Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире сказок» общекультурное направление

  • Документация
  • docx
  • 09.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «В мире сказок» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, на основе авторской программы Рыбалкиной А.А. Ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательной школы санаторного типа и реализуется на основе следующих документов: Федеральные нормативные документы: -федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в РФ" п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст. 48; -федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357); Актуальность программы «В мире сказок» в том, что в качестве учебного материала для формирования учащихся выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно, учащийся 4 класса – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя учащихся в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития. Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия. Программа «В мире сказок» рассчитана для детей 7-10 лет (младший школьный возраст). Программа рассчитана на 34 часа. На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Цель программы: - формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка, - осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа. Задачи: • Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир сказок. • Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. • Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей. Принципы интегрированного курса: Интегрированный курс программы предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся. - интеграция; - систематичность; - наглядность; - деятельностный подход; - личностно-ориентированный подход. Формы и методы работы: 1. Беседа, рассказ воспитателя. 2. Слушание. 3. Различные виды чтения. 4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка. 5. Устный журнал, театрализация. 6. Лепка из пластилина. 7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций. 8. Конкурсы, викторины. 9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек. Содержание программы № Название раздела Содержание Кол-во часов 1 Сказки зарубежных писателей Чтение сказки. Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. Создание книжки-малышки, лепка из пластилина. 11 ч 2 Сказки народов России Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. Отгадывание загадок, ребусов. 6 ч 3 Сказки народов мира Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Отгадывание кроссворда. 7 ч 4 Сказки-пьесы Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) 7 ч Итого 34 ч Предполагаемые результаты реализации программы. Личностными результатами являются следующие умения: • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью воспитателя; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; • учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • выразительно читать и пересказывать текст; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении воспитателя, учащихся; • отвечать на вопросы воспитателя по содержанию прочитанного; • подробно пересказывать текст; • составлять устный рассказ по картинке; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; Календарно-тематическое планирование 4 класс № п.п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов Дата план факт Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 11 ч 1,2 Г.Х. Андерсен «Огниво» Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. Рисунок 2ч 3,4 Шарль Перро «Спящая красавица» Прослушивание сказки. Инсценировка сказки . 2ч 5,6 В.Гауф “Карлик Нос” Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. 2ч 7,8 Братья Гримм «Умная Гретель» Чтение сказки. Инсценировка сказки. 2ч 9,10 Братья Гримм «Белоснежка» Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина. 2ч 11 Устный журнал «В гостях у сказки» Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. 1ч Тема «Сказки народов России» - 6ч 12,13 Татарская народная сказка «Три сестры» Чтение сказки. Инсценировка сказки. 2ч 14 Алтайская сказка «Семь братьев» Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. 1ч 15 Башкирская сказка «Ленивая девочка» Чтение сказки. Герои сказки. Иллюстрирование. 1ч 16 Бурятская сказка «Хитрый кот» Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. 1ч 17 Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга». Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. 1ч 18 Сказочная викторина Отгадывание загадок, ребусов. 1ч Тема «Сказки народов мира» - 7ч 19 Нанайская сказка «Айога» Чтение сказки. Инсценировка сказки. 1ч 20 Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил» Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда. 1ч 21 Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти» Чтение сказки. Иллюстрирование. 1ч 22 Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде» Чтение сказки. Работа по содержанию. Изготовление оригами. 1ч 23 Болгарская сказка «Старик, старуха и луна» Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказки. 1ч 24 Восточная сказка. «Сказка об умном враче» Чтение сказки. Сравнение. 1ч 25 Сказочная викторина Отгадывание загадок, ребусов. 1ч Тема «Сказки - пьесы» - 7ч 26 С.Я. Маршак «Сказка про козла” Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. 1ч 27 С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Слушание и чтение сказки. Инсценирование отдельных фрагментов сказки. 2ч 28 П.Морозов «Мышли-Шишли» Прослушивание сказки. Распределение ролей.. 1ч 29,30 Работа над детским театральным представлением Инсценировка сказки. 2ч 31 Моя любимая сказка. Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. 1ч Итоговое занятие - 3ч 32,33,34 Праздник сказок. Проект « В мире сказок» Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) 3 ч Предполагаемая результативность курса: В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной про социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человек. Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. К концу обучения учащиеся должны знать: - содержание популярных русских народных сказок и сказок народов мира; - роль устного народного творчества как особенной части народной культуры; - значение устного народного творчества в становлении и развитии личности человека. К концу обучения учащиеся должны уметь: - слушать и отвечать на вопросы; - иллюстрировать услышанное или прочитанное; - пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно; - передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки. Условия реализации программы: - Компьютер - Мультимедийный проектор - Колонки - Экран - Интернет. Учебно-методическое обеспечение: 1. «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2010г. 2. Мультимедийные презентации: - Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru Список литературы 1. Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. — Калуга, КГИМО, 2010. 2. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009 3. Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 2011 4. Народные русские сказки. — М., 2010 5. Пушкин А. С. Сказки. — М., 2006 6. Русские народные сказки. — М., 2013 7. Сказки русских писателей. — М., 2009 8. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 2011
Иконка файла материала Рабочая пр. в мире сказок.docx

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «В мире сказок» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, положением о рабочей программе по  внеурочной деятельности, на основе авторской программы Рыбалкиной А.А.

Ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательной школы санаторного типа и реализуется на основе следующих документов:

 

Федеральные нормативные документы:

-федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в РФ" п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст. 48;

-федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);

Актуальность программы «В мире сказок» в том, что в качестве учебного материала для формирования  учащихся выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно, учащийся 4 класса  – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя учащихся в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Программа «В мире сказок» рассчитана для детей 7-10 лет (младший школьный возраст). Программа рассчитана на 34 часа. На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

Цель программы:

- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,

- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

Задачи:

• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир сказок.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

Принципы интегрированного курса:

Интегрированный курс программы предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.

- интеграция;

- систематичность;

- наглядность;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Формы и методы работы:

1.                 Беседа, рассказ воспитателя.

2.                 Слушание.

3.                 Различные виды чтения.

4.                 Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

5.                 Устный журнал, театрализация.

6.                 Лепка из пластилина.

7.                 Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

8.                 Конкурсы, викторины.

9.                 Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

 

 

Содержание программы

 

 

Название раздела

Содержание

Кол-во часов

1

Сказки зарубежных писателей

Чтение сказки. Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. Создание книжки-малышки, лепка из пластилина.

11 ч

2

Сказки народов России

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. Отгадывание загадок, ребусов.

6 ч

3

Сказки народов мира

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Отгадывание кроссворда.

7 ч

4

Сказки-пьесы

Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

7 ч

 

Итого

 

 

34 ч

 


Предполагаемые результаты реализации программы.

 

Личностными результатами являются следующие умения:

·                     оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

·                     эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·                     понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·                     высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·                     определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью воспитателя;

·                     проговаривать последовательность действий;

·                     учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

·                     учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

·                     ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

·                     находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·                     делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·                     преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·                     оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·                     слушать и понимать речь других;

·                     выразительно читать и пересказывать текст;

·                     договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

·                     учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

·                     воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении воспитателя, учащихся;

·                     отвечать на вопросы воспитателя по содержанию прочитанного;

·                     подробно пересказывать текст;

·                     составлять устный рассказ по картинке;

·                     соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п.п

 

Тема занятия

 

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 11 ч

1,2

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. Рисунок

3,4

Шарль Перро «Спящая красавица»

Прослушивание сказки. Инсценировка сказки .

5,6

В.Гауф “Карлик Нос”

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование.

7,8

Братья Гримм «Умная Гретель»

Чтение сказки. Инсценировка сказки.

9,10

Братья Гримм «Белоснежка»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина.

11

Устный журнал «В гостях у сказки»

Прослушивание сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.

Тема «Сказки народов России» - 6ч

12,13

Татарская народная сказка «Три сестры»

Чтение сказки. Инсценировка сказки.

14

Алтайская сказка «Семь братьев»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

 

 

15

Башкирская сказка «Ленивая девочка»

Чтение сказки. Герои сказки.

Иллюстрирование.

16

Бурятская сказка «Хитрый кот»

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок.

17

Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга».

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

18

Сказочная викторина

Отгадывание загадок, ребусов.

Тема «Сказки народов мира» - 7ч

19

Нанайская сказка «Айога»

Чтение сказки. Инсценировка сказки.

 

 

20

Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил»

Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда.

 

 

21

Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти»

Чтение сказки. Иллюстрирование.

 

 

22

Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде»

Чтение сказки. Работа по содержанию.

Изготовление оригами.

 

 

23

Болгарская сказка «Старик, старуха и луна»

Чтение сказки. Работа по содержанию.

Инсценировка сказки.

 

 

24

Восточная сказка. «Сказка об умном враче»

 

Чтение сказки. Сравнение.

 

 

 

 

25

Сказочная викторина

Отгадывание загадок, ребусов.

 

 

Тема «Сказки - пьесы» - 7ч

26

С.Я. Маршак «Сказка про козла”

Чтение сказки. Выделение героев сказки.

Лепка персонажей.

27

 С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Слушание и чтение сказки. Инсценирование отдельных фрагментов сказки.

28

П.Морозов «Мышли-Шишли»

 

Прослушивание сказки. Распределение ролей..

29,30

Работа над детским театральным представлением

Инсценировка сказки.

31

Моя любимая сказка.

Рассказывание, лепка, пластилиновый театр.

Итоговое занятие - 3ч

32,33,34

Праздник сказок. Проект « В мире сказок»

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

3 ч

 

 

Предполагаемая результативность курса:

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной про социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человек.

Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- содержание популярных русских народных сказок и сказок народов мира;

- роль устного народного творчества как особенной части народной культуры;

- значение устного народного творчества в становлении и развитии личности человека.

 

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Условия реализации программы:

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Колонки

- Экран

- Интернет.

Учебно-методическое обеспечение:

1. «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2010г.

2. Мультимедийные презентации:

- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

 

Список литературы

 

1.                 Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. — Калуга, КГИМО, 2010.

2.                 Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009

3.                 Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 2011

4.                 Народные русские сказки. — М., 2010

5.                 Пушкин А. С. Сказки. — М., 2006

6.                 Русские народные сказки. — М., 2013

7.                 Сказки русских писателей. — М., 2009

8.                 Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 2011


 

Скачано с www.znanio.ru