался холодного купанья. Он пустился удирать в лес. Мать догнала его. Надавала ему шлепков. Потом опустила медвежонка в воду, как и первого.

 

(64 слова)

 

Задание:

Определить род, число и падеж прилагательных: ПОЛОГИМ БЕРЕГОМ, В ГЛУХОМ ЛЕСУ, БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА.

К словам: ГРОМКИЙ - , БОЛЬШАЯ - , ВЕСЕЛЫЙ - , подобрать противоположные по смыслу прилагательные.

2-е предложение разобрать по членам предложения.

 

 

 

Контрольный диктант № 8

На охоте

Я пошёл с отцом на охоту. Ночь мы провели в лесу. Там мы устроили удобный шалаш. Утром мы пошли к озеру. На озере растёт густой камыш. Охота на дичь была удачна. Мы несли домой богатую добычу. Вдруг появились тёмные тучи. Пошёл сильный дождь. Он застал нас по дороге домой. Сверкала яркая молния, гремел оглушительный гром. Но вот среди туч показалось ясное небо. Только к ночи мы пришли домой.

 

(68 слов)

 

Задание:

Найти и выписать из текста сложное предложение, разобрать его по членам предложения.

Разобрать по составу слово: СИЛЬНЫЙ.

Определить падеж имен существительных: НА ОХОТУ, ДОБЫЧУ, К НОЧИ, НА ОЗЕРЕ.

 

 

Контрольный диктант № 9 (годовой)

Первые цветы

Ранняя весна пришла в нашу местность. На открытых лесных полянах весеннее солнце съело остатки снега. А на дне оврагов ещё можно увидеть белое пятно. Воздух потеплел, пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников. Прекрасны эти первые цветы русских лесов.

Ребятишки из окрестных деревень несут из лесу скромные букетики. От цветов идёт свежий запах. Подснежники очень похожи на радостную улыбку весны.

 

(69 слов)

 

Слова для справок: оврагов, увидеть.

 

Задание:

Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.

Разобрать по составу слова: ВЕСЕННИЕ, ЗАПАХ.

Подобрать противоположные по смыслу слова к словам: РАННЯЯ, РАДОСТНАЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Критерии оценивания образовательных результатов

 

1 Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

 

2 Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении  контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V-IX классы

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);

- не дописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

 Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

 

3 Итоговая оценка знаний и умений учащихся

За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной отметкой.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

 

Количество контрольных работ по четвертям

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего

2

2

3

2

9

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Материал программы спланирован с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения

Материал программы спланирован с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения

Изучая раздел «Состав слова. Текст», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем…

Изучая раздел «Состав слова. Текст», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем…

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний

Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана

Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана

Готовность применения предметных результатов определяют два уровня к умениям обучающихся: минимальный и достаточный

Готовность применения предметных результатов определяют два уровня к умениям обучающихся: минимальный и достаточный

Изучение предмета «Русский язык» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий

Изучение предмета «Русский язык» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Различение существительных по родам

Различение существительных по родам

Раздел 4. Предложение. Текст.

Раздел 4. Предложение. Текст.

Различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах

Различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах

Объяснять. Какую важную работу выполняют окончания в словах, и подкреплять свои объяснения примерами

Объяснять. Какую важную работу выполняют окончания в словах, и подкреплять свои объяснения примерами

Разделительный твердый знак в словах с приставками1 24Различение написаний слов с разделительным твердым знаком и без него1 25Закрепление знаний по теме «Состав слова»1 26

Разделительный твердый знак в словах с приставками1 24Различение написаний слов с разделительным твердым знаком и без него1 25Закрепление знаний по теме «Состав слова»1 26

Учиться ставить существительные в начальную форму

Учиться ставить существительные в начальную форму

Познакомиться с прилагательными, противоположными по значению

Познакомиться с прилагательными, противоположными по значению

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода 1 53

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода 1 53

Работа над ошибками 1 71

Работа над ошибками 1 71

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /

Приложение 1 Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса

Приложение 1 Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса

Тени от деревьев далеко легли по дороге

Тени от деревьев далеко легли по дороге

В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки

В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки

В берегах реки много жилищ. Тут живут ласточки-береговушки

В берегах реки много жилищ. Тут живут ласточки-береговушки

Контрольный диктант № 7 за III четверть

Контрольный диктант № 7 за III четверть

Контрольный диктант № 9 (годовой)

Контрольный диктант № 9 (годовой)

Приложение 2 Критерии оценивания образовательных результатов 1

Приложение 2 Критерии оценивания образовательных результатов 1

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с…

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с…

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и…

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022