Пояснительная записка (на уровень обучения |
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС НОО с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (www.fgosrccstr.ru) и нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по предмету русский язык, рекомендованной Министерством образования и науки РФ; - с учётом Учебного плана МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Мордовского района, Тамбовской области; - с Положением о составлении рабочих программ по МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Мордовского района, Тамбовской области; - на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык» - с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ « Новопокровская СОШ»; - с возможностями УМК «Перспектива»; - с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Адаптированная рабочая программа составлена на основе АООП НОО, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по русскому языку для учащихся 3-го класса Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и адаптирована для обучающегося 3-го класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273) Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Для реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования предусматривается использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. |
||||||||||||||||||||
Общая характеристика учебного предмета, курса |
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. Цели: 1 познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; 2 социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.
Задачи: · развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; · заложить основу первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; · формировать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; · воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Коррекционными задачами предмета русский язык являются: -профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; -развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; -развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач; -развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося; -обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях; -расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении; -развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; -коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных; -формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических); -развитие навыков семантического программирования и языкового оформления, как предложений, так и текста; -формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т. д.); -формирование умения выражать свои мысли Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: · формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; · формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма; · уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; · развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); · формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы; · формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка); · удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; · способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции; · содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Основные направления коррекционной работы: Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся; Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового; Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.; Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «русский язык» является урок. В процессе изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки, творческие уроки, уроки – проекты. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Проектная деятельность. Проектная деятельность проводится после: - прохождения некоторых тем учебника по русскому языку (мини-проекты); -прохождения всех тем учебника по русскому языку, то есть в конце учебного года.
Место учебного предмета в учебном плане На изучение русского языка в 3 классе на уроки русского языка отводится по 140 ч (4 ч в неделю).
3 класс
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла (окружающий мир, литературное чтение, иностранный языки др.) принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов: Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка. Оценка «1», «2» не ставится в журнал. При оценке письменных работ по предмету русский язык в 1-4 классах следует руководствоваться следующими нормами: - оценка «5» ставится за работу без ошибок; - оценка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками; - оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками; - оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка. Наличие Трех орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. а) За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. |
||||||||||||||||||||
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (на уровень обучения) |
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты Обучающийся научится: - испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; - осознавать свою этническую и национальную принадлежность; - относиться с уважением к представителям других народов; - уважительно относиться к иному мнению; - понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; - соблюдать правила поведения на уроке и в классе; - развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; - конструктивно разрешать проблемные ситуации; - оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность научиться: - сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»; - эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе; - сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности; - осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; - стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями Метапредметные результаты
Обучающийся научится: - ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации; - понимать цели и задачи учебной деятельности; - находить ответы на проблемные вопросы; - пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»); - самостоятельно оценивать свои достижения или промахи; - пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи); - пользоваться справочной литературой (словарями); - развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; - развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться: - делать самостоятельные выводы; - находить выход из проблемных ситуаций; - определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; - выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится: - понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства; - относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа; - анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат; - понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); - выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; - контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; - правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами; - различать диалогическую и монологическую речь; - составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; - составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; - пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; - писать изложения по составленному плану; - составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обучающийся получит возможность научиться: - совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях; - говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии; - делать полный и краткий пересказ текста; - устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; - исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.); - совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику; - соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. Главный помощник в общении — родной язык Фонетика, графика, орфография Обучающийся научится: - проводить звукобуквенный анализ слов; - определять ударение в словах; - делить слова на слоги и на части для переноса; - находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; - верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных; - правильно писать «не» с глаголами; - использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; - писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. Обучающийся получит возможность научиться: - верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю; - формировать представление о единообразии написания слова, морфем; - писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч. Лексика Обучающийся научится: - различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова; - сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); - распознавать в тексте синонимы и антонимы; - находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; - сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей; - объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать различие основной функции имён и личных местоимений; - объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; - различать мотивированные и немотивированные названия. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: - разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание; - выделять в слове основу и окончание; - составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; - различать однокоренные слова и разные формы одного слова; - объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс; - образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; - правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; - понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться: - находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать); - образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология Обучающийся научится: - определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; - правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное Обучающийся научится: - различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; - определять число имён существительных; - определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; - определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; - изменять имена существительные по падежам. Обучающийся получит возможность научиться: - верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; - сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; - образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; - разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж). Местоимение Обучающийся научится: - сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; - употреблять личные местоимения в речи. Обучающийся получит возможность научиться: - устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения. Глагол Обучающийся научится: - распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; - определять времена глаголов; - образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; - определять число глаголов; - верно писать частицу «не» с глаголами; - писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы. - Обучающийся получит возможность научиться: - обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. Имя прилагательное Обучающийся научится: - находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; - определять связь имени прилагательного с именем существительным; - верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. - Обучающийся получит возможность научиться: - делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; - объяснять роль имён прилагательных в речи; - использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. Синтаксис Словосочетание Обучающийся научится: - объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; - составлять словосочетания по заданным моделям; - находить словосочетания в предложении. Предложение Обучающийся научится: - определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; - находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; - находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); - устанавливать связь между членами предложения по вопросам; - находить в предложении однородные члены. - Обучающийся получит возможность научиться: - верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Текст Обучающийся научится: - отличать текст от простого набора предложений; - устанавливать связь между предложениями в тексте; - определять тему и основную мысль текста; - озаглавливать текст; - выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; - составлять план текста; - распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение). - Обучающийся получит возможность научиться: - различать художественные и научные тексты; - составлять тексты разных типов. |
||||||||||||||||||||
Содержание учебного предмета/курса(на уровень обучения) |
Раздел «Мир общения. Повторяем — узнаем новое». При
работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом
общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся
о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога,
продолжается формирование представления детей о культуре устной и
письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор
с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение.
Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно
приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и
письменные высказывания в соответствии с существующими культурными
нормами. В разделе «Язык – главный помощник в общении» Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности богатства и выразительности письменной речи; использование в тексте синонимов и антонимов. Раздел «Состав
слова »
включает в себя не только темы по лексике, но и темы «Состав слова»,
«Как образуются слова». В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном. Вводится определение местоимения. При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов. В разделе « Имя существительное» Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. В разделе «Местоимение» . Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Роль местоимения в речи. В разделе «Глагол.» Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. В разделе «Имя прилагательное» . Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. В разделе «Повторение» Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой, в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. накомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению. Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. |
Тематическое планирование 3 класс (140 ч)
Учебно–тематическое планирование
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся Коррекционно-развивающая направленность |
Мир общения. Повторяем - узнаём новое |
||
Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). |
Собеседники. Диалог Культура устной и письменной речи Текст. Тема. Главная мысль текста. Текст. Тип текста. Текст. Части текста. Текст научный и художественный. |
Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами; Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. Использовать в общении тексты разных типов Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Составлять предложения на заданную тему Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Практически различать типы текста. Составлять предложения из слов и текст из предложений. Выполнение письменных заданий предваряется |
Язык - главный помощник в общении |
||
Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
|
Язык – главный помощник в общении Звуки и буквы. Слог, ударение Девять правил орфографии Прописная буква в именах собственных Безударные гласные в корне слова Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласные в корне слова Непроизносимые согласные Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки Удвоенные согласные Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН Перенос слов Слово и его значение Синонимы Антонимы Омонимы Многозначные слова Слова с обобщающим значением. Роль местоимений в тексте Словосочетание Предложение Главные члены предложения Предложения с однородными членами |
Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать. Проводить звуко-буквенный анализ слов; Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов. Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги; Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой; Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку Подбирать слова и проверять парные согласные. Вспомнить правило написания непроизносимых согласных Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные». Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их; Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. Выбирать варианты переноса слов Определять основные функции слова. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты; Составлять словосочетания по заданным моделям; Углубить знания о синонимах, об их роли в русском языке. Расположение синонимов по степени возрастания признака. Составление предложений с фразеологизмами. Нахождение антонимов в пословицах. Подбор антонимов к словам разных частей речи. Расширить знания об омонимах; обогащать словарь новыми словами-омонимами. Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях Научаться отличать имена нарицательные, имена собственные Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову Уметь определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова. Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам; Делать полный и краткий пересказ текста; Находить в тексте однородные члены предложения и их обозначения. Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами
составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
|
Состав слова |
||
Данный раздел посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание. |
Повторение значимых частей слова. Корень Корень. Корневые орфограммы Закрепление навыка нахождения изученных корневых орфограмм в словах. Приставка Суффикс Окончание и основа Как образуются слова |
Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»); Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание; Выделять окончания у слов разных частей речи. Различать однокоренные слова и формы одного слова; Образовывать слова с заданными морфемами; Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания Различать приставку и предлог; Актуализировать и расширить знания о суффиксе как части слова Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; Выделять в слове основу и окончание; Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании; Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Части речи |
||
Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол. |
Повторяем, что знаем. Имя существительное Повторяем, что знаем. Глагол Повторяем, что знаем. Имя прилагательное |
Определять части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Имя существительное |
||
Научаться различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; определять число имён существительных; определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; изменять имена существительные по падежам. верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж). |
Собственные и нарицательные имена существительные Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное Число имени существительного Род имён существительных Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода Изменение имён существительных по падежам( склонение) Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Изменение имён существительных по падежам (склонение) Как разобрать имя существительное
|
Знать признаки имени существительного Знать отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Уметь определять род имен существительных во множественном числе Уметь определить роль окончаний при изменении имен существительных по числам, определение рода имен существительных во множественном числе Образовывать слова с заданными морфемами; Научиться распознавать род существительных в косвенном падеже Знать орфограмму -правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода Знать названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам Определять имена существительные в именительном падеже Определять имена существительные в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа Определять имена существительные в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа Определять имена существительные в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа Определять имена существительные в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа, Определять имена существительные в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа Уметь определять падеж имени существительного и его окончание; Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Местоимение |
||
Научаться сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; употреблять личные местоимения в речи. устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
|
Местоимение Правописание местоимений Личные местоимения. Наблюдение за ролью местоимений в речи |
Видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. Уметь верно использовать местоимения в речи;
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Глагол |
||
Научаться распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять времена глаголов; образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; определять число глаголов; верно писать частицу «не» с глаголами; писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы. обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
|
Глагол как часть речи Изменение глаголов по временам Глаголы настоящего времени Глаголы прошедшего времени Глаголы будущего времени Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по числам Изменение по родам глаголов прошедшего времени НЕ с глаголами Разбор глагола как части речи
|
Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять время глаголов; Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи. Определять число глаголов; Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану Верно писать не с глаголами; Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Имя прилагательное |
||
Научаться находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять связь имени прилагательного с именем существительным; верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; объяснять роль имён прилагательных в речи; использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
|
Имя прилагательное как часть речи Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам Разбор имени прилагательного как части речи |
Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи. Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса.
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Повторение |
||
Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
|
Повторение. Слово. Предложение. Текст Повторение изученных орфограмм. Повторение. Части речи. Имя существительное Повторение. Части речи. Имя прилагательное Повторение. Части речи. Глагол |
Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Закрепить навык написания изученных орфограмм Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм.
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.