Приложение 8 к ООП ООО
Адаптированная рабочая программа
Предметная область «Искусство»
учебный предмет
МУЗЫКА
7 класс
г. Выкса
1.Содержание программы
( 5 класс 34 часа 1 час в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
· Программа по предмету «Музыка» для 7 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыкальному искусству для основного общего образования и с учётом возможностей авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
· Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника |
Нормативный документ |
|
Авторы учебника: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская; |
учебник МУЗЫКА. |
7 класс, |
издательство "Просвещение" |
|
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» в 7 классах отводится по 34 часа (из расчета 1 час в неделю )
Информация о внесенных изменениях (обучение детей с ОВЗ)
При составлении программы учитывались особенности детей, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Музыка способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы. Является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных данным учащимся.
Действующая программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Цель обучения – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения ( 7 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Актуальность Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
· уважительное отношение к культуре других народов:
· эстетические потребности, ценности и чувства
· развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
· развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
· В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
· основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 5 · воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
· начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
· воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
· воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
· вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
· реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
· понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
2.Основное содержание учебного предмета
№ |
Тема |
Кол-во часов |
||
7 класс |
||||
1 Раздел |
Особенности музыкальной драматургов сценической музыки Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов 18 часов 9 (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. |
18 часов |
||
2 Раздел |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов
|
16 часов |
||
Всего : 34 часа
|
||||
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
ЭОР |
ЦОР |
1 |
Особенности драматургии сценической музыки |
16 |
УМК Музыка. Сергеева Г.П, Е.Д. Критская (5-8) Музыка 7 класс Российская электронная школа Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [ Электронный ресурс] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М. : Просвещение, 2014.- 1 электрон. опт. диск ( СД-РОМ) |
https://resh.edu.ru/subject/6/
|
2. |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки |
18 |
УМК Музыка. Сергеева Г.П, Е.Д. Критская (5-8) Музыка 7 класс Российская электронная школа Музыка. Фонохрестоматия. 57класс [ Электронный ресурс] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М. : Просвещение, 2014.- 1 электрон. опт. диск ( СД-РОМ) |
https://resh.edu.ru/subject/6/
|
За год |
|
34 |
|
|
Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
|
7 класс |
||
· Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 7 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2015 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс. (СD) |
Музыка: программа. 7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2014. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.:
Просвещение
2. Примерная программа основного общего образования «Музыка» 5-8 классы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение 2014г.
3. Хрестоматии с нотным материалом. М.: Просвещение
4. Сборники песен и хоров.
5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) «Современная
концепция и методика обучения музыке» Н. А. Бергер С.-Петербург: КАРО 2004г.
6. Книги о музыке и музыкантах: «Музыка всюду живёт…» стихи о музыке В. Семернин
М.: Советский композитор 1991г. Беседы об оркестре Дм. Рогаль-Ливицкий М.:
Государственное музыкальное издание 1961г.
7. Научно-популярная литература по искусству. Коллекция журналов Галерея,
Печатные пособия
1. Карточки с изображением музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Дидактический раздаточный материал:
1. Карточки с признаками характера звучания.
2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных
средств.
3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2. Фортепиано.
3. Ноутбук.
4. Экран.
5. Проектор.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Мультипликационный фильмы о музыке.
8. Нотный и поэтический текст песен.
9. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.