Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир природы и человека» составлена на первый этап обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
2.Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа соответствует АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
· осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Коммуникативные:
· умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
· умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
· обращаться за помощью и принимать помощь;
· сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные:
· входить и выходить из учебного помещения со звонком;
· ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
· умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
· передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
· принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
· активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные:
· узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
· называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
· выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
· устанавливать видо- родовые отношения предметов;
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном предмете;
· наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями;
- кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного и описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных решений учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объёме программы.
2. Содержание учебного предмета.
«Сезонные изменения»
Временные изменения.
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года.
Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
«Неживая природа»
Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребёнком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, Солнце- звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
«Живая природа»
Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек.
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).
Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижения нашей страны в науке и искусстве. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
«Безопасное поведение»
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№ |
Раздел/примерное количество часов |
Виды деятельности |
1 |
«Сезонные изменения» 16 ч |
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - умение вступать в контакт и работать в коллективе; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. - узнавать и называть изучаемые объекты и явления; - называть предметы, характеризовать их по основным свойствам; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; |
2 |
«Неживая природа» 6 ч |
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей; - умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - узнавать и называть изучаемые объекты и явления; называть предметы, характеризовать их по основным свойствам; - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо- родовые отношения предметов; |
3 |
«Живая природа» 24 ч |
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - узнавать и называть изучаемые объекты и явления; - называть предметы, характеризовать их по основным свойствам; - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо- родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать; на наглядном предмете; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
|
4 |
«Безопасное поведение» 4 ч
|
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего - места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - тумение вступать в контакт и работать в коллективе; умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; - узнавать и называть изучаемые объекты и явления; - называть предметы, характеризовать их по основным свойствам; - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
Тематическое планирование на 1 класс
№ |
Раздел. Тема урока. |
|
1 |
Неживая природа. Введение. Мир вокруг нас. |
|
2 |
Объекты живой и неживой природы. |
|
3 |
Земля и солнце. |
|
4 |
Солнце и жизнь растений. |
|
5 |
День и ночь. |
|
6 |
Занятия людей в течение суток. |
|
7 |
Сезонные изменения. Осень. |
|
8 |
Экскурсия «Признаки осени». |
|
9 |
Закрепление знаний о признаках осени. |
|
10 |
Занятия и одежда людей осенью. |
|
11 |
Живая природа. Растения. Растения. |
|
12 |
Строение и сходство растений. |
|
13 |
Различие растений. |
|
14 |
Разнообразие цветов. |
|
15 |
Семена. |
|
16 |
Плоды растений. |
|
17 |
Приспособления растений к сезонным изменениям в природе. |
|
18 |
Приспособления растений к разным условиям жизни. |
|
19 |
Сезонные изменения. Зима. |
|
20 |
Экскурсия «Признаки зимы». |
|
21 |
Закрепление знаний о признаках зимы. |
|
22 |
Одежда и занятия людей зимой. |
|
23 |
Живая природа. Человек. |
|
24 |
Части тела человека. |
|
25 |
Безопасное поведение . Гигиенические навыки. |
|
26 |
Лицо человека. |
|
27 |
Глаза. Строение глаза человека. |
|
28 |
Уши. |
|
29 |
Безопасное поведение . Правила сохранения слуха. |
|
30 |
Нос. |
|
31 |
Безопасное поведение . Профилактика простудных заболеваний. |
|
32 |
Рот. Строение ротовой полости. |
|
33 |
Правила поведения во время еды. |
|
34 |
Кожа. Значение осязания для жизни человека. Уход за кожей. |
|
35 |
Безопасное поведение . Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов и порезов. |
|
36 |
Осанка. Скелет и мышцы человека. |
|
37 |
Сезонные изменения. Весна. |
|
38 |
Экскурсия «Признаки весны». |
|
39 |
Жизнь растений, птиц, зверей весной. |
|
40 |
Одежда и занятия детей весной. |
|
41 |
Живая природа. Животные. Животные. |
|
42 |
Строение и сходство животных. |
|
43 |
Различие животных. |
|
44 |
Домашние животные. Дикие животные. |
|
45 |
Приспособления животных к различным условиям жизни. |
|
46 |
Приспособления животных к временам года. |
|
47 |
Сезонные изменения. Лето. |
|
48 |
Экскурсия «Признаки лета». |
|
49 |
Растения, птицы, насекомые, звери летом. |
|
50 |
Одежда и занятия детей летом. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.