Адаптированная образовательная программа на четыре года, для ребенка – инвалида Кононенко Анна с ОВЗ.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.Адаптированная образовательная программа на четыре года, для ребенка – инвалида Кононенко Анна с ОВЗ
Иконка файла материала индивидуальная программа Кононенко анна.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №1 с. Заветное  Согласовано :   Родитель  ( законный   представитель)    ____________   Кононенко М. от___________ Согласовано: председатель  ПМПк  ___________(Уколова Н.В.)               от______________ Утверждаю:    заведующий  МБДОУ   д/с №1 с.   Заветное         _________С.А.  Шафранова                                                                  приказ №  ___ от  __________                         Адаптированная образовательная программа на четыре года,  для ребенка – инвалида Кононенко Анна  с ОВЗ. Составили: воспитатель Савченко Т.Ю Педагог­психолог:  Дьяченко Н.Г. с.Заветное 2018г.­2019г.Содержание Целевой раздел Пояснительная  записка I. 1. 1.1. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы  1.3. Характеристика детей с синдромом Дауна и ДЦП Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 1.4. Планируемые результаты освоения Программы (целевые  ориентиры) II. Содержательный раздел 2.1 Особенности осуществления образовательного процесса в ДОУ.  Описание образовательной деятельности по 5 образовательным  областям.  Описание вариативных форм, способов и средств реализации  программы. 2.2. Организация коррекционной работы 2.3. Особенности образовательной деятельности и культурных  практик 2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с  семьями воспитанников  в рамках единого образовательного  пространства. 2.5. Способы направления поддержки детской инициативы 2.6. Часть, формируемая участниками образовательных отношений III. Организационный  раздел 3.1. Программно­методическое обеспечение Программы 3.2. Организация режима пребыванияI. Целевой раздел 1. Пояснительная записка                                                 1.1 Пояснительная записка       Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов  (далее – дети с ОВЗ) является одним из  приоритетных направлений  деятельности системы образования Российской Федерации.       Полноценное  развитие  ребёнка  как  неотъемлемое  право  человека  и   одна  из  важнейших  задач  образования  на  современном  этапе  требует   поиска  наиболее  эффективных  путей  достижения  этой  цели.  Защита  прав человека,  на  охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в  соответствии с индивидуальными  возможностями становится  сферой  деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных  специалистов.        Поддержка  ребенка  с  ЗПР­ это  целый  комплекс  проблем,  связанных  с   его  выживанием,  лечением,  образованием, социальной адаптацией и  интеграцией в общество.       Целенаправленная  система  социально­педагогических  мероприятий,   включение  ребенка  с  ЗПР  в  коррекционно­образовательный  процесс  с   раннего  возраста,  повышает  уровень  развития,  способствует  социальной   активности  ребенка.  Благоприятное  сочетание   возможностей  организма  с  правильно  подобранными  программами на каждом этапе обучения,  эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда  и  полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход  психофизического развития ребенка.  Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно­ двигательного, эмоционального, сенсорного,  умственного, речевого,  эстетического и социально­личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов  и потребностей ребенка раннего возраста; характера  ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной  ситуации  развития ребенка.      Программа  включает  3  раздела:  целевой,  содержательный  и   организационный,     что  соответствует  требованиям  федерального     государственного   образовательного    стандарта  (в  содержании    каждого    раздела  определены    его  структурные особенности).      Предлагаемое  содержание  основных  направлений  педагогической   работы,   условия        и  формы  его  реализации  позволяют   решать   вединстве   коррекционно­развивающие   задачи,   к   которым   относится    моторно­двигательное, эмоциональное,    сенсорное,   умственное,    социально­личностное,    коммуникативное,     речевое   развитие   ребенка.            В программе представлены организационные формы , содержание и  основные методы  и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе  коррекционно­развивающего обучения в целях максимальной нормализации  развития , обеспечения процесса социализации в условиях детского сада.  Программой определены цели и задачи воспитания и обучения ребенка с ЗПР   на  четыре   учебных  года .  Использование  программы  предполагает   большую  гибкость.  Время  освоения программы строго индивидуально и  зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения  у  данного ребенка.         В  программе    описана  образовательная   деятельность   в  соответствии   с  направлениями   развития   ребенка,  в пяти модулях образовательных  областей (ФГОС):  •     Познавательное развитие  •     Социально­коммуникативное развитие  •     Речевое развитие  •     Художественно­эстетическое  •     Физическое развитие, Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ЗПР составлена с  учетом  основной  образовательной  программы       «От  рождения  до   школы»  под  редакцией  Н.Е.  Вераксы  .        Также  при  составлении  программы  учитывались  данные – это  заключение  и рекомендации ПМПК, индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.   Содержание материала данной программы построено в соответствии с  принципом концентричности. Это означает,  что  ознакомление  с   определенной  областью  действительности  от  этапа  к  этапу  усложняется,   то  есть  тема  остается,  а  содержание  раскрывает  сначала  главным   образом  предметную,  затем  функциональную,  смысловую,  стороны,  затем   сферу    отношений,     причинно­следственных,      временных     и   прочих     связей   между     внешними     признаками     и  функциональными   свойствами.  Кроме  того,  в  программе  прослеживаются  и  линейные,   межпредметные  связи  между  разделами. В одних случаях это связь  тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким  образом,  обеспечивается  повторность  в  обучении  ребенка,  что  позволит   сформировать  у  него  достаточно  прочные  знания  и  умения.Особенностью    данной   программы    является  активное   привлечение   в работу   родителей,  что  способствует  повышению  их  психолого­ педагогической  компетентности.  Обучение  родителей  (или  матери)  и   взаимодействие  с  педагогами      дает   максимальный   эффект   при    проведении   коррекционных   мероприятий.   Содержание   программы   предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:      1.     Консультативно­рекомендательная.      2.     Информационно­просветительская.       3.     Организация детских утренников, праздников.       4.     Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.       Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными  физиологическими нормативами, что позволяет  избежать переутомления и  дезадаптацию ребенка.  Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и  речевого развития детей. Реализация  принципа комплексности  предусматривает взаимосвязь в работе  педагога­психолога, специалистов и  воспитателя.       Основой  перспективного  и  календарного  планирования  коррекционной   работы  является  тематический  подход (тематический   план).  Он    позволяет   организовать   коммуникативные     ситуации,   в  которых    педагог   управляет  когнитивным   и   речевым   развитием   ребенка.    Тематический   подход   обеспечивает   концентрированное   изучение   и   многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы  способствует успешному накоплению речевых  средств и активному  использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне  согласуется с решением, как  общих задач всестороннего развития детей, так  и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала   служит также средством установления более тесных связей между  специалистами, так как все специалисты работают в  рамках одной  лексической темы.                    1.2 Планируемые результаты освоения индивидуальной  образовательной программы    Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы  учитывают индивидуальные особенности его  развития, определены в  соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых  ориентиров.В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с ЗПР  Кононенко Анна, данная  программа предполагает ориентацию на следующие  целевые ориентиры:  •  ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с  ними;  эмоционально вовлечён  в действия с  игрушками и другими  предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата  своих действий.  •  ребенок  использует  специфические,  культурно     фиксированные     предметные  действия,  знает  назначение  бытовых  предметов (ложки,  расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться  ими;  •  ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится  проявлять самостоятельность в бытовом и  игровом поведении;  •  ребенок  владеет  первоначальными  навыками  активной  речи,   формируется         пассивный  словарь;  может  выразить,  просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает  названия окружающих  предметов и игрушек;  •  ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в   движениях и действиях; появляются игры, в  которых ребёнок воспроизводит  действия взрослого;  •  ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и  подражает им;  •  ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию  картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально  откликается на  различные произведения культуры и искусств; •  у ребёнка  наблюдается  положительная  динамика  в развитии  крупной   моторики; он  стремится  осваивать  различные  виды движения (бег, лазанье,  перешагивание и пр.).                   1.3. Характеристика детей с  ЗПР.  Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.                  Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Задержка   психического   развития   относится   к   “пограничной”   форме нарушения   развития   ребенка.   При   ЗПР   имеет   место   неравномерностьформирования   различных   психических   функций,   типичным   является сочетание   как   повреждения,   так   и   недоразвития   отдельных   психических функций   с   сохранными.   При   этом   глубина   повреждений   и/или   степень незрелости может быть также различной. Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. Характерные особенности психологической реабилитации детей с ЗПР. 1. Вариативность   направлений,   форм   и   методов   психологической реабилитации детей ЗПР. 2. Активная интеграция воздействия в социальную среду. 3. Вовлеченность   в   процесс   максимального   широкого   диапазона отношений:   ребенок­семья,   ребенок­   сверстник,   ребенок­ педагоги.      Таким   образом,   поддержка   ребенка   с ЗПР   ­  это   целый   комплекс    проблем,   связанных   с   его  выживанием, лечением, образованием,  социальной адаптацией и интеграцией в общество.       Социально ­ бытовые навыки и ориентировка.       Культурно­гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту:  ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки,  появляются попытки  самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.       Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности  ребенка.       Ребенок   принимает  участие  в  играх,  занятиях  по  рисованию,   конструированию,  но  ему  требуется  постоянная   поддержка,  помощь  воспитателя,  постоянное  привлечение  внимания.   Интерес  к  занятию,  как  правило,  пропадает  быстро. Формируются  начальные игровые умения, манипулирование предметами.       Усвоение программы, трудности в усвоении программы.       Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем  развития речи, задержкой развития общей  и мелкой моторики, с  несоответствием общего развития данному возрасту.1.4 Оценка индивидуального развития ребенка с ЗПР     1.4.1  Критерии  эффективности  инклюзивного  образовательного   процесса,  реализуемого  через  индивидуальную  образовательную программу  представлены в таблице:          Критерий                      Показатели                       Индикаторы  Реализация  индивидуального  подхода  Составление  индивидуальной  образовательной  программы для ребенка  с  ОВЗ с учетом данной  диагностики  Наличие  индивидуальных  образовательных  программ с оценкой  хода их выполнения Обеспечение условий  для самостоятельной  активности ребенка с  ОВЗ Организация  развивающей среды,  наличие в режиме дня  времени и форм для  самостоятельной  активности ребенка Междисциплинарный  подход Междисциплинарное  проведение и  обсуждение  диагностики,  составление и  реализации   индивидуальной   образовательной  программы  (ИОП) Планирование времени в режиме дня для  самостоятельной  активности ребенка.  Методические  рекомендации по  психолого­  педагогическому  сопровождению ребенка  с ОВЗ в процессе его  самостоятельной  активности.  Наличие специалистов:  педагог­психолог,  музыкальный  руководитель,  инструктор по физ.  культуре; проведение  междисциплинарных  консилиумов. Активное включение в  образовательный  процесс всех его  Командные формы  выработки и принятия  организационных  Функционирование  в  ДОУ разнообразных  форм работыучастников. решений. Партнерское  взаимодействие с семьей Динамическое развитие  модели детского сада Организация  партнерских форм  взаимодействия с  семьей, участие  родителей в жизни сада,  консультация родителей по волнующим их  вопросам. Выстраивание  образовательного  процесса в соответствии с потребностями  детского контингента. Адаптация ребенка с  ОВЗ Социализация ребенка с  ОВЗ Адаптация к режиму  дня, к условиям  окружающей среды  детского сада,  положительный  эмоциональный фон Активное участие  ребенка в групповых  мероприятиях,  праздниках, отсутствие  конфликтов со  сверстниками Наличие договора с  родителями с  приложением  конкретной программе  действий. План  мероприятий с  включением родителей. Соответствие  качественного состава  контингента детей,  штатного расписания,  методической базы и  развивающей  предметно­  пространственной  среды. Применение  новых технологий  в  соответствии с  выявленными  потребностями детей. Результаты диагностики  адаптации ребенка с  ОВЗ. Результаты наблюдений; отзывы родителей Освоение  образовательных  областей Приобретение и  развитие навыков   самообслуживания ;  Результаты диагностики  воспитателя испециалистов. положительная  динамика в  познавательном ,  коммуникативном,  речевом развитии  ребенка. Психологическая диагностика развития ребенка       Измерение   достигнутых   ребенком   образовательных   результатов    осуществляется   с   помощью   шкал   оценки  компетентностей,    основанных на  определении  степени  самостоятельности  ребенка  в  применении  знаний, умений  и  навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.        Уровни сформированности  компетентностей:        1.    Высокий уровень – ребенок самостоятельно использует привычные  способы действия в новых, необычных,  но близких и однородных ситуациях.  Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится  критерием для  определения ребенком своего поведения в любых условиях        2.    Средний уровень – ребенок самостоятельно или с направляющей  помощью взрослого действует в обычных  для него условиях, в которых  вырабатывались основные привычки.        3.    Низкий уровень – ребенок действует только с организующей помощью  взрослого.        Критерии достижения ребенком более высокого уровня компетентностей:        ­ эмоциональное вовлечение в деятельность,        ­ наличие знаний конкретного и обобщенного характера,        ­ наличие необходимых культурно­фиксированных действий,        ­ способность варьировать поведение адекватно ситуации,        ­ способность учитывать правила и этические нормы,        ­ взаимодействовать с другими в рамках совместной деятельности.             Также  для  диагностики  развития       ребенка  используется  перечень  умений,  определяющих  развитие  ребенка,  представленный   в   Программе    ранней   педагогической   помощи   детям   с   отклонениями   в   развитии    «Маленькие  ступеньки», который состоит из проверочных таблиц по  следующим разделам:­общая моторика,        ­ тонкая моторика,        ­ самообслуживание и социальные навыки,        ­ восприятие речи,        ­ речевое развитие.    Методические пособия для осуществления психологической диагностики:        Психолого­педагогическая диагностика развития детей раннего и  дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.   Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А.  Стребелевой.  ­ М.: Просвещение, 2004. ­  164 с. +   Прил. (268. с. ил.).       Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению  детей с тяжелой и умеренной умственной   отсталостью. ­ М.: Творческий Центр, 2007        Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического  развития ребенка. Дошкольный и младший   школьный возраст. ­ СПб.: Речь, 2005. ­ 384 с.        Поле Е.В.  Дневник развития. ­ М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ          2.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с  индивидуальными потребностями     ребенка       В  индивидуальной    образовательной    программе    (ИОП)   определяется специфическое    для   данного  ребенка  соотношение   форм   и   видов    деятельности,   индивидуализированный   объем   и   глубина   содержания,    специальные  психолого­педагогические  технологии,  учебно­методические   материалы  и  технические  средства.  ИОП  обсуждается,  утверждается и  реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.    Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических,  коррекционных и развивающих.       В диагностическом блоке ведущей задачей является организация  комплексного медико­психолого­педагогического  изучения особенностей  развития ребенка, а также определение эффективности реализации  индивидуальной программы  развития ребенка.Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных  функций, социализацию ребенка, повышение  его самостоятельности и  автономии.       Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения  социального опыта взаимодействия с людьми и  предметами    окружающей      действительности;   развитие   компенсаторных     механизмов   становления     психики   и  деятельности  ребенка;  на  преодоление  и  предупреждение    у   воспитанников  вторичных  отклонений  в  развитии  их  познавательной   сферы,  поведения  и  личности  в  целом;  формирование  способов   ориентировки  в  окружающем  мире  (метод проб, практическое  примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для  становления у детей  целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. Организация  работы  специалистов  в  этом  блоке  предполагает  также   обучение  родителей  отдельным  психолого­ педагогическим приемам,  повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим  его активность в  повседневной жизни.      Представленные  блоки  тесно  взаимодействуют  на  каждом  этапе  работы с  ребёнком.  Реализация  задач  данных  блоков учитывает тяжесть  нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.         Индивидуальная  образовательная  программа  составлена    с  опорой  на   примерную  основную  образовательную  программу воспитания и обучения в  детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». В  программе  следующие образовательные области:  •  «Познавательное развитие»,  •  «Социально­коммуникативное развитие»,  •  «Речевое развитие»,  •  «Художественно­эстетическое развитие»,  •  «Физическое развитие».                         2.2. Задачи и содержание коррекционно­развивающей  работы с ребенком      1. Модуль образовательной области  «Познавательное развитие»      К  познавательным  процессам  относятся:  восприятие,  внимание,  память,  мышление,  воображение.  Формирование  данных процессов осуществляется  в следующих направлениях:       • Сенсорное  воспитание.• Ознакомление с окружающим.      • Развитие психических функций.       Тематический блок  1.1 «Сенсорное воспитание» Сенсорное  воспитание  служит  основой  для  развития  у  детей  поисковых   способов  ориентировки:  методов  проб  и  примеривания.   Сенсорное    воспитание   является,   с   одной   стороны,   основой   для   формирования   у ребенка   всех  психических процессов ­ внимания, памяти, сферы образов­ представлений, мышления, речи и воображения; с другой ­ оно  выступает   фундаментальной  предпосылкой  для  становления  всех  видов  детской   деятельности  ­   предметной,  игровой, продуктивной, трудовой.       На  начальных  этапах  восприятие  ребенком  окружающей   действительности  происходит  в  рамках  конкретного  анализатора     (зрительного,   слухового,   тактильного).   Образы    восприятия    при   этом    имеют    диффузный,    слабо  дифференцированный       характер.   В   процессе    целенаправленной     коррекционной     работы   эти  образы    постепенно  становятся более дифференцированными и  систематизированными за счет формирования связей внутри определенного   анализатора и межанализаторных связей.       Педагогам  важно  помнить,  что  с  детьми  с  синдромом  Дауна  надо   работать,  не  теряя  с  ним  визуального  и  ситуативного контакта,  накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.       Занятия  проводятся  по  следующим  направлениям:  развитие   зрительного,  слухового  и  тактильно­двигательного  восприятия.       ЗАДАЧИ:       Сенсорное воспитание:       • учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего  фона;       • учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий ­  твердый, мокрый ­ сухой,   большой ­ маленький,  громкий ­ тихий;       • учить ребенка определять выделенное свойство словесно в пассивной  форме;       • формировать у ребенка поисковые способы ориентировки ­ пробы при  решении игровых и практических задач; Развитие слухового восприятия и внимания:• знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные  инструменты издают различные звуки,  вызывать интерес к играм со взрослым  на музыкальных инструментах;       • учить реагировать на слуховые раздражители;       • вырабатывать   у   ребенка  по   подражанию   разные   двигательные    реакции   в   ответ   на   звучание   различных  инструментов.       • учить   дифференцировать   на   слух   звучание   музыкальных    инструментов,   реагируя   действиями   на   звучание  определенного  инструмента (выбор из двух);       • учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;        • учить дифференцировать звукоподражания.       Развитие тактильно­двигательного восприятия:       • учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;       • учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать  предметы по величине (в пределах двух);       • учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без  предъявления образца;       • учить  различать  на  ощупь  величину  предметов;  проводить  выбор  из   двух  предметов  (большого,  маленького)  с  предъявлением образца  зрительно.   Средства:       Примерный перечень игр:       «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку­ ку»,  «Покажи,  где  ляля»,  «Покажи, где  ту­ту  (паровоз)»,  «Дай,  что  катится  (не  катится)»,  «Спрячь  шарик»,   «Спрячь  », «Кто в домике живет?».       Итоговые показатели по освоению ребенком содержания  тематического  блока «Сенсорное воспитание».       Ребенок научится:       • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по  просьбе взрослого;       • различать  свойства  и  качества  предметов:  мокрый  ­  сухой,  большой  ­ маленький,  сладкий  ­  горький,  горячий  ­ холодный;• воспроизводить  в  отраженной  речи  некоторые  знакомые  свойства  и   качества  предметов  (большой  ­  маленький,  горячий ­ холодный, кубик ­  шарик);       • сличать два основных цвета (красный, желтый);       • дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных  инструментов (выбор из двух);       • складывать разрезную картинку из двух частей;       • учитывать  знакомые  свойства  предметов  в  предметно­практической  и  игровой  деятельности  (шарик  катится;  кубик стоит, не катится; большой  домик для большой матрешки, маленький ­ для маленькой);       • дифференцировать звукоподражания.       Тематический блок 1.2«Ознакомление с окружающим миром»       Ознакомление  с  окружающим  направлено  на  формирование  у  ребенка   целостного  восприятия  представлений  о  предметном  мире.  Ознакомление   с  окружающим  обогащает  чувственный  опыт  ребенка,  учит  быть   внимательным  к  тому,  что  его  окружает.  В  ходе  занятий  накапливаются   представления  и  элементарные  понятия  о  явлениях  неживой  природы, о  животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов  домашнего обихода, начинает  активизироваться связная речь. Важно научить  ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а  затем  обобщать увиденное в словесных высказываниях.   Занятия  по  ознакомлению  с  окружающим  проводятся  по  следующим   темам:  «Части  тела»,  «Игрушки»,  «Семья»,  «Домашние животные»,  «Мебель», «Одежда», «Посуда».      ЗАДАЧИ:       •  формировать целостное восприятие представлений об окружающем  мире;       •  знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их  назначением и функциями;       •  расширять представления о ближайшем окружении.      Средства      Примерный перечень игр:      «Паровозик»,  «Передай  мяч»,  «Найди  мишку»,  «Шумит  лес»,  «Найди   игрушки»,  «История  о  ручках  и  ножках»,  «Где же наши пальчики?», «По  грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички»,«Блестят на  елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери  посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто  живет в лесу?», «Ай  дили­дили­дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы»,  «Маленькие помощники»,  «Заблудились», «Кто где живет?» и др.      Итоговые     показатели   по   освоению   ребенком    содержания       тематического    блока   «Ознакомление     с  окружающим миром».      Ребенок будет:      • иметь представления о разнообразии предметного мира (предметы и  объекты ближайшего окружения);      • уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах  специалистов. Тематический блок 1.3 «Развитие психических функций»       Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение  развития всех психических функций.        У ребенка с синдромом Дауна наблюдается неравномерность развития, то  есть навыки, в норме относящиеся к его возрасту, у ребенка могут  наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.        Развитие внимания.      Внимание  является  оной  из  важных  предпосылок  всех  видов   сознательной  деятельности,  в  первую  очередь  познавательной.        Уровень  развития  внимания  определяется  различными   характеристиками.  К  ним  относятся  объем  внимания,   концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.       Для  детей  с  синдромом  Дауна  характерна  неустойчивость  активного   внимания,  повышенная  утомляемость  и  истощаемость, короткий период  концентрации внимания. Значительное влияние на его развитие оказывают  нарушения  слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие, а также  неустойчивость позы, в которой находится ребенок.       Развитие памяти       Память   ребенка   раннего   возраста   всегда   связана   с   его   активным    восприятием   – узнаванием.   Она   носит  непроизвольный характер и  теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов.  При этом память  в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов  познания.Память  детей  с  синдромом  Дауна  характеризуется  уменьшенным   объёмом,  а  также  недостаточностью  слуховой  кратковременной  памяти  и  обработки  информации,  полученной  на  слух.  Осложнен  переход  из   кратковременной  и  оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.       Развитие мышления   Мышление  у  ребенка  раннего  возраста  формируется  тесной  взаимосвязи  с  общим  развитием,  с  опорой  на  восприятие, развивается в осмысленных  целенаправленных предметных действиях. Все особенности, характерные для  ребенка с синдромом Дауна, находят свое отражение в особенностях развития мышления:      • Отставание  и  своеобразие  развития  мелкой  моторики  и  зрительно­ двигательной  координации  отрицательно  сказываются на формировании  поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.      • Позднее  формирование  ползанья  и  ходьбы  снижает  возможности   исследования  окружающего  мира,  нарушает  развитие способности  планировать действия.       • Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на  процессе формирования представлений.   Понятийный  уровень  мышления,  предполагающий  соединение   представления  со  словом,  из­за  задержки  речевого  развития появляется  позже.      • Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в  другую.      • Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных  наблюдений. В основном ребенок знает то,  чему его специально учили.      ЗАДАЧИ:      Развитие внимания:       • привлечение  внимания   ребенка   с  помощью   объектов,  связанных   с   удовлетворением   его  органических  потребностей;       • стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей  разной модальности;       • развитие устойчивости непроизвольного внимания;       • формирование предпосылок для развития произвольного внимания;  расширение объема внимания;• развитие способности к переключению внимания. Развитие памяти:        • развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;        • расширение круга узнаваемых предметов;       • развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных  представлений о предметах;        • развитие непроизвольной памяти;        • увеличение объема запоминаемого материала;        • совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.       Формирование мышления:        • развивать наглядно­действенное мышление;       • создавать предпосылки к развитию наглядно­образного мышления;        • установление связей «восприятие ­ образ», «предмет ­ действие»,  «действие ­ его результат»;        • установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы  от практических действий с  предметами;        • установление причинно­следственных связей.       Средства      Примерный перечень игр:       «Матрешка»,  «Найди  мишку»,  «Дорожка  для  зайчиков»,  «Шумит  лес», «Рисуем  клубок»,  «Найди  игрушки»,  «История  о  ручках  и  ножках»,  «Где же  наши  пальчики?»,  «Что  изменилось?»,  «По  грибы»,  «Разрезные   картинки»,  «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что  спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый  ящик»,  «Пазлы»,  «Что  лишнее?»,  «Собери  посуду»,  «Кто  играет?»,  «Музыкальная  минутка»,   «Кто  живет  в  лесу?»,  «Найди   лишнего»,   «Ай   дили­дили­дили»,     «Цветочная   поляна»,   «Варим   кашу»,   «Собери   цветы»,  «Маленькие   помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.       Итоговые  показатели  по  освоению  ребенком  содержания     тематического  блока  «Развитие  психических  функций»       Ребенок  научится:• рассматривать последовательно 2­3 объекта и ясно их воспринимать;       • переключать свое внимание с одной игрушки на другую;       • находить парные предметы и картинки (2­3 пары);       • понимать и выполнять указания взрослого;       • освоить способы действий с предметами;       • воспроизводить действия взрослого путем подражания;       • узнавать знакомые предметы среди незнакомых.        2.Модуль образовательной области  «Социально­коммуникативное  развитие»       Когда мы говорим о социализации, мы имеем в виду две взаимосвязанные   стороны: социально­коммуникативное  развитие (развитие личности, умение  взаимодействовать с окружающими людьми) и эмоциональное развитие. Поведение  ребенка    с  синдромом  Дауна  характеризуется,  в  основном   послушанием,  легкой  подчиняемостью,  добродушием, иногда ласковостью,  готовностью делать то, что его попросят. Ребенок легко вступает в контакт.        Эмоциональное  развитие  отличается  сохранностью  элементарных   эмоций.  Ребенок  ласков,  привязчив.  Выражает  положительные  эмоции  ко   всем  взрослым,  вступает  с  ними  в  контакт,  но  преимущественно  к  тем,  с которыми  он  постоянно общается. У ребенка положительные эмоции  наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче он обычно  не   огорчается.  Не  всегда  может  правильно  оценить  результаты  своей   деятельности.  Доступны  страх,  радость,  грусть.   Обычно эмоциональные реакции чаще выражены недостаточно ярко.       В  личностном  плане  ребенку     в  большей  степени  свойственна   внушаемость,  подражательность  действиям  и  поступкам других людей.        Работа по социально­коммуникативному развитию ребенка с синдромом  Дауна осуществляется:       • в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие  представлений о себе, окружающих взрослых и  сверстниках,  о  системе   социальных  отношений;  на  овладение  средствами  взаимодействия.  В   проведении  таких  игр   принимают участие различные специалисты .  Игры   предусмотрено    проводить  как  самостоятельное  занятие,  а  также    включать  в  структуру  других  занятий  в  соответствии с замыслом  специалиста;• в  процессе  обучения  сюжетно­ролевым  и  театрализованным  играм,   где  вычленение,       осознание  и  воссоздание  социальных отношений  является целью и средством деятельности;       • в  ходе  рисования  и  конструирования  при  усилении  социальной   направленности  их  содержания  и  значимости  результата;       • в  повседневной  работе  по  развитию  речи:  обучение  словесному   отчету  о  выполненных  действиях,  составлению  рассказов из «личного  опыта» и пр.;       • в индивидуальной коррекционной работе. ЗАДАЧИ:     • формировать представления о своем «Я», о своей семье и  взаимоотношениях в семье;      • формировать представления о частях собственного тела, их назначении,  расположении;      • формировать общение «взрослый­ребенок», их сотрудничество;      • формировать потребность эмоционально­личностного контакта со  взрослым;      • формировать  общение  между  детьми,  по  ходу  которого  они   постепенно  переходят  от  параллельной  игры  к  эмоционально­ практическому общению;      • формировать доступные для ребенка средства общения;      • формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на  стульчик, сидеть на занятии и т.д.;      • формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам  действия с ними;      • обучать  выполнению  элементарной  речевой  инструкции,   регламентирующей  какое­либо  действие  ребенка  в  определенной ситуации;     • привлекать  внимание  к  различным  эмоциональным  состояниям   человека,  учить  подражать  выражению  лица  взрослого и его действиям;      • развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.      Средства      Примерный перечень игр:Театрализованные  игры  по  сказкам:  «Колобок»,  «Репка»,  «Теремок»,   «Курочка  ряба»;  «Азбука  настроений»,  «Нравится – не нравится», «Кошка  и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений»  и др. Итоговые     показатели    по   освоению    ребенком     содержания        образовательной      области   «Социально­ коммуникативное развитие»       Ребенок научится:  •  демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым,  принимать помощь взрослого;  •  положительно  реагировать  на  сверстников,  уметь  находиться  рядом,  не   причиняя  друг  другу  вреда  и  не  создавая   дискомфорта;  •  выполнять предметно­игровые действия с игрушками и предметами из  ближайшего окружения;  •  адекватно вести себя в привычных ситуациях;  •  выполнять по речевой инструкции 2­3 элементарных действия с игрушками.       3. Модуль образовательной области  «Речевое развитие»       Развитие речи и формирование коммуникативных способностей является  важным подразделом программы.       Одной из основных особенностей развития ребенка  с синдромом Дауна –  значительное отставание экспрессивной  речи.  Даже  на  фоне  отставания  в   других  областях  развития  активная  речь  является  самым  слабым  звеном.  Помимо  уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение  формирования грамматического строя.       Анализ  данных  по  развитию  речи  ребенка  с  синдромом  Дауна,  а   также  позволили  выделить  сильные  и  слабые  стороны развития, что  помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.        У ребенка: понимание речи намного опережает развитие активной речи;  зрительная память развита гораздо лучше  слуховой;  социальное  и   эмоциональное  развитие  является  наиболее  сохранной  сферой;  сниженный объем  слуховой  памяти требует многократных повторений слов для их  запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого  аппарата   создают  дополнительные  сложности  для  формирования  четкого   звукопроизношения;  отставание  речи  при  отсутствии других форм  общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.Таким образом, формирование навыков невербального общения, как  частичной и временной замены устной речи,  поможет разрешить  перечисленные проблемы.      Коррекционная работа по развитию речи осуществляется:      • в  живом   общении   с  ребенком  (развитие  социальной   направленности   речи,  развитие  коммуникативной  потребности, овладение различными  видами коммуникативных высказываний);      • на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция  речи, связь воспринятого со словом с целью  формирования пригодных для  изображения представлений, актуализация представлений по слову);      • на  занятиях  по  развитию  речи   (все  виды  и  формы   речи),   построенных   по  принципу   моделирования  коммуникативных ситуаций;      • в индивидуальной коррекционной работе с учителем­логопедом.      ЗАДАЧИ:      • расширение объема понимания обращенной речи;      • формирование доступных средств общения;      • использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного  и слухового  внимания,  общение  с   помощью  предметных  действий,  привлечение  к  себе  внимания,   использование  простейших жестов и звуков;      • развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой  для активизации звукопроизношения;      • активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у  детей с синдромом Дауна.      Развитие импрессивной речи. Развитие пассивного словаря.   Накопление словаря происходит в следующей последовательности:       • существительные (предъявление, знакомство, называние предмета,  организация игры с предметом).       • глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и  многократное обыгрывание действия, включение  слова в быт).        • прилагательные (аналогичная методика).        • предложение  (сложность  предложения  зависит  от  количества  слов,   влияющих  на  понимание  (ключевые  слова,  несущие информацию).Понимание связной речи        Работа над пониманием связной речи должна вестись в следующей  последовательности:       1. Изолированные действия       • демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;       • жесты,  обозначающие  действия,  включаются  в  репертуар  песенок,   потешек,  что  обеспечивает  их  многократное  усвоение и повторение;       • демонстрация и называние этого же действия по картинке.       2.  Цепочки  действий:  работа  ведется  в  той же  последовательности  что и  при  освоении  изолированных  действий.   Цепочки действий постепенно усложняются.       3. Работа над простой адаптивной сказкой:       • демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;    Развитие экспрессивной речи. Развитие активного словаря.        Накопление словаря происходит в следующей последовательности:       • называние  по  подражанию  (использование  предметной  или  сюжетной   картинки  с  использованием  слова,  жеста,  звукоподражания).       • ответы на вопросы с использованием подражания.       • самостоятельные ответы детей на вопросы (принимается любая форма  ответа, обращается внимание на качество   звукоподражания).       • спонтанное   использование   речевых   средств   (поощряется   речь    детей   в   виде   звукоподражаний   и   слов,   что   способствует постепенной жестовой речи устной).       • появление фразы (возможно активное использование жестов при  построении фразы).       Работа по вызыванию звуков:       Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному  произнесению звуков происходит поэтапно:       • повторение за ребенком имеющихся у него звуков.• поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков.       • побуждение  ребенка  произносить  новые  звуки  с  опорой  на  предмет   или  картинку  в  сопровождении  жеста.  В  случае необходимости  используется опора на тактильные ощущения.       • имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и  буквы.       • спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.       • использование усвоенных звуков в речи.    • работа с книгой по той же  сказке.включение звуков  в слоги и в слова.       Средства.       Примерный перечень игр:       «Валенки», «Травка­муравка», «Буренушка», «Сидит зайка», «Скок­скок­ поскок», «Как у нашего кота», «Пошел кот  под мосток», «У Аленки в  гостях», «Котик серенький», «Сорока­белобока», «Заинька», «Едем, едем на  лошадке» и др.        Так  же  можно  использовать  сказки:  «Курочка  Ряба»,  «Репка»,  «Волк   и  семеро  козлят»  (обработка  А.Толстого),  «Теремок», «Колобок» и т.д.       Итоговые показатели по освоению ребенком содержания  модуля «Речевое  развитие»       Ребенок научится:       • выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;       • выполнять простейшие поручения и просьбы;       • пользоваться невербальными формами коммуникации;       • воспроизводить   знакомые   звукоподражания,    усеченные    фразы   на   основе  подражания    (в   зависимости   от  возможностей ребенка).       4. Модуль  образовательной области «Художественно­эстетическое  развитие»       Сохранность  эмоциональной  сферы  ребенка  с  синдромом  Дауна   позволяет  ему  проявлять  свои  способности  и  достигать значительных  результатов в творческих видах деятельности, в том числе, таких как  изобразительная.   Предусмотрены  занятия  по  изобразительной  деятельности,  одной  из   основных  задач  которых  является  развитие  тонких  движений  пальцеврук.  При  организации  работы  над  развитием  тонкой  моторики  выделен   ряд  приоритетных  направлений, связанных с особенностями развития  ребенка с синдромом Дауна:       1. Формирование  готовности  к  развитию  навыков  мелкой  моторики:   развитие  чувства  равновесия,  координация  «рука  –  глаз»  (игра  в  мяч),   согласованных  движений  рук,  имитация       (можно  достичь,  обучая  пению песенок  с  движениями или пальчиковым играм).        2. Формирование   стабильности,   а   затем   и   вращательных   движений    запястья   (формируются   параллельно   с  усложнением захвата).        3.  Формирование  захвата,  то  есть  умение  дотягиваться  до  предмета,   брать  и  удерживать  его,  а  также  умения  им  манипулировать, брать,  класть в определенное место.        Развитие захвата у ребенка во время рисования.       * Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к  ладони.        * Первая  ступень формирования  ладонного захвата. Мелок, фломастер  или толстый  карандаш ребенок держит в  кулачке, наискосок ладони.  Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой  способ захвата  подходит для рисования на горизонтальной поверхности и  удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей  рукой от плеча.      * Вторая ступень формирования ладонного захвата. Ребенок захватывает  мелок противопоставляя большой палец  («грабельки»). Рабочий конец  направлен вверх. Удобно использовать при рисовании на вертикальной  поверхности.             Развитие захвата во время лепки.       * Работы, требующие использования ладонного захвата:     (cid:252)  разминать  пластилин  в  ладони,  расплющивать  его  на  столе,  позже   между  ладонями  («блинчики»,  «тарелочки»,     «диски для пирамидки»);     (cid:252)  раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки  («колбаски», «конфетки»);     (cid:252)  раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между  ладонями рук «бревнышки  для домика» (сам      домик собирает педагог);     (cid:252)  задание   скатывать   шарики   из   пластилина   круговыми   движениями    рук   на   столе,   затем   между   ладонями    предполагает умение устойчиво  фиксировать запястье на весу («колобок», «мячик», «неваляшка», «ягодки»);(cid:252)  втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»);     (cid:252)  разрывать пластилиновый столбик («покормим зверят»). 5. Модуль образовательной области  «Физическое развитие»      Последствия раннего органического поражения центральной нервной  системы отражены на моторно­двигательном  развитии ребенка.  Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной  моторики. Это выражается в  моторной неловкости, недостаточной  координации движений, плохой переключаемости с одного движения на  другое. У  ребенка  долго  и  с  большим  трудом  формируются  серии   движений,  что  необходимо  для  образования  двигательных  навыков.   Существенно  страдает  координация  движений  обеих  рук  и  зрительный   контроль  (зрительно­двигательная  координация). Снижена двигательная  память.      Работа по моторному развитию предусмотрена:       • в  ходе  специальных  игр   и  упражнений,   направленных    на   восприятие   и  воспроизведение   основных   и  выразительных движений,  естественных жестов, мимики;       • в подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением;       • на занятиях с использованием пальчиковой гимнастики;       • на  всех  занятиях,  если  требуется  правильное  восприятие  и   воспроизведение  выразительных  движений  для  понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний.      ЗАДАЧИ:       • стимулировать двигательную активность ребенка;       • развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;      • обогащать двигательный опыт;       • формировать положительное отношение к двигательным играм; • формировать представления о собственном теле, его основных частях и их  движениях;      • развивать ориентировку в пространстве;      • учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову­сигналу;      • учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и  кистями рук, прослеживая их взором;• развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких  стихов и потешек;      • формировать  умение  выполнять  серию  движений  под  музыку   (совместно  со  взрослым,  по  подражанию  и  по   образцу).      Средства.      Примерный перечень игр:      Подвижные  игры:  «Воробышки  и  автомобиль»,  «Поезд»,  «Самолеты»,   «Пузырь»,  «Солнышко  и  дождик»,  «Мой  веселый звонкий мяч», «Кто  тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.      Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока­ворона»,  «Цветок», «Замок» и др.      Итоговые  показатели  по  освоению  ребенком  содержания    модуля   образовательной  области  «Физическое  развитие»      Ребенок научится:      • выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову­сигналу;      • выполнять серию движений под музыку; • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;      • производить движения пальцами одновременно с произнесением текста  потешки или рифмованных историй;      • выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;      • захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в  играх с «сухим бассейном»;      • играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.                                                    Тематический план     Месяц           Неделя           Темы                          Основные слова Октябрь   1­2­я неделя     «Семья»                  Мама.           3­4­я недели       «Семья»                     Папа.Ноябрь          1­2­я неделя «Посуда»     Чашка, ложка.    3­4­я недели   «Посуда»      Тарелка.  Декабрь         неделя     1­2­я Части лица Нос, глаза,уши. Январь     3­4­я недели Повторение  «Части лица» Руки, ноги. Февраль  1  ­2­я неделя «Игрушки» Мяч, кубик, машина.   3­4­я недели   «Одежда» Носки, шорты, куртка,  шапка. Март 1­2­я неделя     «Мебель»   3­4­я недели   «Мебель» Апрель 1­2­я неделя       3­4­я недели   «Домашние  животные» «Домашние  животные» Стол, стул. Кровать,  шкаф. Кошка, собака Корова, свинья. Май 1­2­я неделя     Повторение Все слова       Одновременно с изучением лексических тем воспитатель проводит  индивидуальные занятия по следующему  плану:  Сентябр ь Развитие кисти  А)пальчиковые игры; Б)самомассаж  рук;В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) рисование пальчиковыми красками; Нагрузка на мышцы  запястья Б)  лепка тесто пластилин. А)сжимать игрушку пищалку; Б) кидать мячи просто так ; В) игры с пирамидками. Социализация А) хороводные игры октябрь Развитие кисти А)пальчиковые игры; Б)  самомассаж  рук; В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А)рисование пальчиковыми красками; Б) лепка тесто пластилин. Нагрузка на мышцы  запястья А) сжимать игрушку пищалку; Б) кидать мячи просто так и цель; В) игры с пирамидками Социализация А)хороводные игры Ноябрь Развитие кисти А)  пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук; В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) Лепка из глины , пластилина: ­ катать шарики колбаски из пластилина; ­резать пластилиновые колбаски ножом. Нагрузка на мышцы  запястья А) сжимать игрушку пищалку; Б) кидать мячи просто так и цель;В) игры с пирамидками; Г) танцевальное движение «фонарики» Социализация А) хоровые игры; Б) покормить куклу. Декабрь Развитие кисти А) пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук; В) телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) Лепка из пластилина: ­ делать лепешки и блинчики; ­ резать колбаски ножом. Увеличение нагрузка на мышцы запястья А)  сжимать игрушку ­  пищалку; Б) кидать мячи просто так и цель; В) танцевальное движение «фонарики»; Г)  театрализованные игры (куклы  бибабо); Д) «ладушки». Социализация А) хоровые игры; Б)  покормить куклу; В) одеть куклу на прогулку. Январь Развитие кисти А) пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук; В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) рисование красками; Б) лепка из твердого пластилина: ­ катание шариков, колбаски;­ лепить лепешки, блинчики. Увеличение нагрузка на мышцы запястья А) сжимать игрушку ­  пищалку; Б)  танцевальное движение «фонарики»; В) игры с пирамидками; Г) катание шарика (пупырчатый). Социализация  А) хоровые игры; Б) уложить куклу спать. Февраль Развитие кисти А) пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук; В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) рисование красками; Б) лепка из  пластилина: ­ втыкать в шарики спички (ёжик). Увеличение нагрузка на мышцы запястья А) сжимать игрушку ­  пищалку; Б)  танцевальное движение «фонарики»; В)  «Ладушки»; Г) катание шарика; Д) заматывать и разматывать ленту на  основу.  . Социализация  А) хоровые игры; Б) уложить куклу спать; В) театрализованные игры. Март Развитие кисти А) пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук;Арт­терапия В)  телесно­ориентированные игры. А) рвать полоски бумаги и с помощью  взрослого делать отрывные аппликации; Б) лепка из пластилина. Увеличение нагрузка на мышцы запястья А) заматывать и разматывать ленту на  основу; Б)  танцевальное движение «фонарики»; В)  «Ладушки»; Г) катание шарика. Социализация  А) полечить куклу; Б) попоить куклу. Апрель Развитие кисти А) пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук; В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) рисование пальчиковыми красками; Б) рвать полоски бумаги и делать  отрывные аппликации; В) пластинография : из  картонавырезается  основа­ жучок,  помогает ребенку размазать по всей  поверхности пластилин, а потом на  пластилин прикрепляем зерна­ пятна. Увеличение нагрузка на мышцы запястья А) заматывать и разматывать ленту на  основу; Б)  игры с пирамидкой; В) кидать мяч в цель. Социализация А) хороводные игры;Б) попоим куклу; В) танцы. Май Развитие кисти А) пальчиковые игры; Б) самомассаж  рук; В)  телесно­ориентированные игры. Арт­терапия А) рисование пальчиковыми красками; Б) пластинография : взрослый рисует  дерево, а ребенок отрывает от колбаски  из пластилина и прикрепляет на веточки  (листочки) Увеличение нагрузка на мышцы запястья А) заматывать и разматывать ленту на  основу; Б)  игры с пирамидкой; В) кидать мяч в цель. Социализация А) хороводные игры; Б) поставить машину в гараж. Игры с песком А) пропускать песок сквозь пальцы; Б) руками закапывать и откапывать  мелкие игрушки; В) на песке рисовать пальчиками, ребром  ладони. Всей ладонью. Г) выкладывать дорожку из камешек. Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации  индивидуальной образовательной программы представлено в сводной таблице.Образовательные  области Содержание  коррекционной  работы Специалисты,  осуществляющие  коррекционную  работу Виды  деятельности по  осуществлению  коррекции Социально­  коммуникативное  развитие Воспитатель Педагог­  психолог Элементарные  навыки культуры  поведения.  Навыки  невербальной  и  вербальной   коммуникации.  Общение и  речевое развитие. Социально­  бытовые навыки.  Познавательное  развитие Воспитатель Педагог­  психолог Знакомство с  окружающим  миром.  Сенсорное  развитие всех  видов  восприятия.  Создание  целостного  образа  окружающего Повседневная  деятельность,  игра. специально­ организованные  занятия,  повседневное  общение,  обучение  родителей  невербальным  способам  коммуникации,  организованная  педагогом  деятельность в  режимных  моментах. Повседневная  деятельность,  специальные  занятия, игры. Речевое развитие Речевое  развитие ,  вербальная  коммуникация. Воспитатель Педагог­  психолог Специально­  организованные  занятия,  повседневное  общение, игры. Художественно­  Формирование  Музыкальный  Специально­эстетическое  развитие Физическое  развитие интереса  к  творческим   видам  деятельности.  Обучение  способам  действий в  различных видах  продуктивной  деятельности.  Знакомство с  различными  материалами и  способами их  использования.  Формирование  певческих и  музыкально­  ритмических  навыков. Создание  условий,  побуждающих к  двигательной  активности.  Развитие  основных  двигательных  навыков. руководитель  Воспитатель организованные  занятия.  Организованная  педагогом  деятельность в  режимных  моментах.  Игры. Инструктор по  физ. культуре .  Воспитатель . Родители. Игры, специально организованные  занятия,  организованная  деятельность в  режимных  моментах.  Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях  психлолго­ медико­ педагогического консилиума ДОУ с участием всех  педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной  образовательной программы 2.4 Взаимодействие с семьей ребенка       Ведущие цели  взаимодействия детского сада с семьей ­ создание в детском саду (группе) необходимых условий для  развития ответственных и  взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих  целостное развитие  личности ребенка, повышение компетентности родителей  в области его воспитания.Основной  задачей  работы  с  родителями      ребенка  с  ЗПР   является   создание  в  семье  атмосферы  эмоционального комфорта и уважения, в  которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.   Основные формы взаимодействия с семьей:      Знакомство с семьей: встреча­знакомство, анкетирование семьи.       Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни  открытых дверей, индивидуальные и групповые  консультации,     родительские    собрания,   оформление    информационных       стендов,   организация    выставок   детского  творчества,  приглашение  родителей  на   детские  концерты  и  праздники,  создание  памяток.       Совместная   деятельность:   привлечение   родителей   к   организации    детских   праздников,   конкурсов,    прогулок,  к      участию  в   детской   исследовательской  и  проектной деятельности.   Взаимодействие  педагогических  работников  в  процессе  реализации   индивидуальной  образовательной  программы  представлено в сводной  таблице.   III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ      3.1     В учебно­методический комплекс  индивидуальной  образовательной  программы для ребенка с ЗПР вошли:         1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От  рождения до школы» под ред.  Н.Е. Вераксы .        2.  Программа  дошкольных  образовательных  учреждений   компенсирующего  вида  для  детей  с  нарушениями  интеллекта   Е.А.   Екжановой    и  Е.А.  Стребелевой   «Коррекционно­развивающее      обучение  и  воспитание   детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта».         3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в  развитии «Маленькие ступеньки». ­ Мойра  Питерси, Робин Трилор и др.       Методические пособия:        Основная   общеобразовательная    программа   дошкольного  образования  Программе   «От   рождения   до  школы».     / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.  Комаровой, М. А. Васильевой. ­ М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ.        Консультативно­просветительская работа Включение ребёнка с ЗПР в дошкольное образовательное учреждение общего  типа. Информационно­ методическое пособие. – Новосибирск, 2010Распорядок и режим дня ребенка  в образовательном учреждении (Средняя группа общеразвивающей  направленности) холодный (образовательный) период (сентябрь – май)